Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В ВУЗАХ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Воробьева С.А. 1 Завершинская Н.А. 1 Неронова М.Ю. 1 Неронов А.В. 1 Комарков А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России
В статье рассматриваются новые подходы в преподавании дисциплины «История и философия науки» в вузах медико-фармацевтического профиля. Выявляются основные цели и задачи курса в контексте требований ФГОС, устанавливаются приоритеты в выборе тематики отдельных разделов, связанные с синтезом основных дидактических единиц курса и проблематики профильных дисциплин вуза. Характеристика предметной области философии науки представлена как совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные гносеологические, методологические, праксиологические, социальные принципы познания конкретно-научных дисциплин. Вопросы, представляющие интерес для специалистов естественнонаучного профиля, целесообразно рассматривать на материале профильных наук, таких как биология, химия, фармация, медицина, раскрывать особенности применения в обозначенном предметном поле общенаучных и частнонаучных методов познания и практики. Медико-фармацевтическое познание в аспекте ключевых норм, идеалов и ценностей особенно значимо для подготовки кадров в области медицины и фармации. Знание социально-этических аспектов современной науки позволяет сформировать у ученых, специализирующихся в области медико-фармацевтических наук, ответственность за результаты и качество своей научной деятельности в условиях бурного развития современных медицинских и фармацевтических технологий.
научное познание
научное мировоззрение
история науки
философия науки
медицина
фармация
1. Веряскина В.П. Роль курса «История и философия науки» в социально-гуманитарном познании. Опыт преподавания // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. 2011. № 2 (14). С. 155-159.
2. История и философия науки: учебник / под ред. С.А. Воробьевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 640 с.
3. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А.С. Мамзина, Е.Ю. Сиверцева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 360 с.
4. Лебедев С.А. Курс лекций по философии науки: учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. М.Э. Баумана, 2014. 318 с.
5. Лазар М.Г. Этика науки как новое направление социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 3. С.148-159.

В XXI веке в условиях современных социальных вызовов перед высшим образованием встают новые задачи по повышению качества подготовки кадров высшей квалификации. Повышение качества высшего образования в значительной степени определяется процессами интеграции высшего образования и науки. В этом плане курс «История и философия науки» вносит в это свою лепту, поскольку формирует у аспирантов современные представления о науке и современных эпистемологических проблемах. На наших глазах оформляются принципиально новые тенденции развития научного знания, которые ведут к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Историзм объектов современного естествознания и рефлексия над ценностными основаниями науки обусловливают сближение подходов естественнонаучных и социогуманитарных дисциплин, что особенно отчетливо проявляется в развитии такой области дисциплинарного знания, как, например, биоэтика. Закономерно, что «онтологией нового типа рациональности выступают представления о целостном космосе, органично включающем человека, представление об объектах действительности как исторически развивающихся “человекоразмерных” системах, обладающих “синергетическими” свойствами» [1, с. 157]. Новые реалии развития науки и общества актуализируют вопрос о необходимости переосмысления методологических и теоретических позиций преподавания дисциплины «История и философия науки» при подготовке аспирантов.

Цель исследования состоит в определении особенностей содержания дисциплины «История и философия науки» для аспирантов медико-фармацевтических направлений подготовки. Выбор оптимального соотношения основных дидактических единиц учебного плана изучения дисциплины со специальными проблемами профильных наук способствует ориентации молодых ученых на обобщенное понимание результатов конкретно-научной деятельности, формированию в их сознании единой картины мира, мировоззренческих и методологических основ научного исследования.

Материалы исследования основываются на опыте многолетнего преподавания авторами дисциплины «История и философия науки» в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете, а также на результатах научно-исследовательской работы, связанной с поиском путей модернизации современного высшего фармацевтического образования.

Преподаватели кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета для обеспечения преподавания курса выпустили учебник «История и философия науки», в котором рассматриваются общие проблемы философии и истории науки, а также философские проблемы отдельных отраслей научного знания [2]. Хотя в последние годы появилось достаточно разных учебников по истории и философии науки, данный учебник отличает нацеленность на учет специфики научных специальностей, по которым идет подготовка аспирантов в естественнонаучных, медицинских и фармацевтических вузах. В приложении к учебнику приведены фрагменты первоисточников, позволяющие аспирантам сформировать культуру чтения и понимания оригинальной литературы. Кроме того, назначение этих фрагментов – дополнить содержание изложенного учебного материала примерами концептуализации тех или иных аспектов науки выдающимися мыслителями. Примечательно также и то, что к каждой главе учебника даны вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы. Эти вопросы и задания не только позволяют контролировать степень усвоения учебного материала, но и будут способствовать развитию рефлексивных способностей у аспирантов, стимулировать их к дальнейшим размышлениям над поставленными проблемами.

Учтены в учебнике также и те вопросы, которые поднимаются сегодня специалистами в области истории и философии науки, философских вопросов естествознания. Речь идет о некоторой перегруженности курсов философии собственно философскими материалами и недооценке внимания к роли конкретно-научных вопросов, что отражается на формировании логических и методологических навыков будущих специалистов. В результате затрудняется осмысление философского и культурного значения крупнейших открытий и обобщений в естествознании и социально-гуманитарных науках. Преодолеть этот разрыв и должен курс истории и философии в науки [3]. Его программа включает междисциплинарный синтез естественного и гуманитарного циклов, что способствует усилению реального взаимодействия между науками, а на практике – более продуманным решениям многих конкретно-научных проблем.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического научного познания: историзм, системность, целостность, преемственность. Методами исследования являются теоретические (изучение первоисточников и современной научной литературы по истории и философии науки; систематизация, анализ, синтез, обобщение полученных материалов); эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, интервью-гайд).

Результаты исследования. Знание истории и перспектив развития науки и техники в условиях современной техногенной цивилизации, ее эволюции является неотъемлемым элементом научно-технической и гуманитарной культуры ученого, исследователя, профессионала в своей области. Знакомство с основными философскими аспектами науки, а также с отдельными областями конкретно-научных дисциплин направлено на взаимодействие научно-технических, социальных и этических проблем, без которого немыслимо дальнейшее развитие современной науки и техники. Изучение курса «История и философия науки» имеет целью повышение уровня общей эрудированности, развитие теоретического мышления и творчества, обогащение культуры и научного мировоззрении личности и профессионала.

Фундамент любой научной дисциплины определяется знанием ее истории, в которой фокусируются основные этапы становления науки, противоречия, достижения. «История и философия науки» дает возможность проникнуть в логику формирования этих проблем, понять связь различных исторических периодов историко-научного генезиса, вопросы исторических типов научной рациональности, структуры, форм и методов научного познания, их эволюции и многие другие.

Наука – это важнейший компонент культуры. Определенная рациональная модель науки объективно необходима, что подтверждается синтезом философии и науки, существовавшим на всем протяжении истории науки [4]. В то же время философия науки как направление возникло в русле позитивизма во второй половине ХХ века в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях научно-технической революции этого времени. Различают три основных ее уровня: 1) общая философия науки как целое; 2) философия отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных и технических наук и т. д.); 3) философия отдельных наук или дисциплин (медицины, химии, биологии т. д.).

К предметной области философии науки также относятся: изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, а также взаимодействие науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология, методология и логика науки, аксиология науки (ценностные аспекты науки), социология науки. Таким образом, философия науки представляет собой совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические, методологические, праксиологические и социальные принципы научного познания. Философия науки подразумевает имманентное вхождение философских построений в контекст научного знания.

В условиях современного плюрализма форм познавательной деятельности особую значимость имеет процесс демаркации науки от видов ненаучного знания, классификации наук, факторов и механизмов развития науки, концепций научной динамики. В связи с этим стоит отметить многообразие видов научного знания, вариативность их гносеологических оснований. Интерес для специалиста естественнонаучного профиля представляют проблемы современной научной методологии на эмпирическом и теоретическом уровнях знания. Эти вопросы можно рассмотреть на материале профильных наук, включив вопросы медико-фармацевтического знания, особенностей применения общенаучных и частнонаучных методов познания и практики: эксперимента, моделирования, системно-структурного подхода, кибернетических методов и других. Целесообразным представляется раскрытие соотношения опыта и теории в биологии, вопросов, связанных с теоретической концептуализацией (например, основных парадигм в развитии наук биологического цикла, таких как эволюционистская, синтетическая, информационная), их условий и особенностей.

Современная философия науки – это синтез как философских, так и конкретно-научных исследований науки. Специфика преподавания дисциплины в вузах медико-фармацевтического профиля связана с тем, что наряду с характеристикой оснований науки необходимо включать в курс и дисциплинарные принципы профилирующих дисциплин: биологии, химии, фармации, медицины. Возможная избирательность в выборе конкретных вопросов, несколько дополняющих основной набор дидактических единиц в учебном плане изучения истории и философии науки, предполагает включение некоторых смысловых моментов, соединяющих философское и медико-фармацевтическое знание. Учитывая необходимость обучения аспирантов основам истории и философии конкретных дисциплин, уже в начале изучения предмета было бы целесообразно отметить основные стратегии возникновения научного знания: эмпирическую (преднаучную) и собственно научную, связанную с развитием науки как социокультурного феномена, а также медицины, биологии, химии, фармации в качестве теоретических форм познания. Для будущего медика или фармацевта принципиальную значимость имеет обозначение основных этапов развития медико-фармацевтического знания в аспекте ключевых норм, идеалов и ценностей. Желательно показать влияние основных парадигм исторических типов философии на медико-фармацевтическое познание, которые стимулировали или задерживали его темпы на протяжении истории.

Философские проблемы конкретных дисциплин, включенные в структуру дисциплины в вузах медико-фармацевтического профиля, в первую очередь связаны с осмыслением предельных оснований природы и сущности человека. Так, темы биосоциальности человека в контексте гносеологических и социальных вопросов, проблемы социобиологии, антропосоциогенеза, а также структуры человеческой личности – одни из ключевых.

Фармация изучает явления, процессы и структуры в области живой и неживой природы. Исследование влияния лекарства на организм человека, представляя одну из задач фармацевтического образования, немыслимо без понимания функционирования системы «организм – лекарство». Причем лекарственное средство как фармацевтическая и медицинская система действует на организм как целое с его биологическими и личностными характеристиками. Это действие опосредовано социальной природой человека. Следовательно, вполне правомерно введение в курс системного подхода, основ синергетики, общих принципов организации живой природы и социума, а также критериев живого.

В результате знакомства с основами дисциплины у будущих специалистов должно сложиться представление, помимо метафизических и исторических аспектов науки, и о потенциальных опасностях, связанных с ее развитием. Знание социально-этических аспектов современной науки позволяет ученому взглянуть на свою науку как бы со стороны, учитывая социальные ценности и морально-нравственные идеалы [5]. Без такой гуманитарной составляющей сегодня немыслимы эвристические программы научного познания, ориентированные на новые научные открытия. В этой связи в курс следует включить проблемы, посвященные этике науки. Важным представляется рассмотрение общих этических вопросов об ответственности ученого за результаты и качество своей научной деятельности, этических аспектов взаимоотношений ученых в научных коллективах. Однако, касаясь проблем этики науки, нельзя не отметить тех острых моментов, которые встают в этой сфере в связи с кардинальными изменениями социально-экономической среды существования науки. Речь идет прежде всего о массовом характере нарушений научного этоса современными исследователями как в нашей стране, так и за рубежом, причем все попытки административных органов обеспечить добросовестность в исследованиях имеют в основном низкую результативность. Зависимость исследователей от непосредственного организационного окружения снижается вследствие поддержки современной науки бизнес-структурами, из-за расширения доступа к информации, возрастания коммуникационных возможностей, включая медиакоммуникацию, позволяющую добиться публичного признания научного продукта, как добросовестного, так и недобросовестного, и его финансового обеспечения. В этой связи особенно возрастает значимость приобщения будущих ученых в области медицины и фармации к ценностям профессиональной этики – биоэтики и фармацевтической этики. Для будущих научных работников, работающих в области медицины, генной инженерии, биотехнологии, современных медицинских и фармацевтических технологий, напрямую вторгающихся в пространство биогенных и психологических основ человека, особенно важно уже с самого начала усвоить принципы и правила профессиональной этики.

Современный этап развития науки и техники наглядно показывает те границы, за которыми наука и техника, современные или будущие, сталкиваются с неразрешимыми для них научными и техническими проблемами. Так, например, ни один врач-генетик или ученый – молекулярный биолог не может предсказать с достоверной точностью последствия, которые могут произойти в результате вмешательства в геном человека и манипуляций с генетическим материалом. В науке сохраняется значительная неопределенность в оценке возможных последствий геномной медицины. Такая же неопределенность присутствует в области генофармации и т.д. Неслучайно поэтому этика современной медицинской и фармацевтической науки блокирует любые технобиоэволюционные способы вмешательства в природу человека на фундаментальном уровне. Серьезные риски научных исследований, связанные с воздействием на биогенные основы человека, ставящие под вопрос их неприкосновенность, должны получать ответственную этическую оценку в научном сообществе. Формирование ответственной позиции будущих ученых закладывается уже в процессе изучения истории и философии науки.

На этом фоне все более очевидным становится вывод о том, что человечество приближается к определенному рубежу в цивилизационном развитии, поскольку понятие «знание ̶ сила» приобретает смысл беспредельного могущества человека над природой. В этой связи представляется целесообразным акцентировать внимание на необходимости специфического духовного возрождения в ситуации глобальной трансформации взаимоотношений «человек ̶ человек», «человек ̶ природа», «человек ̶ искусственная среда». Эти задачи могут рассматриваться под специфическим углом зрения в теме «экофилософия». Осмысление экофилософской проблематики позволяет понять направление поиска путей регуляции и контроля природопреобразующей деятельности человека с целью уменьшения вероятности стохастических последствий этой деятельности. Формирование экологической культуры будущих ученых представляет особенную важность в аспекте научной разработки экологических основ современной хозяйственной деятельности.

Заключение. Таким образом, содержание курса «История и философия науки» может быть представлено следующими разделами: возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции; понятие науки; критерии научности; структура научного знания, основания науки (идеалы и нормы); научные традиции и научные революции, наука как социальный институт; биоэтические проблемы науки; исторические и философские проблемы техники, биологии, химии; экофилософия и социальная экология (экология и философия современной информационной цивилизации), а также некоторыми другими.

Если следовать идее: реальность не изменится, пока новые смыслы не будут внесены в нее, ̶ то задача дисциплины «История и философия науки» в вузах медико-фармацевтического профиля как раз состоит в философском образовании будущих ученых ̶ теоретиков и практиков в соответствии с новыми социальными вызовами.


Библиографическая ссылка

Воробьева С.А., Завершинская Н.А., Неронова М.Ю., Неронов А.В., Комарков А.Ю. СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В ВУЗАХ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28049 (дата обращения: 18.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252