В настоящее время в российских регионах происходит снижение уровня физического здоровья студенческой молодежи [1, 2]. Это связано с неблагоприятной экологической ситуацией, социально-экономическими условиями жизни населения, вредными привычками, малоподвижным образом жизни, генетически обусловленными факторами и т.д. [3, 4]. Существенное влияние на здоровье студентов могут оказывать изменение прежнего распорядка и режима дня, значительная учебная нагрузка в вузе, изменение социального окружения, условия быта и питания, что приводит к развитию стресса, снижению двигательной активности обучающихся [5, 6].
В формировании уровня здоровья человека ведущая роль отводится состоянию резервных возможности организма, в частности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Снижение этих возможностей может привести к срыву механизмов адаптации и развитию патологических процессов, что особенно проявляется на территориях, подверженных антропогенному воздействию [7]. Шесть крупных городов Прибайкалья включены в состав 20 самых неблагоприятных по экологии населенных пунктов России [8]. Это актуализирует проведение скрининговых исследований о состоянии функциональных систем организма и двигательных качеств различных групп населения, особенно учащейся молодежи. Ранее нами рассматривались особенности физической подготовленности и функциональные возможности организма юношей – студентов технического вуза Иркутской области с разными уровнями их физического здоровья [9]. Среди девушек-студенток таких исследований не проводилось.
Цель исследования – изучение особенностей физической подготовленности и функциональных возможностей организма девушек Прибайкалья с разными уровнями их физического здоровья.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 600 студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) в возрасте 17–20 лет, коренных жительниц Прибайкалья. Работа проводилась с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции Российской Федерации. По результатам медицинского осмотра все девушки отнесены к I функциональной (основная медицинская) группе здоровья и посещали учебные занятия «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Проводились соматометрия (определение длины и массы тела) и физиометрия (измерение частоты сердечных сокращений до и после 20 приседаний за 30 с, времени восстановления ЧСС после нагрузки, систолического и диастолического артериального давления, силы мышц кистей рук, жизненной емкости легких) [10].
Для определения уровня физического здоровья студенток использовалась методика Г.Л. Апанасенко [11], основанная на балльной оценке антропометрических и физиометрических показателей. Сумма баллов 17–21 характеризует высокий (V) уровень здоровья индивидуума, 14–16 баллов – выше среднего (IV), 10–13 баллов – средний (III), 5–9 баллов – ниже среднего (II), менее 4 баллов – низкий (I) уровень здоровья.
По результатам выполнения контрольных двигательных испытаний определяли физическую подготовленность студенток. Были предложены: челночный бег, 10х5 м (с); бег 20 м с ходу (с); вис (с); подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз); наклон вперед из положения сидя (см); прыжок в длину с места (см); бег 5 мин (м) [12] .
Весоростовой индекс определялся по формуле Кетле: масса тела/длину тела (г/см). Энергетический потенциал организма девушек оценивался по значению показателя резерва сердечно-сосудистой системы – индекс Робинсона: ИРоб = ЧССхАДС:100, усл. ед. Жизненный индекс рассчитывался по формуле: ЖИ=ЖЕЛ/масса тела, мл/кг, силовой индекс: СИ=сила мышц кисти правой руки / масса тела х 100%.
Материал обработан статистически, с расчетом величин средней арифметической, ее ошибки и достоверности разницы значений показателей. Нормальное распределение значений изучаемых характеристик позволило использовать параметрические методы исследования [13].
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 1 представлено распределение студенток ИРНИТУ по уровням физического здоровья (Апанасенко Г.Л., 2011) [11].
Таблица 1
Уровни физического здоровья студенток ИРНИТУ (в %)
Функциональные уровни
Показатели |
I |
II |
III |
IV |
V |
Низкий 4 и менее баллов |
Ниже среднего 5–9 баллов |
Средний 10–13 баллов |
Выше среднего 14–16 баллов |
Высокий 17–21 баллов |
|
Масса тела (г)__ Длина тела (см) |
0,66 |
7 ,0 |
92,3 |
– |
– |
ЖЕЛ (мл)_____ Масса тела (кг) |
18,5 |
14,8 |
15,0 |
29,6 |
22,0 |
ЧСС × СД__ 100, усл. ед. |
1,0 |
5,3 |
28,0 |
56,8 |
8,8 |
Время восстановления ЧСС после нагрузки (20 присе-даний за 30 с, мин) |
0 |
55,6 |
0 |
44,3 |
0 |
Динамометрия кисти / Масса тела ´100 % |
30,1 |
34,8 |
18,3 |
6,0 |
10,6 |
Количество человек (абс.) |
66 |
244 |
206 |
73 |
11 |
% |
11,0 |
40,67 |
34,33 |
12,17 |
1,83 |
Как видно из таблицы 1, среди обследованных студенток чаще встречаются девушки, имеющие уровень здоровья ниже среднего (II), – 244 студентки (40,67%), средний (III) – 206 (34,33%), выше среднего (IV уровень) – 73 девушки (12,17%), низкий (I) – 11,0% и 11 девушек (1,83%) с высоким (V) уровнем физического здоровья.
По индексу Кетле 92,33% девушек имеют III уровень здоровья.
Определение жизненного индекса показало, что чаще встречаются девушки (29,66%) с уровнем выше среднего (IV), реже (14,83 %) – с уровнем здоровья ниже среднего (II).
По значению индекса Робинсона наибольшее количество девушек (56,83%) имеют IV уровень здоровья с хорошими резервными возможностями сердечно-сосудистой системы. Третий уровень имеют 28%, V уровень – 8,8%, и 1% обследованных студенток имеют I уровень физического здоровья.
По значению показателя времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с 55,66 % девушек отнесены к уровню ниже среднего (II), 44,3% – к среднему уровню (III).
Несмотря на высокие характеристики функционального состояния сердечно-сосудистой системы (индекса Робинсона), более чем у половины обследованных девушек силовые характеристики снижены. На это указывает наличие значительного количества девушек, имеющих низкие характеристики силового индекса. Так, 34,83% всех обследованных девушек имеют уровень здоровья ниже среднего (II) и 30,16% – низкий (I), 18,3% – средний (III), 6,0% – выше среднего и 10,6% студенток с высоким уровнем здоровья. Эти данные согласуются с ранними результатами наших наблюдений за динамикой состояния сердечно-сосудистой системы у иностранных и российских студенток технического вуза [14].
Данные физической подготовленности студенток, имеющих разный уровень физического здоровья, представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, лучший результат в тесте «Челночный бег» зарегистрирован у студенток с V уровнем здоровья (20,63 ± 0,45 с). По сравнению с ними студентки с I уровнем здоровья имеют достоверно большее время прохождения дистанции в данном тесте (22,03 ± 0,25 с), р<0,05. У девушек с II уровнем (ниже среднего), III (средний) и IV (выше среднего) установлено достоверно значимое отличие значения этого двигательного теста по сравнению со значением показателя у девушек с I уровнем физического здоровья (р<0,05).
Таблица 2
Физическая подготовленность студенток с разными уровнями физического здоровья (М±m)
Тесты физической подготовленности |
Уровень здоровья |
||||
Низкий
|
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Челночный бег, с |
22,03 ± 0 ,25 |
21,30 ± 0,12 |
21,13 ± 0,13 |
21,14 ± 0,20 |
20,63 ± 0,45 |
Бег 20 м с ходу |
4,39 ± 0,20 |
4,85 ± 0,17 |
4,42 ± 0,14 |
4,11 ± 0,16 |
4,02 ± 0,52 |
Вис, с |
7,26 ± 0,57 |
9,93 ± 0,33 |
10,34 ± 0,38 |
12,05 ± 0,59 |
15,12 ± 1,80 |
Подъем туловища, кол-во раз |
22,05 ± 0,54 |
22,11 ± 0,38 |
23,58 ± 0,39 |
24,18 ± 0,60 |
26,45 ± 0,97 |
Наклон вперед, см |
16,36 ± 0,73 |
15,34 ± 0,40 |
13,17 ± 0,48 |
13,46 ± 1,00 |
15,55 ± 2,25 |
Прыжок в длину с места, см |
148,39 ± 1,75 |
151,73 ± 1,2 |
152,34 ± 1,28 |
154,85 ± 2,15 |
159,0 ± 3,2 |
Бег 5 мин |
796,0 ± 26,3 |
834,3 ± 17,7 |
877,5 ± 17,07 |
931,2 ± 25,20 |
978,2 ± 41,7 |
В двигательном качестве «быстрота» (тест «Бег 20 м с хода») самыми медленными оказались девушки II уровня здоровья – 4,85 ± 0,19 с. Несколько лучше оказалось время прохождения дистанции у девушек с I уровнем – 4,39 ± 0,20 с, р>0,05. У девушек с III, IV и V уровнями здоровья результат оказался выше, чем у студенток II уровня здоровья (р<0,05). Самый лучший результат показали девушки с V уровнем здоровья – 4,02 ± 0,52 с.
Лучший результат в силовых способностях мышц верхних конечностей (тест «Вис») отмечается у девушек с V уровнем здоровья – 15,12 ± 1,80 с. Результат девушек с I уровнем здоровья оказался на 51,9% меньше по сравнению с результатами студенток с высоким уровнем здоровья (р<0,05). Результаты в данном тесте у представительниц II и III уровней здоровья оказались ниже по сравнению с девушками, имеющими V уровень.
В двигательном качестве, характеризующем силовые способности мышц туловища (тест «Подъем туловища»), достоверно лучший результат имеют девушки с V уровнем здоровья – 26,45 ± 0,97 раза по сравнению с результатами у всех остальных девушек (р<0,05). Низкие силовые способности показали девушки I и II уровней здоровья – 22,05 ± 0,54 и 22,11 ± 0,38 раза соответственно, что на 16,6 и 16,4% меньше значения показателя у девушек с высоким уровнем здоровья.
По сравнению с результатами девушек III и IV уровней здоровья наибольшее значение показателя в двигательном испытании на гибкость имеют девушки с I уровнем здоровья – 16,36 ± 0,73 см (р<0,05).
В тесте «Прыжок в длину» наибольшее значение показателя динамической силы мышц нижних конечностей зарегистрировано у представительниц V уровня здоровья – 159,0 ± 3,4 см, которые прыгнули на 10,6 см (6,7%) дальше, чем девушки с I уровнем здоровья, имеющие самый низкий результат в тесте (р<0,05). Достоверно дальше девушки V уровня прыгнули и по сравнению с представительницами III и II уровней здоровья.
Самыми выносливыми оказались девушки V и IV уровней здоровья. Значения их показателей в тесте «Бег 5 минут» достоверно выше, чем результаты у девушек с другими уровнями здоровья (р<0,05).
Характеристика функциональных показателей студенток, отнесенных к разным уровням физического здоровья, приведена в таблице 3.
Таблица 3
Функциональные показатели студенток с разными уровнями физического здоровья (М±m)
Показатель |
Уровни здоровья |
||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|
I |
II |
III |
IV |
V |
|
ЖЕЛ, л |
2,25 ± 0,04 |
2,64 ± 0,02 |
2,83 ± 0,03 |
3,03 ± 0,05 |
3,10 ± 0,14 |
ЧСС до нагрузки, уд/мин |
73,5 ± 0,42 |
73,9 ± 0,29 |
73,1 ± 0,38 |
71,2 ± 0,56 |
70,9 ± 0,73 |
ЧСС после 20 приседаний, уд/мин |
122,6 ± 1,42 |
118,8± 0,95 |
117,3 ± 1,32 |
113,5± 2,09 |
122,1 ± 2,18 |
Время восстановления, мин |
2,09 ± 0,06 |
1,92 ±0,04 |
1,51 ± 0,04 |
1,02 ± 0,01 |
1,00 ± 0,01 |
Систолическое давление (СД), Мм рт. ст. |
115,7 ± 1,85 |
110,7 ± 0,50 |
108,2 ± 0,59 |
108,1 ± 1,00 |
98,1 ± 2,63 |
Диастолическое давление (ДД), мм рт. ст. |
68,8±0,77 |
71,7±0,41 |
70,6±0,52 |
72,4±0,96 |
64,0±1,48 |
Индекс Робинсона, усл. ед. |
85,2 ± 1,63 |
81,9 ± 0,54 |
79,2 ± 0,63 |
77,0 ± 0,91 |
69,6 ± 1,92 |
Самые большие значения ЖЕЛ зарегистрированы у девушек с IV и V уровнями здоровья (3,03 ± 0,05 л и 3,10 ± 0,14 л соответственно). Это на 34,6% и 37,7% больше результатов ЖЕЛ, чем у девушек I уровня здоровья (р<0,05).
Наименьшее значение частоты сердечных сокращений в покое установлено у девушек V уровня здоровья (70,9 ± 0,73 уд/мин) и у студенток с IV уровнем здоровья – 71,2 ± 0,56 уд/мин (р>0,05). Значения показателей ЧСС у девушек этих уровней физического здоровья достоверно меньше, чем у студенток остальных уровней здоровья (р<0,05).
Наименьшее значение показателя ЧСС после нагрузки (20 приседаний за 30 с) установлено у девушек с IV уровнем здоровья (113,5 ± 2,0 уд/мин), что меньше, чем значение этого показателя у представительниц с другими уровнями здоровья (р<0,05).
Время восстановления ЧСС после нагрузки до исходного значения является важной характеристикой резервных возможностей сердечно-сосудистой системы человека. Быстрее всех восстанавливается ЧСС у представительниц IV и V уровней здоровья (1,02 ± 0,01 с и 1,00 ± 0,01 мин соответственно). Это меньше, чем у девушек других уровней здоровья (р<0,05).
Как видно из таблицы 3, среди студенток всех уровней здоровья, за исключением высокого (V) уровня, значение показателя систолического давления (СД) находится в пределах физиологической нормы. У девушек V уровня здоровья регистрируется гипотонический тип СД (98,1 ± 2,63 мм рт. ст.).
У всех обследованных студенток значение показателя диастолического давления (ДД) лежит в пределах физиологической нормы. Наиболее высокое ДД зарегистрировано у студенток с IV уровнем здоровья – 72,4±0,96 мм рт. ст., а низкое – у девушек V уровня физического здоровья – 64,0±1,48 мм рт. ст., р<0,05.
Установлено, что наибольшее значение индекса Робинсона отмечено у девушек с I и II уровнями здоровья (85,2 ± 1,63 и 81,9 ± 0,54 усл. ед.). У представительниц других уровней здоровья значение показателя индекса Робинсона достоверно ниже, чем у девушек, имеющих низкий (I) и ниже среднего (II) уровни (р<0,05), что свидетельствует о недостаточных резервах сердечно-сосудистой системы последних.
Выводы
- Установлено, что среди обследованных студенток технического вуза Прибайкалья 11,0% имеют низкий (I) уровень физического здоровья, 40,67% – ниже среднего (II), 34,33% – средний (III), 12,17% – выше среднего (IV) и 1,83% – высокий уровень.
- Девушки с уровнями здоровья «высокий» и «выше среднего» имеют преимущества в двигательных качествах (за исключением гибкости) перед представительницами других уровней здоровья, что подтверждается результатами контрольных моторных испытаний. У студенток со средним, выше среднего, высоким уровнями здоровья отмечены высокие функциональные резервы их кардиореспираторной системы при выполнении физических нагрузок.
- Более 65% девушек по значению силового индекса имеют уровень здоровья ниже среднего и низкий, 16,6 % – уровни выше среднего и высокий.
- Полученные результаты позволяют педагогам учебных заведений дифференцированно подобрать объем, направленность и интенсивность двигательных нагрузок для физического воспитания студентов.
Библиографическая ссылка
Колокольцев М.М., Носов А.В. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕВУШЕК ПРИБАЙКАЛЬЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28765 (дата обращения: 19.04.2024).