Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДЫ В ФУТБОЛЕ

Драндров Г.Л. 1 Плешаков А.А. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
2 Московский государственный машиностроительный университет
Целью работы является определение сущности и содержания групповых игровых действий как элементов игровой деятельности команды в футболе. Задачами работы выступают: характеристика техники и тактики их осуществления; определение целей и задач их применения при игре в нападении. Решение этих задач проводилось на основе анализа и общения научно-методической литературы и собственного опыта тренерской работы. Нами уточнено понимание сущности и содержания игровой деятельности футбольной команды как согласованной психической и физической активности ее членов, нацеленной на достижение победы над другой командой в рамках специфического противоборства с соблюдением официально утвержденных правил игры. При этом игровая деятельность противоборствующей команды выступает как активная внешняя среда, препятствующая достижению этой цели. Групповые игровые действия рассматриваются как структурные элементы содержания игровой деятельности команды и характеризуются со стороны техники и тактики их осуществления. Техника отражает как правильно должно осуществляться групповое действие. Технически правильно выполненная передача должна быть: 1) своевременной (по времени); 2) точной (в пространстве); 3) оптимальной по скорости движения мяча и перемещения игрока; 4) скрытной (по информационной определенности) для соперника. Тактика группового игрового действия проявляется в правильном определении его цели и способа ее достижения. В качестве цели группового игрового действия в нападении могут выступать контроль мяча, создание или реализация численного преимущества, в качестве способа – передача, ведение мяча с обводкой. Задача групповых игровых действий рассматривается как заданная в конкретных игровых условиях цель игровой деятельности, достижение которой осуществляется через преобразование условий игровой ситуации.
игровая деятельность команды
групповые игровые действия
цель
задачи
футбол
нападение
тактика
техника.
1. Портных Ю.И. Спортивные игры в физическом воспитании: учебное пособие. – СПб., 2008. – 342 с.
2. Блеер А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Академия, 2010. – С. 97.
3. Макаров Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие: монография. – СПб.: Лема, 2013. – 237 с.
4. Ху Вен-Цен. Оптимальное управление на основе ситуационной декомпозиции // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Сер.: Технические науки. – 2008. – № 3 (13). – Т. 2. – С. 50-54.
5. Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2008. – С. 242–254.
6. Алиев Э.Г. Мини-футбол: многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, B.C. Левин. - М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
7. Арбузин И.А. Тематический материал развития игрового мышления футболистов на основе квалификации игровых ситуаций / И.А. Арбузин, А.А. Терещенко, Н.П. Филатова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9261 (дата обращения: 10.04.2018).
8. Драндров Г.Л. Совершенствование групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений (монография) / Г.Л. Драндров, Р.В. Фаттахов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 113 с.
9. Драндров Г.Л. Технико-тактическая подготовка квалифицированных команд по мини-футболу на основе игровых упражнений: состояние проблемы и перспективы ее решения / Г.Л. Драндров, А.А. Плешаков, Е.Л. Сафронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2015. – № 4 (88). – С. 112–116.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» одной из основных задач развития физической культуры и спорта в нашей стране определено успешное выступление наших спортсменов на международной спортивной арене. Особое значение приобретает решение этой задачи для отечественного футбола, поскольку в России в 2018 году будет проведен чемпионат мира по футболу.

Для соревновательной деятельности в современном футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, повышению сложности групповых и командных игровых действий. Вариативность и изменчивость условий игровой деятельности в сочетании с недостаточностью у футболистов информации, необходимой для принятия правильных игровых решений, дефицит пространства и времени для осуществления игровых действий приводят к возникновению субъективных трудностей, связанных как с процессами их восприятия и распознавания, так и согласованием действий игроков, принимающих участие в совместно-взаимосвязанной деятельности, направленной на решение групповых игровых задач. Разработка инновационных технологий обучения футболистов групповым игровым действиям предполагает полное и точное знание и понимание их сущности и содержания. Поэтому целью нашей работы являлось уточнение на основе реферативного обзора литературных данных и обобщения собственного педагогического опыта сущности и содержания групповых игровых действий в нападении. Для того чтобы охарактеризовать групповые игровые действия, определить их и роль в соревновательной деятельности, необходимо опираться на понимание сути и содержания таких понятий, как «игра», «соревновательно-игровая деятельность», «игровая деятельность команды», «технико-тактическое действие», «игровое действие», «индивидуальные и групповые технико-тактические действия», «игровая ситуация».

Результаты исследования. В научно-методической литературе нет однозначных подходов к пониманию сущности этих терминов. В частности, Ю.И. Портных [1] игра понимается как предметная, осознаваемая, осуществляемая в рамках официально утвержденных и принятых ее участниками правил совместно-взаимосвязанная творческая деятельность человека или группы людей, моделирующая их реальные действия и поступки в рамках условно принятых ролей. Существуют ролевые, подвижные и спортивные игры. Футбол относится к командным спортивным играм.

Структурным элементом спортивной игры выступает система двух соперничающих команд. Для спортивной игры характерно наличие конфликтной ситуации между двумя соперниками или двумя командами, которые преследуют противоположные цели.

Под соревновательно-игровой деятельностью понимается протекающее при соблюдении официально принятых правил соперничество отдельных игроков или спортивных команд, целью которого выступает достижение превосходства в эффективности владения предметом игры [1], неантагонистическое противоборство, нацеленное на определение превосходства одного из играющих или одной игровой команды в соревновательных результатах в рамках официально принятых правил [2].

Содержанием соревновательно-игровой деятельности является поиск и определение оптимальной стратегии и тактики ведения соревновательного поединка в форме неантагонистического соперничества, выбор и осуществление индивидуальных и групповых игровых действий [3]. К ее существенным признакам автор относит: 1) ведущую роль интеллектуальной сферы: ее эффективность зависит от способности спортсмена к переработке информации, от быстроты реакции выбора и точности действий; 2) ситуационную обусловленность: значимость взаимного согласования действий членов игровой команды с учетом их направленности на достижение победы над соперничающей с ней команды; 3) высокие требования к инициативе, находчивости, к характеру межличностных и межгрупповых отношений, вероятностному программированию действий.

С позиций системного подхода соревновательно-игровую деятельность в футболе можно рассматривать как функциональную систему, целью и системообразующим фактором которой является результат ее функционирования – выявление победителя.

Структурными подсистемами футбола как целостной функциональной системы являются игровая деятельность каждой из соперничающих команд. Игровая деятельность команды определяется нами как согласованная психическая и двигательная активность членов команды, нацеленная на достижение победы над противником в рамках соревновательного соперничества в рамках официально утвержденных правил. Эти две подсистемы соревновательно-игровой деятельности диалектически связаны между собой и не существуют друг без друга. При этом игровая деятельность противоположной команды выступает как активная внешняя среда, препятствующая достижению этой цели.

Игровая деятельность каждой команды в свою очередь может рассматриваться в качестве целостной системы, целью функционирования которой выступает победа. В больших и сложно организованных системах, к которой можно отнести соревновательно-игровую деятельность, цель системы значительно удалена от средств, используемых для ее достижения. Это обусловливает необходимость специальной работы для согласования цели с применяемыми средствами посредством формулирования перспективы целей в виде системы последовательно решаемых оперативных и промежуточных целей функционирования системы [4].

Игровая деятельность каждой из соперничающих команд может рассматриваться как последовательный переход от одной игровой ситуации, как дискретной, качественно различающей структурной единицы, к другой, из игровой ситуации, когда команда владеет мячом (нападение), к ситуации, когда мяч находится у соперничающей команды (оборона). Поэтому достижение цели игровой деятельности команды (победы) обеспечивается согласованным и одновременным решением двух задач: провести мяч в ворота соперничающей команды и не пропустить его в ворота своей команды. При этом в зависимости от игровой ситуации, существенным признаком которой выступает владение мячом, выделяются два вида игровой деятельности: нападение и оборона.

С учетом этих задач выделяются два вида игровой деятельности команды: игра в нападении и игра в обороне. Эти же задачи определяют необходимые и достаточные элементы игровой деятельности команды в нападении и в защите, уровень их развития и характер их взаимодействия между собой. В качестве этих элементов выступают игровые действия членов команды: в нападении, выполняемые с мячом (ведение, обводка, удар по мячу) и без мяча (открывание, отвлечение); в обороне, выполняемые с мячом (отбор мяча, перехват мяча) и без мяча (закрывание). Данные игровые действия осуществляются в единстве мысленного решения и моторной реализации. Их успешное выполнение предполагает, с одной стороны, владение «ситуационной техникой», т.е. способами решения двигательных задач с использованием определенного технического приема в вариативно изменяющихся условиях игровой ситуации [5], с другой - владение тактикой, обеспечивающей адекватность действий игровой ситуации и вытекающей из содержания задаче ее преобразования.

Существенным признаком футбола как командно-игрового вида спорта выступают совместно-взаимосвязанные действия членов команды. В процессе игровой деятельности игроки команды объединяются во временные группы (коалиции), чтобы во взаимодействии между собой решать задачи нападения и обороны.

Элементарным групповым игровым действием в нападении выступает передача мяча. В его осуществлении принимают участие несколько игроков, один из которых выполняет игровые действия с мячом (удар по мячу), другие – игровые действия без мяча (открывание, в совокупности – групповой маневр) и с мячом (прием или прием-передача мяча). Ведение и обводку можно также рассматривать как групповые игровые действия, если действия игроков без мяча носят отвлекающий характер и помогают тем самым партнеру, владеющему мячом, обыграть своего защитника и создать численное преимущество.

Групповые игровые действия в нападении являются структурными элементами игровой деятельности команды. С другой стороны, групповое игровое действие в нападении включает в качестве своих элементов индивидуальные игровые действия футболиста, владеющего мячом (ведение, обводка и удар), и его партнеров (открывание и прием мяча).

Потенциально в передаче мяча принимают участие несколько игроков, выполняющих открывание для приема мяча (групповой маневр). В реальной передаче принимают участие два игрока: игрок, выполнивший удар по мячу, и игрок, принявший мяч от партнера.

Мы предлагаем рассматривать групповые игровые действия в двух отношениях: со стороны их пространственно-временной структуры (техника) и со стороны их игровой целесообразности (тактика). Например, в групповом игровом действии «передача мяча» можно выделить две составляющие: технику и тактику.

Техника отражает как правильно должно осуществляться групповое действие. Технически правильно выполненная передача должна быть: 1) своевременной (по времени) – удар по мячу выполняется в момент, когда партнер готов к приему мяча, а открывание осуществляется в момент, когда партнер готов к передаче мяча; 2) точной (в пространстве) – мяч адресуется в ноги или в свободную зону; игрок открыт для приема мяча или перемещается в определенном направлении, открываясь для приема мяча; 3) оптимальной по скорости движения мяча и перемещения игрока; 4) скрытной (по информационной определенности) для соперника, чтобы соперник не мог предугадать направление движения мяча и игрока.

Тактика группового игрового действия проявляется в правильном определении его цели и способа ее достижения. В качестве цели группового игрового действия в нападении могут выступать контроль мяча, создание или реализация численного преимущества, в качестве способа – передача, ведение мяча с обводкой.

Групповое игровое действие может быть неуспешным, если: 1) допущены ошибки, касающиеся его техники: своевременности, точности, скорости и скрытности; 2) цель определена неправильно: достижение цели (например, создание численного преимущества) в данной игровой ситуации невозможно; 3) неправильно выбран способ достижения цели (к примеру, использование ведения мяча с обводкой вместо передачи мяча для создания численного преимущества).

В литературе в качестве целей игрового действия в нападении рассматривают: создание условий для завершения атаки, для взятия ворот соперника [6], сохранение мяча, выход на ударную позицию для выполнения удара по воротам [7]. Столь абстрактная формулировка целей не позволяет определить и оценить качество ее достижения по характеру результата. Нет однозначных критериев, по которым можно определить, привело ли определенное игровое действие с запланированному результату – улучшению игровой ситуации [8].

Мы полагаем, что целями игровых действий (индивидуальных и игровых) в нападении являются: 1) контроль мяча; 2) создание ситуации численного преимущества в зоне, где находится мяч; 3) поражение ворот соперничающей команды.

Задачей игровых действий является данная в условиях определенной игровой ситуации цель игрового действия, которая может быть достигнута посредством преобразования конкретных условий игровой деятельности. Другими словами, уточнение условий соревновательно-игровой деятельности (игровой ситуации) переводит цели этой деятельности в категорию задач.

Рассмотрим игровые действия, используемые в современном футболе, знанием правил выполнения которых должны владеть футболисты, прежде чем приступить к их практическому разучиванию.

Индивидуальные игровые действия в нападении подразделяются на действия без мяча и действия с мячом.

Действия без мяча направлены на открывание и отвлечение (создание свободной зоны для действий партнера, владеющего мячом или другого игрока, выполняющего открывание); создание численного преимущества в зоне, где находится партнер с мячом.

С учетом направления атаки «открывание» может выполняться вперед или назад, вправо или влево, перед защитником или за спиной у него. В зависимости от способа изменения направления открывания выделяются четыре варианты выхода игрока без мяча на свободное место: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Выход может выполняться с места или в ходе передвижения с использованием финтов.

Для выполнения открывания с места игрок должен занять игровую позицию, при которой возможно видение игровой ситуации и затруднено восприятие его позиции опекающим его защитником. Выполнив шаг в сторону, противоположную от направления выхода, нападающий идет на сближение с защитником и, внезапно изменив направление передвижения с применением скрестного шага, уходит от опекающего его защитника. Открывание во время передвижения выполняется посредством неожиданного изменения темпа бега или его направления. При осуществлении выхода рекомендуется соблюдать ряд правил: не располагаться на пути передачи мяча другому игроку; освобождению от соперника должно предшествовать сближение с ним; для приема мяча использовать дальнюю от опекающего защитника ногу; выполнять открывание в тот момент, когда игрок с мячом готов к выполнению передачи; открывание выполняется на высокой скорости, неожиданно для опекающего защитника с использованием финтов; не скапливаться в зоне мяча [7]. Если игрок, владеющий мячом, не может преодолеть сопротивление соперника, игрок без мяча перемещается в его зону, чтобы создать численное преимущество и обеспечить условия для преодоления сопротивления защитника. Сочетание открываний атакующих игроков с целью отвлечения защитников и создания численного преимущества рассматривается как групповое маневрирование.

Действия с мячом. Если партнеры закрыты соперниками, и от них не следует каких-либо предложений, то игрок, владеющий мячом, использует ведение по длине или ширине поля, создавая предпосылки как для открывания партнеров на свободное место, так и для своего выхода на ударную позицию. Ведение замедляет развитие атаки и используется в основном для контроля мяча. Обводка применяется для создания численного превосходства над соперником в зоне мяча. Большинство тактических задач, возникающих в ходе футбольного матча, решаются групповыми игровыми действиями c мячом с участием двух и более футболистов, объединяемыми в тактические комбинации. Современной тенденцией развития игровых видов спорта, в том числе и футбола, является переход от сложных многоходовых командных тактических комбинаций к взаимодействиям двух-трех игроков [9].

Все комбинации при игре в нападении осуществляются с помощью маневрирования и передач. Принято различать комбинации: при стандартных положениях и в ходе игрового эпизода. Последние бывают заранее подготовленными в процессе тренировок и импровизированными. По характеру действия тактические комбинации разделяются на подготовительные и атакующие. Подготовительными считаются комбинации, связанные с перемещением футболистов и контролем мяча, но не разрушающие оборону соперника. К атакующим относятся тактические комбинации, результатом которых выступает обыгрыш обороны соперника. К тактическим комбинациям с участием двух игроков относятся такие комбинации, как «игра в одно-два касания», «стенка», «скрещивание». К взаимодействиям трех партнеров относятся комбинации «игра в одно-два касания», «смена мест», «пропускание мяча».

Заключение. Нами уточнено понимание сущности и содержания игровой деятельности команды как согласованной психической и физической активности ее членов, направленной на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил. При этом игровая деятельность противоположной команды выступает как активная внешняя среда, препятствующая достижению этой цели. Приведена характеристика групповых игровых действий как структурных элементов содержания игровой деятельности в нападении и в защите. Групповые игровые действия характеризуются со стороны их пространственно-временной структуры - техники (своевременности, точности, скорости и скрытности выполнения) и со стороны их игровой целесообразности – тактики (определения цели и способа ее достижения). Уточнены цели групповых игровых действий в нападении: 1) контроль мяча; 2) создание ситуации численного преимущества в зоне мяча; 3) поражение ворот соперничающей команды. Задача групповых игровых действий рассматривается как заданная в конкретной игровой ситуации цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием условий игровой ситуации. Групповые игровые действия объединяются в тактические комбинации.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Плешаков А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДЫ В ФУТБОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27525 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074