Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кузнецова Э.А. 1 Гордиенко Г.Н. 1 Козелкова Е.Н. 1 Васикова А.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО "Нижневартовский государственный университет"
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. На сегодняшний день проблема обеспечения пожарной безопасности дошкольных организаций особенно актуальна в контексте общего износа главных фондов (сооружений, зданий, бытовых коммуникаций и оборудования), недостаточного денежного финансирования мероприятий, которые направлены на увеличение пожарной безопасности, а также ослабления контроля со стороны руководителей. В статье рассматриваются мероприятия, проводимые по пожарной безопасности в дошкольной организации, функциональные обязанности работников по обеспечению пожарной безопасности, а также проводится анализ нормативной документации дошкольного учреждения. На основе проведенного анализа был организован эксперимент по выявлению уровня знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности, разработана программа обучения. Согласно полученным данным выявлена положительная динамика уровня сформированности знаний воспитателей о правилах организации противопожарной безопасности. Среди опрошенных 72% участников показали высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56%: так, на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%.
обучение
пожарная безопасность
дошкольное учреждение
уровень знаний
пожар
воспитатель.
1. Кузнецова Э.А., Кузнецова В.П. Применение метода геоинформационного картографирования в изучении чрезвычайных ситуаций // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 7 февраля 2014 г.) / Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. Ч. III. С. 18-21.
2. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат. M., 2018. С.137.
3. Анализ пожаров и последствий от них, произошедших на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры за 12 месяцев 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://86.mchs.gov.ru/upload/site62/document_file/9RqBtjzSvt.pdf (дата обращения: 04.12.2018).
4. Рондырев-Ильинский В.Б. О критериях педагогического контроля профессиональной подготовки добровольных пожарных // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 471-473.
5. Карелин К.В. Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 146 с.
6. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Еще раз о пожарной безопасности // Научно-технический журнал. 2012. № 6. Т. 21. С. 9-12.
7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.mchs.gov.ru/law/Federalnie_zakoni/item/32346023/ (дата обращения 18.12.2018).
8. Общие сведения об образовательной организации. [Электронный ресурс]. URL: http://domovenok-38.ru/nash-sad/81-popechitelskij-sovet/697-obchie-svedenia-obr-organizacii (дата обращения 18.12.2018).
9. Козелкова Е.Н., Волосников А.Ю. Технологии здоровьесбережения как фактор повышения качества жизнедеятельности детей в условиях Cевера // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2016. С. 1151-1153.
10. Васикова А.Ф., Васикова И.Ф. Изучения норм и правил охраны труда на промышленных предприятиях // Мир науки инноваций. Выпуск 1(1). Том 3. Иваново: Научный мир, 2015. С.88-31.

Обеспечение безопасности граждан и защита общества в целом являются одной из наиболее важных функций государства [1]. В России на конец 2017 г. действовало 37,3 тыс. дошкольных образовательных организаций, в которых проходят обучение 6600,1 тыс. воспитанников [2]. Согласно докладу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за 12 месяцев 2017 г. на территории г. Нижневартовска произошло 270 пожаров, на которых погибли 17 человек и 1 ребенок получил травмы различной степени тяжести [3].

На сегодняшний день проблема обеспечения пожарной безопасности дошкольных организаций особенно актуальна в контексте общего износа главных фондов (сооружений, зданий, бытовых коммуникаций и оборудования), недостаточного денежного финансирования мероприятий, которые направлены на увеличение пожарной безопасности, а также ослабления контроля со стороны руководителей. Ситуацию также может усугублять недостаточный общий показатель информированности кадрового состава и дошкольников о противопожарных действиях в возникающих чрезвычайных ситуациях. От уровня подготовленности сотрудников образовательных организаций будут зависеть их готовность к выполнению задач по тушению пожаров, спасению людей, материальных ценностей, а также профилактическая работа [4].

Цель исследования заключается в изучении организации обучения пожарной безопасности в дошкольном учреждении и выявлении уровня знаний воспитателей.

Материал и методы исследования. Материалом для изучения организации обучения пожарной безопасности детского сада № 38 г. Нижневартовска стали нормативно-правовые акты дошкольного учреждения: инструкции в рамках пожарной безопасности, перечень локальных актов по пожарной безопасности, план мероприятий по противопожарной безопасности, план проведения тренировок по действиям в чрезвычайной ситуации, план мероприятий по подготовке и проведению новогодних праздников. При исследовании были использованы следующие методы: анализ, синтез, анкетирование воспитателей дошкольного учреждения; методы математической и статистической обработки полученных эмпирических данных; метод проектирования и моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно К.В. Карелину «пожарная безопасность выступает в качестве степени защиты от развития и возникновения пожара, воздействия на имущество и людей опасных пожарных факторов» [5]. Как считают С.В. Соколов и Н.Н. Брушлинский, пожарную безопасность следует рассматривать с точки зрения состояния объекта защиты, характеризующегося непревышением значений пожарных рисков, которые связаны с данным объектом [6]. Следует подчеркнуть, что согласно закону [7] пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, она обеспечивается действиями по созданию такой безопасности, в том числе по выполнению соответствующих требований. Рассмотрим эти действия в выбранном нами объекте исследования.

Дата создания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска Детский сад № 38 «Домовенок» – 03.12.2004 г. [8]. Учредителями детского сада являются Департамент образования администрации города Нижневартовска и Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. Нормативный срок обучения 5 лет. Территория детского сада огорожена забором высотой 2,5 м с тремя рассредоточенными калитками, а также воротами, ширина которых составляет 4,5 м, для автомобильного въезда. Здания дошкольного учреждения перед началом года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора. В детском саду «Домовенок» используется четвертый вид системы оповещения. Это оповещение о пожаре предусматривает применение предупредительных речевых сообщений, подающихся в установленной очередности, и световых указателей, которые своим миганием указывают направление движения, а также места расположения эвакуационных выходов. Изначально оповещается обслуживающий персонал, а затем и все остальные люди, оказавшиеся в опасной зоне. Оповещение этого типа предусматривает наличие обратной связи между диспетчером и зоной, в которой производится оповещение.

Основной пожарный инвентарь размещается на пожарных щитах в детском саду, это:

– ломы (для вскрытия дверей, окон и других конструкций);

– багры пожарные, крюки с деревянной рукояткой (для разборки и растаскивания горящих конструкций);

– комплекты, используемые при резке электропроводов (диэлектрические коврики и боты, ножницы);

– вилы, лопаты (штыковые и совковые);

– емкости для воды и ящики для песка пожарные (для хранения средств тушения);

– ведра и ручные насосы (для транспортировки воды).

Предусматривается оснащение зданий детсадов системой противопожарного внутренними водопроводами, объем которых 5000 м3 с точки зрения орошения 1 стволом с производительностью 2,5 литра, объемом 25 000 м3 — двумя струями, каждая из которых 2,5 литра.

Ручные огнетушители в детском саду размещаются на вертикальных конструкциях высотой 1,5 м от пола до нижнего торца огнетушителя, либо же предусматривается их установление в пожарные шкафы с кранами, в тумбы или на пожарные стенды.

В дошкольном образовательном учреждении также выполняются основные задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей [9]. С воспитанниками и сотрудниками проводятся тренировочные эвакуации в соответствии с планом работы пожарной безопасности. В детском саду № 38 проводятся различные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, основанные на следующих документах: Положение о пожарной безопасности, Должностные обязанности, Приказы по пожарной безопасности, Инструктажи по пожарной безопасности, Инструкции по пожарной безопасности, Положение о добровольной пожарной дружине, Пожарно-технический минимум, планы мероприятий.

На основании вышеперечисленных документов разрабатываются мероприятия, направленные на организацию действий сотрудников по обеспечению пожарной безопасности в детском саду: определяются должностные обязанности ответственного за пожарную безопасность; утверждается порядок организации обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности; регламентируются порядок эвакуации и обязанности работников при пожаре; определяется порядок действий персонала и дежурного администратора в случае возникновения пожара; обозначаются мероприятия по пожарной безопасности на год с указанием сроков исполнения и ответственных лиц; фиксируется наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей); регулируются отношения между дошкольным учреждением и обслуживающей организацией; подтверждаются работоспособность системы оповещения о пожаре, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, исправность электропроводки в помещениях детского сада; устанавливается годовая цикличность мероприятий, проводимых и контролируемых ответственным за пожарную безопасность в дошкольном учреждении; подтверждается прохождение обучения пожарно-техническому минимуму сотрудников дошкольного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.

Анализ нормативной документации дошкольного учреждения показал, что в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Они не противоречат Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ [10].

Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности, также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара.

К работе в детском саду допускаются лица только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются заведующей детским садом. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Ответственный за пожарную безопасность должен постоянно контролировать состояние противопожарного инвентаря, огнетушителей и доступность двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.

Для изучения организации обучения пожарной безопасности в дошкольной организации было организован эксперимент. Для первого констатирующего эксперимента была разработана анкета и проведено определение уровня знаний о правилах пожарной безопасности для воспитателей дошкольной организации. Анкета состояла из 16 вопросов с вариантами ответов, вопросы анкеты основывались на нормативных документах по организации пожарной безопасности дошкольных организаций. Результаты оценивались по балльной системе: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов – за неправильный. На основе полученных результатов определялся уровень знаний воспитателей правил организации пожарной безопасности:

– 90–100% правильных ответов от общего количества вопросов (15–16 баллов) – высокий уровень;

– 51–89% (9–14 баллов) – средний уровень;

– ниже 50% (8 баллов и меньше) – низкий уровень.

В исследовании приняли участие 25 воспитателей.

Согласно полученным результатам исследования было выявлено, что 4 (16%) воспитателя показали высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, 21 (84%) воспитатель показал средний уровень, низкий уровень не был выявлен (рис. 1).

Рис. 1. Уровень знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности

Опираясь на результаты исследования, мы составили диаграмму с результатами анкеты по вопросам (рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования согласно вопросам анкеты

Обобщая полученные данные, мы определили основные вопросы, которые вызвали затруднения у воспитателей: это количество и объем огнетушителей, размещаемых в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже; места, где запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы; порядок установки новогодней елки; факторы пожара, воздействующие на людей и имущество; действия, необходимые при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении; частота повторного противопожарного инструктажа; запрещенные действия при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях; как часто должна происходить передача информации в подразделение пожарной охраны о количестве людей, находящихся на объекте.

В связи с вышесказанным выявлена необходимость в разработке программы и проведении занятий по теме «Организация пожарной безопасности в дошкольной организации» среди работников детского сада № 38. Программа обучения мерам пожарной безопасности работников детского сада «Домовенок» составлена в целях защиты жизни, здоровья работников и воспитанников, муниципального имущества от пожаров. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня знаний воспитателей о правилах организации пожарной безопасности представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Индивидуальные результаты контрольного исследования

По результатам исследования выявлено, что в целом во всей экспериментальной группе у всех испытуемых повысился уровень знаний. При анализе данных, полученных на контрольном эксперименте, выявлено, что 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56%. Так, на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний организации пожарной безопасности не выявлено.

Выводы. Таким образом, установлено, что благодаря нормативной документации в образовательной организации четко определены функциональные обязанности всего персонала. Ответственным за обеспечение и организацию пожарной безопасности является заведующий, он в свою очередь назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности; также в детском саду определены ответственные в каждом кабинете и группе. Для каждого работника определены его функции по обеспечению противопожарной безопасности и последовательность действий в случае возникновения пожара. Согласно полученным данным выявлена положительная динамика уровня сформированности знаний о правилах организации противопожарной безопасности. Так, 72% опрошенных имеют высокий уровень знаний об организации пожарной безопасности, что на 56% выше по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество респондентов со средним уровнем, наоборот, уменьшилось на 56% – на контрольном эксперименте выявлены 7 воспитателей с данным уровнем, что составляет 28%. Так же как и в констатирующем эксперименте, в ходе контрольного эксперимента воспитателей с низким уровнем знаний об организации пожарной безопасности не выявлено.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Э.А., Гордиенко Г.Н., Козелкова Е.Н., Васикова А.Ф. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28449 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674