Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Кузнецова Е.В. 1 Пластинина Т.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
2 ФГБОУ ВО «Пермский гуманитарно-педагогический университет»
В работе на примере профилей бакалавриата и магистратуры механико-математической направленности Пермского национального исследовательского политехнического университета по направлению «Прикладная механика» профиля «Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры» и программ развивающего школьного образования, реализуемого в гимназии, рассмотрены факторы и методы влияния в условиях вариативности школьного образования на успешное обучение в политехническом высшем учебном заведении. Проведен анализ поэтапных образовательных сред, влияющих на становление личности в современном обществе, в том числе в структурах государственных образовательных учреждений. В работе рассматривается образовательная среда как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном, в предметном и пространственном окружении. Такой подход позволяет на основе анализа улучшать методы и средства образовательных процессов в условиях перехода к компетентностным моделям в современном российском образовании. Поэтому необходимо анализировать формы обучения, наличие или отсутствие в них типов и компонент различных образовательных сред, а также их влияние на результаты обучения и достижения целей и задач, поставленных на определенном этапе образования. Увеличение объемов информации при получении образования на разных этапах значительно затрудняет процесс усвоения, а значит, необходимо вводить дополнительные инструменты для облегчения восприятия и дальнейшего развития личностных и профессиональных качеств при обучении. Такими инструментами и могут стать управление, модернизация и взаимодействие различных типов и компонент образовательных сред.
развивающее обучение
образовательная среда
научно-исследовательская деятельность
инженерные профили
1. Макареня А.А. Пространственные представления в разных сферах социальной педагогической деятельности / Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5-6 декабря 2013 г.) // Вестник ТОГИРРО. 2013. №2(26). С.15-17.
2. Ясвин В.А., Карпова В.А. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие. М: Международный центр экспертизы и проектирования образовательных систем, 2002. 183 с.
3. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
4. Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.
5. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
6. Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Современные наукоёмкие технологии. 2008. № 6. С. 86–88.
7. Цибизова Т.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 10. С. 20-22.
8. Журавлёва М.В., Овсиенко Л.В., Башкирцева Н.Ю., Ибрашева Л.Р., Емельянова О.П. Довузовская инженерная подготовка в международном контексте // Высшее образование в России. 2018. № 1 С. 54-60.
9. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31.
10. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.
11. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации
по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5-15.
12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Рыкова Е.А., Факторович А.А. Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 16-23.
13. Федеральный закон от 26 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об образовании в Российской Федерации // Российская газета № 5976 от 31 декабря 2012 г.
14. Колмогоров Г.Л., Кузнецова Е.В., Тиунов В.В. Технологические остаточные напряжения и их влияние на долговечность и надежность металлоизделий. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. 226 с.
15. Кузнецова Е.В. Специальные разделы естествознания: учебно-методическое пособие. Пермь: Издательство Перм. гос. техн. ун-та, 2006. 88 с.

В условиях вариативности школьного образования в России все более остро встает вопрос о влиянии школьного образования на дальнейшее обучение в высших учебных заведениях. В настоящее время наблюдается все большие заинтересованность и потребности научно-производственных и проектных предприятий промышленного и машиностроительного комплекса в высококвалифицированных специалистах, имеющих фундаментальное механико-математическое образование инженерной направленности. Поэтому необходимы новые подходы и методики преподавания разделов естествознания как в школьном образовании, так и в политехнических высших учебных заведениях.

Целью исследования является выявление взаимосвязи между успешным обучением в политехнических вузах и программами среднего и дополнительного образования, их профильной направленности с учетом вида образовательных сред.

Семья, школа, дополнительное и профессиональное образование, магистратура – это институты, внутри которых может существовать несколько типов образовательных сред. При этом доля каждой из образовательных сред меняется в зависимости от этапов обучения. При анализе этапов образовательной среды выявлено, что каждый из основных типов образовательных сред достаточно важен при обучении и необходим для достижения поставленных целей обучающегося.

Рассмотрим некоторые аспекты школьного образования на примере Пермской гимназии, где реализуется программа Эльконина-Давыдова в начальном образовании. Несмотря на то что обучение в 1-4 классах групповое, как и в других общеобразовательных учреждениях, в гимназии уже с самого начала всячески поощряют инициативу ребенка, тем самым развивая любые творческие проявления ученика. Развивающая программа, в основе которой заложена проектная исследовательская деятельность, способствует формированию способностей мышления, активности и проявлению творческого начала у обучающихся. Помимо программы обучения, формированию компетенций политехнической направленности способствуют также такие факторы, как наличие в гимназии современной лабораторной базы естественно-научного комплекса, компьютерное и мультимедийное оснащение, работа высококвалифицированных педагогов. Поэтому при обучении в старших классах можно ожидать хороших результатов формирования необходимых компетенций учениками, осваивающими программу развивающего обучения для дальнейшего успешного образования в высших учебных заведениях.

Материал и методы исследования

В работе проведен анализ этапов образовательной среды начиная с младших классов и до заключительного этапа вуза - магистратуры. Выявлено, что каждый из основных типов образовательных сред достаточно важен при обучении и необходим для достижения поставленных целей обучающегося. Применяя метод аналогии, на примере Гимназии смоделирована ситуация, когда поступление и обучение школьника в политехнический университет будет успешным. При этом предметом исследования является вариативность учебных программ и образовательных сред, позволяющих в дальнейшем обучаться на наукоемких востребованных профилях и специальностях высшего образования.

Тип образовательной среды определяется условиями и возможностями данной среды, которые способствуют развитию активности (пассивности) и его личностной свободы (зависимости) [1]. При этом образовательная среда создает условия и возможности для развития человека. Она приобретает операциональные характеристики и описывается активностью, пассивностью, свободой и зависимостью.

Приведем распределения приоритетов по целям, средствам и результатам в различных образовательных средах между учителем и учеником. Основными типами образовательных сред являются: догматическая среда, способствует развитию пассивности и зависимости; карьерная среда, развивающая активность и зависимость; творческая среда, способствующая свободному развитию и активности; безмятежная среда, способствует свободному развитию и пассивности.

Наиболее эффективными типами образовательных сред являются карьерная и творческая среды, которые способствуют в образовательных процессах развитию и активности, что позволяет достигнуть поставленных целей обучения, т.е. реализовать себя как специалиста в профессиональной деятельности и в дальнейшем быть успешным в карьере в различные периоды жизни человека.

На различных этапах обучения обычно изменяются не только сочетание типов, компонентов образовательных сред, но и целей обучения. Например, при обучении в школе основной целью обучения является получение первичных знаний и умений по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам. При обучении в высшем учебном заведении цель обучения – это приобретение знаний, умений и навыков в рамках профессиональной подготовки. Что касается магистратуры, то при обучении здесь есть четкое ориентирование на профессиональную составляющую компоненту обучения в зависимости от выбранного вида дальнейшей профессиональной деятельности, с элементами индивидуальной творческой среды.

Механизмы перехода от одного типа образовательной среды к другому на разных этапах обучения также изменяются. При этом очень важно для становления личности, чтобы обучение в образовательной среде было благоприятным и вызывало позитивные эмоции у обучаемого, в противном случае эффективность обучения будет низкая либо вообще нулевая, в случае преждевременного прекращения обучения.

В школе чаще всего игнорируют любые творческие проявления. Отсюда пассивность при дальнейшем обучении на младших курсах университета. Эти негативные эмоции можно компенсировать дополнительным образованием, где преобладает творческая образовательная среда, привлечением к факультативным занятиям, научно-исследовательским проектам. На старших курсах высшего учебного заведения появляется возможность проявить себя, показать свои знания, реализовать умения и навыки в курсовых и научно-исследовательских проектах на кафедре. Это помогает повысить самооценку, что немаловажно при формировании профессиональных компетенций, личности, а также для продвижения успешной карьеры в будущем.

Магистерские программы в вузах начали реализовываться сравнительно недавно. В этой образовательной среде поставлены две задачи – это углубление профессиональных знаний, получение умений и приобретение навыков в соответствии с направлением и конкретной магистерской программой, а также возможность сменить профиль подготовки в условиях вариативности профессиональной деятельности. Преобладающий тип образовательной среды в магистратуре – это карьерная среда, способствующая развитию активности и зависимости с признаками творческой среды, которая в свою очередь способствует свободному развитию и активности.

В совокупности сочетание этих сред при благоприятных условиях позволяет достигнуть поставленных целей обучения, а именно реализовать себя как специалиста в профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно двигаться по карьерной «лестнице». Однако программа, реализуемая в магистратуре, не обходится без догматических признаков образовательной среды.

В отличие от предыдущих образовательных сред, где преобладает групповое обучение, в магистратуре в рамках научно-исследовательской работы, курсового проектирования, а также при выполнении диссертационной работы проводится индивидуальное обучение с научным руководителем, что позволяет детально вникнуть в профессиональные нюансы научной работы, получить эксклюзивные данные, появляется возможность привлечения магистрантов в инновационные научно-исследовательские проекты. Изучение дисциплин общекультурного цикла позволяет получить компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, которые четко обозначены в профессиональных стандартах.

Получение навыков публичного выступления, проведение анализа, выводы по заявленной тематике в рамках заданий по предметам, где определены знания, умения и владения частей общекультурных и общепрофессиональных компетенций, просто необходимы.

В педагогической деятельности на первое место необходимо ставить интересы личности, при взаимодействии со студентами подстраиваться к студентам, иначе невозможно достигнуть приобретения необходимых навыков, знаний, умений и владений, а значит, обучение будет неэффективным. Развитию активности способствует поощрение инициативы студентов, их творческие проявления. На протяжении всей жизни человек может менять свои цели и взгляды, а значит, способен менять образовательную среду, и важным является начальный этап образования, где закладываются и формируются основные предпосылки успешности, активности и независимости личности.

Школьная среда – это в основном догматическая образовательная среда, где программа не подразумевает индивидуальное обучение, ответственность за цели, задачи, средства и результат несет учитель [2]. Такие подходы развивают зависимость и пассивность учеников. Преподаватели не подстраиваются под обучающегося. Обучение в таких школах не позволяет в полной мере реализовывать возможности и способности ученика, у которого нет выбора сделать акцент или изменить направление на интересующих его в большей степени предметах при дальнейшем обучении, так как программа обучения утверждена компетентными органами и отклонения от этой программы считают не допустимыми и не целесообразными. Такие подходы часто становятся причиной неуспешности школьников, ограничивают их дальнейшее обучение в высших учебных заведениях или даже делают это невозможным в случае, когда школы не обеспечены полноценно высококвалифицированным персоналом и оборудованием.

Однако в отличие от классических программ школьного образования существуют программы, которые подразумевают развитие активности и независимости учеников. Например, начальное школьное образование по системе Эльконина-Давыдова [3; 4]. Сегодня множество специалистов - философов, психологов, методистов, учителей-экспериментаторов, пытаются построить действительно новую педагогику - педагогику формирования и развития способностей. Такая работа велась в нашей стране с 60-х годов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на основе анализа и сопоставления фундаментальных направлений в психологии: Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, П.Я. Гальперина. В работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова появляется впервые специальный термин «развивающее обучение».  В традиционных программах ученики должны знать и уметь. Это и есть цели учителя, которых он добивается. Но в этом случае среди целей нет сформировать какую-то способность, выявить способности, их наполненность, проверить их и дальше развивать - с этим в классических программах учитель не работает. И чаще считается, что способности - это врожденное, и есть достаточное количество мнений, что их вообще можно формировать и развивать.

Образовательные подходы и программы, в основу которых положены работы Эльконина-Давыдова, опираются на педагогику способностей, где развивающее образование нацелено в первую очередь на формирование способностей мышления, и только после - на обучение русскому языку и математическим основам. Именно поэтому «развивающее обучение» - не метафора, а точный термин. И строго этот термин применим только к обучению Эльконина-Давыдова [5].

В работе [6] отмечается важность довузовской инженерной подготовки. Если раньше довузовскую подготовку определяли только как этап профессионального самоопределения личности, то сейчас её цели и задачи более многоплановые [7]. Целью довузовской инженерной подготовки является формирование абитуриентов, ориентированных на профессиональную деятельность в сфере наукоёмких отраслей промышленности и подготовленных к сложному образовательному процессу вуза [8]. В последнее время актуальной является дискуссия о необходимости согласования образовательных и профессиональных стандартов [9-11]. В этой связи нельзя пренебрегать профориентационной работой, которая существенно помогает обеспечить полноценный набор в вузы, а также стимулирует профессиональное самоопределение абитуриентов. Такую работу представители политехнических вузов проводят в последнее время достаточно активно и именно в тех школах, где есть предпосылки инженерной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) отдельные разделы естествознания (математика, физика, химия и т.д.) разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по различным направлениям подготовки [12; 13]. Все разделы обычно преподаются конкретизированно, без обобщений, что затрудняет восприятие основных концепций, определений и понятий современного естествознания. Для лучшего усвоения предметов естествознания в вузе необходимо, чтобы программы среднего образования соответствовали определенному уровню, особенно относительно естественных дисциплин. Иначе, при явном недостатке компетенций у абитуриентов, в вузе приходится вводить специальные, дополняющие учебные программы, обобщающие известные характеристики и предметы, а также восполняющие некоторые пробелы довузовского образования, что усложняет образовательный процесс. Профиль бакалавриата и магистратуры «Динамика и прочность машин» (ДПМ) по направлению Прикладная механика ПНИПУ – исследовательский, где реализована идея объединения академической науки, университетского образования, фундаментального механико-математического образования и инженерных специализированных профильных дисциплин в сочетании с производственной практикой на ведущих промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах и лабораториях. Благодаря такому подходу за 50-летнюю историю кафедрой подготовлено более двух тысяч выпускников, квалифицированных специалистов, инженеров, магистров. Свыше 300 выпускников стали кандидатами наук, 50 - защитили докторские диссертации. Выпускники ДПМ возглавляют Пермский национальный исследовательский политехнический университет, академические и исследовательские институты Пермского края и РФ, составляют основу директорского корпуса и коллективов в инженерных центрах и конструкторских бюро на многих предприятиях Перми и других городов России (ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Мотовилихинские заводы», НИИПМ, «Сатурн», «Стар», НПО «Искра», ПНППК, «ФГУП МЗ им. Ф.Э. Дзержинского», ФКП «Пермский пороховой завод», ЗАО «Новомет-Пермь», ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка», ООО «Прогресстех» (г. Дубна), «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) и др.).

Заключение

При решении задач в области современных проблем прикладной механики необходимо исследовать надежность, долговечность и прочностной ресурс с учетом безопасности и экономичности деталей машин, конструкций и приборов [14]. Студент такого профиля уже с первых курсов изучает аналитические и численные методы расчета и моделирования в прикладной механике, современные программные комплексы, экспериментальные методы исследования прочностных характеристик материалов и механизмов. Студент должен уметь обрабатывать экспериментальные данные, оформлять лабораторные работы, иметь представление о погрешностях измерений и т.д. [15]. К сожалению, как показывает практика, такие знания у студентов отсутствуют, по всей видимости, из-за недостатка или отсутствия лабораторных практикумов по предметам естествознания в школах, продвинутой компьютерной и мультимедийной техники, которой, к сожалению, оснащены не все школьные учреждения.

Таким образом, в условиях вариативности школьного образования приоритетным и положительным влиянием на успешное обучение в политехнических вузах является формирование у школьников основ проектной и исследовательской деятельности, самостоятельного мышления, навыков анализа, умения формулировать выводы. Эти и другие проблемы можно решать путем дополнения учебных программ как в школах, так и высших технических учреждениях. При этом необходимо учитывать специфику того или иного образования, особенности специальности, а также общий образовательный уровень абитуриентов и студентов.

 


Библиографическая ссылка

Кузнецова Е.В., Пластинина Т.Н. ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28522 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674