Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ»

Шереметьева Е.В. 1 Щелокова Е.Г. 2 Лапшина Л.М. 1 Игнасио Менендес Пидал 3
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
3 Политехнический университет Мадрида
В статье рассматривается проблема общения родителей с детьми раннего возраста, имеющими сложности в овладении речью. Общение позиционируется как одно из важных условий результативности логопедической работы по стимуляции речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Разработана и описана система наблюдения за процессом коммуникативного взаимодействия «родитель – ребенок раннего возраста» и используемыми средствами общения в ситуациях патологического развития речи. Описана специфика применения неречевых и речевых средств общения родителями и детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью во взаимодействии. Она проявляется, во-первых, в обедненности репертуара средств общения как со стороны родителя, так и со стороны ребенка, а, во-вторых, в рассогласованности системы коммуникативного взаимодействия «взрослый – ребенок». Отражены данные лонгитюдного исследования динамики коммуникативного взаимодействия и развития неречевых и речевых средств общения после первичного консультирования. В статье доказывается, что положительные изменения в коммуникативном взаимодействии «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» стимулируют обогащение неречевых средств общения и появление речевых средств общения и устной речи в целом.
общение
средства общения
ранний возраст
отклонения в овладении речью
речевое развитие
1. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособ. / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
2. Голубева И.В. Проявления коммуникативной дезадаптации у детей пяти лет с задержкой речевого развития и их преодоление средствами арттерапии: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.В. Голубева. – Нижний Новгород, 2007. – 26 с.
3. Горлова О.А. Профилактика коммуникативно-речевых отклонений у детей раннего возраста / О.А. Горлова // Специальное образование. – 2012. – № 1. – С. 27–34.
4. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Проблемы младенчества. − М.: ИКП РАО, 1999. − С. 148–150.
5. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: дисс. … докт. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2017. – 207 с.
6. Степанова Н.В. Роль родителей в логопедической работе по стимуляции речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития / Н.В. Степанова // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VI международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 322–324.
7. Самойлова Т.С. Особенности диалога «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» / Т.С. Самойлова, Е.В. Шереметьева // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012–2013 учебный год. – Челябинск: Цицеро, 2013. – С. 144–147.
8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
9. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста: сер. Логопедия: от теории к практике / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 112 с.

Общение выступает решающим фактором психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве (Дж. Боулби, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.И. Лисина, З. Фрейд, Г.В. Чиркина, Ю.А. Разенкова и др.).

Между тем нарушения в развитии речи или ее полное отсутствие являются, с одной стороны, следствием нарушений коммуникативного взаимодействия, а с другой – предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в детско-родительских отношениях. Ребенок попадает в ситуацию патологического замкнутого круга, и, как следствие, возникают речевые, поведенческие и другие нарушения в развитии личности.

Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности его социального общения и ограничивающий его социальные перспективы в будущем [1]. Однако несформированность речевых и коммуникативных умений приводит к снижению потребности в общении, неумению ориентироваться в ситуации диалогического общения [2, 3]. Таким образом, отклонения в речевом развитии у детей раннего возраста способствуют появлению вторичных нарушений и задержке общего развития (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.). Вместе с тем исследователями доказана уникальность младенческого и раннего возраста для эффективной коррекции нарушений развития (Е.Р. Баенская, Е.М. Мастюкова, А.А. Катаева, Ю.А. Разенкова, Е.Ф. Рау, Е.А. Стребелева и др.).

Актуальность работы связана с увеличением количества неговорящих детей раннего возраста, с необходимостью реализации на практике принципа ранней диагностики и коррекции речевых нарушений, а также перспективностью коммуникативно-деятельностного подхода в диагностике и коррекции речевых нарушений, обозначенного Р.Е. Левиной, сформулированного Г.В. Чиркиной и доказанного Ю.А. Разенковой [4, 5]. Кроме того, важным условием результативной логопедической работы по стимуляции речевой активности детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью является активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе. От их мотивации, степени вовлеченности в данный процесс, качества созданной ими в домашних условиях естественной коммуникативной и речевой среды зависит эффективность логопедической работы [6]. Опираясь на эту идею, мы считаем важным изучить особенности коммуникативного взаимодействия «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» [7].

В специальной литературе вопросы развития речи, ее диагностики, коррекции и профилактики отклонений у детей раннего возраста освещены в работах многих авторов: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, О.Е. Громовой, Е.А. Стребелевой, О.Г. Приходько, Е.В. Шереметьевой и др.

В отечественной педагогике наиболее перспективным подхо­дом к изучению психики и формированию личности ребенка в общении являются культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Вы­готского, концепция деятельности А.Н. Ле­онтьева, концепция о генезисе общения М.И. Ли­синой, коммуникативно-когнитивный подход Г.В. Чиркиной. Эти подходы объединяет рассмотрение ребенка как социального существа, попадающего после рождения в мир людей с его культурно-историческими зако­нами и реализующего в нем активность в форме деятельности.

В исследованиях М.И. Лисиной установлена связь речевого развития ребенка с реализацией его потребности в общении в первые годы жизни, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества с близким человеком, которым является, как правило, родитель [8].

Опираясь на определения А.А. Бодалева, Г.М. Андреевой, М.И. Лисиной, мы понимаем общение как коммуникативное взаимодействие с помощью речевых и неречевых средств, осуществляемое между участниками на основе восприятия и понимания друг друга в процессе реализации тех или иных (в том числе детско-родительских) отношений. Средства общения вслед за М.И. Лисиной мы определяем как операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком (М.И. Лисина).

В литературе описаны две классификации средств общения: формообразующая (речевые, неречевые (визуальные, тактильно-кинестетические, ольфакторные) и фонационные средства) и содержательная (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые). Неречевые средства в коммуникативном взаимодействии выполняют выразительную, изобразительную (знаковую) и индикаторную функции. Речевые средства общения, используемые в коммуникативном взаимодействии родителей и детей раннего возраста, имеют свою специфику: эмотивно-эмпатийный характер общения, стремление к диалогической форме общения при изначальной неравновесности речевых возможностей ребенка и взрослого, использование особых речевых форм (упрощение языка) и формул (этикетных слов, поглаживаний, просьб).

Средства общения составляют внешний, поверхностный слой коммуникативной деятельности, доступны прямому и непосредственному наблюдению.

Цель исследования - изучить особенности речевых и неречевых средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Материал и методы исследования

База проведения констатирующего эксперимента

Исследование проводилось с января по май 2018 г. на базе учебного речевого центра «Мастерская логопеда» (г. Челябинск) в рамках практического семинара Е.В. Шереметьевой «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте». В исследовании принимали участие 2 пары «родитель – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Изначально мы предположили, что положительная динамика в речевом развитии ребенка раннего возраста связана с направленным формирующим использованием речевых и неречевых средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок».

Методологическую основу проведенного исследования составляют: культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); теория речевого поведения (Р.Е. Левина); коммуникативно-деятельностный подход в диагностике и коррекции нарушений речи (Г.В. Чиркина).

Для решения задач, поставленных в данной работе, использовались методы системного подхода, обобщения и систематизации, анализа медицинской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдения, анкетирования, беседы, изложения и интерпретации результатов исследования, методы количественного и качественного анализа.

Методики исследования

Методикой логопедического обследования послужила методика, разработанная Е.В. Шереметьевой [9]. Для достижения цели, поставленной в рамках исследования, дополнительно нами была разработана схема наблюдения за процессом коммуникативного взаимодействия «родитель – ребенок раннего возраста».

Мы использовали метод наблюдения за ситуацией свободного общения. Родитель и ребенок не знали о том, что процесс их взаимодействия с момента входа в центр, в период логопедического обследования и до того момента, пока они не покинут помещение, становился предметом полевого (т.е. проводимого в условиях повседневной жизни), скрытого, выборочного (по определенным параметрам) наблюдения.

Это делалось с целью минимального искажения результатов наблюдения и сохранения естественности условий повседневного коммуникативного общения в диаде «родитель – ребенок». Логопед наблюдал за использованием речевых и неречевых средств общения как родителя, так и ребенка. В схеме мы привели очевидные и однозначные параметры наблюдения, относительно которых можно указать их наличие или отсутствие (количественный признак), а также отметить обнаруженную специфику (качественный признак). Наблюдению подверглись следующие параметры.

Группа 1. Речевые средства общения:

- самостоятельные голосовые речеподобные модуляции или речевые высказывания, инициативные обращения к партнеру;

- речеподобный или речевой ответ на обращенную речь (речевой диалог);

- оречевление совместных действий или имитация речевых звуков в игре.

2. Фонационные средства общения:

- изменения звуковысотных характеристик речи; коммуникативные вокализации;

- изменение ритмического рисунка речи (темп, паузы, логическое ударение);

- экстралингвистика: включение в речь смеха, плача, вздоха, вскрика и др.

3. Неречевые визуальные средства общения — кинесика:

- мимика (адресованные партнеру выражения эмоций);

- пантомимика (выразительные жесты);

- коммуникативные жесты.

4. Неречевые визуальные средства общения — контакт глаз:

- контакт глаз в процессе обращения к партнеру;

- контакт глаз в процессе обращенной речи;

- контакт глаз без речевого сопровождения.

5. Неречевые тактильно-кинестетические средства общения:

- контакт глаз в процессе обращения к партнеру;

- контакт глаз в процессе обращенной речи;

- контакт глаз без речевого сопровождения.

В протоколе наблюдения отмечается наличие или отсутствие каждого из приведенных параметров в коммуникативном взаимодействии как со стороны родителя, так и ребенка. Всего наблюдению подлежат 5 групп параметров, наличие каждого параметра оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов по каждой из пяти групп — 3 балла, общее количество баллов для каждого участника — 15.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый случай

Родитель: мама Александра М. в возрасте 33 лет, ребенок Роман М. в возрасте 2,5 лет.

Семья полная, есть старший ребенок (8 лет) с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсомоторной алалией. Перерыв между беременностями – 6 лет. В анамнезе отмечается отягощенная беременность (токсикоз, угроза отслойки плаценты, прием гормональных препаратов). Оценка при рождении по шкале Апгар – 8/8, с рождения на учете у ортопеда (врожденная деформация голеностопных суставов).

Ребенок перенес ортопедическую операцию на голеностопные суставы в 3-недельном возрасте и подвергся ортопедическому лечению путем фиксации голеностопных и коленных суставов на обеих ногах жесткой конструкцией, ограничивающей движения ребенка до 1,5 лет.

Мама отмечает нормальное психофизиологическое развитие ребенка до 2 месяцев (удержание головы – в 1 месяц, появление улыбки – в 2 месяца), а после 2–3 месяцев – задержку психомоторного и речевого развития (переворачиваться начал поздно, сел в 1 год, в 2,5 года отсутствуют навыки самостоятельной ходьбы). Проходит лечение нейростимуляторами (4 раза в год с рождения по настоящее время). Детский сад не посещает. Мама не работает. Ребенок интеллектуально сохранен, эмоционально подключается к диалогу со взрослым, включается в игровые ситуации. Общая моторика вялая, нарушенная. Ребенок неговорящий. Испытывает сложности коммуникативного характера на фоне нарушения двигательной системы и несформированности кинесических ощущений от собственного тела.

Результаты наблюдения представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Средства общения, используемые в коммуникативном взаимодействии

«взрослый – ребенок» (случай 1)

Примечания: цифрами указано количество баллов по данному средству общения

Средства общения, которые активно используют и родитель, и ребенок

Средства общения, которые не используют или почти не используют и родитель, и ребенок

Средства общения, в использовании которых родитель и ребенок не соответствуют друг другу (один использует активно, второй не использует)

В данном случае можно сказать, что:

- во-первых, их коммуникативное взаимодействие хоть и обеднено (ребенок не использует речевых средств), но сохранено (нет трудностей в коммуникации: мама и ребенок понимают друг друга);

- во-вторых, родитель и ребенок соответствуют друг другу в активном использовании неречевых кинесических средств общения и в неиспользовании фонационных средств общения;

- в-третьих, родитель и ребенок не соответствуют друг другу в использовании речевых и неречевых визуальных (контакт глаз) средств общения: если ребенок практически не использует речь как средство общения, то мама практически не использует визуальный контакт с ребенком. Скорее всего состояние тревоги и депрессии, в котором оказалась мама, блокирует ей возможность видеть не дефект, а ребенка как личность в целом.

Представленные особенности коммуникативного взаимодействия мы наглядно изложили в схеме, которая помогла составить рекомендации по улучшению коммуникативного взаимодействия и обогащению репертуара средств общения в конкретной диаде «родитель – ребенок». В данном случае маме можно порекомендовать опираться во взаимодействии на неречевые кинесические средства общения, оречевляя их, подключать, развивать у себя средства визуального контакта.

Второй случай

Родитель: мама Евгения А. в возрасте 26 лет, ребенок Максим А. в возрасте 3 лет.

Семья полная, первый ребенок в семье.

Из анамнеза отмечаются отягощенная беременность (угроза выкидыша, прием гормональных препаратов), отягощенные роды (безводный период 7 часов, затяжные роды, применение мер акушерского родовспоможения). Оценка при рождении по шкале Апгар – 7,5/8. Невролог отмечает гипотонус. Мама отмечает нормальное психофизиологическое развитие ребенка до 2 месяцев (удержание головы – в 1 месяц, сел в 6 месяцев, пошел в 1 год 3 месяца). Мама была вынуждена рано выйти на работу (когда ребенку было 9 месяцев). Ребенок находился на грудном вскармливании до 6 месяцев, прикорм с 6 месяцев, предпочитает твердую пищу. Посещает детский сад. В 2 года ребенку поставлен диагноз «расходящееся косоглазие». Мама жалуется, что ребенок как будто бы ее не слышит, когда увлечен своим делом. У ребенка наблюдается сенсорная зависимость (долгое сосредоточение на одной игрушке и неадекватные способы взаимодействия с ней), беглый непродуктивный взгляд, мерцательный фонематический слух. Отмечаются нарушения в развитии общей и мелкой моторики (импульсивность, резкость, острота движений, самостоятельно не одевается). Реакция на прикосновения логопеда замедлена. Отмечаются сложности саморегуляции: в случае фрустрации ребенок проявляет истерические вспышки. Со слов мамы, речь ребенка до 1,5 лет развивалась нормально, а после 1,5 лет пропала, хотя с внешними неблагоприятными факторами она это не связывает. Ребенок неговорящий. Испытывает сложности коммуникативного характера на фоне предметной зависимости.

Результаты наблюдения представлены на рисунке 2 .

Схемы взаимодействия2

Рис. 2. Средства общения, используемые в коммуникативном взаимодействии

«взрослый – ребенок» (случай 2). Примечания: те же, что и к рис. 1

В данном случае можно сказать, что:

- во-первых, и мама, и ребенок используют 33% из репертуара средств общения, т.е. мама не является более богатым источником обогащения коммуникативного опыта ребенка. На основе этого можно предположить, что их коммуникативное взаимодействие не только обеднено (ребенок не использует речевые средства), но и нарушено (в общении с ребенком мама несколько раз использовала фразу «я тебя не понимаю»);

- во-вторых, у родителя преобладают речевые средства общения и слабо выражены фонационные и неречевые средства;

- в-третьих, у ребенка преобладают неречевые экспрессивно-мимические средства общения отрицательной валентности и слабо выражены речевые, фонационные и неречевые визуальные (контакт глаз) средства;

- в-четвертых, родитель и ребенок не используют фонационные, неречевые визуальные (контакт глаз) и тактильно-кинестетические средства общения;

- в-пятых, родитель и ребенок не соответствуют друг другу в использовании речевых и неречевых экспрессивно-мимических средств общения: родитель делает запрос на использование речи со стороны партнера по общению и не получает ответной реакции в той мере, в какой бы хотел, а ребенок делает запрос на более активное использование экспрессивно-мимических средств общения и не получает запрашиваемой ответной реакции от мамы. Скорее всего состояние тревоги и страха (оцепенения), в котором оказалась мама, блокирует возможность проявлять свои эмоции и чувства по отношению к ребенку (эмоции направлены на дефект, а не на развитие ребенка в целом).

Результаты проведенного исследования позволили выявить специфику в использовании речевых и неречевых средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

1. Как родители, так и дети используют в коммуникативном взаимодействии обедненный репертуар средств общения.

2. Родители недостаточно активно используют фонационные и неречевые средства общения в коммуникативном взаимодействии со своим ребенком.

3. Дети недостаточно активно используют фонационные и речевые средства общения в коммуникативном взаимодействии с родителями. Недостаточное использование фонационных средств общения может свидетельствовать о недоразвитии фонетической системы языка – базового уровня в развитии речевой системы в целом.

4. В коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок с отклонениями в овладении речью» отмечаются линии несоответствия в использовании тех или иных средств общения. Эти зоны несоответствия дисбалансируют систему коммуникаций в диаде «родитель – ребенок».

5. Линии соответствия в использовании определенных средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок», напротив, высвечивают основные направления, содержание и технологии коррекционной работы по развитию речи и формированию средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» в семье.

После проведения логопедической диагностики родителям были даны рекомендации и составлен план коррекционной работы по преодолению отклонений в овладении речью. Нам удалось отследить динамику как в речевом развитии ребенка, так и в особенностях диалога «взрослый — ребенок» на примере второго случая. Результаты наблюдения представлены на рисунке 3.

Схемы взаимодействия2Схемы взаимодействия3

Рис. 3. Сравнительная схема изменения коммуникативного взаимодействия после коррекционного воздействия (до – слева, после – справа). Примечания: те же, что и к рис. 1

Так, на фоне выполнения рекомендаций, составленных логопедом, Максим А. спустя 2 месяца показал положительную динамику в речевом развитии. Предметная зависимость минимизировалась, эмоциональные вспышки, со слов мамы, стали более редкими (в кабинете логопеда замечены не были), ребенок оречевляет свои игровые действия (преимущественно вокабулами), говорит некоторые слова («си» — «синий»). В коммуникативном взаимодействии с мамой также наблюдаемы изменения: ребенок стал чаще демонстрировать положительные эмоции, его мимика стала более богатой, а взгляд на лицо взрослого — более продуктивным, сосредоточенным.

Наряду с динамикой в речевом развитии прослеживаются также изменения в коммуникативном взаимодействии мамы и ребенка, которые выражаются в следующем:

– обогатился репертуар средств общения за счет более активного использования визуальных, экспрессивно-мимических и речевых средств общения;

– система коммуникативного взаимодействия между родителем и ребенком стала более согласованной: мама стала чаще использовать экспрессивно-мимические средства общения, а у ребенка появились речевые средства общения.

Заключение

Положительные изменения в коммуникативном взаимодействии «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» стимулируют появление речевых средств общения и устной речи в целом. Таким образом, наше предположение нашло свое подтверждение.

Итак, на современном этапе развития логопедии одной из наиболее актуальных проблем является организация ранней коррекционно-развивающей помощи детям с отклонениями в овладении речью. На основе качественного анализа приведенных случаев можно судить о положительных изменениях в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок раннего возраста», которые повлекли за собой скачок в речевом развитии.

Это подтверждает взаимосвязь развития речи ребенка раннего возраста и специфики речевых и неречевых средств общения в коммуникативном взаимодействии «родитель – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ № 1/320 от 04.06.2018 г. по теме «Развитие института тьюторства в системе комплексного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель проекта – канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ФГБО ВО «ЮУрГГПУ» Л.А. Дружинина).


Библиографическая ссылка

Шереметьева Е.В., Щелокова Е.Г., Лапшина Л.М., Игнасио Менендес Пидал ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27932 (дата обращения: 20.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252