Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Амиржанова А.Ш. 1 Толмачева Г.В. 1 Тимофеева М.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
В представленной статье авторы рассуждают о соотношении понятий «эстетическая культура» и «эстетическое воспитание» личности. Так, они полагают, что понятие «эстетическая культура» можно рассматривать как системное образование, имеющее сложный и многообразный состав. Ядром эстетической культуры является искусство. А важнейшей сферой эстетической культуры общества является единая система эстетического воспитания личности. Вместе с тем авторы утверждают, что в процессе эстетического воспитания человек начинает ориентироваться в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями данного конкретного общества. Развивая эту мысль, авторы данной научной публикации обращаются к комментариям известных ученых-педагогов и сопоставляют их высказывания. Исходя из этого, они справедливо полагают, что система эстетического воспитания – это специфический процесс, представляющий собой целый комплекс педагогической деятельности, направленный на решение объективных и субъективных тенденций развития личности. Также авторы предлагают основные методы и формы эстетического воспитания личности. И в данном контексте они руководствуются фундаментальными трудами Бабанского Ю.К., который рассматривал вопросы эстетического воспитания и связывал это напрямую с деятельностью педагога, направленной на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений личности. Вместе с этим представлены важные компоненты эстетической культуры личности, которые, по мнению Ю.К. Бабанского, одновременно могут выступать в качестве критериев эстетической воспитанности. В заключение, подводя итог сказанному, авторы пришли к выводу, что в содержательном аспекте эстетическое и художественное воспитание не являются идентичными понятиями.
эстетическая культура
эстетическое воспитание
эстетический идеал
нравственная духовность
художественно-творческая деятельность
патриотизм.
1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова, З.А. Гриценко [и др.] / под ред. Е.А. Дубровской. М.: Юрайт, 2016. 186 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.
3. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. С. 20-30.
4. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2019. 286 с.
5. Собянина И.В. Художественное воспитание. М.: Карапуз, 2010. 112 с.
6. Амиржанова А.Ш., Головачева Н.П. Искусство как средство художественного воспитания личности (на примере студентов дизайнеров) // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 7. С. 5-11.
7. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л.: ЛГПИ, 1980. С. 61-77.
8. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
10. Смирнов В.И. Теория и методика воспитания. Часть III. Гуманистические воспитательные системы: учебное пособие. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. 348 с.
11. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. Детство-Пресс, 2011. 180 с.

Эстетическая культура является важной и неотъемлемой составной частью культуры любого общества. Под ней принято понимать совокупность эстетических ценностей, существующих в обществе, а также способы и средства их создания и овладения ими. Одним из важнейших элементов эстетической культуры принято считать искусство в его многообразных видах и процессах его создания и восприятия.

Актуальность темы связано с тем, что в современном мире эстетическая культура рассматривается как специализированная часть общей культуры и характеризует общество с точки зрения способности обеспечивать развитие искусства и формировать эстетическое отношение к нему и к другим эстетическим ценностям. Вместе с тем эстетическая культура может быть представлена как многогранное системное образование, включающее в себя ряд сложных и многообразных тенденций. Поэтому в оценке эстетической культуры может выступать эстетическое отношение и совокупность эстетических ценностей, например природа и соответствующее эстетическое отношение к ней [1, с. 14].

Цель исследования: анализ и рассмотрение особенностей эстетической культуры и эстетического воспитания личности.

Материалы и методы исследования. Ядром эстетической культуры является культура художественная, или искусство. В результате художественной деятельности в произведении искусства объективируются эстетические и художественные ценности, господствующие в обществе. В состав эстетической культуры входят разные виды художественно-творческой деятельности – это народное творчество, разного рода дизайнерская деятельность, в том числе организация и эстетическая разработка предметно-пространственной среды. На сегодняшний день особое место в эстетической культуре принадлежит эстетике производства, т.е. дизайну и эстетике труда.

Таким образом, в центре внимания становятся комплексы, возникшие на границе экологии и эстетики. В результате этого взаимодействия возникло новое направление – это экологическая эстетика. Не менее важным звеном эстетической культуры стали различные виды средства массовой информации – это различная печатная продукция, телевидение и радио, не только осуществляющие функцию, связанную с трансляцией художественных ценностей, но и создающие постоянно действующую информационно-эстетическую среду, связывающую, в свою очередь, эстетические отношения с идейно-политическими. В итоге это может оказать немаловажное влияние на формирование и развитие ценностной ориентации зрителей, читателей, слушателей. Также значительное место в создании эстетической среды принадлежит современным электронным средствам Интернета.  

Итак, что же касается эстетической культуры общества, то, на наш взгляд, важнейшей ее сферой является целостная система эстетического воспитания личности, т.к. эстетическая культура характеризует не только общество, но и индивида данного общества. И для того, чтобы стать носителем, субъектом эстетической культуры, каждый человек должен освоить сложившуюся до него систему эстетических отношений и ценностей [2, с. 89].

Возможным это может быть посредством эстетической деятельности, как части эстетического воспитания. М.С. Каган отмечал необходимую продолжительность периода эстетического воспитания личности: «Сложность процесса приобщения к культуре требует относительно длительного периода – детства, отрочества, юности…» [3]. Формирование эстетической культуры в раннем детстве наиболее оптимально начинать в процессе восприятия эстетической выразительности и красоты природы и творений человеческих рук. Красота или прекрасное – является важнейшей категорией эстетической культуры, теории и практики эстетического воспитания. В наиболее общем виде эстетическое воспитание можно понимать как формирование у человека эстетического отношения к действительности, в том числе и к искусству [4, с. 21].

Принято считать, что в процессе эстетического воспитания человек начинает ориентироваться и понимать эстетический идеал, художественную силу искусства в соответствии с представлениями того общества, где он живет. По-другому можно судить о приобщении личности к эстетическому идеалу и опыту, когда речь идет о народной традиции, пришедшей к нам из глубины веков. В данном случае стоит обратить внимание на особый – духовный характер приобщения человека к эстетическим ценностям произведений народного искусства.

В процессе эстетического воспитания личности важными аспектами являются: процесс формирования и развития эстетического восприятия, способность к сопереживанию, приобретение эстетического идеала и формирование эстетического вкуса, возникает качественная потребность в создании прекрасных творений, причем не только в сфере искусства, но и в трудовой деятельности, в быту, в отношениях, в поступках людей и их поведении [5, с. 49].

Суть эстетического воздействия на личность заключается в том, что оно способно вызвать тончайшие переживания, чувства радости, восторга, глубокого душевного волнения. Таким образом, красота и эстетическая выразительность действительности воздействуют на эмоциональную сферу человека, совершенствуют и развивают ее.

Сущностью же эстетического воспитания является овладение каждой отдельной личностью эстетической культурой общества, ориентация в мире эстетических ценностей, развитие способности восприятия прекрасного и выразительного во всех сферах человеческого бытия.

Что же касается ориентации в мире эстетических ценностей, то в воспитании личности данный аспект напрямую связан с формированием и развитием эстетического вкуса. В том случае, когда речь идет об анализе произведений искусств, то правомерно, что эстетический вкус может быть конкретизирован как художественный. Бытует мнение, что критерий оценки эстетического вкуса может иметь субъективный характер, поэтому часто может быть представлен на интуитивном уровне [6, с. 7]. Если речь идет об эстетическом вкусе, то спор в этом случае не только оправдан, но и необходим. Обоснование эстетической предпочтительности с точки зрения субъективного вкуса в результате сопоставления с общепринятым эстетическим идеалом дает более объективную оценку любому эстетическому объекту.

Что касается понятия «эстетический идеал», то его можно определить как вид «эстетического отношения», и с позиции конкретного общества он может выступать как образ должный и желаемый. Сущность же эстетического идеала может выражать его гуманистический и общечеловеческий аспект. По отношению человека к миру, по его собственным поступкам и реакции на поступки других людей, поведению и деятельности можно судить о том, каким идеалом человек руководствуется. Выразить эстетический идеал, объективировать его идеальные черты, материализовать его и тем самым предоставить возможность другим воспринимать его – это можно лишь в произведении искусства. Эстетический идеал в творческом, художественном процессе представлен образами героев произведений искусства, в которых сосредоточены те или иные идеальные черты, которым автор отдает свое предпочтение. Эстетические идеалы, культивируемые в обществе в разные времена и эпохи, в разных странах, в различных стилях и направлениях искусства, также были весьма различны, а порой и противоположны в идеализируемых качествах.

По мнению М.С. Кагана, процессы, связанные с воспитанием личности, могут быть представлены как некий способ влияния культуры общества на культуру самой личности. Таким образом, воспитание личности может быть представлено как процесс, состоящий из трех сфер, оказывающих активное влияние на личность. Первая сфера, имеющая непреднамеренный характер, порой стихийный – это влияние на жизненные условия личности среды, которая окружает человека, и условий его быта. Вторая сфера, имеющая специфический характер – это прямое воздействие на человека, который, в свою очередь, желает сформировать личность ребенка по заданной модели: это присуще родителям, учителям и т.д. Третья сфера может быть применима только в определенной возрастной категории, на основе развитого интеллектуального сознания и воли – это самовоспитание.   Все вышесказанное можно применить в эстетическом воспитании личности, в художественном, и в том числе к некоторым конкретным видам деятельности. М.С. Каган в своих теоретических трудах определял это как процесс трансформации эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности [3].

Развивая эту мысль, М.А. Верб указывает, что индивидуальная эстетическая культура складывается из трех взаимодействующих, взаимообогащающих компонентов: эстетического сознания, эстетических чувств, эстетических способностей. Автор в своем исследовании доказал, что формирование эстетического сознания, эстетических взглядов, вкусов, потребностей, идеалов осуществляется несколькими путями. Первый путь – знакомство личности с основами научных знаний по эстетике, развитие художественного кругозора. Второй путь – осмысление, систематизация и анализ личного эстетического опыта, сопоставление прекрасного и безобразного, формирование самостоятельных эстетических суждений и оценок. Третий путь – создание специальных воспитательных ситуаций, способствующих дать правильную оценку произведениям искусства, определить их эстетический идеал и выработать в дальнейшем свои эстетические убеждения [7].

Вместе с тем, руководствуясь мнением М.А. Верба, – воспитание эстетических чувств требует иной методики. Здесь главное – руководство непосредственными впечатлениями, показ образцов, тренировка глаза и уха, создание условий для ярких коллективных и индивидуальных переживаний. Именно такой путь выбрал, создавая свою программу художественного образования, Б.М. Неменский [8, с. 89]. Развитие эстетических чувств М.А. Верб предлагает начать с наблюдения природы, потом переходить к восприятию произведений искусства и собственному процессу художественного творчества [7]. От эмоционального отклика на звуки, формы, цвета необходимо вести личность к глубоким нравственно-эстетическим переживаниям и постижению таких душевных состояний, как чувство прекрасного, возвышенного.

Формирование эстетических способностей, в том числе и художественно-творческих, базируется на диагностике индивидуальных задатков личности, на создании положительных стимулов для эстетической и художественной деятельности. Что же касается методов эстетического воспитания личности, то к ним с полным правом можно отнести: анализ произведений искусства или эстетических объектов, решения ряда эстетических задач, упражнений, поощрения и др. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции, кинолектории, тематические вечера, дискуссии и коллоквиумы по истории искусств, встречи, «круглый стол», мастер-класс с художниками, конкурсы молодых дизайнеров и т.д.

Итак, Ю.К. Бабанский, занимаясь вопросами эстетического воспитания, рассматривал этот аспект как деятельность преподавателя, направленную на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений личности, потребности нести прекрасное в жизнь. Наряду с этим он высказывал мнение, что эстетическое воспитание личности – есть процесс, имеющий целенаправленный характер, где принимают совместное участие педагог и его воспитанники. И эта деятельность в конечном счете может быть использована в решении важной педагогической проблемы – в процессе воспитания эстетической культуры личности, в частности:

– умение проявлять эмоциональные чувства и отзывчивость на такие критерии, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое во всех сферах жизни и искусства;

– обладать эстетическим восприятием и эстетическим идеалом, а также умением оценивать художественные достоинства произведений искусства;

– проявлять глубокий интерес и уважение к народной традиции, понимать и распознавать основные тенденции современного искусства;

– проявлять и совершенствовать свой творческий потенциал, а также интерес к эстетическому освоению мира;

– проявлять свою причастность в творческом процессе, в художественной деятельности, а также активно участвовать в создании прекрасного;

– проявлять стремление гармонично воспринимать жизненные позиции, с точки зрения закона красоты, а также стремиться утверждать эстетические идеалы в отношениях, поступках, в труде и т.д. [9].

Представленные компоненты эстетической культуры личности, по мнению Ю.К. Бабанского, одновременно могут выступать как критерии эстетической воспитанности. Если личность удовлетворяет большинству принятых показателей, то уровень его эстетического развития можно считать достаточно высоким. Для среднего уровня необходимо иметь хотя бы половину указанных критериев. Соответственно низкий уровень характеризуется почти полным отсутствием указанных эстетических проявлений.

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, следует отметить, как важно сформировать положительно направленный эстетический идеал в современных условиях, когда влияние на эстетические предпочтения развивающейся личности в значительной мере оказывает агрессивная среда (реклама, телевидение, киноиндустрия), не всегда соответствующая идеям гуманизма и высокой нравственности.

Мировоззренческие аспекты художественного образования, в том числе формирование эстетических взглядов, художественного кругозора, эстетического идеала, в постсоветском периоде полностью ложатся на плечи педагога как в высшей школе, так и в общеобразовательной среде.

Со времени переустройства нашего общества нам вполне определенно продемонстрировали тот факт, насколько были утрачены прежние эстетические и художественные идеалы искусства. Жесткая, порой неблагоприятная социальная среда значительно изменила полярность взглядов. Социальные болезни переходного периода нашли выразительное отражение в картинах многих российских художников. Ушли в прошлое «герои нашего времени» советской эпохи. На современном этапе проблема положительного идеала в искусстве, в том числе изобразительном, полностью не решена. Вместе с чрезмерной социализацией и идеализацией образов советской тематики постепенно из художественного сознания подрастающего поколения ушли в прошлое героический пафос, патриотизм, гражданственность – качества, свойственные искусству той эпохи [10, с. 138].

Эстетический идеал - наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и самом человеке, которое воспринимается как цель. Ему присущи не только образцово-нормативные признаки, но и социально-побудительные. Таким образом, наличие у подрастающего поколения представления об идеальном в различных проявлениях ведет к активизации творческой деятельности, направленной на достижения этого идеала. Специфический чертой эстетического идеала является его образность, имеющая эмоционально-чувственный и визуально-конкретный характер. Эстетический идеал как важнейший элемент структуры художественного мировоззрения формируется на протяжении достаточно длительного времени и не является окончательно оформленным образованием. Он меняется в течение всей жизни человека, но в главных, концептуальных приоритетах остается достаточно последовательным.

Формирование положительно ориентированного идейно-эстетического идеала в настоящее время по-прежнему связано с активным введением в содержание преподавания дисциплин по искусству регионального, художественно-культурного компонента. Возрождение национального самосознания, патриотизма, высокой нравственности, духовности наиболее оптимально начинать в общеобразовательной и художественной школе на примерах изображения малой родины, края, города или села, в котором проживает ребенок. Затем изучение истории и культуры родного края, традиции народов, его населяющих, способствует формированию в художественно-творческой деятельности такого идеала, в котором современный взгляд на жизнь проецируется на опыт и мудрость предшествующих поколений [11, с. 112].

Выводы

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что приобщение личности к эстетической культуре, именно в силу того, что искусство является ядром этой культуры, осуществляется через воспитание средствами искусства. Эстетическое и художественное воспитание в содержательном аспекте не являются понятиями идентичными. Эстетическое воспитание, как зачастую можно встретить в специальной литературе, нельзя сводить только к формированию отношения личности к искусству.

Эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность как результаты эстетического воспитания относятся к самому широкому кругу окружающих человека явлений, предметов, процессов, в том числе и к искусству. Художественное воспитание – это только формирование отношения человека к искусству, формирование его способностей любить и понимать искусство, заниматься художественно-творческой деятельностью. А в искусстве, в свою очередь, отражаются не только эстетические, нравственные, но также политические и религиозные взгляды личности.    


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В., Тимофеева М.Р. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28814 (дата обращения: 05.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074