Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Бодина О.В. 1 Писковацкова А.Э. 1 Макарова М.В. 1 Тишков Д.С. 1
1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России
В данной статье рассматривается особая роль наставничества в ходе становления профессионализма и высокой компетентности начинающего врача. В настоящее время проблема отсутствия должного процесса наставничества в послевузовском периоде достаточно актуальна и требует решения как со стороны вуза, так и со стороны Министерства здравоохранения. Наставничество на каждом этапе формирования врача-стоматолога, с первых курсов студенческой жизни имеет огромное значение в подготовке квалифицированных специалистов, в которых так нуждается все население и на качественную подготовку которых оно рассчитывает. Суть наставничества заключена в обмене накопленным опытом, практическими навыками, уверенным знанием тонкостей профессии между наставником и начинающим врачом. Эффективность наставничества и условия его повышения изучены на примере студентов и ординаторов стоматологического факультета в условиях кафедры терапевтической стоматологии Курского государственного медицинского университета. Исследование проводилось посредством анализа научных источников, практической педагогической деятельности и проведения анкетирования среди студентов. Анализ исследования, выводы на его основе позволяют дать рекомендации по повышению уровня наставничества в вузе и лечебных учреждениях и будут способствовать подготовке начинающих врачей к выработке профессиональных качеств.
наставничество
повышение эффективности
компетентность
профессионализм
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 16.07.2018).
2. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5-7. – С. 25–36.
3. Клищ Н.Н., Январев В.А. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе): Препринт WP8/2014/01 [Текст] / Н.Н. Клищ, В.А. Январев : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 61 с.
4. Клинина И.А. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности молодого специалиста / И.А. Клинина //Образование. Карьера. Общество. – 2014. – № 3. – С. 26–30.
5. Лазаренко В.А. Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы : метод. рекомендации / В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашов ; Курск. гос. мед. ун-т. - Курск : Изд-во КГМУ, 2012. – 130 с.
6. Коняева А.П. Руководство для наставников // Организационная психология. – 2012. – № 3-2. – С. 67–89.
7. Безручко П.В. Система наставничества // Элитный персонал. – 2009 . – № 34.
8. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Синьговская Н.С. Роль воспитательной работы со студентами стоматологического факультета на современном образовательном этапе модернизации высшей школы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 289–289; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34590 (дата обращения: 19.07.2018).
9. Фелькер Е.В., Винокур А.В., Крузин П.Ю. Пути формирования коммуникативных компетенций у студентов стоматологического факультета // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 394–394; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7395 (дата обращения: 19.07.2018).
10. Парахина О.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении/ О.В. Парахина, Е.В. Шаталова // INNOVA. 2015. – № 1 (4) .URL: http://innomagazine.ru/issues/1-2015-4/innova1-2015(4).pdf (дата обращения: 19.07.2018 г.).
11. Патрушев А.В. Наставничество сегодня – необходимая мера или ненужное излишество?//Управление развитием персонала. – 2012. – № 1. – С. 26–30.
12. Григорьян В.Г. Наставничество в современных условиях: программно-правовой аспект.//Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО, 2011. – № 4. – С. 40–42.
13. Кондратьева И.А. Наставничество как стиль работы современного руководителя // Образование личности. – № 1. – 2017. – С. 63–65. URL: ol-journal.ru/sites/default/files/ol-01-17.pdf (дата обращения: 19.07.2018).

Задачи, поставленные Президентом в майском указе 2018 года по стратегии экономического рывка в стране, требуют пересмотра отношения к порученному делу практически во всех отраслях. Положения указа направлены на значительное повышение жизненного уровня жителей России, без принятия комплекса мер по их реализации их выполнение невозможно [1].

Цель исследования. Выявление и анализ условий повышения эффективности наставничества на кафедре терапевтической стоматологии Курского государственного медицинского университета.

Материал и методы исследования. В основу исследования было заложено анкетирование, в котором приняли участие 40 студентов 5-го курса и 40 ординаторов стоматологического факультета КГМУ.

Медицина всегда была на переднем крае начинаний, и в нынешних условиях ей отводится особая роль, так как высокое качество жизни не может быть достигнуто без качественной медицины [2].

Требования к профессии врача, одной из приоритетных и ведущих, возрастают постоянно. Возрастают в связи с этим и требования к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Уже с первых шагов своей врачебной деятельности молодой врач, вчерашний выпускник вуза, ощущает острую необходимость профессиональной адаптации. На своем рабочем месте начинающий врач не может достичь уважения без поддержки опытного врача-наставника, готового оказать направленную теоретическую, а позже и практическую помощь и тем самым постепенно повышать его профессиональную компетентность [3].

Эта проблема может быть решена в процессе организации наставничества, в котором заключена мудрость «забытого старого» и «желаемого нового».

Определение наставника как «учитель», «руководитель» в трактовке современных словарей ограничено и, на наш взгляд, неверно, поскольку в нем практически утрачена воспитательная функция. Преподаватель и студент в силу специфики развития общества находятся сегодня на разных полюсах. Обучение в вузе воспринимается как услуга, и, естественно, процесс воспитания исчезает.

Сложившееся положение подлежит скорейшей корректировке. Для медицины это недопустимо, врач без уважения, сострадания к больному, утративший важные человеческие качества, высококвалифицированным специалистом быть не может [4].  

На сегодняшний день процесс наставничества все больше становится востребованным и популярным и является важным методом развития и обучения будущего специалиста, а практика опирается на открытия в области социальных наук. Для молодого специалиста наставник выступает в разных ролях: советчик, учитель, профессионал, друг, партнер. Он, как правило, обладает важными знаниями, ресурсами, опытом и испытывает потребность в их реализации. Именно навыки психолого-педагогической деятельности позволяют наставнику правильно и четко сформулировать цель, поставить задачу, объяснить основы и особенности профессиональной деятельности молодому работнику и специалисту, добиться качественного выполнения работы. Именно наставник сопровождает процессы обучения, адаптации, становления и построения карьеры молодого специалиста, способствует созданию условий для развития успешности, реализации потенциала, профессионального развития подопечного. Благодаря своему наставнику молодой врач получает признание, возможность проявить себя и быть замеченным руководством, что в большой степени может способствовать дальнейшему становлению его карьеры.

Наставничество в университете носит характер поэтапный и начинается практически с первого курса, куда студент приходит со школьной скамьи, как правило, мало подготовленным к жизни и не всегда четко представляющим, в чем заключается его будущая профессия.

Первая стадия наставничества – кураторство – воспитательный коллективный процесс. Задача куратора – выявить у студента его лучшие качества, раскрыть специфику и особенности избранной профессии, воспитать чувство уважительного отношения друг к другу, умение слышать и слушать собеседника, понимать, поддерживать, содействовать, формировать правовую культуру, способствовать духовно-нравственному воспитанию и физическому развитию, научить быть достойным гражданином общества [5].

Работа куратора строится на основе разработанных коллективом авторов Курского государственного медицинского университета «Нормативно-правовых и организационных основ работы кураторов студенческой группы (методических рекомендаций)». На этом этапе куратор как наставник объединяет коллективный и личностный подходы в учебно-воспитательном процессе, раскрывает мотивационную готовность к поиску и решению задач за пределами вуза, что в свою очередь способствует самораскрытию личности. Только в этом случае врач может состояться и как личность, и как специалист.

Кураторство в вузе поставлено на хорошем профессиональном уровне, достаточно исследовано и включает в себя ряд этапов.

  1. Определяются содержание и направление кураторства.
  2. Планируется технология методической работы.
  3. Проверяется ее эффективность, при этом выявляются все проблемы, связанные с выполнением поставленных задач.

Контроль за работой куратора осуществляет декан факультета.

Следует подчеркнуть, что приоритетная задача первого этапа наставничества – воспитательная, включающая в себя подготовку к началу профессионального воспитания. Без первого этапа наставничества – кураторства – дальнейшая работа по его продолжению невозможна.

Второй этап наставничества включает в себя воспитание у будущего специалиста потребности своего развития и глубокое изучение профессиональной компетенции. Нестандартность мышления, профессиональная направленность на высоком уровне прививаются инновационными технологиями, разработанными педагогами КГМУ. Сюда входят и коллективные решения для их последующего применения в практической работе, и «игровые технологии», и симуляционные классы, и освоение практических навыков с помощью фантомных установок и манекенов. На этом этапе становится необходимым планирование дальнейшей методической работы и индивидуальной оценки на основе выявленных потенциальных возможностей будущих врачей. Одновременно с этим на постоянной основе в Университете проводится повышение уровня преподавательского состава с учетом достижений и необходимых потребностей.

Все это позволяет увереннее приступить будущему специалисту к врачебной деятельности. Формальный подход к наставничеству на этом этапе становится практически невозможным, в противном случае создания условий и динамики развития профессиональных качеств студентов, их подготовки к практике не достигнуть [6].

Профессия врача характеризуется высокой степенью риска, поэтому особенно важным становится третий этап. Решением задач на этом этапе Университет занимается уже совместно с профессиональными врачами.

Наставничество – процесс двухсторонний, требующий большой организованности и системного подхода, и основным условием эффективности обучения специалиста профессиональным навыкам является готовность наставника к передаче опыта, а наставляемого – к его усвоению [7].

Врач – профессия особая, ее значимость расшифровки не требует, одноразовое или от случая к случаю обучение практическим навыкам результата не принесет. Оно должно быть организовано и контролируемо. В университете разработан четкий перечень документов, регламентирующих работу наставников на этом этапе.

Третий этап включает в себя работу по подготовке студентов к началу трудовой деятельности и предполагает разработку условий для ее реализации, главной целью которых становится быстрое освоение профессии. На этой стадии выявляются и закрепляются за студентами высокопрофессиональные врачи, прошедшие подготовку в университете к началу своей педагогической деятельности. Университет определяет программу и методику подготовки, и весь процесс находится под его контролем.

Требования к подбору наставника достаточно жесткие: учитываются его профессиональные качества, коммуникабельные способности, умение передавать смысл своих идей, авторитет среди коллег, четкое понимание своей роли, готовность принимать ответственность за успешность процесса, желание к передаче навыков и знаний, эмоциональная уравновешенность и волевой ресурс, организаторские способности, творческий подход и позитивный настрой. Самое главное, что наставник может дать своему подопечному, – это профессиональный опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени. Без комплекса этих качеств наставничество может стать простой формальностью [8].

Недостатком на этой стадии наставничества является, во-первых, тот факт, что закрепление за врачами-специалистами происходит на последних курсах обучения, во-вторых, этот процесс коллективный – за одним наставником закреплена группа, и будущий врач просто наблюдает за действиями куратора. Эта стадия – ответственная за условие подготовки специалиста, поэтому цепочка должна быть максимально короткой: наставник и 2–3 студента.

Четвертая стадия наставничества – самая сложная, и недостатков в ней гораздо больше, чем достоинств. По нашему мнению, сегодня и Министерство здравоохранения области, и Университет уделяют этой стадии недостаточно внимания.

Наставничество во всех областях – метод обучения традиционный, на практике приобретает все большее значение. Об этом говорили и говорят на разных уровнях не единожды, но пока его количество не всегда соответствует нынешним требованиям [9].

Главная цель этой стадии – максимальная готовность к самостоятельной работе. Качественная подготовка молодых специалистов в медицине сегодня не всегда находится на должном уровне. Имеют место постоянные метания из одной формы в другую, перекос в оценке ситуации, выяснение, что наиболее важно: перинатальный центр в области или медпункт на селе. Поспешность при отборе кадров очень часто приводит к непоправимым негативным последствиям.

Кабинеты врачей-стоматологов во всех государственных клиниках, где применяется страховая медицина, практически отсутствуют. В платных клиниках обучение молодых врачей проходит с большой неохотой, считается чем-то вроде обузы. Боязнь, что лечение может пройти некачественно, заранее настраивает на предубеждение, что это клинике не нужно.

Кроме того, и наставничество здесь если и есть, как правило, без предварительной подготовки наставников. Экспериментальные же усилия наставников на этом этапе должны быть направлены на активизацию и закрепление полученных в вузе знаний, овладение молодыми специалистами эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы, умение общения с больными [10].

Взаимоотношения наставника и будущего врача не должны формироваться наугад. Точными они являться не могут, потенциальных учеников всегда больше, чем число наставников, однако, к максимальному их приближению должно быть постоянное стремление [11]. В полной мере значение наставничества на этой стадии мы начинаем понимать только сегодня, и не случайно этому уделяется особое внимание на самом высоком уровне. Некачественно подготовленный специалист в медицине должен стать исключением – этого без практической помощи наставников не достичь.

Конечная оценка этой стадии определяется качеством и эффективностью лечения, удовлетворенностью больного не только результатами лечения, но и самим отношением врача к нему. На этом этапе, то есть в первый послевузовский рабочий год, когда молодой врач переходит в руки наставника-практика в лечебном учреждении, труд наставника должен быть мотивирован материально, так как от наставника помимо основной работы требуются дополнительные усилия.

Кроме того, вложения необходимы и в сам процесс обучения (методический учебный материал, дополнительные расходные материалы и т.д.) – все это должно быть учтено. Энтузиазм присутствовать должен и может, но в разумных пределах.

Помимо Университета, в обязанность которого входит подготовка методических разработок для наставника, большая ответственность возлагается на Министерство здравоохранения, в бюджете которого должно быть предусмотрено инвестирование наставничества.

На завершающей стадии Министерство здравоохранения и вуз должны адекватно и разносторонне оценить эффективность проделанной работы, начиная с закрепления наставника за молодым специалистом и заканчивая аттестацией с присвоением молодому врачу категории, а наставнику – оплаты за его труд [12]. При этом учитываются качество работы начинающего врача, его эмоциональная удовлетворенность, изменение поведения и результаты работы в целом для лечебного учреждения.

Оценка работы наставничества с обеих сторон позволяет повлиять и на заинтересованность руководителя и персонала в обучении начинающего специалиста на уровне, приоритетном для клиники. На этом процесс наставничества, как правило, заканчивается [13].

Таким образом, сущность наставничества заключена в ценности взаимного обучения. Наставничество является эффективным способом личностного роста и развития персонала, технологией «инвестирования в людей».

Результаты исследования. 98% студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов показали, что знаний, полученных ими на начальных двух этапах наставничества, им вполне достаточно.

Третий этап как положительный характеризуют уже 76% студентов, поскольку практическое обучение проходит в группах и устраивает не всех.

Самое большое неудовлетворение, «больное место» – этап четвертый: только 27% начинающих врачей получают поддержку на стартовой площадке практической деятельности.

Именно этот факт заставляет задуматься нас как преподавателей о необходимости перемен в самом отношении к наставничеству.

Выводы. Наставничество как неоспоримый фактор формирования молодого специалиста во многом определяет качество его подготовки, придает правильное направление профессиональному развитию будущего врача.

Методических разработок, литературы на сегодняшний день достаточно много – и российских, и зарубежных авторов. Но, на наш взгляд, при всем их обилии все-таки мало, а иногда и совсем не уделяется внимания именно последней стадии наставничества – организации практики непосредственно в лечебном учреждении; молодого врача после завершения обучения в вузе часто отпускают в свободное плавание: хочешь работать – учись сам, барахтайся, но всплывай.

Сегодня это одно из больных мест в медицине. Страдает качество оказываемой помощи больному, а иногда настает и разочарование в избранной профессии.

Государство, вуз впустую несут материальные затраты, складывается незаслуженное негативное отношение к медицине в целом. Этого допустить нельзя, необходимость пересмотра роли наставничества на этой стадии, вопросы организационного характера сегодня очень остры и требуют незамедлительного решения.


Библиографическая ссылка

Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27926 (дата обращения: 20.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252