Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Заруцкая Ж.Н. 1 Савинова Ю.А. 1 Михайлов В.В. 1 Лукина О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
На сегодняшний день разработка стратегий, эффективных методических моделей и технологий обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное общение, является актуальной задачей преподавателя английского языка в вузе. Чем раньше начнется профессионально ориентированное общение студентов на английском языке, тем более мотивированы будут студенты изучать его в вузе, а в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности. В данной статье мы предприняли попытку представить некоторые приемы, стимулирующие студентов инженерно-технического профиля к профессионально ориентированному общению на английском языке в контексте дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Особое внимание, на наш взгляд, в процессе профессионально ориентированного обучения английскому языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции требуется уделять самостоятельной работе, так как она позволяет развить у студентов потребность в самостоятельном приобретении и осмыслении знаний, тем самым усиливая интерес к иноязычному общению. Основная задача при организации самостоятельной работы – это формирование ключевых учебных компетенций на опыте собственной деятельности. Применительно к курсу профильного обучения английскому языку мы выделяем три группы ключевых учебных компетенций. Применяемые на занятиях по английскому языку активные методы обучения мотивируют студентов вступать в диалог и осуществлять профессионально направленное общение.
студенты инженерно-технического профиля
учебные компетенции
обучение английскому языку
профильная дифференциация
1. Путин В.В. Заседание Совета при Президенте по науке и образованию от 23.06.2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/news/45962 (дата обращения: 12.03.2018).
2. Кузьминов Я. К 2018 г. заработает система оценки профессиональных квалификаций. – 2016 [Электронный ресурс]. – URL: https://iz.ru/news/623942 (дата обращения: 18.03.2018).
3. Кутателадзе С. GOOD ENGLISH – проблема высшей школы // Троицкий вариант: наука. – 2015. – № 17 (186) [Электронный ресурс]. – URL: https://trv-science.ru/2015/08/25/good-english-problema-vysshej-shkoly/ (дата обращения: 18.03.2018).
4. Абрамова И.Е. Моделирование иноязычного пространства при обучении студентов-нелингвистов: предварительные результаты / И.Е. Абрамова, Е.П. Шишмолина // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 132-151.
5. Вопросы современной науки: коллект. науч. монография / С.В. Антонова, Т.Л. Ахметзянова, О.П. Беньковская [и др.]; под ред. А.А. Еникеева. – М.: Интернаука, 2017. – Т. 25. – 108 с.
6. Заруцкая Ж.Н. Использование профильных учебных пособий в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе как залог успешного овладения компетенцией иноязычного общения / Ж.Н. Заруцкая, А.О. Заруцкая // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: сб. межвуз. научных трудов. Вып. 39. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. – 225 с.
7. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. - М.: Учпедгиз, 1956. – 378 с.
8. Каргина Е.М. Ведущие компоненты содержания обучения иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 11 [Электронный ресурс]. – URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8287 (дата обращения: 18.03.2018).
9. Заруцкая Ж.Н. Профильная дифференциация как одно из действенных средств повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе / Ж.Н. Заруцкая, А.О. Заруцкая // International Conference on Social Science, Arts, Business and Education. - 2016. – С. 463-472.
10. Алферова Н.Г. Игра как средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 окт. 2017 г.) / редкол.: Л.А. Абрамова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2017. – С. 167-171.
11. Заруцкая Ж.Н. Некоторые аспекты технологии обучения взрослых иностранному языку / Ж.Н. Заруцкая, О.В. Кисель, Ю.А. Савинова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 157-159.
12. Бережная Г.А. Анализ качества горячеоцинкованной полосы В ЛПЦ-11 ОАО «ММК» / Г.А. Бережная, А.О. Заруцкая, Д.Ю. Каримова // Качество в обработке материалов. – 2016. – № 2 (6). – С. 39-42.

Сегодня система технического образования в России должна быть нацелена на подготовку специалистов, чьи навыки и квалификация отвечают требованиям и потребностям современных промышленных предприятий [1].

Для того чтобы лучше овладеть инженерными знаниями и навыками, студенты инженерно-технического профиля должны обладать компетенцией английского языка, так как в условиях активного международного сотрудничества и необходимости общения в профессиональном интернациональном сообществе владение английским языком значительно повышает конкурентоспособность выпускника технического вуза на рынке труда. Для студентов инженерно-технического профиля, чей родной язык не является английским, овладение английским языком важно не только для их академической жизни, но и для их предполагаемой карьеры. После окончания университета инженерам приходится сотрудничать и общаться с коллегами из разных уголков мира, а для этого они должны хорошо говорить на английском языке. Следовательно, можно утверждать, что английский язык является необходимой компетенцией в жизни молодых людей, и особенно в их профессиональной деятельности, способствуя налаживанию связей, успешному решению проблем профессионального характера и пониманию современного мира.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, степенью ее важности на современном этапе развития российского общества, отсутствием новых подходов и четких критериев к отбору содержания и организации учебного материала и наличием недостаточно эффективной, на наш взгляд, системы преподавания английского языка в техническом вузе, которая не в полной мере обеспечивает профессиональную иноязычную подготовку будущих молодых специалистов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • выявлены организационно-педагогические условия, при соблюдении которых возможно формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе профессионального образования;
  • представлены приёмы, стимулирующие студентов инженерно-технического профиля к профессионально ориентированному общению на английском языке за счет изменения подходов к организации самостоятельной работы, позволяющей формировать ключевые учебные компетенции на опыте собственной деятельности;
  • рассмотрено творческое применение деловых игр в процессе обучения английскому языку, тематика которых должна базироваться на реальном речевом материале, связанном с будущей трудовой деятельностью студентов;
  • обоснованы применяемые на занятиях по английскому языку активные методы обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов;
  • представлена и опытно-экспериментальным путем доказана значимость модели обучения английскому языку студентов на основе использования умений и навыков совместной деятельности, которая играет незаменимую роль на различных этапах обучения профессионально направленному общению на английском языке;
  • доказана значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс с целью активизации и стимулирования интереса к изучению английского языка.

Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет Россия входит в группу стран с низким уровнем владения английским языком, а руководители и преподаватели вузов отмечают низкий уровень языковой подготовки студентов [2]. Уровень владения английским языком у студентов «ужасен и никак не соответствует его нынешней роли в мировом научном сообществе», заявляет профессор С. Кутателадзе [3].

Но при этом, несмотря на то что «современного выпускника невозможно представить без свободного владения английским языком в сфере профессиональной и академической коммуникации, которое не только гарантирует широкий доступ к мировым информационным и научно-техническим ресурсам, но и позволяет находить единомышленников в разных уголках мира, воплощать в жизнь свои идеи и проекты» [4], в современном техническом вузе задача достижения высокого стандарта качества в содержании и технологиях высшего профессионального образования с целью формирования уровня обучения, отвечающего интересам инновационного развития российского общества, которая поставлена перед системой образования в государственной программе «Развитие образования на 2016-2020 гг.», не решается в полной мере. Стоит отметить, что сокращение количества аудиторных часов, выделяемых для преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», или полное отсутствие данной дисциплины в некоторых учебных планах вызывает недоумение, так как эта дисциплина в последнее время стала популярна среди студентов инженерно-технического профиля в связи с необходимостью повышения иноязычной подготовки будущего инженера для общения в интернациональном пространстве и студенты начали осознавать, что владение английским языком на должном уровне важно не столько для их академической жизни, сколько для их предполагаемой профессиональной деятельности. «Ведь еще с момента основания отечественной технической школы, которая возникла в России благодаря Петру I, в системе профессионального образования изучению иностранных языков всегда уделялось большое внимание. При этом иноязычная подготовка инженеров всегда была ориентирована на практическое использование иностранного языка в профессиональной деятельности» [5].

Так как иностранный язык является в какой-то мере обязательным условием для участия в жизни общества и любого профессионального сообщества, а именно участия в международных научно-практических конференциях, зарубежных стажировках, научно-исследовательской работе, то необходимо стимулировать молодых людей к изучению английского языка в вузе, создавая для этого благоприятные условия и оказывая содействие в ходе развития навыков использования языка в различных сферах и ситуациях.

Английский язык становится мотивационным фактором обучения, так как при его помощи студент может узнавать что-то новое и о своей профессии. И именно осознание необходимости применять английский язык на практике и результативно общаться в ситуациях, которые возникают на рабочем месте в условиях современного производства, мотивирует студента совершенствовать свои знания и навыки иноязычного общения. Следовательно, профессионально ориентированное общение - это средство повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе, и чем раньше начнется профессионально ориентированное общение студентов на английском языке, тем более мотивированы будут студенты изучать его в вузе, а в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности [6]. Поэтому на сегодняшний день разработка стратегий, эффективных методических моделей и технологий обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное общение, является актуальной задачей преподавателя английского языка в вузе.

В данной статье мы предприняли попытку представить некоторые приемы, стимулирующие студентов инженерно-технического профиля к профессионально ориентированному общению на английском языке в контексте дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в техническом университете.

Особое внимание, на наш взгляд, в процессе профессионально ориентированного обучения английскому языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции требуется уделять самостоятельной работе, так как она позволяет развить у студентов потребность в самостоятельном приобретении и осмыслении знаний, тем самым усиливая интерес к иноязычному общению. А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог-демократ XIX века, говорил: «…знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать» [7, с. 118-119].

Основная задача при организации самостоятельной работы – это формирование ключевых учебных компетенций на опыте собственной деятельности. Преподаватель должен показать, насколько самостоятельная работа важна, интересна и необходима. Тематическая направленность данного вида работы является средством мотивации студентов на поиск, сбор, анализ и творческое применение материала, относящегося к их профессиональной сфере, тем самым вовлекая их в профессионально направленное общение. Студенты должны иметь возможность думать, сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы на основе усвоенного ими материала. Все учебные задания должны быть разработаны с целью формирования и развития ключевых компетенций у студентов.

Среди ключевых компетенций в своей работе автор [8] выделяет три группы учебных компетенций применительно к курсу профильного обучения английскому языку:

  • учебно-интеллектуальные компетенции, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, такие как: проведение различных видов сравнений; классификация полученной информации; формулирование проблемы и определение способов ее решения; выявление существенных признаков объекта; оперирование понятиями, суждениями;
  • учебно-информационные компетенции, помогающие студенту находить, обрабатывать и использовать информацию для решения поставленных задач. К компетенциям этой группы относятся: владение навыками работы с различными источниками информации, использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материалов по заданной теме; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии, доклада или реферата; качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • учебно-коммуникативные компетенции, позволяющие студенту организовать совместную деятельность и работу в команде. Среди этих компетенций можно выделить следующие: выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; организация совместной деятельности; ведение дискуссии.

«Одним из эффективных методов, позволяющих активизировать устное общение в профессионально ориентированном курсе, является присутствие деловых игр в процессе обучения иностранному языку. Деловые игры должны базироваться на реальном речевом материале, связанном с будущей трудовой деятельностью студентов» [9, с. 469-470], обеспечивая мотивационную составляющую процесса обучения. «Игровой метод заключает в себе богатые обучающие возможности. Игра способна перерасти в обучение, в творчество, <…>, она несёт в себе большой положительный момент в формировании коммуникативной мотивации. Таким образом, игра является инструментом обучения, активизирующим мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интереснее и привлекательнее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком» [10]. Следовательно, использование игрового метода с богатым обучающим потенциалом на занятиях по английскому языку обеспечивает совершенствование устной речи при профессионально ориентированном общении. «Атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий, полилогическая коммуникация – всё это даёт возможность студенту преодолеть стеснительность, снизить скованность, сформировать позитивный образ самого себя, и, что самое главное, ведет к развитию иноязычного коммуникативного потенциала» [11, с. 159].

Применяемые на занятиях по английскому языку активные методы обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов при решении поставленных задач, мотивируют их вступать в диалог и осуществлять профессионально направленное общение. В результате развиваются умения и навыки совместной деятельности, а совместная деятельность играет незаменимую роль на различных этапах обучения профессионально направленному общению на английском языке.

В качестве примера совместной коллективной деятельности студентов мы использовали метод «круглого стола», который заключается в коллективном обсуждении актуальных проблем. Мы разделили студентов на небольшие подгруппы с целью проведения ими самостоятельного изучения определенной проблемы. Студентами были выбраны темы, актуальные для современного производства и для их профессиональной сферы. Например: качество поверхности горячеоцинкованной полосы и толстого листа, причины возникновения дефектов металлопродукции и оценка ее качества, анализ калиброванного проката. Изучив данную проблему детально, члены группы должны были подготовить отчет о выполненной работе и выступить с сообщением на заседании круглого стола, которое оценивалось всеми участниками. В ходе изучения вышеупомянутых проблем был выполнен анализ качества металлопроката, «были проанализированы дефекты, возникающие при производстве» металлопродукции [12, с. 41]. На основании данных, полученных в результате анализа, рассмотрен метод контроля дефектов, и в итоге были предложены корректирующие и предупреждающие действия с целью совершенствования процедуры управления бизнес-процессами. Как результат проделанной работы в рамках круглого стола, изученный материал послужил основой для выступлений студентов на научно-практических конференциях и для написания научных статей.

Приоритетным, на наш взгляд, является внедрение интерактивных технологий в учебный процесс с целью активизации и стимулирования интереса к изучению английского языка. Применение интерактивных технологий гарантирует качество презентации материала, что ведет к высокому уровню его усвоения. Это объясняется тем, что в настоящее время молодые люди в основном обладают визуальным типом восприятия, это значит, что они воспринимают мир в большинстве случаев через глаза, а зрительные образы для них несут больше информации.

В качестве учебного ресурса Интернет позволяет наполнить учебный процесс более содержательным материалом и обмениваться идеями, знаниями и материалами, которые еще не утратили своей актуальности. «Учебные пособия, созданные на основе мультимедийных технологий, имеют ряд преимуществ, а именно – новые возможности презентации учебного материала. Наглядность как зрительная, так и аудитивная играет в наше время значимую роль в интеллектуальной познавательной деятельности студентов и позволяет смоделировать иноязычную среду, что в некотором роде и стимулирует к общению на иностранном языке» [6, с. 23]. Поэтому, несмотря на огромное количество учебных и методических средств, преподавателям неязыковых вузов приходится самим разрабатывать учебные пособия по английскому языку в соответствии с профессиональным профилем будущих специалистов.

Таким образом, ориентация учебного процесса на профессиональную направленность студента и разработка учебных пособий, которые объединяют в себе обучение языку и специальности, вносит весомый вклад в повышение уровня профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста, становясь мотивационным фактором к обучению и способствуя успешному приобретению навыков профессиональной коммуникации.


Библиографическая ссылка

Заруцкая Ж.Н., Савинова Ю.А., Михайлов В.В., Лукина О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27573 (дата обращения: 21.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252