Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Елагина В.С. 1 Хайрулин Ш.Ш. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Одним из аспектов профессиональной подготовки иностранных курсантов военного вуза является формирование и развитие у них умений и навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Организация самостоятельной работы сопряжена с рядом объективных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные курсанты в процессе изучения гуманитарных дисциплин. По мнению автора, преодоление трудностей, связанных с усвоением учебного материала, самостоятельным поиском нужной информации, практическим применением теоретических знаний при выполнении заданий, возможно благодаря использованию рабочей тетради в процессе изучения дисциплины. Использование рабочей тетради способствует оптимизации процесса подготовки иностранных курсантов, активизирует их познавательную деятельность, развивает интерес к учебной дисциплине. Цель данной статьи заключается в теоретическом обосновании использования рабочей тетради в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» иностранными курсантами в военном вузе. Методологической основой организации деятельности курсантов с использованием рабочей тетради при изучении курса «Психология и педагогика» являются компетентностный, деятельностный, индивидуальный и дифференцированный подходы. В статье представлен опыт разработки структуры и содержания рабочей тетради на печатной основе, разработана методика организации самостоятельной работы иностранных курсантов в аудиторное и внеаудиторное время с использованием рабочей тетради, способствующей формированию общеучебных умений и способов организации самостоятельной деятельности курсантов, развитию теоретического мышления и творческих способностей, а также навыков самообразования. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса с помощью рабочей тетради.
рабочая тетрадь
организация самостоятельной работы
самостоятельность
иностранные курсанты
военный вуз
1. Приказ от 15 сентября 2014 г. N 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-фз “Об образовании в Российской Федерации”». [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/12107 (дата обращения: 29.03.2019).
2. Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Хайрулина Н.Н., Рогожин В.М. Самостоятельная работа курсантов как ведущая форма учебной деятельности в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id= 24632 (дата обращения: 13.03.2019).
3. Дьяченко О.В. Рабочая тетрадь по математике для аудиторной и самостоятельной работы студентов первого курса. Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2016. 109 с.
4. Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С.333-339.
5. Лаптева Ю.А. Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса «Психология» // Приоритеты развития высшего образования России: сб. материалов науч. и метод. тр. науч.-пед. работников: в 4 ч. Ч.3. Гуманизация и личностно ориентированное образование будущего учителя. Новокузнецк: Изд-во КузГПУ, 2014. С.44-53.
6. Тимошенко А.И., Карелина Н.А. Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональной мобильности студента техникума // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 163-167.
7. Павх С.П., Павх И.И. Рабочая тетрадь как средство активизации самостоятельной работы студентов // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета. Серия: педагогика. 2016. № 2 С. 290-295.
8. Камалеева А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2009. № 5. С.6-18.
9. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 11. С. 61-65. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2012/12157.htm (дата обращения: 19.03.2019).
10. Коршунова Н.Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (263). С. 55-59.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
12. Землянская Е.Н. Уровневая дифференциация в развивающем образовании // Школа будущего. 2016. № 6. С. 10-19.
13. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

Самостоятельная работа курсантов военного вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Приказа Министра обороны Российской Федерации является «частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам» [1, с. 10]. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося и составляет 50% учебной нагрузки.

Самостоятельную работу мы рассматриваем как планируемый, организованный и осуществляемый под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия процесс выполнения курсантами комплекса заданий различного уровня сложности. Для самостоятельной работы характерны следующие признаки: 1) выполнение самостоятельной работы без непосредственной помощи преподавателя; 2) опора на собственные знания и умения, убеждения и субъектный (жизненный) опыт, мировоззрение; выражение личного отношения и высказывание собственной аргументации; проявление инициативы и творчества; 3) напряжение мышления, его развитие, воспитание воли и целеустремленности курсанта, вызванные содержанием самостоятельной работы [2].

Следует отметить, что, развивая познавательную самостоятельность курсантов, навыки самостоятельного овладения знаниями, умениями, компетенциями и применения их в жизни и профессиональной деятельности, можно подготовить высокопрофессиональных военных специалистов, инициативных, творческих, самостоятельных и ответственных, способных учиться на протяжении всей жизни. На наш взгляд, в качестве дидактического средства организации самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных учебных занятиях с иностранными курсантами может выступать рабочая тетрадь на печатной основе. Рабочая тетрадь, являясь достаточно эффективным дидактическим средством, способствует оптимизации самостоятельной работы курсантов военного вуза. Её использование в учебном процессе помогает иностранным курсантам разобраться в достаточно трудном для них учебном материале, повторить и закрепить новые знания и умения, проверить свои знания и умения на практике. Рабочая тетрадь позволяет активизировать познавательную деятельность курсантов, развивать их творческое мышление, познавательные способности, интерес к психологии и педагогике.  

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании использования рабочей тетради в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» иностранными курсантами в военном вузе.

Материал и методы исследования. В исследовании проблемы организации самостоятельной работы обучающихся с использованием рабочей тетради как дидактического средства были проанализированы нормативные документы, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. В научных статьях, посвященных проблеме разработки и использования рабочих тетрадей в процессе обучения учащихся и студентов, понятие «рабочая тетрадь» определяется, как «новая дидактическая единица, направленная на оптимизацию работы студентов» [3], «важнейшая составляющая образовательного процесса в современном вузе» [4], «средство повышения эффективности самостоятельной работы студента» [5], «средство формирования профессиональной мобильности студентов» [6], «средство активизации познавательной деятельности студентов» [7]. Далеко не полный анализ различных подходов к определению дидактического статуса данного понятия убеждает нас в актуальности использования рабочей тетради в образовательном процессе, её роли в оптимизации и повышении его эффективности.

Методологической основой организации самостоятельной деятельности курсантов при изучении курса «Психология и педагогика» с использованием рабочей тетради являются компетентностный, деятельностный, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Компетентностный подход [8; 9] усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, развития способности специалиста действовать в различных ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения. Особенностью компетентностного подхода является организация образовательного процесса, в значительной степени ориентированного на процесс учения, активного и самостоятельного овладения курсантами теоретических и прикладных знаний, что влечет за собой большую ответственность за результаты собственной познавательной деятельности.

Деятельностный подход [10; 11] определяется всеобщим законом психологии о единстве деятельности и развития личности. Курсанты, выступая субъектами образовательного процесса, активно участвуют в определении целей, конструировании содержания, планировании деятельности, её организации и регулировании, в рефлексивном анализе результатов, в диалоге с преподавателем как способе критического осмысления своей деятельности и её результатов.

Индивидуальный и дифференцированный подход [12; 13] предполагает выявление и учёт психологических, социальных, национальных особенностей, жизненного опыта и менталитета иностранных курсантов в процессе профессиональной подготовки в военном вузе. Индивидуальный подход позволяет своевременно устанавливать трудности в усвоении предметных знаний и навыков, выявлять причины их возникновения, определять форму индивидуальной помощи курсантам. Идеи уровневой дифференциации воплощаются в содержании рабочей тетради через предъявление курсантам разноуровневых заданий в соответствии с характером их познавательной деятельности.

С целью изучения отношения иностранных курсантов к работе в рабочей тетради, их удовлетворенности данным видом учебной деятельности были использованы анкетирование, беседы с курсантами и изучение продуктов деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработка рабочей тетради по дисциплине «Психология и педагогика» обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса, создания максимально комфортных условий для усвоения психолого-педагогических знаний и умений, формирования общекультурных компетенций иностранными курсантами. Опыт работы с иностранными курсантами показывает, что курсанты, прибывшие из разных стран, имеют разный уровень подготовки в школе, способности к обучению, владения русским языком, ограниченный активный и пассивный словарь русских слов, темп работы на лекциях и семинарах. У некоторых курсантов недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности, умения рационально распределить время на занятии. Перечисленные трудности обуславливают актуальность дифференцированного подхода к организации учебной деятельности курсантов на лекционных и семинарских занятиях, организации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности иностранных курсантов позволяет, во-первых, сделать более вариативным содержание заданий для самостоятельной работы, во-вторых, включить в содержание рабочей тетради компетентностно ориентированные задания; в-третьих, осуществить контроль и самоконтроль усвоения знаний и умений. Разрабатывая рабочую тетрадь, мы учитывали характер деятельности и уровень мотивации курсантов, их профессиональные запросы и интересы, ориентацию на формируемые общекультурные компетенции.

Дисциплина «Психология и педагогика», которую иностранные курсанты изучают на 2 курсе, является достаточно трудной, что связано не только со сложной и незнакомой терминологией, но и низким уровнем владения русской лексикой и грамматикой. Основная деятельность курсантов в процессе её изучения направлена на осмысление и понимание новой для них информации, работу с категориальным аппаратом, выполнение заданий репродуктивного характера.

Каждая тема дисциплины «Психология и педагогика» представлена в рабочей тетради системой разнохарактерных и разноуровневых учебных заданий, таких как: 1) задания, направленные на изучение и понимание сущности основных психолого-педагогических понятий; 2) задания на развитие мыслительной деятельности (сравнение, классификация и др.); 3) задания, требующие понимания текста, составления плана, сравнения и сопоставления фактов, ответов на вопросы; 4) задания на установление соответствия и последовательности фактов и событий; 5) задания с использованием иллюстраций; 6) задания на составление таблиц и схем; 7) задания, направленные на решение проблемной задачи или ситуации; 8) тестовые задания; 9) задания для самоконтроля.

Разрабатывая рабочую тетрадь, мы учитывали особенности восприятия курсантами учебной информации, поэтому в её содержание включены иллюстрации, помогающие лучше разобраться в психологической сущности некоторых понятий. Для развития познавательного интереса, эрудиции и научного кругозора в рабочей тетради приводятся отрывки из художественных произведений и работ отечественных и зарубежных учёных. Курсантам предоставляется право самостоятельно выбрать задание в соответствии с уровнем своей подготовки и характером познавательной деятельности. Результаты выполнения заданий курсантами оцениваются преподавателем по 5-балльной системе.

Постепенное усложнение заданий способствует не только овладению учебными знаниями по дисциплине и умениями применять теоретические знания при выполнении заданий, но и развитию личности курсанта, его речи, мышления, познавательного интереса, познавательных и творческих способностей.

Следует отметить, что работа курсантов в рабочей тетради позволяет преподавателю своевременно оказывать помощь, выявлять трудности, исправлять допущенные ошибки, разъяснять трудные вопросы изучаемых тем. Совместная деятельность иностранных курсантов и преподавателя, их взаимодействие повышает эффективность образовательного процесса, объединяет интересы, способствует развитию коммуникативных умений курсантов.

Изучение дисциплины «Психология и педагогика» требует установления междисциплинарных связей, а, следовательно, формирования умений осуществлять перенос психологических знаний на изучение педагогических процессов и явлений, объяснения их сущности, обоснования применения тех или иных форм и методов обучения с учетом психологических особенностей курсантов. Задания, ориентированные на установление междисциплинарных связей, способствуют развитию мышления, расширяют границы понимания целостности психолого-педагогических явлений и процессов.

Рабочая тетрадь в учебном процессе выполняет ряд дидактических функций, к которым относятся:

  • обучающая функция, способствующая формированию психолого-педагогических знаний и умений, мировоззрения и способов мышления курсантов;
  • развивающая функция, направленная на развитие психических процессов и свойств личности, а также на развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля;
  • воспитывающая функция, обеспечивающая формирование важных профессиональных качеств курсанта, таких как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость и др.;
  • контролирующая функция, реализующаяся через систему заданий для контроля и самоконтроля сформированности знаний и умений;
  • стимулирующая функция, способствующая развитию познавательного интереса, познавательных способностей, созданию ситуации успеха;
  • организационная функция, способствующая развитию навыков научной организации труда, выработке навыков рационального планирования и использования учебного времени.

Рабочая тетрадь используется нами на всех видах учебных занятий: на лекциях в качестве закрепления изученного материала, на семинарах для контроля и проверки уровня сформированности предметных знаний и умений, развития познавательного интереса, формирования умений применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Работа курсантов в рабочей тетради предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, что способствует развитию у них коммуникативных навыков.

С целью изучения удовлетворенности иностранных курсантов учебной деятельностью с использованием рабочих тетрадей было проведено анкетирование. Анкета содержала пять вопросов и предполагаемые варианты ответов к каждому из них. Результаты показали, что всем курсантам, принявшим участие в анкетировании, понравился данный вид самостоятельной работы. По их мнению, рабочую тетрадь следует использовать на всех аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной подготовки во внеаудиторное время. Более 90% курсантов отметили повышение интереса к дисциплине «Психология и педагогика», 75% курсантов отметили, что с помощью тетради запомнили много понятий и терминов, научились применять знания при решении проблемных задач и ситуаций. Больше всего иностранным курсантам запомнились задания с рисунками, задания с использованием литературных произведений, практико-ориентированные задания, а также задания на составление схем и таблиц. Следует отметить, что самостоятельная работа на аудиторных занятиях с использованием рабочей тетради получила направленный характер, активизировала деятельность курсантов, повысила их внимание к изучаемым проблемам и успеваемость курсантов по дисциплине.

Следует признать, что эффективность учебного процесса с помощью рабочей тетради во многом зависит от педагогических условий, к которым мы относим следующие:

  1. Соответствие учебного материала познавательным возможностям иностранных курсантов, их навыкам самостоятельной работы, владению русским языком. Любое задание не должно выходить за рамки программного учебного материала, должно быть понятным курсантам не только в содержательной части, но и процессуальной.
  2. Рациональное сочетание самостоятельной работы в рабочей тетради с другими видами деятельности (беседа по вопросам изучаемой темы, работа с учебником, устный опрос, обсуждение сообщений курсантов и др.).
  3. Четкая методическая организация работы курсантов в рабочей тетради. Необходимо определить цель предстоящей работы и сформулировать задачи, предложить курсантам алгоритм выполнения заданий, подобрать и предоставить основную, дополнительную и справочную литературу, видеоматериалы и электронные образовательные ресурсы, которые помогут разобраться в содержании задания, выявить необходимые знания и выполнить задание, определить время выполнения задания в соответствии с его объемом, познакомить курсантов с критериями оценки и методами контроля.
  4. Использование разноуровневых заданий, которые помогут дифференцированно подойти к организации деятельности курсантов и максимально учесть их психологические особенности и познавательные способности.
  5. Согласно компетентностному и деятельностному подходам наряду с традиционными методами использовать активные и интерактивные методы (например, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций и др.).
  6. Систематическая организация обратной связи. Каждая работа в рабочей тетради должна оцениваться преподавателем, что позволяет определить уровень сформированности знаний и умений курсантов, выяснить, достигнуты ли поставленные цели и задачи учебного занятия, выявить трудности курсантов в усвоении психолого-педагогических знаний и методические недостатки организации процесса изучения дисциплины. Обратная связь позволяет преподавателю скорректировать деятельность курсантов на занятии, применить методы и формы организации познавательной деятельности, более соответствующие цели и задачам учебного процесса, а курсантам получить удовлетворение от своей деятельности.

Заключение. Таким образом, рабочая тетрадь по дисциплине «Психология и педагогика» является одним из эффективных дидактических средств оптимизации учебного процесса в военном вузе. Её использование в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности иностранных курсантов, развитию познавательных способностей, положительной мотивации к изучению дисциплины, формированию предметных знаний и умений, а также навыков самостоятельной работы. Рабочая тетрадь помогает своевременно выявлять трудности в обучении иностранных курсантов, осуществлять контроль и оказывать методическую помощь в овладении учебным материалом. Совместная деятельность преподавателя и курсантов, их педагогическое взаимодействие способствует развитию коммуникативных навыков и качеств. Результаты изучения отношения иностранных курсантов к работе в рабочих тетрадях свидетельствуют о повышении интереса к изучению дисциплины «Психология и педагогика», уровня усвоения психолого-педагогических знаний и умений.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28763 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674