Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Савва Л.И. 1 Полушкин Д.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье рассматриваются особенности педагогического проектирования элективных курсов для обучающихся старших классов школы. Дается характеристика возрастных особенностей обучающихся данной группы. Предлагается применять системно-деятельностный подход, активные виды учебной деятельности, привитие интереса к научно-исследовательской деятельности для стимулирования школьников. Определяются необходимые качества, навыки и способности обучающихся, которые в первую очередь требуют развития: высокая активность, самореализация, теоретическое, абстрактное и логическое мышление. Важным условием успешного обучения в старших классах являются уровневая и профильная специализация с применением достаточного количества элективных курсов. Основное назначение элективных курсов – удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов старшеклассников. Электив – это главное средство построения индивидуальных образовательных программ для обучающихся старшей школы. Реализация образовательных программ на элективных курсах должна строиться на основе принципов системно-деятельностного подхода. Авторы обосновывают, что на сегодня в процессе освоения дополнительных образовательных программ в школе развиваются лишь предметные компетенции, но нет достаточной ориентации обучающихся на выбор профиля обучения в ВУЗе. Решением данной проблемы могут стать элективные межпредметные ориентационные курсы, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся и формирующие у учащихся навыки системного мышления и саморазвития.
старшая школа
электив
элективный курс
обучающийся
системно-деятельностный подход
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013 – 712 с.
2. Иллиева Г.Б. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Г.Б. Иллиева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – №12-2 (119). – С. 49-50.
3. Мирзоев С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов /С.С. Мирзоев // Наука и школа. – 2011. – С. 99-104.
4. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. /В.И. Андреев. – Казань, 2012. – 600 с.
5. Супрун Н.Г. Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе / Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова, О.С. Маметьева // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2017. – Т. 1 № 1. – С.55-60.
6. Орехова Т.Ф. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения / Т.Ф. Орехова, Т.В. Кружилина // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2017. – Т. 1, № 1. – С.37-44.
7. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбоков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Инд. центр «Академия», 2007. – 496 с.
8. Носков М.В. О дидактическом базисе современной высшей школы и математической подготовке компетентного инженера / М.В. Носков, В.А. Шершнева // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 40.
9. Рабина Е.И. Моделирование развития умений самоорганизации времени у студентов вуза / Е.И. Рабина // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 183-187.

Знания обучающихся на уровне среднего общего образования в школах формируются под воздействием их личных психофизических качеств, мотивов, форм, методов и средств обучения, применяемых как в учебной, так и вне учебной деятельности. Поэтому при разработке элективных курсов для данной категории детей исключительно важным становится, прежде всего, учёт их возрастных особенностей.

Старшеклассники школ характеризуются высокой умственной активностью, стремительным повышением эффективности мыслительной деятельности в целом, развитием навыков теоретического, абстрактного и логического мышления [1].

Наряду с этим всё большее значение для обучающегося начинает играть стремление к самореализации [2]. В этом возрасте стимулировать развитие познавательных интересов необходимо как через содержание знаний, так и через организацию самого процесса учения [3].

По мнению Дж. Брунера [4], обучающемуся необходимо предоставить возможность ускорять своё развитие, тогда обучение для него станет главной основой его интеллектуального развития. Поэтому важно применять двухуровневый подход к формированию умственного развития – зона актуального развития (знания и умения, уже существующие на данный момент) и зона ближайшего развития (направление умственного развития в ближайшем будущем). Важно отметить, что творчество и самостоятельность стимулируют формирование положительной динамики интеллектуального развития обучающегося.

Для реализации изложенных выше доводов в процессе обучения на уровне среднего общего образования, по нашему мнению, необходимо:

  • реализовать в обучение принципы системно-деятельностного подхода;
  • вовлекать обучающихся в интерактивные формы обучения;
  • использовать возможности применения элективных, факультативных и специализированных курсов во внеурочной деятельности;
  • приобщать обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Важную роль в формировании познавательных компетенций играет эффект новизны, поэтому доминирующим и мотивирующим фактором развития может стать показ обучающимся передовых достижений в области науки и техники, предоставление возможности практического применения изученного материала.

Наличие познавательного интереса к какой-либо области жизнедеятельности является сильнейшим стимулом для получения знаний о ней, поэтому ведущим фактором мотивации обучающихся на получение знаний является наличие у них познавательного интереса к конкретной области познания [5].

Обучение на уровне среднего общего образования отлично как по своему характеру, так и по содержанию от обучения на уровне начального и основного общего образования. От старшеклассников требуется более высокой активности и самоорганизации, кроме того, в ней вводятся новые предметы и дисциплины, повышается сложность преподаваемого материала. Поэтому для успешного усвоения образовательной программы обучающимся необходимо, с одной стороны, развивать теоретическое, абстрактное, логическое мышление, а с другой – сформировать устойчивые и осознаваемые связи между предметами, формируя системное мышление, а также навыки самостоятельного получения знаний. Хотя к обучающимся в старшей школе выдвигаются повышенные требования к самостоятельному мышлению, однако сами школьники часто являются пассивными слушателями и считают, что их основная задача – это понимание того, что есть в учебнике, и того, что объясняет учитель [6].

Трудности обучающихся среднего общего образования вытекают, прежде всего, из неумения пользоваться обобщающими понятиями для познания окружающего мира. Это происходит из-за того, что понятия и выводы, содержащиеся в учебниках и преподаваемые на уроках, формируются в головах обучающихся не путем исследований фактов, явлений и сопоставления событий, а в основном заучиваются. Поэтому здесь особенно важной должна стать деятельность по формированию у обучающихся системного мышления. Таким образом, анализ особенностей возрастной психологии обучающихся старшей школы приводит к выводу о том, что в период обучения в старших классах необходимо формирование системного мышления у школьников. При этом такое мышление способствует повышению познавательного интереса, что, в свою очередь, приводит к росту мотивации в области получения знаний у старшеклассников.

Важным постулатом организации обучения на уровне среднего общего образования в школе является вариативность и её разновидность в виде профильного обучения. Вариативность рассматривается сегодня, прежде всего, основным направлением по реализации гуманитаризации как содержания, так и процесса обучения. В чем может проявляться вариативность? Почему вариативность, по мнению ученых, рассматриваются как тенденции инноваций?

Прежде всего, вариативность может быть выражена в разных вариантах: в способах получения самого образования, типах и видах образовательных организаций, в использовании учителем разнообразных форм, применяемых средств, выбираемых методов. В аспекте же рассматриваемого нами предмета исследования вариативность  выражается в  возможности применения разновидностей разнообразных учебных курсов обучения для старшеклассников. Ими могут быть обязательные курсы, которые традиционно применяются в обучении в старших классах, а также  факультативные и элективные курсы. Именно эти курсы и обеспечивают каждому ученику реальное право  и возможность своего индивидуального развития и выбора [7].

Отсюда следует, что осуществить вариативность возможно в выборе разнообразных учебно-воспитательных задач, выборе педагогических методов (исследовательских, интерактивных, проблемных и др.), применении разных педагогических современных технологий (развивающих или игровых технологий, гуманно-личностных технологий и технологий проблемного обучения,  групповых или информационных технологий, технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса, таких как педагогики сотрудничества, гуманно-личностной технологий и др.) и реализации разнообразных педагогических условий.

Что касается профильного обучения, оно  рассматривается учеными как один из вариантов осуществления идеи вариативности в приближении её к гуманитарным интересам самого обучающегося, в частности, применительно к старшекласснику.

Уточним, какие основные цели должны быть реализованы в профильном обучении. Это: обеспечить более углубленно изучение отдельных предметов  по программам полного общего образования; создать условия для дифференциации содержания обучения учащихся старших классов  с построением индивидуальных образовательных программ; способствовать доступу  разным  категориям учащихся с учетом его индивидуальных  способностей и потребностей; подготовить старшеклассников к получению профессионального образования, расширив возможности социализации и преемственности образовательных организаций на его разных уровнях [7].

Однако сложившаяся сегодня система обучения предоставляет в основном  следующие формы обеспечения специализации: факультативы и спецкурсы, которые сами по себе, к сожалению, не способны в полной мере организовать профильность образования [6].

Так как будущему выпускнику школы требуется сделать трудный выбор области знаний и компетенций, необходимых для его будущей профессии, то практически у всех старшеклассников есть проблема с профессиональным самоопределением. Поэтому школе как образовательной организации требуется предоставить достаточное количество таких курсов, так как именно они в большей мере формируют образовательные компетенции обучающихся. Они же по форме организации образовательного процесса могут проводиться в виде факультативов, спецкурсов, элективов.

По нашему мнению, наиболее подходящим способом реализации дополнительных образовательных программ со старшеклассниками школ является проектирование элективных курсов. Электив (элективный курс) – electus – с лат. «избранный», «отобранный» означает обязательные для посещения старшеклассников курсы по выбору самого обучающегося, которые реализуют две функции: изучение учениками основных профильных предметов и обеспечение внутрипрофильной специализации обучения, позволяющей старшекласснику выстроить индивидуальные образовательные траектории [7].

Итак, важно, что в элективных курсах обучающиеся могут выбирать направленность самого курса, по которым они будут заниматься, а с другой стороны, элективы обязательны для изучения и  посещения каждым учащимся.

Основное назначение элективных курсов в том, что они призваны более полно удовлетворять индивидуальные познавательные потребности и интересы старшеклассников, стать одним из главных средств построения индивидуальных образовательных программ школьников. В этом смысле элективы во многом восполняют «пробелы», ограниченные возможности базовых и профильных курсов. Они направлены на формирование компетенций, умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач, получение дополнительных знаний, на приобретение образовательных результатов, востребованных в профессиональном образовании и на рынке труда.

В качестве подведения итогов выше обозначенного, можно сформулировать главную цель элективных курсов так: с одной стороны – это поддержка профильных предметов, а с другой – профессиональное самоопределение выпускников образовательных организаций.

Ученые и практики выделяют следующие виды элективов:

- предметные элективные курсы – расширение и углубление знаний обучающихся по конкретному общеобразовательному школьному предмету;

- межпредметные элективные курсы – выходят за пределы конкретного предмета, погружают обучающихся в системные проблемы и задачи, решение которых требует использования знаний из нескольких предметов;

- ориентационные элективные курсы – способствуют самоопределению обучающихся относительно будущей профессиональной принадлежности.

Обучающимся среднего общего образования, согласно проведенному анализу учебных планов общеобразовательных организаций, в подавляющем большинстве предлагают предметные элективы. При этом согласно статистическим исследованиям от тридцати до пятидесяти процентов выпускников школ не делают однозначного выбора в отношении профиля того вуза, в который они собираются поступать. Обучающиеся называют следующие проблемы профессионального самоопределения:

  • затруднение выбора из нескольких вариантов – 50 %;
  • плохое знание своих возможностей – 33 %;
  • плохое знание мира профессий – 22 %;
  • незнание способов выбора профессии – 22 %.

При этом выпускники довольно часто выбирают отличный профиль от школьного при продолжении обучения в ВУЗе. Поэтому чисто предметные и межпредметные элективы являются несостоятельными в вопросе самоопределения выпускников на выбор сферы профессиональной деятельности, так как «...результатом обучения должны быть не только знания, умения и навыки, но и первичный опыт их примене­ния, в том числе в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность» [8].

Современный Государственный Образовательный стандарт требует того, чтобы в школе формировались не только предметные компетенции, но и навыки и умения применять сформированные компетенции. Важным провозглашается навык стремления к самообразованию на протяжении всей жизни, таким образом, школа должна создавать условия не только для развития личности, но и для её саморазвития, то есть у обучающихся должна сформироваться сознательная деятельность, цель которой более полная реализация себя как личности, что предполагает наличие у школьников ясно осознанных целей, идеалов и личностных установок. Саморазвитие способствует реализации заложенного потенциала в каждом обучающемся.

Итак, в современных условиях именно саморазвития личности должно быть основано на принципах системно-деятельностного подхода. При этом наблюдается уникальное педагогическое воздействие на обучающегося, не достижимое при раздельном использовании каждого из них.

Главными принципами системного подхода являются:

  1. Принцип целостности – свойства системы не формируются совокупностью свойств элементов её составляющих, это же правило действует и в обратном порядке, то есть по известным свойствам отдельных элементов невозможно определить свойства конечной системы;
  2. Принцип структурности – система обязательно состоит из элементов, которые могут объединятся в подсистемы по различным основаниям;
  3. Принцип иерархичности – каждый элемент системы имеет свою значимость, элементы системы соподчинены друг другу;
  4. Принцип множественности описания – разделение подходов и способов, описывающих отдельные элементы системы и саму систему в целом [9].

Исследователь самостоятельно определяет цели и задачи изучения системы и может отказаться от описания одних свойств в целях более глубокого обследования других. Современная реальность обязывает человека овладевать знаниями в области методики и средств системного анализа и представляет данное направление как некий универсум в области познания мироздания. Формирование такого научного мышления в общеобразовательной школе не может проходить в рамках конкретного предмета, но должно развиваться в ходе обобщения и систематизации, а также выявления закономерностей в приёмах, методах и способах из разных дисциплин, что может реализовываться в рамках дополнительных образовательных программ. При этом обучающийся, овладевая навыками постановки правильной цели, отделения важного от второстепенного, части от целого должен незаметно и постепенно для себя освоить основы системного анализа.

Основное положение деятельностного подхода – в процессе образования личности ведущая роль принадлежит деятельности. Действие в терминологии данного подхода – это процесс, подчинённый общей сознательной цели, при этом действия связаны между собой определенными отношениями и по сути образуют систему, целью которой является желаемый достижимый результат. При этом учителю необходимо помнить о реализации основных принципов данного подхода: субъектности, сознательности, детерминированности, предметности, целенаправленности, структурности, творческого преобразования, социальной обусловленности [9].

Для того чтобы овладеть знанием, согласно деятельностному подходу необходимо осуществить действия, соразмерные ему. Развитие умственных способностей обусловлено процессом осваивания опыта предыдущих поколений в изучаемой области знаний. По сути обучение представляет собой передачу накопленного опыта через внешние действия, таким образом можно упрощенно сформулировать следующую образовательную последовательность: процесс внешней деятельности трансформируется в процесс внутренней деятельности, протекающей в сознании, то есть активная деятельность в общественно полезной области знаний определяет умственное развитие.

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся согласно деятельностному подходу должно строиться по следующему плану:

  1. Знакомство с целью действия и формирование мотивации.
  2. Планирование действия, разработка ориентиров.
  3. Совершение действия.
  4. Повествование о действии и его результатах в письменной или устной форме.
  5. Внутреннее осознание и коррекция проведенного действия.

Движущим фактором в деятельностном подходе выступают мотивы, ведь для развитого системного мышления требуется осознанное овладевание знаниями, которое невозможно без мотивации. Это в свою очередь обуславливает необходимость объяснения обучающимся важности изучения той или иной темы, это приводит к очень весомому образовательному эффекту, когда знания формируются у школьников без предварительного, изнурительного и непродуктивного заучивания.

Методика обучения с использованием системно-деятельностного педагогического подхода способствует эффективному и целенаправленному развитию системного мышления обучающихся через универсальные учебные действия.

При обучении как на предметных элективных курсах, так и на межпредметных в процессе общего образования у школьников развиваются, как правило, лишь предметные компетенции. Однако не эта цель является главной для таких курсов. Ко всему прочему, эти элективы недостаточно способствуют формированию навыков саморазвития и профессиональной ориентации у обучающихся, так как построение занятий на них в основном ориентировано только на академическую деятельность учащихся.

Предлагаемые элективы в недостаточной степени ориентируют старшеклассников на выбор профиля обучения в ВУЗе.  Частыми трудностями саморазвития у обучающихся старшей школы являются: слабая мотивация; неверная самооценка, приводящая к неуверенности в себе или чрезмерной самоуверенности; проблемы в постановке жизненных ориентиров и задач.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что реализуемые сегодня элективы в старшей школе являются недостаточно эффективными для саморазвития обучающихся и не достигают такой важной цели профильного обучения как профессиональное самоопределение старшеклассников.

Для решения обозначенной проблемы актуальными на уровне среднего общего образования должны стать элективные межпредметные ориентационные курсы на основе системно-деятельностного педагогического подхода, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, формирующие у них навыки системного мышления и саморазвития. Целью таких элективных курсов будет дополнение содержания профильного или базового курса подготовки обучающихся, помощь старшеклассникам в соотнесении своих знаний, навыков и умений с требованиями, предъявляемыми профессией или профилем обучения.


Библиографическая ссылка

Савва Л.И., Полушкин Д.П. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27358 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074