В настоящее время глобальная информатизация привела к большим изменениям во многих сферах, в том числе способствовала распространению среди молодежи нового типа мышления – клипового.
Актуальность темы связана с решением важной проблемы, а именно с тем, что современному человеку присуще клиповое мышление. Оно характеризуется разрозненностью, отсутствием систематичности, недостаточной осмысленностью, и, что опаснее всего, особенно для обучающегося, усвоение полученной информации носит поверхностный характер, происходит нарушение причинно-следственных связей в письменной и в устной речи.
Цель исследования: выявить проблемы возникновения клипового мышления и, учитывая особенности нового типа мышления, определить методы обучения в построении образовательного процесса.
Материалы и методы исследования. Клиповое мышление, как считают многие исследователи этого феномена, сформировалось тогда, когда информации стало настолько много, что человек просто перестал ее усваивать в связи с ограниченными возможностями сознания. Таким образом, визуальные потоки победили вербальные. Если раньше носителями информации были книги, которые обладают определенной структурой и закономерностью, и благодаря им создавалась более-менее осмысленная и организованная картина мира, то на сегодняшний день ситуация изменилась.
Появление клипового сознания нельзя сводить к реакции на уменьшение тиража книг и читателей. В первую очередь новый тип мышления формировался на основе визуального восприятия. Новой формой визуального восприятия, явлением «клипового сознания» как новым культурным явлением, рожденным информационным веком, стали интересоваться еще в 1960-х гг.
Французский социолог А. Моль стал одним из первых исследователей этого явления. Его работа «Социодинамика культуры» [1] была издана еще в 1967 г. В ней автор рассуждает о «мозаичной» культуре в постиндустриальном обществе. В рамках традиционной культуры понятийный аппарат индивида представлял собой целостную структуру, посредством чего человек мог выстраивать в уме логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи, соотнося друг с другом новые и старые понятия. «Современному же человеку вместо паломничества, требующего физических и нравственных усилий, предлагается туристическая поездка, во время которой он сможет получить поверхностные впечатления и сиюминутные удовольствия, без какого бы то ни было напряжения» [2, с. 170].
Структура сознания как высший уровень психики включает в себя все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение или изменение в любом из психических процессов неизбежно становится расстройством сознания. Поэтому круг научных интересов исследователей «клиповости» расширился до изучения «клипового мышления», «клипового восприятия» и т.д. Все это звенья одной цепи, абстрагироваться от которых невозможно.
Так, несколько позже, в середине 1990-х гг., появляется термин «клиповое мышление», который подразумевает под собой способность индивида воспринимать мир в виде коротких ярких образов, так называемых видеоклипов. Визуальная клиповая информация подается с высокой скоростью, проходя барьер осознанного, впечатываясь в подсознание.
Американский футуролог Э. Тоффлер даже ввел термин «блип-культура»: она имеет фрагментарно-мозаичный характер представления о мире, возникающий у потребителей аудиовизуальной информации в условиях ее демассификации. Э. Тоффлер не видит крайнего негатива в этом явлении и говорит о клиповом сознании как о защитной реакции организма на обилие информации, которой так переполнена постиндустриальная эпоха [3].
Стоит отметить, что в настоящее время клиповое сознание не оценивается однозначно как негативное явление, которое нужно срочно искоренить. Так, например, некоторые представители масс-медиа видят в этом некую эволюцию в сознании.
Долгое время система знаний формировалась благодаря классическому образованию, познания же обучающегося в настоящее время создает беспрерывный поток средств массовой информации. Обучающийся, находясь в постоянном информационном потоке, пребывает в убежденности, что, поскольку информации много и она настолько доступна, то и запоминать ее и осмысливать не имеет смысла. Отсюда и картина мира современного студента – мозаичное фрагментарное восприятие, отсутствие готовности к длительным интенсивным учебным нагрузкам, склонность к простым решениям.
Культуролог К.Г. Фрумкин выделил следующие факторы возникновения клипового мышление у молодежи:
- большой объем информации;
- высокая скорость поступления информационного потока и потребность его актуализации;
- большое разнообразие поступающей информации;
- увеличение количества действий, которые совершает личность одновременно;
- рост диалогичности в социальной среде [4].
Клиповое мышление – это явление воспроизведения разнообразных объектов без связующих элементов между ними, характеризующееся нелогичностью, разнородностью и высокой скоростью переключения между фрагментами информации, что приводит к отсутствию у индивидуума целостного восприятия поступающей информации. Поскольку обучающийся плохо анализирует информацию, у него понижается уровень успеваемости. Кратковременная память преобладает над долговременной. Увеличение сложности изучаемого материала приводит к его непониманию.
Именно такая проблема наблюдается в настоящее время среди большинства обучающихся на факультете изобразительных искусств в процессе натурного рисования на дисциплинах «Живопись», «Рисунок», «Композиция» и прочих.
Наблюдательность студентов резко снижается. Так, если еще лет десять назад обучающийся мог задерживать внимание на изображаемом объекте от 3 до 5 минут, более-менее внимательно изучая форму, то теперь ему достаточно буквально 10 секунд, чтобы проанализировать творческую постановку и в течение как минимум 10 минут и более к ней не возвращаться.
На занятиях по живописи у студентов первых курсов наблюдается большая сложность в выявлении локального цвета предмета, не говоря уже о проблемах колористической целостности, которая существовала всегда. Параллельно с этим возникают большие сложности в развитии композиционного мышления. Так, например, при работе над формальными упражнениями, имеющими целью создать уравновешенную композицию, многие, не задумываясь, прибегают к симметричным построениям композиционной схемы, что очень упрощает учебную задачу и не способствует развитию композиционного мышления, обогащению образов представления [5, с. 23].
Таким образом, студенты, начинающие заниматься изобразительной деятельностью, имеют устойчивую привычку воспринимать информацию, да и окружающий мир в целом, с помощью короткого яркого образа. Восприятие обучающегося, как правило, носит фрагментарно-мозаичный характер. Именно в этот период, на начальном этапе обучения (первый, второй курс), понятийное мышление обучающегося нуждается в корректировке, потому как, не решив проблему изначально, не сформировав со студентом инструменты работы с информацией (в нашем случае визуальной информацией), сложно говорить о качественном обучении, о профессиональном становлении ученика. По сути, задача преподавателя изобразительного искусства на данном этапе – формирование способности целенаправленного восприятия, способности восприятия длительной, последовательной информации. Еще раз подчеркнем: обладатель клипового мышления может «смотреть», но не умеет «видеть», не способен осмысленно анализировать визуальную информацию.
Несмотря на отрицательные стороны клипового восприятия, многими психологами-исследователями отмечаются и его положительные черты, прежде всего то, что оно спасает мозг от информационной перегрузки, помогает адаптироваться в сфере информационных технологий. К тому же обладатели клипового мышления способны к многозадачности и скоростному отклику, быстрому реагированию на разнообразные изменения общества.
Т.В. Семеновских также говорит об этом в своем исследовании: «Необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей студентов требуется структурировать информацию в виде клипов, изменить формат изложения ...» [6, с. 7].
Стоит учесть, что для эффективного обучения и полноценного развития профессиональных знаний и умений требуется работа обоих полушарий головного мозга, как левого, несущего ответственность за логику, анализ, структурность, так и правого, отвечающего за образное мышление и воображение.
Не вызывает сомнения тот факт, что целесообразнее всего развивать аналитическое понятийное мышление, одновременно используя положительные стороны клипового мышления, которые с такой скоростью сформировались в процессе развития информационного общества.
Другими словами, феномен клипового сознания еще недостаточно изучен и оценивается пока что очень противоречиво.
Целесообразнее всего осуществлять конструктивный подход, не рассматривая его однозначно отрицательным, поскольку данный тип сознания, как уже подчеркивалось, имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые нужно учитывать в новых реалиях и строить методику обучения исходя из этого.
Стоит отметить, что не только масс-медиа формирует новые формы восприятия и мышления. Дефицит учебного времени, отведенного на освоение учебной дисциплины, сокращение времени взаимодействия преподавателей со студентами на аудиторных занятиях не лучшим образом сказываются на восприятии и мышлении студентов.
Таким образом, в современном вузе необходимо учитывать особенности нового типа мышления при построении образовательного процесса.
Эффективным приемом развития системного мышления становится организация исследовательской работы студентов, предполагающая обучение способам и методам осознанной самостоятельной работы, осмысленной работы с информационными ресурсами. Отсюда важная роль переносится на личностно-ориентированное обучение, использование большего количества исследовательских заданий, выявляющих и активизирующих развитие личных исследовательских способностей студента.
В этом процессе важную роль нужно отводить активным методам обучения. Главной целью активных методов обучения является максимальная активизация познавательных потребностей и способностей студентов. Успешная реализация этой цели требует решения целого комплекса разнообразных образовательных и воспитательных задач: это развитие у студентов навыков аналитического и логического мышления; совершенствование умений работать в коллективе; формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
В процессе подачи теоретической информации следует больше использовать наглядные образы с применением мультимедийных технологий, направляя к визуальным образам. Особенно это важно в художественном образовании, где образы представления студентов обогащаются благодаря новой визуальной информации. Демонстрационные презентации должны не только иллюстрировать какую-либо тему, но и способствовать тому, чтобы обучающийся мог проводить наглядный сравнительный анализ по теме, больше ориентироваться не на фактологический подход, а на проблемный уровень подачи материала.
Проблемой остается и отсутствие межпредметных связей между дисциплинами. Даже фрагментарное, отрывочное предъявление информации должно быть четко структурировано по сути, а простое «складирование» разрозненных конспектов, не включенных в смысловое целое, теряет свою обучающую, развивающую значимость.
Проблема развития «видения», осмысленного художественного восприятия у студентов художественных вузов, усугубляясь феноменами клипового восприятия информации, продолжает оставаться одной из самых актуальных и многоплановых проблем в теории обучения изобразительному искусству.
Художественное «видение», осмысленное восприятие предполагает способность не только замечать детали, но и видеть их целостно, с целью разрешения конкретной познавательной задачи, умение выделять общие и индивидуальные свойства в воспринимаемых объектах.
В качестве основ формирования подобного вида восприятия на занятиях по живописи, а также для преодоления отрицательных сторон клиповости стоит развивать у студентов целенаправленное наблюдение, направлять фокус их внимания на определенную структуру, а именно:
1) композиционную организацию листа;
2) форму предметов и их пространственное положение;
3) передачу пропорциональных отношений;
4) решение тоновых отношений;
5) передачу светотеневых градаций объемной формы объектов;
6) колористическое решение.
Любая учебно-творческая работа начинается с композиционно-творческой организации листа. Хотя это является практически аксиомой в изобразительной деятельности, у студентов младших курсов наблюдается неумение целостно видеть будущую композицию, в итоге учебно-творческая работа представляет набор хаотично выстроенных предметов.
Композиция листа должна представлять такое расположение элементов изображения, которое наиболее отчетливо выявляет замысел автора. В процесс решения этой задачи активно включается весь опыт наблюдающего. Целостная, уравновешенная композиция достигается за счет умения использовать в работе основные композиционные закономерности, приемы и правила.
Форма предметов и их пространственное положение. Изучение объекта для его изображения предполагает выделение его проекционного образа. Привычное восприятие не позволяет видеть в натуре проекцию предмета, а если этот предмет еще нужно нарисовать по памяти, то для человека с преобладанием клипового восприятия этот процесс представляет объективную сложность. Когда обучающийся фокусирует внимание на предмете как таковом, представление в сознании об изображении затрудняется.
Развитие полноценного представления требует длительного и целенаправленного восприятия объектов изображения. Большое значение имеет, как студент оперирует своими представлениями в соответствии с замыслом изображения. Необходимо уметь менять положение любого объекта, поворачивать его в нужную сторону как в собственном воображении, так и в картинной плоскости, иными словами, владеть динамическим, подвижным образом. Для этого важно учиться анализировать объект как с легко обозримых, так и с невидимых сторон.
Созданию представления необходимого для создания художественного образа способствует сопоставление, которое представляется важным условием восприятия и являет собой единство сенсорных и интеллектуальных процессов. Большое значение этому методу в своем исследовании придает Л.Г. Медведев, который подчеркивает, что «в любом сопоставлении предполагается выявление нового представления о предмете, его качестве. При этом с развитием восприятия характер ассоциативных сравнений становится более индивидуальным, более уточненным; явно прочитывающиеся внешние сопоставления качественно переходят во внутренние, психологические. Отбор сопоставляемых единиц определяет уровень образности мышления художника» [7, с. 126].
Следующий важный этап в изображении – сравнение объектов постановки между собой по величине, высоте, ширине, объему, цвету и установление соотношений между ними и между частями формы отдельного предмета. Умение видеть и выявлять пропорции – важнейший показатель развитого художественного восприятия.
Решение тоновых отношений. Для создания изображения обучающиеся должны ясно видеть тональные различия, которые наблюдаются как между градациями светотени на каждой объемной форме предмета, так и между светлотой цвета отдельных предметов.
Передача светотеневых градаций объемной формы. При передаче объема предметов, пропорциональных натуре, тоновыми отношениями между цветом предметов достигаются материальность, пространственная глубина и состояние освещенности.
В процессе работы в цвете студент обязан учитывать, что мазок или цветовое пятно (в зависимости от техники изображения) должны лепить форму предмета, а не ломать ее. Об уровне развития восприятия свидетельствует использование студентом мазка, различного по характеру. Известно, что мазки первого плана должны отличаться большей рельефностью, пастозностью и четкостью, а дальнего плана – мягкими переходами. Но все чаще на первом курсе планы выполнены с одинаковой напряженностью, в работе отсутствует глубина. Все это – свидетельство клипового восприятия.
Передача видимых изменений формы предметов в пространстве. Передача изменений цветотоновых отношений в пространстве. Появление пространства в работах студентов свидетельствует о качественных изменениях как в зрительном восприятии, так и в логическом мышлении рисующих и выражает наличие определенного графического опыта. Появление пространственных отношений в рисунках учащихся – показатель того, что восприятия предмета в натуре и своего рисунка уже не противоречат, как раньше, а начинают поддерживать друг друга.
Цветовое решение. Предметы постановки, как и объекты окружающей действительности, всегда сгармонированы по цвету благодаря общему освещению, взаимным рефлексам. Способность передать эту гармонию в рисунке – сложнейшая задача, которая формируется в процессе развития художественного восприятия.
Целенаправленное решение композиционных задач в работе также эффективно содействует оформлению разнообразных наблюдений в единое целое, создает определенную установку на более полное изучение объектов натуры.
Композиционная организация листа представляет собой такое расположение элементов изображения в работе, которое позволяет наиболее ясно выразить замысел автора. В процесс решения данной задачи активно включается весь опыт наблюдающего. Студенты должны рассматривать композицию своего рисунка как органическое целое с выраженным смысловым единством, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.
Результаты исследования и их обсуждение. Формирование целенаправленного восприятия у студентов начальных курсов – главная задача преподавателя художественных дисциплин, потому как только данный вид восприятия, в отличие от клипового, способствует становлению профессиональной деятельности художника-педагога.
Художественное восприятие, впрочем, как и клиповое, не передается по наследству, а формируется посредством систематического, осмысленного, целенаправленного наблюдения. Бездумное же, хаотичное рассматривание, быстрое зрительное «перескакивание» с объекта на объект в изобразительном процессе, а также неумение сопоставлять, сравнивать предметы между собой – то, что мы наблюдаем сегодня. Когда процесс осмысленного наблюдения, сравнения станет постоянным, можно говорить о том, что восприятие начинает перестраиваться с клипового на художественное, когда внимание студента будет сосредоточено на поиске информативных свойств предметов, качественном и количественном отборе признаков, необходимых для изображения.
Заключение
В заключение следует отметить, что в современной системе образования необходимо учитывать такое явление информационного века, как «клиповость». В художественных вузах этот вопрос особо остро встает в процессе преподавания базовых профессиональных художественных дисциплин. В результате многолетней практической деятельности мы пришли к выводу, что уже на первом этапе обучения, начиная с первого курса, необходимо формировать у обучающихся художественное, целенаправленное восприятие, поскольку доминирование клипового видения не позволяет адекватно анализировать и изображать даже несложную академическую постановку. Отсутствует навык формирования осмысленного, целостного художественного образа. В связи с произошедшими в последнее время изменениями в видении студентов следует не только учитывать их индивидуально-психологические особенности, но и работать над изменением формы подачи теоретического материала.
Формированию целенаправленного наблюдения следует уделять самое пристальное внимание, оно должно носить систематический и планомерный характер, придерживаться определенной структуры, которая описана в данной статье. Лишь сформировав навык осмысленного восприятия в процессе обучения на начальных курсах, мы можем переходить к его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Скрипникова Е.В. ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28712 (дата обращения: 03.04.2025).