Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ПЕРЕДАЧИ МЯЧА КАК ГРУППОВОГО ИГРОВОГО ДЕЙСТВИЯ

Драндров Г.Л. 1 Плешаков А.А. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2 Московский государственный машиностроительный университет
Задача работы заключается в разработке ориентировочной основы атакующего группового игрового действия в футболе – передачи мяча. Для решения этой задачи использовался реферативный обзор научно-методической литературы, анализ и обобщение собственного педагогического опыта. Передача является элементарной единицей соревновательно-игровой деятельности в футболе. Она применяется для решения задач контроля мяча, создания и реализации численного преимущества. Исходной «клеточкой», из которой рождаются все возможные варианты передачи мяча и варианты тактических комбинаций с участием двух игроков, является игровая ситуация «2 х 2». Содержание ориентировочной основы этой игровой ситуации составляют три опорные точки: «ворота», «прессинг», «отрыв». Ориентация на эти существенные признаки позволяет двум взаимодействующим игрокам правильно распознать игровую ситуацию и принять адекватное их содержанию тактическое решение. Передача включает два индивидуальных игровых действия: открывание для приема мяча и удар по мячу в направлении партнера. Ориентировочная основа передачи включает пять необходимых и достаточных требований к выполнению этих действий, такие как «правило широкой точки», «пас открытому игроку», «скорость», «своевременность» и «скрытность». Выполнение этих требований обеспечивает эффективность выполнения футболистами передачи мяча как группового игрового действия.
соревновательно-игровая деятельность
нападение
групповые и индивидуальные игровые действия
передача мяча
игровая ситуация
ориентировочная основа.
1. Стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 года // ФУТБОЛ 2020 [Электронный ресурс]. – URL: http://docplayer.ru/31327640-Strategiya-razvitiya-futbola-v-rossiyskoy-federacii-do-2020-goda-futbol-2020.html (дата обращения: 21.05.2013).
2. Макаров Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие: монография. – СПб.: Лема, 2013. – 237 с.
3. Драндров Г.Л. Обучение юных футболистов групповым тактическим действиям на основе формирования их обобщенной ориентировочной основы / Г.Л. Драндров, Ю.И. Краснов, Р.В. Фаттахов // Вестник Чувашского университета. – 2011. – № 4. – С. 205–212.
4. Драндров Г.Л. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении / Г.Л. Драндров, Ю.И. Краснов, Р.В. Фаттахов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2011. – № 2 (70). - Ч. 2. – С. 86–92.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
6. Лях В.И. Гальперин П.Я. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий // Физическая культура в школе. – 2007. – № 3. – С. 15-18.
7. Рубинштейн C.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах / редактор: Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах, 2013. – С. 225-243.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах / редактор: Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах. 2013. – С. 163-195.

Актуальность проблемы. Стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 года в нашей стране ориентирована на опережающее развитие детского и юношеского футбола с учетом требований футбола будущего [1]. Для современного футбола характерны тенденции к возрастанию сложности групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия тактических решений, пространственно-временные ограничения условий выполнения игровых действий создают трудности при их восприятии и распознавании, согласовании индивидуальных действий при решении групповых тактических задач [2].

Одним из направлений совершенствования процесса обучения групповым тактическим действиям является определение их ориентировочной основы и ее формирование у обучающихся [3; 4]. Это позволит повысить слаженность, быстроту и точность выполнения игровых действий игроками при совместном решении групповых тактических задач благодаря выделению в игровых ситуациях типовых признаков, обусловливающих их качественное своеобразие, с последующим выбором адекватного игровой ситуации группового игрового действия.

Вышесказанное обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы нашего исследования, суть которой заключается в разработке ориентировочной основы групповых игровых действий при игре в нападении.

Результаты исследования. Передача определяется нами как групповое игровое действие, обеспечивающее перемещение мяча с помощью однократного воздействия на мяч в направлении партнера любым дозволенным правилами игры способом для решения тактических задач контроля мяча, создания и реализации численного преимущества.

Передача является элементарной единицей соревновательно-игровой деятельности команды в нападении. Она включает в свое содержание в качестве своих обязательных элементов два индивидуальных игровых действия: открывание игрока без мяча и удар по мячу в направлении партнера.

Ориентировочная основа передачи мяча включает образ игровой ситуации и образы индивидуальных игровых действий. Он обеспечивает не только видение и понимание «живой» игровой ситуации, но и психомоторную реализацию принятого тактического решения. Она функционирует в ситуации совершаемого индивидуального игрового действия, обусловливая ее дальнейшее развитие.

В соответствии с психологической теорией деятельности в каждом из индивидуальных игровых действий, входящих в содержание передачи, выделяются три взаимосвязанные части: ориентировочная основа действия, исполнительная часть и контрольно-корректировочная часть, различающиеся по их роли в достижении цели действия. Ориентировочная основа обеспечивает принятие тактических решений, исполнительная – обеспечивает их реализацию, контрольно-корректировочная – обусловливает контроль и коррекцию процесса и результатов передачи [5; 6].

Возникновение, функционирование и формирование ориентировочной основы передачи мяча могут осуществляться, когда человек находится вне игровой ситуации, в пассивной позиции созерцателя игровой ситуации. Подобная позиция характерна для футбольных болельщиков.

Специфической особенностью ориентировочной основы передачи мяча для футболистов является то, что они находятся внутри игровой ситуации, являются ее значимым элементом, активно преобразуя ее в соответствии с принятыми тактическими решениями. Воспринимая игровую ситуацию «изнутри», т.е. находясь в ней, а не над ней, они видят себя занимающими различные ролевые позиции: либо игрока, владеющего мячом, либо игрока, открывающегося под передачу.

Ориентировочная основа передачи мяча, имеющаяся у каждого из пары взаимодействующих игроков, содержит три взаимосвязанных компонента:

  • зрительный образ постоянно изменяющейся игровой ситуации, включающей позиции и перемещения противодействующей пары защитников, себя, своего партнера и мяча;
  • логический образ в виде знаний о возможных типовых игровых ситуациях и адекватных их содержанию способах выполнения индивидуальных игровых действий «удар по мячу» и «открывание» в структуре передачи;
  • двигательный образ: двигательные представления о требованиях к выполнению индивидуальных игровых действий взаимодействующих игроков при выполнении передачи.

Психологическая структура каждого из индивидуальных игровых действий включает три элемента: восприятие игровой ситуации, умственное решение тактической задачи, ее психомоторную реализацию. Процесс восприятия игровой ситуации сопровождается ее распознаванием, т.е. отнесением ее к определенному классу. Это предполагает, с одной стороны, знание существенных признаков игровых ситуаций, с другой - высокий уровень развития психических качеств, обеспечивающих видение игрового поля.

Умственное решение тактической задачи также зависит, с одной стороны, от знания способов организации групповых действий, с другой - от уровня развития психических качеств, прежде всего тактического мышления, обеспечивающих быстроту и точность принятия тактического решения.

Тактическое мышление осуществляется на уровне практического интеллекта: в условиях лимита времени на выполнение игрового действия; в составе и на основе восприятия и представлений; в процессе реализации ранее принятых тактических решений; с учетом особенностей непосредственно воспринимаемых игровых ситуаций.

С.Л. Рубинштейн [7] указывает, что практическое мышление является мышлением действиями в ситуации действия, устанавливает зависимости между вещами в пределах непосредственно данной ситуации, не раскрывая опосредования и всеобщих связей, выходящих за ее пределы.

Тактическое мышление на понятийном уровне, в отличие от мышления на практическом и наглядно образном уровне, предполагает использование речевых, вербальных механизмов, в частности внутренней речи. Выделение общего в игровых ситуациях с помощью слова обеспечивает точность и быстроту их распознавания, выбор адекватных их содержанию тактических решений, их практическую реализацию, контроль и оценивание.

А.Н. Леонтьев [8] в образе мира, который имеется у каждого человека, выделяет три вида знаний: знания на уровне «чувственной ткани», «знания-значения» на уровне понятий и знания на уровне «личностного смысла». Мы полагаем, что ориентировочная основа передачи мяча как психический образ также включает знания на этих уровнях: зрительный и двигательный образы содержат знания на уровне чувственной ткани (восприятие и представление), логический образ – знания-значения (понятия); переживание личностной значимости передачи – знания - личностные смыслы.

Знания-значения, образуя логический образ, могут существовать объективно – в виде понятий. Они активно используются: в зрительном восприятии: в построении зрительного образа игровой ситуации, направляя восприятие на значимые признаки, отличающие одну игровую ситуацию от другой; в умственном решении тактической задачи: обусловливает выбор тактического решения из множества извлекаемых из памяти вариантов (в типовых ситуациях) и создание творческого решения; в психомоторной реализации тактического решения, направляя совершаемые футболистами индивидуальные игровые действия.

Разработанная нами ориентировочная основа передачи мяча включает в свое содержание теоретические знания, необходимые и достаточные для ее построения как группового игрового действия: цель, задачи, способы их решения, включающие взаимосвязанные индивидуальные игровые действия (открывание и удар по мячу), существенные признаки игровой ситуации.

Целью передачи как группового игрового действия является изменение игровой ситуации в направлении, которое необходимо для достижения запланированного результата соревновательно-игровой деятельности команды.

Цель передачи конкретизируется в виде задач групповых игровых действий, определяемых парой взаимодействующих игроков в зависимости от условий соревновательно-игровой деятельности на данный момент игрового процесса, т.е. от игровой ситуации. Все игровые ситуации можно разделить на три группы.

Все атакующие действия группы взаимодействующих игроков в каждой игровой ситуации объединены задачей создания численного преимущества на том участке поля, где находится шайба. Наряду с этим с помощью передачи решаются задача контроля мяча и задача реализации численного преимущества в зоне мяча.

Эти задачи обусловливают функциональное значение передач в достижении общей цели игры, их место в содержании игрового процесса.

Игрок, владеющий мячом, потенциально может вступить во взаимодействие с несколькими партнерами, создавая временные коалиции из двух игроков, которым противодействуют защитники. Другими словами, он, его потенциальные партнеры и защитники являются потенциальными участниками одновременно нескольких игровых ситуаций «2х2», сложившихся в данный момент соревновательно-игровой деятельности команды. Сколько у игрока, владеющего мячом, имеется потенциальных партнеров для взаимодействия с помощью удара по мячу, столько игровых ситуаций «2х2».

Нами выделены (и словесно обозначены) существенные признаки игровой ситуации «2х2», на которые следует обращать внимание при определении задачи и способа передачи мяча:

«Ворота» (ОТ-1). Путь к воротам как нападающего игрока, так и мяча может быть закрытым (защитник располагается на линии, соединяющей нападающего и ворота противника), открытым с фланга (защитник располагается ближе к центру по отношению пути к воротам) и открытым с центра (защитник располагается ближе к флангу по отношению пути к воротам).

«Прессинг» (ОТ-2) между защитником и нападающим. Защитник располагается рядом с нападающим на расстоянии активного (вступает в отбор мяча и перекрывает направление передачи мяча вперед) или пассивного (нападающий сохраняет контроль над мячом) прессинга.

«Отрыв» (ОТ-3), при котором нападающий успевает овладеть мячом в глубине обороны раньше защитника.

Мы полагаем, ориентация на эти опорные точки позволяет выделить в воспринимаемом потоке постоянно сменяющих друг друга конкретных игровых ситуаций последовательность из трех качественно различающихся типовых игровых ситуаций: контроля мяча, создания численного преимущества и реализации численного преимущества. Перемещения игроков и мяча могут привести или к сохранению типовой игровой ситуации, или к ее переходу в ситуацию другого типа.

Если игрок знает существенные признаки типовых ситуаций, то он может, воспринимая конкретные игровые ситуации, распознать их как ситуации определенного класса, определить адекватную их содержанию тактическую задачу и способ ее решения. Это обеспечивает повышение быстроты и точности принятия тактических решений, соответствующих динамично изменяющимся условиям игровой ситуации.

Формирование у взаимодействующих игроков одинакового видения существенных признаков игровой ситуации обеспечивает ее распознавание как одной из типовых, определяющих выбор задачи передачи (контроля мяча, создания и реализации численного преимущества), и способствует согласованности индивидуальных игровых действий в структуре передачи. С другой стороны, выделенные нами задачи передачи мяча обусловливают требования к способам их решения и к индивидуальным игровым действиям – открыванию и передаче мяча, входящим в содержание передачи как группового игрового действия.

Передача как любое материальное явление характеризуется пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками. К пространственным характеристикам относятся длина и направление передачи мяча, к энергетическим – сила удара по мячу, обусловливающая скорость движения мяча после удара, к временным – согласованность во времени действий партнеров (своевременность), к информационным – скрытность действий. С учетом этого мы выделили общие правила эффективного выполнения передачи как группового игрового действия.

ОТ-1 «Правило широкой точки». Возникновение передачи в арсенале игровых действий футболистов обусловлено тем, что ее применение в игре обеспечивает более быстрое изменение игровой ситуации. Выбор позиции игроком без мяча обусловливает длину передачи мяча. Чем больше удалены друг от друга игроки при передаче мяча, тем быстрее меняется игровая ситуация. Поэтому игрок без мяча должен располагаться как можно дальше от игрока, владеющего мячом. Часто встречающейся тактической ошибкой при выполнении индивидуального игрового действия «открывание» является стремление игрока переместиться ближе к игроку, владеющему мячом для получения передачи. Игрок, владеющий мячом, должен стремиться к взаимодействию с партнерами, занимающими позиции на широких точках.

ОТ-2 «Пас открытому игроку» предполагает, с одной стороны, что игрок должен выбирать позицию, в которой направление передачи мяча свободно, не перекрывается защитником; с другой - передача выполняется только открытому игроку под дальнюю от защитника ногу.

ОТ-3 «Скорость». Сила удара по мячу должна быть такой, чтобы скорость его движения была удобной для его приема и исключала возможность его перехвата соперником. Скорость перемещения при открывании должна быть достаточной для выхода игроку в свободную зону.

ОТ-4 – «Своевременность». Игрок должен быть открытым в момент передачи. Передача мяча выполняется: до момента вступления защитника в активный отбор, пока свободно направление передачи; в момент, когда партнер открыт для приема мяча.

Для согласования индивидуальных игровых действий игроков (открывания и удара по мячу) во времени кто-то из двух игроков в структуре передачи должен быть ситуативным лидером. Мы полагаем, что игрок, владеющий мячом, является зависимым от игровых действий своих партнеров. Его игровые действия с мячом (удар) зависят от действий его партнеров: именно они на наглядно образном языке «перемещений» сигнализируют игроку с мячом о своих намерениях. Говоря языком шахмат, футболисты без мяча играют «белыми фигурами»: они выполняют первыми свой ход, выбирая позицию на поле, игрок с мячом играет «черными» - он выполняет свой ход в зависимости от действия «белых фигур».

Таким образом, ситуативным лидером в группе взаимодействующих игроков выступают игроки без мяча: заняв определенную позицию, они предлагают игроку, владеющему мячом, различные варианты развития игровой ситуации с использованием передачи мяча. Игроку, владеющему мячом, принадлежит не менее важная роль: выбрать направление развития игровой ситуации и выполнить удар по мячу, реализующий выбранное направление.

ОТ-5 «Скрытность». Выбору позиции и передаче мяча предшествуют ложные движения (финты). Игрок без мяча и игрок, владеющий мячом, должны скрывать свои намерения, чтобы затруднить возможность предугадывания защитниками момента и направления передачи и снизить риск перехвата мяча. Это обеспечивается посредством неожиданного изменения направления перемещения игрока без мяча, внезапного изменения последовательности операций, входящих в двигательную структуру удара по мячу.

Существенной особенностью ориентировочной основы групповых игровых действий является то, что ее формирование и функционирование осуществляется в единстве с выполнением технических приемов, что требует распределения внимания между внешним и внутренним уровнями управления игровым действием. В субъективной ориентировочной основе передачи мяча выделяются две взаимосвязанные составляющие: психический образ индивидуального игрового действия («открывание» и «удар по мячу»); психический образ «передачи мяча» как группового игрового действия.

Идеальной является ситуация, когда игрок владеет индивидуальными игровыми действиями на уровне навыка, т.е. управление их выполнением осуществляется автоматизированно. В этом случае управление групповым игровым действием «передача» осуществляется с полноценным участием сознания на основе его психического образа.

Заключение. Передача рассматривается нами как групповое игровое действие, обеспечивающее перемещение мяча с помощью однократного воздействия на мяч в направлении партнера любым дозволенным правилами игры способом для решения тактических задач контроля мяча, создания и реализации численного преимущества.

Ориентировочная основа передачи мяча включает образ игровой ситуации и образы индивидуальных игровых действий. В ее содержание входят знания цели и задач передачи, способов их решения с применением передач, существенные признаки игровой ситуации.

Целью передачи как группового игрового действия является изменение игровой ситуации в направлении, которое необходимо для достижения запланированного результата соревновательно-игровой деятельности команды. Нами выделены существенные признаки игровой ситуации «2х2», на которые следует обращать внимание при определении задачи и способа передачи мяча: С другой стороны, нами выделены требования к способам их решения и к индивидуальным игровым действиям – открыванию и удару по мячу, входящим в содержание передачи как группового игрового действия. С учетом этого мы выделили общие правила эффективного выполнения передачи как группового игрового действия.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Плешаков А.А. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ПЕРЕДАЧИ МЯЧА КАК ГРУППОВОГО ИГРОВОГО ДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27768 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074