Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ И ПЛАВАНИЕМ

Драндров Г.Л. 1 Кудянова Л.А. 2 Чеснокова Н.П. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2 Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
В статье приводятся результаты экспериментального исследования свойств темперамента юных спортсменов, занимающихся плаванием и спортивными играми. В исследовании приняли участие две группы юных спортсменов в возрасте 14–15 лет. В первую группу вошли 24 учащихся спортивной школы олимпийского резерва № 9 по плаванию Министерства спорта Чувашии, во вторую группу – 20 учащихся спортивной школы по футболу г. Чебоксары. У спортсменов обеих групп измерялись и оценивались показатели свойств темперамента: тревожность – эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации, агрессивность, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия. Установлено, что спортсмены обеих групп отличаются относительно высокой эмоциональной устойчивостью и устойчивостью к фрустрации. Психологические особенности футбола: наличие жесткого физического контакта, совместно взаимосвязанный характер действий партнеров, разнообразие двигательных действий и вариативность условий их выполнения – делают его привлекательным для лиц с относительно высокими показателями агрессивности, экстраверсии и пластичности. Психологические особенности плавания: условный физический контакт, монофронтальный характер психической активности, относительное однообразие соревновательных действий и условий их выполнения – обусловливают привлекательность данного вида спорта для лиц с относительно низкими показателями агрессивности, экстраверсии и пластичности.
темперамент
эмоциональная устойчивость
фрустрация
агрессивность
пластичность
экстраверсия
плавание
футбол
юные спортсмены
1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта: учеб. для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура». 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2014. 268 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2009. 351 с.
3. Темперамент и способности к спортивной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fizkulturaisport.ru/psixologiya/psixologiya-sporta/430-temperament-i-sposobnosti-k-sportivnoj-deyatelnosti.html?showall=1 (дата обращения: 05.01.2019).
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл ; Академия, 2005. 352 с.
5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 2013. 448 с.
6. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М., 2014. 688 с.
7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1978. 134 с.
8. Пестряева Л.Ш., Драндров Г.Л., Глинкин Б.Н., Орешкина Т.И. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 237-243.
9. Федорова О.В., Фоминова Е.Н., Козак А.А. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 116-118.
10. Юров И.А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. 2012. № 3. C. 22-26.

Современный спорт предъявляет высокие и специфичные требования к психическим качествам спортсменов благодаря присущим ему особенностям [1–3]. Он характеризуется:

1) установкой на достижение высоких соревновательных результатов;

2) высокой значимостью общих и специальных интеллектуальных способностей (оперативного мышления, свойств внимания), быстротой и точностью восприятия, скоростью переработки информации, психомоторики;

3) высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевой сферы личности;

4) предельными физическими и психическими нагрузками:

5) специфической атмосферой общения с отношениями соперничества и сотрудничества между участниками соревновательной деятельности;

6) высокой стабильностью и достаточной вариативностью двигательных навыков, их устойчивостью к неблагоприятным воздействиям;

7) высоким уровнем нервно-психического напряжения, обусловленного экстремальными условиями соревновательной деятельности: высокой значимостью соревновательного результата, неопределенностью исхода соревновательной борьбы, публичностью выступления и т.п.

спортивной ряд таких, , по видимости, зависят от свойств и . Это и скорость и эмоционально- , их динамика и устойчивость, и сбивающим факторам; пластичность – ригидность , активность; способность нагрузки и восстанавливать работоспособность и т. д. [3].

В соответствии с концептуальными положениями психологической теории деятельности [4] личность спортсмена и спортивная деятельность тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в существенном влиянии свойств личности на выбор определенного вида спортивной деятельности, продолжительности и эффективности занятий спортом. Спортивная деятельность в свою очередь оказывает существенное влияние на формирование свойств личности, вызывает ее своеобразную психологическую деформацию в соответствии с требованиями конкретного вида спортивной деятельности.

Известно, что спортивная деятельность протекает, как правило, в экстремальных, необычайно сложных условиях, способствующих выявлению предельных возможностей человеческого организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента. Поэтому для достижения высоких спортивных результатов все большее значение приобретают знания и умелое использование в тренировке и соревнованиях особенностей нервной системы и темперамента каждого спортсмена – наиболее устойчивых индивидуальных особенностей человека, которые не могут быть существенно изменены в процессе подготовки к деятельности и с которыми необходимо считаться [1, 2].

Свойства темперамента являются наследственно обусловленными личностными характеристиками и мало изменяются под влиянием занятий спортивной деятельностью [5, 6]. Обратное их влияние на деятельность проявляется преимущественно в двух аспектах [2, 3],

Во-первых, от них зависит выбор человеком того или иного вида спорта.

Во-вторых, в процессе занятий избранным видом спорта человек обретает позитивный опыт эффективного использования имеющихся у него особенностей темперамента через формирование индивидуального стиля деятельности и поведения.

Особенности соревновательной деятельности в конкретном виде спорта предъявляют специфические требования к мотивационной и волевой сфере личности спортсмена [1, 2], к наличию определенных предпосылок в виде свойств темперамента [7]. Знание этих требований необходимо для оптимизации процессов отбора, спортивной ориентации и спортивной тренировки, для оптимизации поведения спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

В педагогической практике наблюдается достаточно широкий отсев детей и подростков из спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ, когда без всякой видимой причины дети прекращают заниматься избранным ими видом спорта. Это обусловлено множеством причин, но, вне сякого сомнения, одним из наиболее значимых факторов снижения интереса к занятиям определенным видом спорта является несоответствие его психологического содержания индивидуальному своеобразию свойств темперамента юного спортсмена [8]. Известно, что свойства темперамента человека в отличие от мотивов и психических состояний проявляются одинаково в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Важность изучения проблемы темперамента несомненна в связи с вопросами спортивной педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Разработка этой проблемы будет способствовать научному обоснованию спортивного отбора и ориентации, индивидуализации процессов обучения, тренировки, подготовки и участия в соревнованиях.

Знание темперамента, особенностей прирожденной организации нервной системы своих воспитанников, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо каждому тренеру для понимания особенностей поведения и деятельности своих воспитанников.

Вопросы взаимосвязи свойств темперамента и интереса к определенным видам спорта, психологические закономерности и механизмы этого взаимодействия на разных этапах спортивной подготовки рассматривались достаточно глубоко в ряде психологических и педагогических исследований [7, 9, 10].

Авторами этих работ установлено, что темперамент определяет:

1) уровень способностей, необходимый для наиболее высоких достижений в большом спорте;

2) качественное своеобразие способностей, требуемых для достижения успеха в узкой спортивной специализации;

3) динамику, качественное своеобразие и индивидуальный стиль спортивной деятельности при одной и той же степени совершенства;

4) успешность деятельности в различных спортивных ситуациях;

5) эффективность различной организации тренировочных занятий;

6) направленность и степень влияния соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов.

Наряду с этим мало исследованными остаются вопросы влияния свойств темперамента на выбор детьми и подростками видов спорта с учетом качественного своеобразия психологического содержания спортивной деятельности.

Цель, методы и организация исследования. В целом анализ научно-методической литературы свидетельствует о существовании противоречий между необходимостью учета при спортивной ориентации детей на занятия определенным видом спорта индивидуального своеобразия свойств темперамента и недостаточной изученностью влияния свойств темперамента на формирование интереса к определенным видам спорта.

С учетом содержания этого противоречия цель нашего экспериментального исследования заключалась в изучении свойств темперамента юных спортсменов, занимающихся плаванием и спортивными играми.

Для достижения этой цели нами применялись методика «Самооценка психических состояний личности» и методика «Свойства темперамента», разработанная Г. Айзенком.

В исследовании приняли участие две группы юных спортсменов в возрасте 14–15 лет.

В первую группу вошли 24 учащихся спортивной школы олимпийского резерва № 9 по плаванию Министерства спорта Чувашской Республики.

Во вторую группу вошли 20 учащихся спортивной школы по футболу г. Чебоксары.

У всех испытуемых с помощью методики «Самооценка психических состояний» измерялись и оценивались следующие свойства темперамента:

– тревожность (нейротизм) – эмоциональная устойчивость как эмоциональная возбудимость (склонность к переживанию беспокойства в для человека ситуации);

– устойчивость к фрустрации как способность человека сохранять конструктивность в поведении и в деятельности в ситуации, когда между личностно значимой целью и ним возникает непреодолимая преграда;

– агрессивность как склонность к доминированию и лидированию в социальных взаимоотношениях;

– пластичность – ригидность как стремление и способность личности перестраивать свою деятельность и поведение в соответствии с изменяющимися условиями их осуществления;

– экстравертированность – интровертированность как свойство, которое преимущественную на -либо от их .

При уровня развития этого свойства темперамента учитывается, от зависят и – от , возникающих в данный ( – к контактам с новыми людьми, к новым ), или от образов, и , связанных с прошлым и будущим ().

Достоверность различий между среднегрупповыми показателями свойств темперамента определялась с применением параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты экспериментального исследования свойств темперамента спортсменов обеих групп представлены в таблице.

Установлено, что спортсмены обеих групп отличаются относительно высокой эмоциональной устойчивостью – средний показатель по методике «Самооценка психических состояний» составил в группе пловцов 10,34 балла и 11,12 балла – в группе футболистов.

О хорошей эмоциональной устойчивости говорят и показатели, выявленные с помощью анкетного опросника «Свойства темперамента»: у пловцов он равнялся 10,95 балла, у футболистов – 11,42 балла.

Высокая эмоциональная устойчивость испытуемых обусловлена развитием в процессе занятий спортом способности оценивать и регулировать возникающие в экстремальных условиях спортивной деятельности экстраординарные психические состояния, отличающиеся высоким уровнем эмоциональной напряженности.

У спортсменов обеих групп наблюдается достаточно высокая устойчивость к фрустрации: 9,56 балла – у пловцов, 10,09 балла – у футболистов. Мы полагаем, что занятия спортом, связанные с переживанием успеха и неудач в соревновательной деятельности, способствуют накоплению у испытуемых позитивного опыта рационального отношения к препятствиям, возникающим на пути к достижению значимых для них целей спортивной деятельности.

Таблица

Показатели свойств темперамента спортсменов, занимающихся спортивными играми и плаванием, баллы (Х ± δ)

Свойства темперамента

Группы испытуемых

Р

Плавание, n=24

Футбол, n=20

Тревожность – эмоциональная устойчивость

10,34±1,67

11,12±1,20

> 0,05

Фрустрация

9,56±1,98

10,09±2,11

> 0,05

Агрессивность

8,18±1,31

11,23±1,54

< 0,05

Пластичность – ригидность

12,41±2,38

9,67±1,75

< 0,05

Экстраверсия – интроверсия

11,89±1,84

16,23±2,43

< 0,05

 

Обращает внимание, что испытуемые обеих групп мало отличаются друг от друга в уровне развития эмоциональной устойчивости и фрустрации. Это говорит о том, что плавание и футбол по своему психологическому содержанию предъявляют одинаковые требования к этим свойствам темперамента.

Футболисты отличаются более высокими по сравнению с пловцами показателями агрессивности – 11,23 против 8,18 балла у пловцов. Это обусловлено особенностями психологического содержания этих видов спорта – в футболе преобладает жесткий физический контакт, в то время как для плавания характерно отсутствие физического взаимодействия соревнующихся.

У футболистов наблюдаются и более высокие показатели экстраверсии – 16,23 против 11,89 балла у пловцов, что также связано с психологическими особенностями футбола и плавания: если в футболе спортсмены постоянно общаются между собой, то при занятиях плаванием психическая активность занимающегося сосредоточена преимущественно на самом себе и своей деятельности.

Для футболистов характерны и высокие показатели пластичности – 9,67 против 12,41 балла у пловцов. Футбол отличается разнообразием двигательных действий, а также чрезвычайной вариативностью их осуществления. Поэтому он является особо привлекательным для лиц с высокой пластичностью. Плавание, напротив, включает в свое содержание минимальное количество двигательных действий, повторяющихся циклически. Для этого вида спорта характерна и относительная стабильность условий, в которых выполняется тренировочная и соревновательная деятельность. Это определяет его привлекательность для лиц с высокой ригидностью.

Заключение. Обобщая результаты экспериментального исследования, можно заключить, что среди спортсменов чаще встречаются лица с относительно низкой тревожностью и высокой устойчивостью к фрустрации.

Психологические особенности футбола: наличие жесткого физического контакта, совместно взаимосвязанный характер действий партнеров, разнообразие двигательных действий и вариативность условий их выполнения – делают его привлекательным для лиц с относительно высокими показателями агрессивности, экстраверсии и пластичности.

Психологические особенности плавания: условный физический контакт, монофронтальный характер психической активности, относительное однообразие соревновательных действий и условий их выполнения – обусловливают привлекательность данного вида спорта для лиц с относительно низкими показателями агрессивности, экстраверсии и пластичности.

Таким образом, систематические занятия спортом приводят к повышению эмоциональной устойчивости и устойчивости к переживанию фрустрации. Это обусловлено формирующимся в процессе спортивной деятельности опытом саморегуляции психоэмоциональных состояний. Однако присущие юным спортсменам свойства темперамента: агрессивность, экстраверсия и пластичность – влияют на выбор спортсменами таких видов спорта, как футбол и плавание. Это необходимо учитывать в процессе спортивной ориентации детей на занятия данными видами спорта.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Кудянова Л.А., Чеснокова Н.П. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ И ПЛАВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28604 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074