Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Винокурова Н.Ф. 1 Зулхарнаева А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Статья посвящена проблеме реализации компетентностного подхода в школьном региональном экологическом образовании. Значимость данного вопроса подчеркивается необходимостью становления человека, способного обеспечить устойчивое развитие территории, в пределах которой он родился и живет. Культурно-экологическая компетентность, как составляющая экологической культуры и качество личности - является важным условием гармоничных отношений человека и природы. В пределах локальной территории. Становление культурно-экологической компетентности предполагает развитие мотивационных, коммуникативных, информационно-познавательных, ценностно-нормативных и практико-созидательных компетенций, а также последовательности формирования, основанной на взаимосвязи культурологической и компетентностной парадигм. В этой связи изучение экологического краеведения включает три этапа, последовательно соответствующих начальной, основной и профильной школе: культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий. Культурно-адаптационный этап реализуется в начальной школе средствами учебных программ «Родная земля», «Экологический букварь» и способствует развитию мотивационной компетенции. Культурно-смысловой соответствует основной школе, нацелен на формирование информационно-познавательной компетенции при изучении курсов «Экологическое краеведение», «Экологические традиции Нижегородской области», «Экологический туризм». Культурно-творческий этап предполагает становление практико-созидательных компетенций в рамках программ профильной школы «Экология России», «Мыслю глобально, действую локально», «Экологические проблемы и устойчивое развитие региона», «Решаем экологические проблемы» (практикум). Коммуникативные и ценностно-нормативные компетенции развиваются контекстно на всех этапах последовательности. Рассмотренные этапы обеспечивают преемственность и системность в реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения в школах Нижегородской области, обеспечивают его культурологическую направленность и ориентацию на развитие у учащихся совокупности компетенций.
последовательность формирования культурноэкологической компетентности
учебные программы.
компетентностный подход
структура культурноэкологической компетентности
экологическое краеведение
экологическая культура
экологическое образование
1. Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма). – СПб.: Астерион, 2010. - 556 с.
2. Мамедов Н.М. Культурные предпосылки становления экологической цивилизации // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/213 (дата обращения: 16.04.2018).
3. Николина В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учеб. пособие. - Н. Новгород, 2002. - 265 с.
4. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / ред. Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. – Н. Новгород, 2010. - 268 с.
5. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 32–45.
6. Винокурова Н.Ф. Общекультурная компетентность: теоретико-концептуальные аспекты и методика развития в профильном географическом образовании // Вестник Мининского университета. – 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http:/ http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/obshchekulturnaya-kompetentnost-teoretiko-kontsept/ (дата обращения: 16.04.2018).
7. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы // Ноосфера. Общество. Человек. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http:/ www.es.rae.ru/noocivil/191-844 (дата обращения: 25.04.2018).
8. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов: дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2006. - 24 с.
9. Демидова Н.Н. Формирование экологической компетентности при изучении живой природы урбанизированных территорий: монография / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 198 с.
10. Демидова Н.Н. Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: коллективная монография / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.И. Макшеева. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. - 324 с.

В современных условиях глобального экологического и социального кризиса экологическое образование выступает одним из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие. Условием решения данной стратегической проблемы является создание целостного эколого-образовательного пространства, в котором усилия различных регионов были бы не разнонаправленными, а образовывали синергетический эффект [1; 2].

Особая роль в решении этой задачи принадлежит экологическому краеведению, которое, по образному выражению, «позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь». Именно изучение экологического краеведения обеспечивает комплексное влияние на все сферы сознания личности: развитие эмоций, интеллекта и реальной деятельности социально значимого характера [3]. Поэтому именно оно существенно влияет на становление экологической культуры как личностного феномена, создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем.

Значение экологического краеведения очевидно, но его эффективной реализации мешает ряд противоречий, преодоление которых обеспечит «встраивание» экологического краеведения в целостное эколого-образовательное пространство, призванного консолидировать гражданское общество в направлении устойчивого развития на основе экологической культуры с коэволюционными ценностями и соответствующей культурно-экологической компетентностью как социально значимого свойства личности.

Очевидно, что изучение экологического краеведения является важным условием её устойчивого развития. Поэтому необходимо осуществить научно-педагогическое осмысление своей местности как объекта экологического образования для устойчивого развития. Реализацию компетентностного подхода при изучении экологического краеведения в школе важно осуществлять: а) в контексте современных экологических вызовов, согласно известному тезису «Мыслить глобально – действовать локально»; б) с учетом традиций и инноваций в образовательных парадигмах школьного экологического краеведения, что обеспечивает преемственность и выявление особенностей современных требований к развитию экологической культуры и культурно-экологической компетентности; в) на основе системы дидактических принципов, обеспечивающих целостность процесса изучения экологического краеведения [4].

Все отмеченные выше требования предполагают обоснование теоретических и методических основ реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения, что на сегодняшний день является инновационной проблемой.

Важной проблемой в изучении экологического краеведения в школах является методическое сопровождение, в особенности с точки зрения инновационного целеполагания, связанного с объединением стратегической цели формирования экологической культуры со становлением такого нового качества личности, как компетентность [5]. При этом важно методически интерпретировать процесс последовательного становления компетентности при изучении экологического краеведения в начальной, основной и профильной школе.

Данная работа направлена на решение отмеченных выше проблем и противоречий, связанных с изучением экологического краеведения в школе.

Современная экологическая ситуация предъявляет особые требования к школьному экологическому краеведению. Оно призвано не только знакомить учащихся с экологией «малой Родины», но и включать школьников в экологическую деятельность познавательного, эмоционально-ценностного и практического характера. Экологическая деятельность будет продуктивна, если она будет мотивированна, осознанна и содержательна, а следовательно компетентна. В этом случае преодолевается «тотальная социальная апатия», которая выступает барьером эффективной реализации школьного экологического краеведения. В связи с этим приоритетная роль в его развитии отводится формированию компетентности как важного показателя экологической культуры личности.

С этой точки зрения ориентиры школьного экологического краеведения формулируются с учетом идеи триединства целеполагания: цель-идеал, цель-средство, цель-субъект [6]. Цель-идеал – формирование экологической культуры личности - является отражением мировоззренческих идеалов современного общества. Исходя из осмысления структуры категории «культура», целесообразно рассматривать цель-идеал в контексте онтологического, гносеологического и аксиологического компонента. Так, онтологический компонент предполагает раскрытие экологических аспектов своей местности культурологического характера, значимых для личности. Гносеологический компонент направлен на развитие экологического мышления. Аксиологический компонент раскрывается в формировании ценностей устойчивого развития. Коммуникативный компонент предполагает развитие коммуникационных навыков личности с социоприродным окружением. Деятельностный компонент, с учетом понимания экологической культуры как способа деятельности, предполагает адаптацию, осознание, созидательную конструктивную самореализацию в пределах ближайшего окружения [7].

Стратегическая цель – формирование экологической культуры – предполагает анализ ученика как субъекта экологической культуры. В этом контексте субъектный опыт личности и его культурные ориентиры носят мотивационный, познавательный, коммуникативный, ценностно-нормативный, практический характер и являются «личным приобретением», результатом присвоения и перехода во внутренний мир. В связи с этим культурологическая парадигма детерминирует компетентностную парадигму в экологическом краеведении. Компетентностная парадигма позволила сформулировать цель-субъект. Целью-субъектом является культурно-экологическая компетентность, которая проявляется в пяти основных слагаемых компетенциях, предполагающих развитие всех сфер сознания личности (табл. 1).

Таблица 1

Структура культурно-экологической компетентности как цели-субъекта

Компетенции

Базовые качества личности

Уровни развития

Процесс развития

Мотивационные

активность (характеристика ученика как субъекта деятельности)

«надо»

«хочу»

«стремлюсь»

от мотива, заданного извне, к устойчивому внутреннему

Ценностно-нормативные

ценность (внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир деятельности),

норма (рациональный и формальный регулятор поведения)

«хочу»

«нельзя»

«должно»

«нужно»

переход внешнего долженствования во внутреннее нравственное, обусловленное личным побуждением

Информационно-познавательные

междисциплинарные экологические знания

«знаю, что…»

«знаю, как…»

«знаю, почему…»

«осознаю»

«понимаю»

«творю»

от объективно существующих экологических знаний к субъективно окрашенным творческим способам присвоения научного знания

Коммуникативные

коммуникативный опыт

личностный межличностный мультидиалоговый

от демонстрации собственной индивидуальности к обретению многообразия духовных связей и экологических отношений учащихся с окружающей средой своего края

Практико-созидательные

природо- и культуросообразные поступки и деятельность

«умею»

«созидаю во благо гармонии отношений человека и природы»

от владения отдельными методами экологических исследований к созидательному конструктивному экокультурному освоению своего края

 

Цель-средство соотносится со стратегической целью и целью-субъектом и выражается в планируемых результатах учебных программ школьного экологического краеведения.

Последовательность изучения экологического краеведения предполагает ряд этапов (культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий), основывающихся на процессе экокультурного освоения школьниками территории родного края как реальной социоприродной действительности. Данный процесс включает на первом уровне адаптацию и опыт эмоционально-чувственного изучения экологии своего края; на втором уровне - осмысление и присвоение опыта познания и оценивания экологии своего края; на третьем - созидательную самореализацию и развитие опыта в целом экологическом пространстве.

В этой связи выделенные этапы последовательности соответствуют начальной, основной и профильной школе и способствуют развитию определённого вида компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Этапы реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения

Этап

Период обучения

Доминирующая компетенция

Вариативные образовательные программы

культурно-адаптационный

начальная школа

мотивационная

ценностно-нормативная

коммуникативная

«Экологический букварь»,

 «Родная земля»

культурно-смысловой

основная школа

информационно-познавательная

«Экологическое краеведение»,

«Экологические традиции Нижегородской области»,

«Экологический туризм»

культурно-творческий

профильная школа

практико-созидательная

«Экология России», «Мыслю глобально, действую локально», «Экологические проблемы и устойчивое развитие региона», «Решаем экологические проблемы» (практикум)

 

Ценностно-нормативная компетенция является системообразующей в формировании культурно-экологической компетентности как цели-субъекта изучения экологического краеведения. Она последовательно формируется на трех уровнях: уровень переживания и означивания; уровень осознания и «порождение» личностного аспекта и нормативно-регулятивный уровень. Коммуникативная компетенция характеризуется уровнями развития игрового и диалогического опыта на каждом этапе последовательного изучения экологического краеведения.

Первый этап – культурно-адаптационный - соответствует начальной школе. Основная задача этапа – создание единого эмоционально-насыщенного образа, отражающего особенности взаимодействия природы и человека своей местности конструктивного и деструктивного характера. На этом этапе происходит «означивание» личностью разнообразия и уникальности социально-природного окружения, осознание себя как части ландшафта родного края.

Данный этап учитывает психолого-физиологические особенности учащихся начальных классов - нерасчленённое, целостное мышление, образное восприятие. Поэтому учебные программы по экологическому краеведению предполагают комплексный подход в изучении экологии своей малой Родины. Подобным требованиям отвечает учебная программа по экологическому краеведению «Родная земля» [8], которая построена с акцентом на образно-эмоциональное восприятие материала. Она предполагает использование игровой педагогической технологии, экскурсий-погружений в современный ландшафт как «арену» взаимодействия природы и человека своей местности. Системы заданий под рубриками: «Наблюдаю за ландшафтом», «Мои предки - моя гордость», «Творю красоту» и др. Практико-игровую направленность имеет программа «Экологический букварь». Данные программы также способствуют развитию мотивации и познавательного интереса к изучению экологии своей местности.

Культурно-смысловой этап направлен на развитие информационно-познавательной компетенции в единстве с другими видами компетенций. На данном этапе происходит понимание и осознание различных аспектов проявления экологических проблем и факторов формирования экологической ситуации на территории своей местности. Культурно-экологические особенности раскрываются в овладении методами научных исследований, приобщении к экологическим традициям родного края, рациональному природопользованию. Этим требованиям отвечают разработанные авторским коллективом программы по экологическому краеведению для учащихся основной школы. Систематизирующую роль имеет программа «Экологическое краеведение» [9], которая способствует участию в конструктивной деятельности по изучению, оценке и окультуриванию деструктивных ландшафтов на территории своей местности. Программа курса «Экологические традиции Нижегородской области» направлена на изучение исторических аспектов взаимодействия человека и природы своей малой родины, особенностей экологических традиций народов, проживающих в пределах родного края как части культурного наследия [10]. Учебный курс «Экологический туризм» демонстрирует школьникам один из видов рационального природопользования, показывая уникальность и разнообразие природного и культурного наследия, которое создает основу для развития экологического туризма на условиях гармоничного, бережного отношения человека к природному и культурному достоянию.

Спецификой данного этапа является введение экологических практикумов, в рамках которых учащиеся осваивают научно-исследовательские методы и методики мониторинга естественных сред своей местности. Таким образом, экологические практикумы являются «тренажерами» в формировании различных видов компетенций как способности реализовать знания по экологическому краеведению в решении реальных экологических проблем своей местности.

Основная задача третьего, культурно-творческого этапа - самореализация и развитие опыта творческого изучения и принятия решений по экологическим проблемам, а также созидания в целостном экологическом пространстве края. Экологическое краеведение в рамках данного этапа изучается в контексте экологических изменений глобального и общероссийского масштаба, а также новых мировоззренческих идей, раскрывающих особую роль человека в обеспечении устойчивого развития. Основу данного этапа имеет учебная программа «Экологические проблемы и устойчивое развитие региона», которая предполагает изучение школьного экологического краеведения как фактора устойчивого развития региона. Ядром интеграции содержания в этой программе являются экологические проблемы как новая социальная реальность и особый вид знания – проблемно ориентированный. Учебные программы «Экология России» и «Мыслю глобально, действую локально» обеспечивают «вписывание» экологического краеведения в единое эколого-образовательное пространство страны и мира. Развитию опыта исследования, оценки и творческого созидания способствует включение в учебный процесс экологического практикума «Решаем экологические проблемы». Он предполагает лабораторные исследования по прикладной экологии, полевую практику по изучению современных ландшафтов Нижегородской области, разработку творческих проектов по сохранению уникальных ландшафтов и окультуриванию экологически неблагополучных.

Рассмотренные этапы обеспечивают преемственность и системность в реализации компетентностного подхода при изучении экологии своей местности в школах Нижегородской области, обеспечивают его культурологическую направленность и формирование у школьников культурно-экологической компетентности. Это соответствует современным требованиям к развитию образовательных систем различной масштабности, в том числе к развитию школьного экологического краеведения.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27602 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674