Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДАЧИ ТЕННИСИСТОВ 9–11 ЛЕТ

Сокур Б.П. 1 Ковыршина Е.Ю. 1 Эртман Ю.Н. 1 Гераськин А.А. 2 Воробьева С.Е. 1
1 ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 ФГБОУ ВО Омский государственный технический университет
Игра в современном теннисе предполагает выполнение сложных двигательных действий, требующих от игрока максимального проявления физических, технических и психических возможностей. Поэтому учебная программа СДЮСШОР по теннису предполагает поэтапную систему освоения основных технических и тактических приемов, где одним из основных элементов, обеспечивающих успех в игре, является подача. Технику, тактику выполнения, повышение эффективности подач рассматривают ряд специалистов. Они отмечают, что обучение технике выполнения подачи нужно начинать в возрасте 7–8 лет. При этом рекомендуется использовать облегченные ракетки и мячи и выполнять подачи, как правило, с линии подачи. Это обусловлено особенностями развития детского организма, антропометрическими и физическими возможностями юных спортсменов. Рост и высота точки контакта ракетки с мячом исключают сильную и мощную плоскую подачу, поэтому на первый план выходят плоско-крученые подачи. Однако при этом, как правило, у теннисистов 9–11 лет возникают проблемы, проявляющиеся в нерациональном выполнении техники движений и в несогласованности мышечных усилий, что существенно снижает скорость и вращение мяча, а также точность попаданий в поле подачи.
теннисисты 9-11 лет
подача
пространственно-временные характеристики
видеосъемка
видеосравнение
методические указания
педагогическое тестирование.
1. Всеволодов И.В. Базовая подготовка юных теннисистов: научно-методическое пособие / И.В. Всеволодов. – М.: Советский спорт, 2010. – 120 с.
2. Голенко В.А. Азбука тенниса / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – М., 2008. – С. 135.
3. Зайцева Л.С. Основы тенниса / Л.С. Зайцева. – М.: АСТ, 2012. – 150 с.
4. Иванова Г.П. Реализация в детском теннисе принципа постепенности воздействия ударных нагрузок на организм ребенка / Г.П. Иванова, А.Г. Биленко, Чжань Сяоциюань // Культура физическая и здоровье. – 2013. – № 5. – С. 68–72.
5. Мельников И.П. Теннис. Подачи и удары / И. Мельников. – М.: Litres, 2015. – 89 с.
6. Теннис : учебно-методическое пособие / Б.П. Сокур [и др.] : Сибирский государственный университет физ. культуры и спорта. – Омск, 2013. – 182 с.
7. Timothy Gallwey W. The Inner Game of Tennis: The classic guide to the mental side of peak performance / W. Timothy Gallwey. – London : Pan Macmillan, 2014. – 130 p.

Современный теннис – это выполнение многочисленных ударов и передвижений на площадке, используемых в зависимости от тактических и стратегических задач. Эффективность же ударов зависит в первую очередь от силы, точности и разнообразия пласировки мяча. Следовательно, успех выполнения каждого удара зависит от скорости полета мяча и его попадания в заданную зону площадки противника [1, 2]. Опыт подготовки квалифицированных теннисистов показывает [3, 4], что обучение технике выполнения подачи, одному из главных технико-тактических элементов в теннисе, нужно начинать в возрасте 7–8 лет. Для этого необходимо использовать облегченные ракетки и мячи и подавать мяч, как правило, с линии подачи. Это обусловлено антропометрическими и физическими возможностями юных спортсменов. Рост игроков и высота точки нанесения удара исключают сильную и мощную плоскую подачу. В связи с этим на первый план для этого возраста выходит крученая подача. Как правило, у теннисистов, обучающихся на тренировочном этапе, возникают сложности с освоением техники подачи. Это связано с нерациональным принятием исходного положения перед подачей, ошибками при подбрасывании мяча, с нарушениями ритма и синхронности движений, идущими от неправильной организации мышечных усилий. В результате таких ошибок наблюдаются подачи с низкой скоростью, с завышением траектории полета мяча, непопаданиями мяча в поле подачи, подачи в сетку и в аут.

В настоящей работе выполнена попытка решить существующую проблему на материале теннисистов 9–11 лет города Омска за счет подбора специальных методов и средств по корректировке техники подачи на основе использования видеосъемки и последующего видеосравнения действий обучаемых с техникой подачи ведущих теннисистов мира, которая является своеобразным эталоном правильности выполнения игровых действий. Мы акцентировали внимание не только на формировании рациональной техники выполнения подачи юных теннисистов, но и на развитии физических качеств, которые обеспечивают действия «рабочей руки» теннисиста [1, 2, 5], что непосредственно влияет на эффективность выполнения подачи.

Цель исследования – повышение эффективности выполнения подачи теннисистов 9–11 лет за счет корректировки техники и целенаправленного развития скоростно-силовых физических качеств, обеспечивающих действия «рабочей руки» теннисистов.

Материалы и методы. На первом этапе осуществлялся анализ качества выполнения подач в соревновательном процессе 18 мальчиков и девочек 9–11 лет г. Омска, занимающихся теннисом и участвующих в Российском теннисном туре. В результате педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью занимающихся установлено, что у большинства обследуемых наблюдались технические ошибки при выполнении как первой, так и второй подачи, что и являлось основной причиной неуспешных результатов в соревновательной деятельности. Подобные данные были получены и в работах [5, 6]. Результаты собственных наблюдений и мнение авторов [7] свидетельствуют также, что техника выполнения и эффективность подачи на раннем этапе обучения у мальчиков и девочек не имеют существенных отличий. Это позволило нам объединить их в одну группу для проведения сравнительного эксперимента с последующим отбором в контрольную и экспериментальную группы.

Для выявления технических ошибок при выполнении подачи юными теннисистами было проведено педагогическое тестирование. В ходе него испытуемым предлагалось выполнить по 30 первых и 30 вторых подач поочередно, в первое и во второе поле подачи. Регистрировалось количество попаданий в зоны площадки, ограниченные фишками, расположенными на расстоянии 1 метр друг от друга и 1,5 метра от средней линии подачи (рис. 1).

Рис 1. Схема тестирования теннисистов 9–11 лет при выполнении подачи мяча

В процессе выполнения подач велась видеосъемка. Далее тремя квалифицированными тренерами осуществлялась экспертная оценка качества техники подачи испытуемых по 5-балльной шкале. Это выполнялось с помощью метода видеосравнения в специальном приложении Coach´sEye техники юных с выполнением подачи ведущих теннисистов мира (Роджера Федерера, Новака Джоковича, Стэна Вавринка, Рафаэля Надаля). На представленных ниже рисунках 2–4 в качестве примера показана схема сравнения действий Роджера Федерера с техникой подачи одного из юных теннисистов. Анализ тестирования выявил характерные для данного возраста технические ошибки, отмечаемые и другими авторами [3, 4, 6]. Такие ошибки содержат: выполнение подачи согнутой рукой, низкое и неточное подбрасывание мяча перед нанесением удара ракеткой; недостаточное опускание головки ракетки в петлю; неправильную хватку, нерациональное расположение ног относительно задней линии и др.

Рис. 2. Поза статуэтки

Из представленного рисунка мы видим слева действия теннисиста Р. Федерера, справа испытуемого М.П., 11 лет. В исходном положении Р. Федерер занимает удобную позицию для начала выполнения подачи – ноги значительно согнуты, ступни широко расставлены для устойчивости, игрок имеет достаточную площадь опоры. Сзади стоящая нога опирается на носок, туловище оптимально отклонено назад и развернуто в противоположную сторону от направления подачи. Правая рука с ракеткой согнута, левая подбрасывает мяч и удерживается для ориентира в вертикальном положении. У испытуемого ноги недостаточно согнуты, в отличие от позиции Федерера. Из-за неправильного подброса мяча (заброса его за голову) игрок излишне прогнулся назад, что ведет к потере равновесия и к нарушению ритма движений. Для наглядности и удобства видеосравнения изображение испытуемого на рисунке несколько увеличено.

Рис. 3. Фаза контакта ракетки с мячом при выполнении подачи

При продолжении выполнения подачи (рис. 3) наблюдаются дальнейшие расхождения в технике. В отличие от Р. Федерера, подбросившего мяч на удобную высоту для выполнения крученой подачи в прыжке, юный теннисист из-за неправильного подброса мяча не имеет возможности выполнить удар ракеткой по мячу прямой рукой с вращением в высшей точке.

Рис. 4. Фаза окончания выполнения подачи.

В завершающей стадии подачи Р. Федерер находится в безопорном положении после активного вращения мяча (рис. 4). Положение ног позволяет ему совершить мягкое приземление и принятие игровой стойки для немедленного продолжения действий на корте. Контакт ракетки с мячом испытуемого выполнен в сравнительно низкой точке. Поэтому мяч полетит по не сложной для соперника траектории, без вращения. Ноги и туловище теннисиста занимают неудобное положение для перехода к дальнейшим действиям. В результате допущенных ошибок эффективность подачи будет низкой, а испытуемый за технику исполнения получит невысокую оценку.

Было установлено, что число попаданий после первой подачи в группе из 18 теннисистов не превысило в среднем 8,2 раза, а второй подачи – 13,1 раза. Как правило, после подачи мяч летел без вращения, по высокой траектории, не представляя существенных затруднений для принимающего противника.

Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» испытуемые выполняли броски набивного мяча весом 500 г в длину, с имитацией техники выполнения подачи. Результаты тестирования специальной подготовленности теннисистов оказались в среднем на 2–4 м ниже от нормативных требований Программы ДЮСШ по теннису.

Для повышения результативности соревновательных действий юных теннисистов путем оптимизации техники выполнения первой и второй подач была разработана специальная программа, которая включает следующие элементы процесса обучения.

1. Составление методических рекомендаций по исправлению техники выполнения подачи (табл. 1).

Таблица 1

Методические рекомендации по исправлению техники выполнения подачи

Технические ошибки при выполнении подачи

Рекомендации по исправлению ошибок

Низкий и неточный подброс мяча

Держать мяч следует кончиками пальцев. Подброс мяча осуществляется прямой рукой, высота 40–45 см выше точки контакта ракетки с мячом при максимально вытянутой руке вверх. В тренировке использовать вспомогательные технические средства для оптимизации подброса мяча (кольца, целевые мишени).

Выполнение подачи согнутой рукой

Имитировать контакт ракетки с мячом, закрепленным на оптимальной для игрока высоте.

Подача без выполнения «петли»

Начинать выполнение подачи из 2-й фазы – рука с ракеткой за спиной.

Прямые ноги

Акцентировать внимание занимающихся на технике работы ног ведущих теннисистов мира. Использовать резиновые жгуты, закрепленные за бедро и голень.

 

2. Применение в процессе тренировки напольных мишеней для повышения стабильности и точности выполнения подач (рис. 5).

Рис 5. Использование напольных целевых мишеней в тренировке

Условные обозначения:

– теннисист

– траектория полета мяча

– напольные мишени (фишки)

– напольные мишени (обручи)

3. Использование в тренировке подвесных мячей, пространственных мишеней по [3] и тренажерного средства – «Колесо на штоке» (рис. 6, 7).

Рис. 6. Использование в тренировочном процессе пространственных мишеней

Рис. 7. Использование в тренировочном процессе технического средства «Колесо на штоке»

Задача испытуемых – направить мяч в пространственную мишень, расположенную на высоте 1 м над сеткой высотой 1,5 и шириной 9 м, с заданием – за счет верхнего вращения мяча попасть в поле подачи. Отработка движений по управлению ракеткой при подаче, развитие мышечного чувства придания вращения мячу для формирования техники выполнения крученой подачи с использованием тренажерного средства «Колесо на штоке».

4. Упражнения с утяжеленными ракетками, набивными мячами и эспандерами для развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» юных теннисистов (рис. 8).

Рис. 8. Имитационные упражнения с использованием дополнительного оборудования

Для выявления эффективности разработанной программы был проведен педагогический эксперимент. Обследуемые, 18 теннисистов и теннисисток, были разбиты методом случайной выборки на контрольную и экспериментальную группы. В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена предложенная нами программа (табл. 2). Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ по теннису.

Таблица 2

Содержание программы, используемой в экспериментальной группе

Содержание программы

Дозировка нагрузки

Методические указания

Корректировка технических ошибок, выявленных с помощью метода видеосравнения

10–15 мин в начале основной части на каждом тренировочном занятии

Обратить внимание на точность подброса, точку контакта ракетки с мячом, расположение и работу ног

Применение в тренировке вспомогательного технического средства «Колесо на штоке»

3 серии по 3–5 мин.

Отдых между сериями 2 мин.

На каждом тренировочном занятии в основной части

Вращение в медленном, среднем и максимальном темпе при наклоне колеса 40–45°

Утяжеленные ракетки (300 г)

Набивные мячи (500 г)

Резиновые эспандеры

3 серии по 10–12 повторений

2 мин отдыха между сериями

2 раза в неделю в основной части тренировочного занятия

Имитация выполнения основных фаз подачи

Напольные и пространственные мишени

10 мин в конце основной части, в каждом тренировочном занятии

Первую подачу выполнять плоско-крученую, вторую – крученую.

 

По истечении 6 месяцев педагогических воздействий было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. Тестирование показало статистически достоверное улучшение стабильности попаданий мяча в заданные зоны поля подачи как в контрольной, так и в экспериментальной группах (табл. 3).

Таблица 3

Результаты педагогического эксперимента

Группа

1-я подача

Прирост показателей

2-я подача

Прирост показателей

До эксп.,

кол-во

После эксп., кол-во

До эксп.,

кол-во

После эксп., кол-во

Контрольная

8,2

10

1,8

13,1

17,1

4

Экспериментальная

8,2

14,6

6,4

13,1

27

13,9

 

U-критерий Манна–Уитни =

21≤99, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

U-критерий Манна–Уитни =

22≤99, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)

 

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что точность попадания после выполнения первой подачи в контрольной группе из 30 попыток в среднем увеличилась на 1,8, а в экспериментальной – на 6,4. При этом точность попадания после выполнения второй подачи в контрольной группе в среднем увеличилась на 4, а в экспериментальной – на 13,9. Более значимое улучшение стабильности второй подачи в экспериментальной группе можно объяснить влиянием целенаправленного педагогического воздействия, применения мероприятий разработанной программы. Достоверных различий при выполнении первой и второй подачи в первое или второе поле подачи не наблюдалось. В то же время результаты видеосравнения в экспериментальной группе свидетельствуют, что техника выполнения подач участников этой группы значительно приблизилась к эталонной технике ведущих теннисистов мира.

Результаты исследования позволяют судить о преимуществе предлагаемого подхода к формированию техники выполнения подач юных теннисистов и развитию специальных качеств «рабочей руки» перед традиционным обучением и рекомендовать этот опыт к использованию при подготовке в детских спортивных школах, спортивных клубах при работе с учащимися 9–11 лет.

Заключение. В работе выполнена реализация цели исследования – повышение эффективности выполнения подачи теннисистами 9–11 лет за счет корректировки техники и направленного развития скоростно-силовых физических качеств, обеспечивающих действия «рабочей руки» теннисистов при выполнении подачи. Применение в учебно-тренировочном процессе юных игроков педагогических воздействий на основе разработанной программы формирования рациональной техники, использование метода видеосравнения с эталонами техники ведущих теннисистов мира позволяют существенно улучшить техническую подготовленность игроков и эффективность выполнения подач.

Применение в экспериментальной группе комплекса направленных упражнений с использованием утяжеленных ракеток, набивных мячей и эспандеров, с имитацией движений теннисиста при подаче позволило существенно повысить уровень развития скоростно-силовых качеств «рабочей руки» теннисистов, на что указывают результаты педагогического тестирования в начале и при завершении педагогического эксперимента, и добиться соответствия их результатов нормативным требованиям ДЮСШ по теннису (14–15 м). Использование в тренировке напольных и пространственных целевых мишеней, а также упражнений с применением вспомогательного тренажерного средства – «Колесо на штоке» способствует освоению учащимися верхнего вращения мяча, выполнения крученой подачи и положительно сказывается на стабильности первой и особенно второй подачи.

Данные педагогических наблюдений за качеством соревновательной деятельности юных теннисистов и теннисисток экспериментальной группы свидетельствуют о повышении стабильности выполнения подач и, как следствие, улучшении качества выступлений их в Российском теннисном туре. Это позволяет говорить о предпочтительности применения предлагаемого подхода при формировании технико-тактических умений в выполнении подачи юных теннисистов в сравнении с традиционным педагогическим воздействием.

Таким образом, можно констатировать достижение цели исследования – разработки и апробации комплексной методики повышения эффективности выполнения подачи у теннисистов 9–11 лет за счет корректировки техники подачи и направленного развития специальных скоростно-силовых физических качеств «рабочей руки» теннисистов, оказывающей более предпочтительные результаты по сравнению с традиционным подходом.


Библиографическая ссылка

Сокур Б.П., Ковыршина Е.Ю., Эртман Ю.Н., Гераськин А.А., Воробьева С.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДАЧИ ТЕННИСИСТОВ 9–11 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27970 (дата обращения: 19.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252