Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ахмадуллина Г.Х. 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»
Статья посвящена рассмотрению управления эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях. В статье затронута актуальная тема, поскольку ввиду быстро развивающихся технологий и непрерывного внедрения инноваций актуализация приобретённых ранее навыков и умений играет важную роль, особенно в области медицинского образования. Динамичная смена форм и методов исследования, существенное сокращение сроков внедрения в практику новейших научных открытий и технических изобретений значительно обострили проблему морального старения знаний, приобретенных выпускниками всех учебных заведений, а, следовательно, и человеческого капитала. Кадровые ресурсы являются ключевым фактором организации и преобразования системы здравоохранения. Именно кадры в конечном итоге обеспечивают действенность и эффективность всей отрасли здравоохранения. В качестве методов исследования был задействован аналитический метод. Автор констатирует, что в сложившихся обстоятельствах, при которых приоритетным социальным классом являются работники интеллектуального труда, в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов растёт значимость вузов, обладающих высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и требуемой для осуществления образовательной деятельности материально-технической и информационной базой. Таким образом, перспективное развитие современной медицины в принципе невозможно без непрерывного медицинского образования, динамично охватывающего не только большинство научных дисциплин, но и многогранный спектр инновационных технологий.
непрерывное образование
медицина
инновации
профессиональное образование
1. Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2007. - № 299. - С. 144-149.
2. Вахитов Ш.М. О необходимости и возможностях развития общественного здравоохранения // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 1. - С. 3-7.
3. Ревская И.А. Технологизация управления профессиональным развитием кадров медицинских организаций // Исследования и практика в медицине. – 2016. - № 3. – С. 79-83.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения 15.01.2018).
5. Ухватова И.В. О развитии кадрового потенциала расширяющихся медицинских учреждений // Заместитель главного врача. - 2014. - № 10. - С. 48-51.
6. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://health.bashkortostan.ru/about/education (дата обращения 15.01.2018).
7. Официальный сайт ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.medupk.ru (дата обращения 15.01.2018).
8. Отчет о результатах самообследования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» (по состоянию на 01.04.2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.medupk.ru/npages/ob_ucrjd/otchet_2016.pdf (дата обращения 15.01.2018).
9. Официальный сайт Башкирского государственного медицинского университета [Электронный ресурс]. - URL: http://bashgmu.ru (дата обращения 15.01.2018).

В процессе формирования человеческого капитала в секторе здравоохранения, ключевую роль отводят институту образования. Одновременно с этим надлежит уделять внимание тому факту, что человеческому капиталу присущ моральный износ. Активная смена конфигураций и способов исследования, значительное сокращение периодов внедрения в практику инновационных открытий и технических изобретений существенно усилили проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех учебных заведений, и, как следствие, человеческого капитала [1, c. 144].

Кадровые ресурсы являются ключевым фактором организации и преобразования системы здравоохранения. Именно кадры в конечном итоге обеспечивают действенность и результативность всей сферы здравоохранения.

Анализ отечественной литературы показал, что аспекты развития кадрового потенциала системы здравоохранения представлены в трудах И.В. Ухватова, Ш.М. Вахитова и некоторых других учёных. Однако автором статьи выявлено отсутствие достаточного количества работ, посвящённых вопросам управления эффективностью обучения медицинских работников. Именно это послужило основанием для постановки цели написания статьи – рассмотрение основ управления эффективностью обучения медицинских работников, базирующегося на непрерывном образовании.

Материалы и методы исследования

Силлогизм исследования заключается в выявлении критериев управления эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях. В связи с этим, с целью более подробного изучения данного аспекта, в качестве методов исследования автор прибегнул к аналитическому методу.

Результаты и обсуждение

Изначально следует отметить, детерминировать дефиницию «непрерывное медицинское образование» (далее – НМО) - образовательный процесс, посредством которого сотрудники здравоохранения постоянно (ежедневно) совершенствуют свои знания и практические навыки, начинающийся сразу по итогу завершения обязательной последипломной подготовки.

Базовая цель НМО заключается в повышении качества медицинской помощи и безопасности пациента путём реализации дополнительных профессиональных программ, устремлённых на удовлетворение информационных и профессиональных потребностей специалиста, его квалификации к существующим условиям профессиональной деятельности и социальной среде [2, с. 3].

В настоящее время программы повышения квалификации, с одной стороны, требуют актуализации в части обновления информации, реализации модульного принципа обучения, практической направленности, использования дистанционных и телекоммуникационных образовательных технологий.

С другой стороны, врачи отмечают низкую доступность электронных библиотек, программ содействия принятия клинических решений, передовых, сформированных на доказательной медицине, клинических рекомендаций и стандартов, проблемно-ориентированных консультаций.

Необходимость повышения качественного уровня специалистов здравоохранения привела к появлению новой парадигмы медицинского образования, как базового, так и последипломного и дополнительного [3, с. 79].

Новая модель медицинского образования во многом определяется двумя составляющими: аккредитацией специалиста и внедрением непрерывного медицинского образования. Причем аккредитация специалиста становится необходимой в процедуре допуска к профессиональной деятельности, а непрерывное медицинское образование – условием для прохождения специалистом процедуры аккредитации.

Переходный период для внедрения новой модели образования начинается в январе 2016 года и заканчивается в декабре 2025 года.

Повышение квалификации специалистов, сдавших сертификационный экзамен или прошедших аккредитацию после 1 января 2016 года, осуществляется в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования [4].

Кроме того, реализация НМО напрямую взаимосвязана с внедрением передовых технологий в медицине, требующих обновления: учебных материалов; клинических рекомендаций; национальных руководств; профессиональных стандартов и программ дополнительного профессионального образования.

Существующей ситуации в здравоохранении свойственны следующие особенности (рис. 1).

Рис. 1. Особенности здравоохранения

По этой причине нарастает потребность непрерывного образования врачей, сопутствуемая следующими причинами:

1) продолжение медицинского образования после получения профильного образования лишь 1 раз в 5 лет, однако только 85% врачей проходят обучение в регламентированные сроки;

2) отсутствие достаточной доступности для врачей передовых, сформированных на доказательной медицине клинических рекомендаций, интерактивных библиотек и систем содействия принятия клинических решений.

Руководствуясь вышесказанным, автор полагает, что система НМО должна быть воплощена институционально следующем образом:

- система образовательных учреждений;

- организации, выполняющие подготовку и переподготовку кадров.

Образовательные учреждения осуществляют профессиональную подготовку на базе колледжей, вузов; организации – путём курсов в межотраслевых центрах подготовки кадров и т.д. [5, c. 48].

В развитых странах при заданном уровне материально-технического и финансового обеспечения здравоохранения только благодаря организационно-управленческим мероприятиям по повышению квалификации медицинских кадров и управлению качеством медицинской помощи возможно:

- улучшить результаты медицинской помощи на 10-15%;

- сократить непроизводительные издержки на оказание медицинской помощи на 15-20%.

Автор предлагает следующую функциональную схему НМО (рис. 2), которая характеризуется:

- базовым профессиональным образованием;

- дополнительным профессиональным образованием;

- системой взаимосвязанных элементов.

Рис. 2. Схема НМО

НМО включает в себя:

- вырабатывание персонального плана обучения по надлежащей специальности (далее - индивидуальный план);

- последующее его непрерывное изучение на протяжении 5 лет, по завершении которого специалиста допускают к процедуре повторной аккредитации.

На официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Башкортостан размещена информация о том, что на территории Республики Башкортостан реализуют свою деятельность 8 медицинских колледжей, 1 университет и 1 центр повышения квалификации [6].

В частности, на сайте ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» представлена информация об осуществлении данной организацией дополнительного профессионального образования по 35 специальностям и 115 должностям работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а именно [7]:

- повышение квалификации;

- стажировка;

- профессиональная переподготовка;

- краткосрочное тематическое усовершенствование.

Обучение осуществляется по очной, очно-заочной, выездной, индивидуальной формам.

В 2016 году повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и иных лиц, работающих в здравоохранении, прошли 12701 человек, в т.ч. по бюджету – 8430 человек, на платной основе – 4271 человек.

С целью приведения в соответствие последипломного образования с потребностями рынка медицинских услуг в городах и районах осуществлялись выездные циклы. В частности, за 2016 год проведено 25 выездных циклов, с общим количеством обученных - 659 человек. По заявкам физических лиц и организаций проводилась подготовка специалистов среднего звена по индивидуальному учебному плану - 261 человек.

За 2016 год суммарное количество медицинских специалистов, прошедших обучение на портале дистанционного обучения в офлайн-режиме (полностью дистанционное обучение), составило 1139 чел. Проведено 15 выездных циклов с элементами дистанционного обучения в онлайн-режиме, на которых пошли обучение 431 человек. Реализовано 13 циклов повышения квалификации с использованием отчасти дистанционного обучения (лекции в режиме онлайн и проведение практических занятий на базе Центра), на которых прошли обучение 384 специалиста [8].

На официальном сайте Башкирского государственного медицинского университета размещена информация о том, что на базе ФГБОУ ВО «БГМУ ИДПО» в 2016 году повышение квалификации прошли 7240 человек, из них по бюджету 4530, на коммерческой основе 2710. Выездных и дистанционных циклов было организовано 21 и проучено на них 501 обучающийся. За 9 месяцев 2017 года эта цифра составила уже 7629 человек, на бюджете 4590, на платной основе 4590, и в том числе по непрерывному медицинскому образованию (НМО) - 2672. И прирост внебюджетных обучающихся, скорее всего, можно объяснить тем, что система НМО новая, специалисты и руководители учреждений вовремя не сориентировались в возможностях обучения через ФОМС (по стандартной процедуре подачи заявок на обучение) и первым слушателям, зарегистрированным на портале НМО, приходилось для набора зачетных единиц проходить 36-часовые циклы платно [9].

Следовательно, непрестанное медицинское образование воплощено в институционально обеспеченной системе учебной деятельности, приспосабливающейся к трансформирующимся социально-экономическим условиям и направленной на улучшение знаний, навыков и умений работника здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности, основным фактором которой выступает личная мотивация и различные образовательные ресурсы.

Основываясь на данных убеждениях, автор полагает, что ключевое направление в управлении эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях должно основываться на базовых принципах исполнения концепции непрерывного медицинского образования, состоящих в следующем:

1. Увеличение числа организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

2. Расширение и конкретизирование регламентированных законом видов дополнительных образовательных программ, что сопряжено с конъюнктурными преобразованиями на рынке образовательных услуг и необходимостью в непрерывной актуализации образовательных программ и услуг в целом.

3. Многоаспектное преобразование повседневной жизни россиян, сопровождаемое изменениями в кадровой политике на рынке труда, активизация резидентов рынка образовательных услуг, развитие экономики России по инновационному пути т.д.

4. Ранжирование ответственности среди участников процесса. Во время формирования спроса на образовательные услуги со стороны социума поставщиком устанавливается их масштаб, качество и стоимость. Государство, в свою очередь, выступая равноправным участником рынка, реализует контроль и отчасти регламентирует процессы в образовательной системе.

5. Непрерывное профессиональное образование в области здравоохранения надлежит рассматривать как систему, являющуюся составной частью общей совокупности с экономикой и рынком труда, в которой должна происходить реверсивная связь: образовательное учреждение – организация, что позволит создавать инновационно-актуальные образовательные программы, соответствующие условиям рынка труда, требованиям социума, международным стандартам.

Выводы

Апробируя изложенное, подчеркнем, что в сложившихся обстоятельствах, при которых приоритетным социальным классом становятся работники интеллектуального труда, в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов растёт значимость вузов, обладающих высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и требуемой для осуществления образовательной деятельности материально-технической и информационной базой. Таким образом, перспективное развитие современной медицины в принципе невозможно без непрерывного медицинского образования, динамично охватывающего не только большинство научных дисциплин, но и многогранный спектр инновационных технологий.


Библиографическая ссылка

Ахмадуллина Г.Х. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27418 (дата обращения: 23.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074