Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Коротченко И.С. 1 Трояк Е.Ю. 2 Бояринова С.П. 2 Лагунов А.Н. 2 Первышина Г.Г. 3
1 ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет
2 ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
3 ФГАОУ ВО Сибирский Федеральный Университет
В статье на примере ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет показаны значимость научно-исследовательской деятельности, формирования исследовательских умений при преемственности уровней обучения, необходимость внедрения в учебный процесс дистанционной поддержки исследовательской деятельности обучающихся. Целью исследования является изучение вопросов, связанных с процессом внедрения интерактивных методов обучения при реализации дистанционной поддержки исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений. Выявлены уровни проявления критериев готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности на начало опытно-экспериментальной работы. Дается анализ результатов внедрения научно-исследовательских заданий через дистанционный способ обучения на базе платформы LMS MOODLE и СДО Прометей как формы поддержки самостоятельной работы обучающихся в рамках прохождения практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Показаны основные элементы (лекции, задания, форум, семинар) электронного образовательного курса, предназначенного для формирования у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности. Продемонстрированная версия курса самостоятельной работы обучающихся в рамках прохождения практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности может быть включена в организационно-методологический блок модели формирования готовности к научно-исследовательской деятельности.
студенты
обучающиеся
самостоятельная работа
научно-исследовательская деятельность
1. Емельянова И.Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. C. 37-45. DOI:10.17759/pse.2017220304.
2. Дроздов С.В. Оценка сформированности научно-исследовательской компетенции студентов сферы туризма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11-4. С. 551-557.
3. Цимерман Е.А., Бессмельцева Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистрантов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26935 (дата обращения: 04.03.2019).
4. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2 (3). С. 7-20.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 04.03.2019).
6. Трояк Е.Ю. Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 60. Ч. 1. С. 318-323.
7. Тютаева И.А. Проблема научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (17). С.164-167. [Электронный ресурс]. URL: http://shypi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013.-1.-34.pdf (дата обращения: 05.03.2019).
8. Абрамов Е.Г. Какой должна быть аннотация к научной статье // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9). С. 4-6.
9. Трояк Е.Ю., Пожаркова И.Н., Лагунов А.Н. Модель формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 331-336.

Вызовы современного времени заключаются в том, что подготовка к профессиональной деятельности уже не может осуществляться на базе устаревших методов обучения, направленных на усвоение готовых знаний (на уровне осознанного восприятия и запоминания) и применения знаний и способа деятельности по образцу или в сходной ситуации. Постоянно прирастающий объем информации, особенности развития современных техник и технологий приводят к тому, что необходимо становление у обучающихся нового уровня усвоения знаний и способа деятельности – творческого применения. Данный уровень достаточно хорошо формируется в рамках обучения на такой ступени высшего образования, как магистратура [1–3], где предусмотрена в большей степени персонализированная форма обучения, в частности за счет проведения магистрами научных исследований. Становление же данного уровня в рамках бакалавриата затруднено вследствие дефицита времени у обучающихся (студентов и курсантов) во время учебного периода.

В последние годы значительное внимание уделяется реализации дистанционного образования, которое может быть в значительной степени индивидуализированным и рассматриваться как один из интерактивных методов обучения [4].

Сравнительный анализ учебных планов для направлений подготовки 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение» (реализуется в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ), 20.03.01 – «Техносферная безопасность» (реализуется на базе ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России) и 19.03.04 – «Технология продукции и организация общественного питания» (реализуется в ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет) показал наличие практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в четвертом семестре (второй курс) и во втором и третьем семестрах соответственно. Кроме того, рабочие учебные планы по программам бакалавриата, реализуемые в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ и ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, не предусматривают выделение отдельной дисциплины, затрагивающей основы научно-исследовательской работы, в то время как в рамках учебного плана для направления подготовки 19.03.04 – «Технология продукции и организация общественного питания» предусмотрена реализация такой дисциплины, как «Основы научных исследований», однако она начинается после прохождения практики – на третьем курсе (пятый семестр). Данная ситуация подводит к тому, что необходима разработка электронных образовательных курсов, способствующих ознакомлению обучающихся с основными этапами исследовательской деятельности в рамках выполнения ими самостоятельной работы.

Цель работы: рассмотреть практические аспекты внедрения интерактивных методов обучения при реализации дистанционной поддержки исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений.

Материал и методы исследования. Применяли методы: изучение и анализ теоретических и практических работ в области информационно-коммуникативных технологий, педагогики и методики преподавания, анализ действующих стандартов, учебных планов, наблюдение за учебным процессом, опрос, определение уровней проявления критериев готовности к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной и контрольной группах на начало опытно-экспериментальной работы, беседы со студентами и преподавателями ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет.

Результаты исследования и их обсуждение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [5] указывает на то, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: … 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Следовательно, студенты первого курса уже должны обладать навыками учебно-исследовательской деятельности. В статье С.В. Дроздова приводится ссылка на доклад Н.В. Соколовой, которая пишет о «научно-исследовательской деятельности учащихся». На основании работы в течение последних десяти лет экспертами Красноярского краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири» (до 2017 г. Красноярский краевой форум «Молодежь и наука») мы можем отметить, что число встречавшихся истинно научно-исследовательских работ ничтожно. Да и число работ, которые могут быть отнесены к учебно-исследовательским работам, невелико. Например, в период 2015–2018 гг. при проведении дистанционного тура ежегодно отклоняются около 15–20% работ в связи с тем, что их нельзя отнести к исследовательским. Скорее это работы лабораторного характера, в которых учащиеся получили заранее заготовленную матрицу действий и выполнили соответствующий набор экспериментов, не задумываясь об их правомерности, легитимности и т.д. Основным замечанием является очень слабая проработка имеющихся на данный момент литературных данных, посвященных рассматриваемой проблеме, то есть, как следствие, попытка решить ту проблему, которая давно решена на более высоком уровне. Поэтому, несмотря на результаты опроса обучающихся первого курса Торгово-экономического института ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет о наличии опыта исследовательской работы, к полученной цифре – 56,9% (имели данный опыт) следует относиться скептически.

О реальном состоянии готовности к научно-исследовательской деятельности говорят и данные, полученные в результате проведенного ранее исследования [6]. В целом по уровням проявления критериев готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности обучающиеся экспериментальной и контрольной групп распределились следующим образом (табл. 1).

В процессе осуществления диагностики мы исходили из того, что обобщение полученных по каждому критерию результатов позволит выявить целостную картину уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности.

Таблица 1

Уровни проявления критериев готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах на начало опытно-экспериментальной работы

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Мотивационный

6,0%

4,5%

21,0%

24,5%

73,0%

71,0%

Когнитивный

11,0%

10,0%

40,0%

43,0%

49,0%

47,0%

Организационно-деятельностный

7,0%

5,0%

36,0%

37,0%

57,0%

58,0%

Оценочно-рефлексивный

6,0%

9,0%

36,0%

31,0%

58,0%

60,0%

Общий:

7,5%

7,1%

33,2%

33,7%

59,2%

59,0%

 

В работе И.А. Тютюевой [7] справедливо отмечено, что на первых курсах высших учебных заведений в большей степени идет обучение навыкам учебно-исследовательской работы. Действительно, стоит согласиться с автором, что в данный период обучения необходима постановка у обучающихся правильного алгоритма действия с последующим переходом на старших курсах (начиная с третьего) к научно-исследовательской работе, которая может быть в последующем пролонгирована при обучении в магистратуре. Таким образом, педагогическое сообщество высших учебных заведений стоит перед дилеммой – самостоятельное выполнение обучающимися исследовательской работы при отсутствии у них навыков таковой. При этом И.А. Тютюевой обращено внимание на то, что учебно-исследовательская работа представляет собой в основном самостоятельный блок работы обучающегося, которая сопровождается отношениями с преподавателями как «исследователь и консультант», которые, с нашей точки зрения, должны находиться в активном состоянии.

Реализовать подобные отношения можно посредством дистанционных форм обучения, в частности электронных образовательных курсов (ЭОК), размещенных на платформах LMS Moodle, СДО Прометей, либо при поддержке облачных технологий, представляемых, например, Google-диском.

Нами была проведена подобная работа и выявлены следующие основные элементы курсов, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Основные элементы ЭОК, направленного на поддержку исследовательской работы обучающихся

Элемент курса

Рассматриваемые вопросы

Лекция

Понятийный аппарат научного исследования

Требования к написанию учебно-исследовательской работы, проекта

Определение тематики исследования. Познавательный вопрос

Алгоритм составления плана учебно-исследовательской работы

Информация. Источники научной информации. Основные виды аналитико-синтетической переработки документов

Методы научного познания

План экспериментальной работы

Подбор и обзор фактологического материала

Обработка результатов эксперимента

Работа над структурным элементом «Заключение» или «Выводы»

Использование средств ИТ при подготовке презентации и доклада

Задание

Исследовательские возможности обучающихся (анкетирование)

Текст. Виды переработки текста (написание по ранее опубликованной статье аннотации, тезисов)

Форум

Форум-визитка «Давайте познакомимся»

Форум-задание «Текст. Виды переработки текста»

Форум-задание «Введение в исследовательскую работу», в рамках которого обучающиеся приводят первоначальную формулировку: актуальность выбранной темы исследовательской работы; научную проблему; объект и предмет исследования; цель и задачи исследования

Форум-задание «План исследовательской работы»

Форум-задание «Работа с ресурсами сети Internet, составление библиографического списка»

Форум-задание «Анализ подобранных литературных источников»

Форум-задание «Методики исследовательской работы»

Форум-задание «План экспериментальной работы»

Форум «Консультации по выполнению экспериментальной части работы»

Форум «Пишем раздел «Результаты и их обсуждение»

Форум «Пишем раздел «Заключение» или «Выводы»»

Форум-задание «Презентация и доклад»

 

Кроме вышеперечисленных элементов, в электронном курсе размещены ссылки на рекомендуемые источники дополнительной литературы, например статья Е.Г. Абрамова [8] и других авторов.

На рисунке 1 показан вариант размещения заданий в электронном образовательном курсе.

В то же время, как видно из данных, приведенных в таблице 2, большая доля ЭОК (48%) отведена форумам, на долю лекций приходится 44%, заданий – 8%. Это обусловлено тем, что в основе обучения основным элементам учебно-исследовательской деятельности должны лежать интерактивные методы, которые дают возможность обучения в системе не только «преподаватель – обучающийся», но и «обучающийся – обучающийся». Следовательно, данный ресурс позволяет организовать работу в группе, проводить взаимное рецензирование и взаимную оценку работ. Конечно, подобные же возможности предлагает и ресурс «Семинар», однако он требует жестких ограничений во времени, что достаточно неудобно при нахождении студентами во время практики, например, в разных регионах Российской Федерации и, как следствие, в разных часовых поясах.

Рис. 1. Пример расположения элементов курса в системе LMS Moodle

Например, форум-задание «Работа с ресурсами сети Internet, составление библиографического списка» включает следующее задание для участников.

«Дорогие друзья! Я надеюсь, что вы внимательно ознакомились с лекцией “Информация. Источники научной информации. Основные виды аналитико-синтетической переработки документов”. Цель предстоящей работы – составить список источников, с которыми в дальнейшем вы будете работать (анализировать). На предстоящих двух неделях нам нужно будет сделать следующее.

1. Составить план информационного поиска.

2. Указать конкретные условия поиска, которые будете использовать.

3. Привести список информационных источников, которые будут использоваться при написании теоретической части работы (оформляйте ссылки правильно!!!).

4. Классифицировать используемые документы по их видам.

5. Принять обсуждение в работах, предложенных другими участниками форума: обсудить полноту списка (может быть, вы порекомендуете исключить часть источников или расширить их)».

Кроме LMS Moodle, в качестве платформы поддержки самостоятельной работы обучающихся в рамках прохождения практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности может выступать система дистанционного обучения «Прометей» (рис. 2). Данная система, помимо рассмотренных элементов, позволяет включать в курс видеолекции, вебинары, тесты, а также форум для обсуждения заданий и общения с тьютором. Встроенный файлообменник допускает обмен файлами любого формата как друг с другом, так и с тьютором.

Приведенный выше вариант курса самостоятельной работы обучающихся в рамках прохождения практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности может быть включен в организационно-методологический блок модели формирования готовности к научно-исследовательской деятельности [9].

Рис. 2. Вид страницы обучающегося в системе дистанционного обучения «Прометей»

Заключение. Таким образом, установлено, что проведение с обучающимися первого и второго курса учебно-исследовательской деятельности на регулярной основе возможно с использованием дистанционных технологий, электронных образовательных курсов, реализованных, в частности, на платформе LMS Moodle или СДО Прометей. При постоянном сопровождении процесса самообучения и взаимного обучения, то есть использования интерактивных методов, студенты и курсанты могут получить навыки основ работы с научной литературой, онлайн-библиотеками, электронными ресурсами; ознакомиться и апробировать различные способы поиска информации, возможных методов и методики исследования, предварительную подготовку для прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, написать учебно-исследовательскую работу.


Библиографическая ссылка

Коротченко И.С., Трояк Е.Ю., Бояринова С.П., Лагунов А.Н., Первышина Г.Г. ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28769 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074