Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КЫРГЫЗСТАНА

Келдибекова А.О. 1 Омаралиев А.Ч. 1
1 Ошский Государственный университет
Целью статьи является исследование возможностей математической олимпиады школьников в формировании и развитии ключевых компетентностей школьников. Методы исследования: изучение и анализ содержания педагогической, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов, посвящённых информатизации системы образования. Полученные результаты: разработана модель методической системы формирования информационной компетентности школьников в процессе подготовки к математическим олимпиадам. Оценивание уровней компетентностей, сформированных в процессе подготовки к математическим олимпиадам, возможно на основании рейтинговой, мониторинговой моделей и модели «Применение». Практическая значимость работы состоит в обосновании возможности математической олимпиады в реализации компетентностного подхода в обучении, в выявлении факторов положительного влияния процесса подготовки к олимпиадам и участия в них на развитие информационной компетентности школьников. В статье изучены основные подходы к информатизации образования, возможности компьютерной среды обучения. Автором рассмотрены различные подходы к определению информационной и ИКТ-компетентностей, раскрыты их взаимосвязи, структура и содержание. Выявлены направления использования дистанционных образовательных технологий в системе олимпиадной подготовки школьников. В ходе исследования сделаны выводы: информационно-компьютерные технологии прочно внедрились в процесс подготовительной деятельности школьников к олимпиадам и участия в них. Организация дистанционной подготовки к олимпиадам характеризуется качествами, способствующими повышению уровня ИКТ-компетентности школьников. С применением ИКТ повышается мотивация учащихся не только к изучению олимпиадной математики, но и участию в них, наблюдается положительное воздействие современных компьютерных технологий на их математические способности.
информационная компетентность
математическая олимпиада
информационные компьютерные технологии
дистанционное обучение
дистанционная олимпиада
1. Келдибекова А.О. Компетентностный подход к содержанию школьных олимпиадных задач по математике // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 39-45
2. Банников В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02. Шуя, 2009. 39 с.
3. Мухамедьярова Н.А. Особенности исследования коммуникативной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 41-47
4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library3/6176-1.php (дата обращения: 15.10.2018)
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/ 0505.htm. (дата обращения: 15.10.2018)
6. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики: Постановление Правительства КР от 30.08.2017, № 544) - Бишкек, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691 (дата обращения: 15.10.2018)
7. Словарь иностранных слов. – Москва: «Русский язык», 1989. 624 с.
8. Калдыбаев С.К., Зулпуева К.А. Программа цифровой трансформации в Кыргызстане и компьютерная грамотность // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 2. С. 23-27.
9. Шестернин А.С. Формирование информационной компетентности будущих учителей в образовательной среде педагогического вуза: дисс. …канд. пед наук: 13.00.01. Шуя, 2015. 203 с.
10. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. Оренбург: ГОУОГУ, 2006. 235 с.
11. Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики»: утв. Указом Президента Кыргызской Республики от 10.03.2002, № 54. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/3679 (дата обращения: 15.10.2018)
12. Скрипкина Ю.В. Развитие телекоммуникативных компетентностей учащихся в системе дистанционных эвристических олимпиад: дисс…канд.пед.наук: 13.00.01. Москва, 2013. 242 с.
13. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография. ФГБОУ ВПО «УГПУ». Екатеринбург, 2015. 162 с.
14. Келдибекова А.О., Золотарева Т.А. Использование интерактивной доски в процессе подготовки школьников к математическим олимпиадам // Вопросы педагогики. 2018. № 4-1. С. 102-107.
15. Келдибекова А.О. Роль информационных технологий в управлении процессом организации математических олимпиад школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 5 (71). С. 176-179.
16. Новоселова Н.Н. Опыт использования интерактивных математических сред в России и за рубежом // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 62-65.

Внедрение новых методов и форм обучения в процесс подготовки школьников к математическим олимпиадам неизбежно приводит к интенсификации образовательного процесса, способствуя формированию информационной компетентности учащихся. Компетентностный подход, направленный на формирование умений принимать и представлять решения на основе анализа информации, соответствует содержанию подготовки школьников к олимпиадам: «участие в математических олимпиадах формирует навыки научно-исследовательской деятельности учащихся, одновременно способствуя саморазвитию и самореализации их личности» [1, с. 39]. Возможности олимпиады в реализации компетентностного подхода в обучении олимпиадной математики очевидны: «олимпиадная задача выступает, как инструмент определения уровня сформированности умений учиться, взаимодействовать в группе, работать с разными источниками информации» [2]. При этом в проблеме развития компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми, была выявлена недостаточность сформированности их информационной и коммуникационной компетентности [3, с. 44].

Цель и методы исследования. Вышеперечисленное делает актуальным наше исследование, в котором мы постараемся обосновать, что математическая олимпиада является одним из факторов, влияющих на развитие информационной компетентности школьников. Для достижения цели были изучены работы, посвященные формированию информационной и ИКТ-компетентностей учащихся посредством информационных технологий в обучении.

Результаты исследования. Такие элементы, как приемы переписки, способы общения, информационные технологии и компьютеры, вошли в список ключевых компетентностей английских образовательных программ [4, с. 7]. Группа компетенций, состоящих из компетенций деятельности человека, познавательной деятельности, информационных технологий, включена в классификацию компетенций, основанную на категории деятельности, предложенных И.А. Зимней [5, с. 34–42]. В число ключевых компетентностей, необходимость формирования которых зафиксирована в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики, включены информационная, социально-коммуникативная и компетентность самоорганизации и разрешения проблем [6]. Таким образом, подтверждается необходимость формирования информационной компетентности, основанной на том, что использование информационных технологий в современном обучении является одним из важнейших его аспектов, базовым понятием которого является понятие «информация» - лат. infоrmatiо – «1) сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи» [7, с. 205].

Понятие «информационная компетентность» основано на понятиях «информация», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». В научной литературе различают информационную и ИКТ-компетентность. Анализ этих определений дает нам основание утверждать, что понятие информационной компетентности, в структуру которой включены понятия «компьютерная и информационная грамотность», являясь более широким, подразумевает способность преобразовывать обработанную информацию в новое знание, в то время как ИКТ-компетентность основывается на способности использовать информационные и коммуникационные технологии для решения поставленных задач.

Понятие «компьютерная грамотность» появилось в связи с необходимостью овладения навыками работы с первыми персональными электронно-вычислительными машинами. Профессор С.К. Калдыбаев отмечает два аспекта использования компьютера, как объекта и как средства обучения, влияющих на формирование компьютерной грамотности школьников Кыргызстана [8, с. 26] (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты использования компьютера в обучении

Аспекты применения

Использование компьютера в качестве

объекта обучения

средства обучения

Применяются возможности

компьютера в решении задач

обучающих программ в овладении знаниями учебных предметов

 

Им выделены умения, определяющие компьютерную грамотность ученика: «1) работать на компьютере на уровне пользователя: уметь подготовить компьютер к работе, вводить и корректировать информацию, пользоваться текстовыми и графическими редакторами, создавать электронные таблицы; 2) подключаться к сети Интернет, извлекать, сохранять, передавать нужную информацию; 3) знать и понимать возможности компьютера и различные области его применения» [8, с. 26].

Одно из первых определений информационной компетентности, предложенных кафедрой информационной грамотности Калифорнийского государственного университета, базируется на четырех способностях человека: 1) определять информационные требования к вопросу исследования; 2) определять формы представления необходимых сведений; 3) умение организовывать сведения наиболее благоприятным для анализа, синтеза и понимания способом; 4) осознавать этические, юридические и политические проблемы использования информационных ресурсов [9, с. 14].

В литературе выделяются пять компонентов информационной компетентности:

  • когнитивный, отражающий процессы обработки информации;
  • ценностно-мотивационный, представляющий уровень побуждений личности;
  • технико-технологический, основанный на знаниях принципов работы технических устройств, их возможностей;
  • коммуникативный, связанный со знаниями способов коммуникаций при передаче информации различными формами и методами общения;
  • рефлексивный, представленный уровнем саморегуляции, самоуправления, самореализации.

В [6] информационная компетентность определена как «готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов. Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации».

В отдельных источниках акцентировано внимание на 2 подходах к информатизации образования:

1. Расширяющий доступность образования за счет применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечивающий непрерывное образование, так называемое образование длиною в жизнь.

2. Изменяющий качество образования, когда повышается роль самостоятельного обучения, активно используются современные информационные технологии и дополнительные образовательные ресурсы [10, с. 8].

Информатизации олимпиадного математического образования способствуют возможности интернет-технологий в дополнительном образовании: «развитие системы дистанционного и открытого обучения; ведение международной проектной деятельности; проведение конференций, олимпиад, конкурсов и других мероприятий; непрерывное повышение квалификации специалистов» [10, с. 59]. Включение информатизации образования в программу информатизации в Кыргызской Республике и принятая Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики» [11] оказывают содействие формированию и развитию компьютерной грамотности школьников республики [8, с. 24]. Из отмеченных направлений стратегии выделим факторы, влияющие на уровень информационной компетентности школьников при олимпиадной подготовке: 1) обеспечение всеобщей минимальной компьютерной грамотности, стопроцентная компьютеризация школ; 2) создание систем дистанционного образования, электронных учебников и компьютерных обучающих систем, в том числе для дополнительного образования; 3) создание Национального информационного центра для образовательных целей с постепенным формированием единого виртуального научно-образовательного пространства, создание новых информационных продуктов [11].

При подготовке к математическим олимпиадам школьники решают три типа задач: «олимпиадные задачи, т.е. задачи с неизвестным способом решения; исследовательские, т.е. комплексные задачи с неопределенным условием; коммуникативные задачи, т.е. задачи самоорганизации группы» [1, с. 40]. Считаем, что при их решении непосредственно применяются возможности компьютерной среды обучения [10, с. 43], адаптированные нами для процесса подготовки к математическим олимпиадам, обеспечивающие:

  • доступ к распределенным в сети Интернет базам данных, источникам информации;
  • учебный процесс обучающими материалами по решению олимпиадных задач;
  • коммуникативный процесс между субъектами олимпиады;
  • управление учебной деятельностью: организация самостоятельной работы с обучающим материалом на формирование умений и навыков решения олимпиадных задач по математике;
  • интерактивность обучения и оперативную обратную связь с участниками олимпиады;
  • доступ к новым источникам информации, предоставление средств получения информации;
  • удовлетворение личностно ориентированных требований учащихся;
  • статистический сбор и обработку результатов обучения и участия в олимпиадах;
  • защиту информации о результатах обучения участников олимпиад.

Педагогические цели использования компьютерных средств обучения дополним методическими целями обучения олимпиадной математике, эффективно реализующимися через использование компьютерных средств:

  • индивидуализация и дифференциация процесса олимпиадной подготовки;
  • поэтапное продвижение учащегося к усвоению программы олимпиадной математики;
  • контроль, самоконтроль, диагностика ошибок в решении олимпиадных задач;
  • тренировка и самоподготовка учащихся к математическим олимпиадам всех уровней;
  • появление свободного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких расчетов;
  • повышение наглядности учебной информации, представление графической интерпретации геометрических и тригонометрических объектов;
  • создание и использование информационных баз данных олимпиадных задач по математике, обеспечение доступа к распределенным ресурсам олимпиадного образования.

В системе олимпиадной подготовки школьников отметим направления использования дистанционных образовательных технологий:

  • организация информационно-методической поддержки процесса олимпиадной математической подготовки учеников;
  • создание равных педагогических условий для подготовки детей из школ столицы и удаленных областей;
  • развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью интернет-ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий;
  • совместное выполнение проектной деятельности;
  • проведение различных математических олимпиад, конкурсов, состязаний;
  • возможность установления связей олимпийского резерва школы с олимпийцами других школ с использованием компьютерного класса, имеющего выход в сеть Интернет;
  • подготовка и повышение квалификации учителей математики, работающих с олимпийским резервом школы, по использованию современных информационных технологий в олимпиадной подготовке школьников.

В распространении популярности международных дистанционных олимпиад большую роль играют расширенные возможности ресурсов дистанционного олимпиадного образования, основанных на использовании ИКТ. Сегодня в Кыргызстане проводится ряд олимпиад, требующих от школьников сформированной ИКТ-компетентности (табл. 2).

Таблица 2

Список математических олимпиад в Кыргызстане

Наименование соревнования

Класс

Организатор

1

Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам

9-11

Министерство образования и науки,

Кыргызская академия образования

2

Республиканская заочная математическая олимпиада

3-8

Республиканская детская инженерно-техническая академия «Алтын т?й?н»

3

Азиатская олимпиада по математике

11

Комитет организации AOM

4

Физико-математическая олимпиада

«Иссык-Куль-20…»

8–11

Представительство Российского центра науки и культуры, Московский физико-технический институт, физико-математический лицей № 61

5

Международная игра-конкурс

«Кенгуру. Математика для всех»

3-11

Центр тестирования «Кенгуру+»

6

Математическая олимпиада для 6-классников АКМО

6

Министерство образования и науки,

лицей «Айчурек»

9

Международная математическая олимпиада

до 21 г.

Комитет организации IMO

Комитет организации IJSO

 

Дистанционные олимпиады являются разновидностью олимпиад, процесс организации и участия в которых характеризуется тем, что участники отдалены от организаторов и других участников в пространстве и времени, имея при этом возможность поддерживать диалог с ними с помощью средств и возможностей компьютерной сети. В [12, с. 8] обоснована «эффективность системы олимпиад как дистанционной образовательной технологии, с помощью которой реализуется системнодеятельностный и компетентностный подходы в образовании». Среди основных направлений подготовки к дистанционным олимпиадам по естественно-научным предметам указываются: 1) информационно-методическое, связанное с составлением заданий, созданием методического банка открытых заданий для учащихся; 2) общетехническое, целью которого является обучение школьников навыкам работы с компьютером: способам набора, оформлению, пересылке текстовой и графической информации по электронной почте, техническая помощь учителям-предметникам во время проведения олимпиады: обработка, техническая корректировка, отправка работ учеников младших классов по электронной почте [13].

Представим схематическую модель методической системы формирования информационной компетентности школьников в процессе подготовки к математическим олимпиадам на рисунке 1.

Рис. 1. Модель методической системы формирования информационной компетентности школьников в процессе подготовки к математическим олимпиадам

Выделим основные характеристики дистанционной подготовки к олимпиадам, влияющие на повышение уровня ИКТ-компетентности учащихся:

1) быстрота и доступность получения обучающих материалов в кратчайшее время;

2) возможность проведения олимпиады в любое время и сроки, независимо от географического расположения оргкомитета олимпиады;

3) совместимость с основным обучением в школе;

4) массовость, т.е. охват большого количества учащихся при одновременном обращении к источникам учебной информации: электронным библиотекам, банкам данных;

5) возможность создания фонда олимпиадных задач;

6) возможность виртуального общения через сети связи друг с другом и с педагогами;

7) технологичность, т.е. использование новейших достижений ИКТ;

8) равные возможности подготовки независимо от географического места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности и социального статуса ученика.

Представим технологии, их техническое и программное сопровождение, используемые в подготовке школьников к математическим олимпиадам, на рисунке 2.

Рис. 2. Применение информационных технологий в процессе олимпиадной математической подготовки

В рамках реализации проекта «100 инновационных школ», осуществленной в Кыргызстане в 2014 году, ряд пилотных школ республики были снабжены интерактивными досками, которые являются разновидностью интерактивного презентационного оборудования: «Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения» [13, с. 75]. На занятиях школы олимпийского резерва в республике применяются возможности программного обеспечения интерактивной доски, например при построении графиков функций удобно пользоваться функцией построения графиков Notebook Math Tools, для рассмотрения свойств и графиков функций можно использовать интерактивное средство Trigonometric Function, позволяющее увидеть поведение графика функции при изменении параметров [14].

В подтверждение мнению: «Применение компьютерных технологий облегчает проведение подготовки школьников к участию в математических олимпиадах, сопровождающейся поиском, систематизацией и усвоением большого объёма учебной и методической информации» [15, с. 176], отмечено влияние использования интерактивных математических сред на рост мотивации учеников, заключающееся в положительном воздействии на математические способности [16, с. 64].

Основанием для определения трех уровней сформированности компетентностей является степень самостоятельности учащегося и сложность использованных видов деятельности при решении задачи. Оценивание уровней информационной и олимпиадной компетентности при участии в математических олимпиадах возможно на основе рейтинговой, мониторинговой и модели «применение» [4, с. 7]. Так, многие олимпиадные задания построены по принципу «применение», требующему умения использовать математический материал в новых условиях олимпиады; общая сумма баллов при участии в олимпиадах определяет степень роста ученика; а демонстрацию успешности олимпийца можно представить в его портфолио и в локальной сети школы (города) с регламентированным порядком доступа. Для формирования у школьников информационной компетентности в ходе подготовки и участия в математических олимпиадах, необходима техническая база: компьютер с модемом и адресом электронной почты [15], в этом случае возможно развитие умений и навыков дистанционно поддерживать процесс обучения, самообразования и участия в олимпиаде; организовывать олимпиадную деятельность в рамках сетевых проектов; эффективно строить процесс общения с участниками олимпиад.

Выводы: компьютерные среды обучения и современные средства телекоммуникации, характеризуясь интерактивностью, создают особую учебно-познавательную среду, используемую для решения задач организации и проведения математических олимпиад, других интеллектуальных состязаний.

Деятельностный характер обучения, ориентация процесса участия и подготовки к математическим олимпиадам на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс подготовки и результаты олимпиадной деятельности, создание условий для приобретения опыта достижения цели создают предпосылки для приобретения учеником ключевых компетентностей в процессе математической олимпиадной подготовки.

Реализация личностно-деятельностного подхода, оперативность, результативность олимпиадной деятельности ученика, возможность своевременно определять уровень олимпиадной математической подготовки относятся к преимуществам организации процесса подготовки к математическим олимпиадам посредством современных ИКТ.

К основному фактору, влияющему на уровень информационной компетентности школьника и определяющему его успешность в формировании навыков при участии в олимпиадах, мы относим деятельность учителя.


Библиографическая ссылка

Келдибекова А.О., Омаралиев А.Ч. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КЫРГЫЗСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28132 (дата обращения: 20.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252