Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лешер О.В. 1 Трегубова Е.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена исследованию диагностического аппарата по формированию готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности. Исследуемая готовность рассматривается как важный фактор осуществления трудовых функций педагога СПО, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В проведенном исследовании готовность к проектной деятельности как функциональный вид профессионально-педагогической деятельности по разработке, реализации и управлению развитием проекта (изменения) системы рассматривается как совокупность соответствующих знаний, умений и профессионально-личностных качеств педагога СПО. Основными методами исследования являлись: анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования готовности педагога, эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, тестирование. В статье рассмотрены понятия «критерий» и «показатель»; выделена совокупность критериев, соответствующая структурным компонентам исследуемого вида готовности педагога СПО: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-прогностического; описаны характерные особенности каждого из них. Авторами также определены показатели, характеризующие компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности. При рассмотрении уровней сформированности данного вида готовности выделены и охарактеризованы три уровня: низкий, средний, высокий, представлена обобщенная характеристика комплекса методов диагностики уровня сформированности каждого из критериев.
проектная деятельность
готовность к проектной деятельности педагога спо
структура готовности к проектной деятельности
критерий
показатель
уровень
1. Andryukhina L.M., Dneprov S.А., Sumina T.G., Zimina E.Yu., Utkina S.N. and Mantulenko V.V. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. no 14. Р. 7016-7034.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". [Электронный ресурс]. URL: http:// http://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 11.04.2019).
3. Андрюхина Л.М., Венков С.С., Днепров С.А., Устьянцева О.М. Педагогическое исследование уровня владения педагогами среднего профессионального образования перспективными компетенциями // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 254-263.
4. Лешер О.В., Трегубова Е.Д. Характеристика готовности к проектной деятельности педагога СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. Ч. 2. С. 258-262.
5. Трегубова Е.Д. Проектная деятельность педагога СПО: теоретический аспект // Тенденции развития современной науки и образования: традиции, опыт, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Сибай, 16 ноября 2018г.). Сибай: Издательство Сибайского информационного центра-филиала ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан", 2018. С. 225-228.
6. Трегубова Е.Д., Лешер О.В. К вопросу о готовности педагогов среднего профессионального образования к проектной деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. 2018. № 3 (16). М.: «МЦНО», 2018. С. 43-47.
7. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2012. 570 с.
8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208 с.
9. Ильин В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Известия ВГПУ. 2014. № 9 (94). С. 43-48.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2000. 712 с.

Актуальность исследования проблемы проектной деятельности педагога СПО обусловлена инновационными преобразованиями в системе среднего профессионального образования. Концептуальной основой инноваций является проектирование как опережающее представление действительности, предвидение будущих изменений и их последствий. Проектирование и управление проектами представляется сегодня универсальными компетенциями специалиста любой отрасли, в том числе педагога СПО [1].

Решение стратегических задач по совершенствованию содержания и технологий образования в СПО, развитие системы обеспечения его совершенствования актуализируют вопросы качества профессионально-педагогической деятельности педагога СПО, требования к которой установлены в Профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», предусматривающем такие трудовые действия и умения, как проектирование образовательных программ, технологий, методов и организационных форм их реализации, индивидуального образовательного маршрута обучающегося и др. [2] Осуществление указанных функций требует от педагога СПО сформированности соответствующей готовности как системы знаний, умений и профессионально-личностных качеств.

Существующая потребность в разработке теоретических оснований и практического аппарата формирования готовности педагога к проектной деятельности в условиях его профессионально-педагогической деятельности подтверждается результатами анализа научной психолого-педагогической литературы, диссертационных и педагогических исследований ученых по данной проблеме [3; 4].

В своем исследовании мы исходим из того, что формирование готовности педагога СПО к проектной деятельности будет эффективным, если осуществляется рефлексивное управление этим процессом. Это предполагает систематическое критериально-уровневое оценивание исследуемого вида готовности, положительное отношение к проектной деятельности, готовность к ее использованию в собственной профессионально-педагогической деятельности.

Обобщив и проанализировав взгляды исследователей на характеристики проектирования, педагогического проектирования и проектной деятельности, а также требования нормативно-правовой документации, мы рассматриваем проектную деятельность педагога СПО как функциональный вид его профессионально-педагогической деятельности по разработке, реализации и управлению развитием проекта (изменения) системы. Готовность педагога СПО к проектной деятельности в рамках нашего исследования рассматривается как совокупность знаний, умений и профессионально-личностных качеств, необходимых для разработки, реализации и управления развитием проекта (изменения) системы, выступающая как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-прогностического компонентов [4-6].

Цель исследования: выделить и описать на основании разработанных критериев и показателей уровни сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности для обоснования и реализации этапов процесса ее оценивания и дальнейшего развития.

Материал и методы исследования. В соответствии с логикой научного исследования использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы в контексте изучаемой проблемы; использованы эмпирические методы в процессе проведения педагогического эксперимента, использован опыт организации и оценки проектной деятельности, сложившийся в системе СПО; опыт работы автора с педагогическими работниками образовательных организаций; существующая практика проектной деятельности педагогов СПО профессиональных образовательных организаций города Магнитогорска. С помощью сравнительного анализа теоретических источников, изучения педагогического опыта, анализа практики проектной деятельности, методов наблюдения, анкетирования, тестирования и экспертной оценки получены и обработаны промежуточные результаты исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Измерение уровня любого качества связано с проблемой выбора критериев и уровней его сформированности. Критерий, как признак, на основании которого производится оценка, суждение [7], в нашем исследовании определяется исходя из системного понимания готовности педагога СПО к проектной деятельности, выделения ее структурных и функциональных компонентов.

При выделении критериев, определяющих уровень сформированности исследуемой готовности педагога СПО, мы разделяем точку зрения о том, что критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в культурно-педагогическом пространстве, а также охватывать основные виды педагогической деятельности [8].

Предлагаемые критерии оценки уровня сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности были разработаны нами на основе теоретического обоснования структуры, характеристик и компонентов готовности педагога [4]. В качестве критериев исследования выступают структурные компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-прогностический. Для каждого критерия выделены показатели, как обобщенные характеристики какого-либо объекта, процесса или его результата, позволяющие судить о степени выраженности соответствующего критерия [7].

Охарактеризуем критерии и показатели сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности более подробно.

Мотивационно-ценностный критерий отражает ценностные ориентации, мотивы и установки, актуализирующие проектную деятельность. Когнитивный критерий позволяет оценить уровень знаний теоретических, технологических основ проектной деятельности, основ ее организации и управления. Знание способов осуществления проектной деятельности и управления ею обеспечивает соответствующие проектно-технологические, управленческие и коммуникативные умения педагога СПО. Деятельностный критерий готовности педагога СПО к проектной деятельности основан на комплексе умений применять знания для организации, осуществления и управления проектной деятельностью. Рефлексивно-прогностический критерий представляет самоанализ, самоконтроль и самооценку педагогом СПО уровня своей готовности к проектной деятельности, а также дальнейшее прогнозирование ее развития.

Критерии и показатели сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности, а также использованные нами методы диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и методы диагностики сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности

Критерии

Показатели сформированности

Методы диагностики

Мотивационно-ценностный

мотивация к успеху в профессионально-педагогической деятельности

наблюдение, анкетирование, тестирование: мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана); диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (В.В. Потемкиной)

осознание социального смысла и ценности проектной деятельности

установка на осуществление проектной деятельности

Когнитивный

знание теоретических и технологических основ осуществления проектной деятельности

тестирование, тест для оценки знаний в области проектной деятельности, решение проектных задач, метод экспертной оценки

знание основ организации и управления проектной деятельностью

Деятельностный

проектно-технологические умения (проблематизация, целеполагание, моделирование, планирование алгоритма технологического процесса, рефлексия проекта)

наблюдение, беседа, анкетирование, решение проектных задач, анализ проектных продуктов, проектов, экспертная оценка проектов, психологическое тестирование: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, методика: определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко)

умение использовать инструментальные средства управления проектом

умения диалогового общения и партнерского взаимодействия в процессе командной работы

Рефлексивно-прогностический

самоанализ и самоконтроль

наблюдение, беседа, тест на самооценку уровня готовности к проектной деятельности, методика: способность к самоуправлению Н.М. Пейсахова

самооценка готовности к проектной деятельности

прогнозирование собственной проектной деятельности

 

Следует отметить, что данные критерии не исчерпывают всего многообразия характеристик процесса формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, но в контексте нашего исследования являются наиболее значимыми.

Формирование любого процесса, как известно, происходит в соответствии с определенными этапами (уровнями). Выделение уровней сформированности исследуемого нами вида готовности осуществлялось на основании следующих положений: изменяющаяся структура представляет исследуемое качество со стороны поэтапного возникновения и развития критериев свойств личности как целостной системы, то есть трансформации состояния от одного к другому; предыдущий этап представляет собой подготовительную ступень к следующему этапу, низший уровень при этом не зависит от высшего, формирование более высокого уровня невозможно без усвоения предыдущего [9; 10].

Результаты исследования позволили нам выделить три уровня сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности в зависимости от степени проявления критериев и показателей: низкий, средний, высокий. Внутри каждого уровня сформированности исследуемой готовности реализуется принцип преемственности. В частности, средний уровень готовности включает в себя низкий уровень и, в свою очередь, сам является основой формирования готовности на более высоком уровне.

Низкий уровень готовности педагога характеризуется слабо выраженной внешней мотивацией профессионально-педагогической деятельности, отсутствием интереса и потребности участия в проектной деятельности, слабым осознанием ее значимости и места в профессионально-педагогической деятельности. Проектная деятельность таким педагогом не осознается как ценность, вследствие этого отсутствуют стремление к самообразованию и саморазвитию в области проектной деятельности, а также установки на ее осуществление. Такой педагог имеет самое общее представление о проектной деятельности, отдельные проектные умения сформированы как общепрофессиональные (например, целеполагание), фактическое отсутствие опыта участия в проектах, в том числе коллективных, не позволяет ему осуществить адекватную оценку, анализ, контроль и прогнозирование собственной проектной деятельности, имеющийся опыт работы в команде демонстрирует низкий уровень диалогового общения и партнерского взаимодействия.

Средний уровень готовности педагога характеризуется внешней мотивацией профессионально-педагогической деятельности, пониманием значимости и роли проектной деятельности в профессионально-педагогической деятельности, при этом потребность участия в проектной деятельности, а также интерес к ней неустойчив. Проектная деятельность как профессиональная ценность таким педагогом осознается частично, интерес к самообразованию и саморазвитию в этой области ситуативный, установка на осуществление проектной деятельности неустойчивая. Педагог на этом уровне знает теоретические основы организации и осуществления проектной деятельности, имеет общее представление о проектных технологиях, в том числе технологиях управления ею, у него сформированы основные проектно-технологические умения и умение использовать отдельные инструментальные средства управления проектом, что позволяет ему осуществлять проектную деятельность под внешним руководством. При этом технологиями проектной деятельности такой педагог владеет слабо, демонстрирует средний уровень диалогового общения и партнерского взаимодействия в команде, у него заниженная самооценка готовности к проектной деятельности, при этом сформированы основные умения осуществлять самоанализ, самоконтроль и прогнозирование проектной деятельности.

Высокий уровень готовности педагога позволяет заключить, что данной группе педагогов присущи: устойчивая внутренняя мотивация профессионально-педагогической деятельности, осознание значимости проектной деятельности как условия успеха в профессионально-педагогической деятельности, сформированная потребность в проектной деятельности. Проектная деятельность осознается педагогом как профессиональная ценность, и, как следствие, ярко выраженное стремление к самообразованию и саморазвитию в этой области, устойчивая установка на осуществление проектной деятельности. Такой педагог знает теоретические и технологические основы проектной деятельности, основы ее организации и управления, владеет технологиями проектной деятельности, способен самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, использовать проектно-технологические умения в новых ситуациях, выполнять проекты различного уровня сложности и управлять ими. При этом демонстрирует адекватную самооценку готовности к проектной деятельности, высокий уровень умений работы в команде, владеет способами самоанализа и самоконтроля проектной деятельности и ее результатов, а также способами прогнозирования собственной проектной деятельности.

Критериально-уровневая шкала оценки сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности представлена в таблице 2.

Таблица 2

Критериально-уровневая шкала оценки сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности

Низкий уровень

критерии/показатели

Средний уровень критерии/показатели

Высокий уровень критерии/показатели

Мотивационно-ценностный критерий

слабо выраженная внешняя мотивация профессионально-педагогической деятельности, значимость проектной деятельности и ее место в профессионально-педагогической деятельности слабо осознается, потребности участия в проектной деятельности, а также интерес к ней отсутствуют

внешняя мотивация профессионально-педагогической деятельности, понимание значимости и роли проектной деятельности в профессионально-педагогической деятельности, потребность участия в проектной деятельности, а также интерес к ней неустойчивы

устойчивая внутренняя мотивация профессионально-педагогической деятельности, осознание значимости проектной деятельности как условия успеха в профессионально-педагогической деятельности, сформированная потребность в проектной деятельности

проектная деятельность не осознается как ценность, стремление к самообразованию и саморазвитию в области проектной деятельности отсутствует

проектная деятельность как профессиональная ценность осознается частично, интерес к самообразованию и саморазвитию в области проектной деятельности ситуативный

проектная деятельность осознается как профессиональная ценность, ярко выраженное стремление к самообразованию и саморазвитию в области проектной деятельности

несформированность общей установки на осуществление проектной деятельности

неустойчивая установка на осуществление проектной деятельности

устойчивая установка на осуществление проектной деятельности

Когнитивный критерий

общее представление о проектной деятельности, знание теоретических и технологических основ осуществления проектной деятельности отсутствует

знание теоретических основ и общее представление о технологиях осуществления проектной деятельности

знание теоретических и технологических основ осуществления проектной деятельности

общее представление об организации проектной деятельности, знание основ управления проектной деятельностью отсутствует

знание основ организации и общее представление об управлении проектной деятельностью

знание основ организации и управления проектной деятельностью

Деятельностный критерий

сформированы отдельные проектные умения, не владеет технологиями проектной деятельности

сформированы основные проектно-технологические умения, позволяющие осуществлять проектную деятельность под внешним руководством, слабо владеет технологиями проектной деятельности

владеет технологиями проектной деятельности, способен самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, использовать проектно-технологические умения в новых ситуациях, выполнять проекты различного уровня сложности

умение использовать инструментальные средства управления проектом не сформировано

умение использовать отдельные инструментальные средства управления проектом

владеет способами управления проектом

низкий уровень диалогового общения и партнерского взаимодействия

средний уровень диалогового общения и партнерского взаимодействия

высокий уровень диалогового общения и партнерского взаимодействия

Рефлексивно-прогностический критерий

завышенная самооценка готовности к проектной деятельности

заниженная самооценка готовности к проектной деятельности

адекватная самооценка готовности к проектной деятельности

умения самоанализа и самоконтроля проектной деятельности не сформированы

сформированы основные умения самоанализа и самоконтроля проектной деятельности

владеет способами самоанализа и самоконтроля проектной деятельности и ее результатов

умения прогнозирования собственной проектной деятельности не сформированы

сформированы основные умения прогнозирования собственной проектной деятельности

владеет способами прогнозирования собственной проектной деятельности

 

Выводы. Таким образом, процесс перехода педагога СПО с одного уровня сформированности готовности к проектной деятельности к другому является динамичным, характеризующимся последовательным развитием его личностных и профессионально-педагогических характеристик процессом. Выявленные критерии и уровни сформированности готовности педагога СПО к проектной деятельности являются основой организации процесса ее формирования, они позволяют обосновать этапы этого процесса и выполняют функцию источников целеполагания в нашем исследовании.


Библиографическая ссылка

Лешер О.В., Трегубова Е.Д. КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28808 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674