Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Рус-Брюшинина И.В. 1 Гордиенко О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Рассматриваются тексты лингвострановедческой тематики, позволяющие представить иностранной студенческой аудитории ценности, значимые для создания представления о менталитете русского человека. На основе анализа литературных произведений выделяются концепты, связанные с представлениями жителя России о судьбе счастливой или несчастливой, об отношениях к другим людям, о гармонизации семейной и общественной жизни. Выводится народнопоэтический образ русского человека. Вниманию учащихся предлагаются острые жизненные ситуации, которые требуют от читателя их ценностной интерпретации. Выполняя учебные задания, иностранные студенты анализируют ситуации, в основе которых лежат поступки литературных героев, свидетельствующие о толерантности, эмпатии в сочетании со стремлением к справедливости. Отвечая на вопросы к текстам, иностранные студенты высказывают свои взгляды на мир, основанные на национальном менталитете, обсуждают решения и поступки литературных героев и делают выводы, сравнивая национальные культуры, определяя объединяющие их ценности, относящиеся к общемировой культуре. Описывается методика работы с концептами, основанная на выявлении ценностей национальных культур, их сравнении, на выстраивании перехода к ценностям общемировой гуманистической культуры. Результат работы - формирование толерантного отношения к русскому народу за счет позиционирования его лучших национальных качеств.
иностранный контингент учащихся
концепт
ценность
художественная литература
лингвокультура
Северный Кавказ
Кубань
1. Маслова В.А. Концепты и ценности: содержание понятий, языковая репрезентация // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Социальн. коммуникации. – 2011. – Т. 24 (63). – № 2. – Ч. 1. – С. 383–387.
2. Маслова В.А., Пименова М.В. Коды лингвокультуры. – М.: Флинта, 2016. – 180 с.
3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения языку на современном этапе развития общества // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. – М.: Русский язык, 1991. – С. 83–91.
4. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 288 с.
5. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного: методы, приёмы, результаты: книга для преподавателя / под ред. проф. А.Л. Бердичевского. – М.: Русский язык: Курсы, 2011. – 184 с.
6. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. – М.: Академ. проект, 2004. – 991 с.
7. Гордиенко О.А. Формирование лингворегионоведческой компетенции иностранных студентов (на материале представления в художественной литературе Кубани казачества) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 28-32.
8. Литература юга России. Первая треть ХХ века: электронный образовательный ресурс: учебные материалы по лингвострановедению и лингворегионоведению для иностранных студентов 1 курса из ближнего зарубежья / под ред. Т.Л. Шапошниковой. – КубГТУ, кафедра русского языка. – Краснодар, 2017. – 93, 7 Мб [Электронный ресурс]. – URL: http://rls.kubstu.ru/lit6/ (дата обращения: 20.03.2018).

Известно, что в сознании человека информация не просто обрабатывается, но и получает ценностно-смысловую интерпретацию. Так складывается общепринятая система суждений и мнений, т.е. культура, характерная для человеческих сообществ, классов общества, отдельных народов, так складывается языковая картина мира и формируются ментальные установки, образуется ценностно-смысловое пространство языка.

Понятие «ценность» входит в качестве термина во многие науки: философию, психологию, педагогику, логику, аксиология, культурологию, филологию и пр., а также в области знаний, объединяющие смежные науки: лингвокультурологию, лингводидактику, методику преподавания иностранным студентам русского языка и литературы России.

Филологическое понятие концепта (от лат. conceptus – понятие) в основном получило развитие и приобрело актуальность в преподавании иностранных языков, когда лингвисты столкнулись с феноменом несовпадения взглядов на мир у представителей разных культур под воздействием национальных языков, по-разному отражающих действительность, повинуясь своим лексико-грамматическим законам в кодификации этой действительности.

Проблему соотношения понятий «ценность» и «концепт» рассматривали многие лингвисты, но особую роль в этом сыграли работы В.А. Масловой [1; 2], Е.А. Пассова [3], Л.Ф. Алефиренко [4], А.Л. Бердичевского [5] и др.

Е.И Пассов доказал, что понятие ценности включено в понятие концепта. Для этого он сравнил наполнение понятий «иноязычная культура» и «культура страны изучаемого языка». Так, под иноязычной культурой понимается весь процесс познания, развития и воспитания учащегося в процессе изучения иностранного языка; а все знания, навыки и умения, возникшие в ходе изучения языка, есть факты иноязычной культуры [3, с. 86–89]. В процессе изучения иностранного языка учащийся реализует эту культуру в речевых действиях на изучаемом языке и одновременно проявляет толерантность по отношению к носителям этой культуры, так как использует принятые в ней способы выражения мыслей и эмоций, определённым образом построенные мыслеобразы.

В отличие от иноязычной культуры, культура страны изучаемого языка имеет дело не с результатами формирования мировоззрения на фактах иноязычной культуры, то есть не с деятельностью индивида, а с конкретными ценностями, выделенными в этой культуре и представленными в учебниках иностранного языка. Мир ценностей будет выражаться через концепт как через сгусток национально окрашенных представлений о мире. Концепт, «сгусток культуры в сознании человека» [6, с. 42-43], будет специально выделен, описан лингвистом и представлен в учебной литературе.

Рассмотрим особенности кодирования национальных духовных ценностей русского народа при помощи концептов, нашедших отражение в текстах художественной литературы, предлагаемой вниманию иностранных студентов, обучающихся в Южном регионе России.

Ранее мы говорили о специфике представления лингворегионоведения на материалах Кубани и Северного Кавказа [7], сейчас нашей задачей является непосредственный анализ концептов, позволяющих на их основе сформировать аксиологические ценности.

Отобранные для анализа литературные произведения авторов, имеющих отношение к Кубани и Северному Кавказу начала ХХ века [8], дают возможность представить литературные искания русской интеллигенции времён революции и Гражданской войны, когда эти искания проявлены были наиболее мощно, когда активно шло осознание и выражение национальной идеи, установление приоритетов национального характера. Данный период позволяет выделить и описать серию концептов. Рассмотрим здесь три из них, характеризующие знаковые качества русского человека:

- широта души русского народа (на материалах произведений А.С. Рославлева);

- доброта и справедливость как основные качества народа (на материалах рассказов Н. Канивецкого);

- гармония человеческой души: свобода, красота, уважение к людям (на материалах ранних произведений Максима Горького).

Первый концепт (широта души русского народа) выявляется в результате анализа стихотворением «Над полями да над чистыми» поэта и журналиста Александра Степановича Рославлева, жизнь которого оборвалась в послереволюционные годы в г. Краснодаре.

Стихотворение близко к народной поэзии, выводит народнопоэтический образ русского человека, поэтому сразу было положено на музыку, долго считалось русской народной песней. Именно эти особенности стихотворения позволили привлечь его для анализа. В студенческой аудитории прочитывается и комментируется текст стихотворения, прослушивается несколько вариантов исполнения песни, в том числе и этнографическими зарубежными ансамблями.

На занятии подчёркивается, что в лучших песнях каждого народа используются исторически сложившиеся народнопоэтические образы, несущие позитивную окраску. Например: месяц ясный, солнце ясное, зорька ясная, сокол ясный, очи ясные. Фольклорная традиция распространяет, переносит понятия «ясный день», «зорька ясная» на представление о красоте человека: Глянут в душу очи ясные, / Закружится голова…

Так оформляется образ русской красавицы – ясноокой, т.е. не омрачённой, с радостным сердцем и чистыми помыслами. Это уже лингвокультурное представление на уровне ценности, оформленное через мелиоративную лексику, представленную с высокой частотностью: душа, очи ясные, закружилась (от восхищения, любви) голова.

Следующий мелиоративный образ – восхитительное катание в солнечную зимнюю погоду на русской тройке с ясноглазой красавицей: Ну, дружней, звончей, бубенчики, /

Заливные голоса! / Эх ты, удаль молодецкая! / Эх ты, девичья краса!

Зрительный образ заснеженной земли позволяет понять, как «серебряными искрами поле ровное блестит», а видео – почувствовать, как прекрасно это выглядит: Над полями да над чистыми / Месяц птицею летит, / И серебряными искрами / Поле ровное блестит.

Удалая, раздольная мелодия песни дополняет представление о широте души русского народа. Ясный день радует взгляд, особенно если это зимний солнечный день, что является русским концептуальным представлением о красоте, включает понятия «свежести» и «бодрости», что не свойственно представлениям иных народов. Для зрительного восприятия этого образа используются зимние пейзажи русского художника Игоря Грабаря.

Материалы для рассуждения, завершающие работу с концептом, нацелены на осознание иностранным студентом того, что ментальное понятие «широта души» существует у каждого народа, но выражено оно будет национально специфически, через любование зимним пейзажем России, что представлено в нашем примере.

Предлагаемые вопросы нацелены не на противопоставление национальных ценностей, а на частичное совпадение, нахождение позитивных аналогов, например: «Какие поэты вашей страны сумели так почувствовать душу своего народа, что их стихи стали народными песнями?» [8]. Рассуждение по данному поводу позволяет выделить национальную специфику концепта «широта души» у представителей разных национальностей, объединённых в одной учебной группе.

Второй концепт (доброта и справедливость как основные качества народа) представлен рассказами казачьего писателя начала ХХ века Николая Канивецкого.

Н.Н. Канивецкий был назван современниками «казачьим Чеховым», потому что в его рассказах казаки изображались не на уровне внешней бытовой атрибутики, а на уровне показа их внутренних качеств: и крестьянской хватки, и ироничной оценки начальства, и хитроумности проделок, и внутренней честности, а также с характерными особенностями речи – сочным кубанским говором. Рассказы представляют собой зарисовки с натуры, так как Канивецкий был почётным мировым судьёй и имел возможность зафиксировать реальные жизненные ситуации, поступки, которые позволяют оценить истинное народное проявление доброты и справедливости.

Концепт выявляется и рассматривается на материалах двух рассказов Канивецкого: «Вчерашние враги» и «По станичному приговору». В первом повествуется о случайной встрече в вагоне поезда знатного горца и казака-полковника, вспоминающих войну русских с черкесами, когда вчерашние вынужденные враги искренне приглашают друг друга в гости, дают оценку человеческим качествам. Здесь по-чеховски через малое раскрывается большое, случайное позволяет увидеть главное, выявить характеры людей, сказать об общем их качестве – доброте, которая проявилась как главное человеческое качество народа, как только изменились социально-политические условия: закончилась Кавказская война.

Наиболее яркий пример доброты и справедливости – рассказ «По станичному приговору». Приведена острая жизненная ситуация. Молодой казак, имеющий жену и двоих маленьких детей, уходит на несколько лет из станицы для несения службы. Он получил боевые награды, дослужился до звания младшего офицера, ему скоро возвращаться на Кубань. Но приходит письмо о том, что в его отсутствие в семье появился ещё один ребёнок. Поступок казака благороден и смел. Приехав, он первым делом просит показать ему нового члена семьи. Целует, называет своим. А на следующий день заявляет о желании собрать сход и требует выселить из станицы своего обидчика, потому что станица должна была уберечь его семью от позора на время казачьей службы, а не сделала этого. Требует корректно, демонстрируя уважение к старшим, к народным обычаям. Всем стыдно, после этого никто и никогда уже не попрекнёт жену казака, не обидит его приёмного ребёнка. Сход удовлетворяет просьбу и выселяет обидчика.

После знакомства с текстом и с комментариями к нему студенты получают вопросы, отвечая на которые, они должны продемонстрировать уровень становления представления о том, что справедливость и доброта – народные устои, что они исторически заложены в сознании жителя юга России. Например: «Можно ли говорить, что Пётр – человек справедливый и во всём любит порядок? В чём это проявляется? Как относятся к Петру его подчинённые, старики на сходе, его жена? Поступок Петра по отношению к жене и ребёнку является исключением из правил или он типичен? Что вызывает уважение в поступках главного героя? Вспомните произведения писателей вашей страны и российских писателей, в которых речь идёт о любви. Каким делает человека большая любовь и каким обман в любви? Найдите то единое, из-за чего книги о любви всегда читают. Почему человек стремится к любви? Почему он сделает выбор в сторону любви, а не ненависти, если обстоятельства не будут этому слишком сильно мешать, а жизнь не будет слишком жестокой? Когда мы вспоминаем какие-то события из своей жизни, перед нами чаще возникают пережитые моменты, связанные с высокими чувствами или с низкими? Или это от чего-то зависит?

Почему рассказы Канивецкого, написанные в начале ХХ века, были переизданы современными краеведами и ещё раз предложены читателям? Связано ли это с тем, что человеку надо иметь воспоминания, которые позволяют ему гордиться своими предками, даже если это предки не по прямой линии, а просто имеют отношение к месту, где он жил, к людям, с которыми был знаком? Поможет ли такой опыт не совершить опрометчивого поступка, о котором потом придётся жалеть? Были ли в вашей жизни случаи, когда какой-то позитивный пример, доброе воспоминание или сердечный поступок литературного героя удержали вас от грубого слова, поступка, о котором вы бы потом пожалели?» [8].

Как можно видеть, работа по анализу концепта проходит на уровне установления эмоционально-ценностного отношения к факту чужой культуры при сопоставлении со своей культурой, с общечеловеческими гуманистическими ценностями.

Третий концепт (гармония человеческой души: свобода, красота, уважение к людям) рассматривается на материалах произведений Максима Горького.

Одна из литературных тем, поднимаемых ранним Горьким (берётся время его пешего путешествия по Северному Кавказу), – это тема «злой красоты», антипода любви. Она была поднята в романтическом произведении «Макар Чудра», в котором рассказывается о трагической смерти двух влюблённых (Лойко и Радды), людей, вызывающих всеобщую любовь и восхищение, красивых, с сильными характерами, но при этом не желающих уступить другому лидерства в предстоящей семейной жизни, пожертвовать своей личной свободой. Красота у Радды «злая», несмотря на её внешнюю привлекательность, любовь к ней не приносит Лойко счастья, а загоняет в состояние рабства, которого он выдержать не может.

Дальше тему «злой красоты», антипода истинной любви, Горький развивает в реалистическом рассказе «Мальва», действие которого также происходит на Чёрном море. На рыбных промыслах работают и мужчины, и женщины. Отношения между ними иные, чем были приняты в деревне. Непосредственно представлена следующая ситуация. Пожилой крестьянин, Василий, человек женатый, имеющий взрослых детей, ушёл на заработки в рыболовную артель на Чёрное море, близко сошёлся там с молодой и красивой женщиной, Мальвой, которая тоже ушла на заработки из деревни. Неожиданно к Василию приезжает из деревни тоже на заработки взрослый сын Яков, он осуждает Мальву и отца. И Мальва пускает в ход свою «злую» красоту. Оценка дальнейших событий должна быть сделана читателем-иностранцем: судьёй выступает его собственная совесть, как ценностный показатель, измеритель, сформированный его национальной картиной мира.

Вопросы, которые студенты получают после прочтения отрывков из двух этих рассказов, призваны установить отношения между понятиями: свобода, красота, уважение к людям.

«Почему ссора между отцом и сыном из-за Мальвы погасла, и в результате отец решил вернуться в деревню? Были ли у Мальвы серьёзные намерения в отношении отца и сына, Василия или Якова? Или Мальва вела женскую игру, в которой ей надо было получить выигрыш за счёт подчинения себе как можно большего количества мужчин? В чём сходство и в чём отличие позиций Радды и Мальвы? Как Мальва относится к судьбе крестьянки и почему не хочет разделить такую судьбу? Что она ценит в жизни? Можно ли считать, что Мальва, пользуясь своей красотой, мстит окружающим её людям за то, что вынуждена вести жизнь, в которой нет и не может быть каких бы то ни было достойных перспектив? Можно ли считать позицию Мальвы борьбой за личную свободу так, как понимали её босяки?

Мальву все окружающие пытаются обвинить в злых поступках, в "грехе", в создании конфликтных ситуаций, столкновений. Но удаётся ли Мальве воспользоваться результатами своих манипуляций? Каково отношение автора к представленной им ситуации? Для ответа сравните первую и последнюю строчки рассказа: "Море смеялось".

Критики назвали специфическую иронию М. Горького, описывающего жизнь босяков, "чёрным юмором", позволяющим эстетически осмыслить дисгармонию красоты и истины. Как вы понимаете это положение? Для ответа на вопрос можно опереться на мысль выдающегося русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Эта мысль представлена в диалоге: "Красота спасёт мир! – Ах, кабы она добра была…"

В каких произведениях писателей ваших стран вступают в непримиримые противоречия установки героев на необходимость самому иметь полную, абсолютную волю и одновременно желание обладать другим? Как сочетаются красота и доброта (или отсутствие последней) с манипуляциями людьми?» [8]

Выбор самого Горького – уважение к людям, вера в Человека. Поэтому итогом его морально-нравственных рассуждений является поэма «Человек», в которой герой уже не является жертвой неконтролируемых им эмоций и желаний, а совершает свой осмысленный выбор. И в ходе беседы обучающиеся, представители разных национальностей и культур, должны прийти к единому выводу, через концепт определить ценность.

«"Человек" – это поэма М. Горького, написанная белым стихом. В ней говорится о миссии истинного человека по отношению к тому миру, в котором он живёт и в который должен привнести гармонию, рождённую им самим. В этом он видит смысл жизни. Можно ли считать эту эстетическую установку главной в произведениях Горького?

В каких хорошо известных вам произведениях литературы вашей страны и мировой литературы представлена эстетическая установка на гармонизацию человеческой души на основе "свободы, красоты и уваженья к людям"»? [8]

Как можно видеть, студентам предлагается осмыслить взаимосвязанные этические концепты и подтвердить их наличие в концептосферах своих народов, тем самым сделав вывод об общности духовных ценностей людей разных национальностей, прийти к пониманию толерантности.

Если ранее концепты описывались в научном, теоретическом плане как национальные особенности отражения картины мира в языке, то здесь представлен способ практического использования концептов для характеристики менталитета русского человека. Это осуществляется в процессе познания иностранцем жизни страны изучаемого языка в целях формирования толерантного отношения к русскому народу за счет позиционирования его лучших национальных качеств.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык».


Библиографическая ссылка

Рус-Брюшинина И.В., Гордиенко О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27591 (дата обращения: 26.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252