Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧЕБНЫХ И СЕСТРИНСКИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Каспрук Л.И. 1 Снасапова Д.М. 1 Жакупова Г.Т. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
В настоящее время в отрасли здравоохранения необходимы адекватные изменения управления медицинскими кадрами. Качество подготовки врача и сестринского медицинского персонала является объектом самого пристального внимания в кадровой политике. Будущее здравоохранения в значительной степени зависит от специалистов, которые в ближайшее время появятся на «рынке труда». Кадровая политика в отрасли (здравоохранении) зависит от особенностей социально-экономических отношений, от характера заболеваемости населения, технологического развития и др. Проведение исследования по изучению особенностей, тенденции специализации врачей, научному обоснованию модели профессиональной ориентации медицинских кадров актуально в формате формирования адекватной управленческой стратегии. Модели профессиональной ориентации предусматривают усиление роли государства в управлении кадровыми ресурсами отрасли. При этом целесообразно подготовленных за государственный счет специалистов ориентировать на выполнение социального заказа в течение срока, соответствующего затратам на его обучение. Рыночная модель в значительной степени позволяет выбор специальности и трудового маршрута. Приведение в соответствие аспектов профессиональной ориентации с потребностями практического здравоохранения, решением вопросов оказания первичной медико-санитарной помощи населению, организацией общей врачебной практики сохраняет актуальность.
профессиональная ориентация
врач
сестринский медицинский персонал
здравоохранение
оренбургская область.
1. Буш Е. Кадровый вопрос: премудрости от безысходности // Медицинская газета. – 2003. - № 44. – С. 7.
2. Каспрук Л.И. Состояние и перспективы развития кадрового рынка при оказании первичной медико-санитарной помощи населению в Оренбургской области // Земский врач. – 2015. - № 4. - С. 60-62.
3. Преображенская В.С., Зарубина А.В. Основные тенденции кадрового обеспечения в системе регионального здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2002. - № 2. – С. 30-32.
4. Сибурина Т.А., Стешенко Г.В., Барскова Г.Н. Социальные проблемы и стабильность медицинских кадров // Проблемы территориального здравоохранения: сборник научных трудов ЦНИИОИЗ МЗ РФ. – 2002. – Вып. 2. - С. 54-58.
5. Вуоринен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник ТвГУ. - 2013. - Вып. 3. - С. 24-33.
6. Клименко И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 143-151.
7. Паскарь В.С. Современные формы профориентационной работы в вузах // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2017. – Т. 27. – С. 64–68.
8. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
9. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: монография. - М.: Логос, 2014. - 196 с.
10. Шкиндер Н.Л., Бородулина Т.В., Носкова М.В., Корякина О.В. Роль профориентационной работы в развитии профессиональной карьеры выпускников медицинских вузов // Медицинское образование и вузовская наука. – 2015. - № 1 (7). - С. 64-67.
11. Фельдштейн Д.И. Нужна новая концепция образования // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 12. - С. 8.

Основной вопрос в развитии медицинских кадров – определение нуждаемости населения и отрасли здравоохранения в специалистах с медицинским образованием. Несомненно, в современный период времени необходимы адекватные изменения управления медицинскими кадрами. Качество подготовки врача и сестринского медицинского персонала является объектом самого пристального внимания в кадровой политике. Будущее здравоохранения в значительной степени зависит от специалистов, которые в ближайшее время появятся на «рынке труда». Вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы профессиональной ориентации врачебных и сестринских медицинских кадров [1; 2].

Кадровая политика в отрасли (здравоохранении) зависит от особенностей социально-экономических отношений, от характера заболеваемости населения, технологического развития и др. При этом основной целью кадровой политики в отрасли является удовлетворение потребности в специалистах соответствующей квалификации, а также соответствующего профиля [3].

Проведение исследования по изучению особенностей, тенденции специализации врачей, научному обоснованию модели профессиональной ориентации медицинских кадров актуально в формате формирования адекватной управленческой стратегии [4].

Цель исследования. Изучить особенности, тенденции специализации будущих врачей, научно обосновать модель профессиональной ориентации медицинских кадров на примере Оренбургской области.

Материалы и методы: контент-анализ, систематизация, социологический (анкетный) опрос. Объектом исследования являются медицинские кадры Оренбургской области. Единица наблюдения – специалист с высшим и средним медицинским образованием. Объем выборки составил 175 единиц.

Полученные результаты и обсуждение. В Оренбургской области ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная. Позитивные изменения наблюдаются по многим направлениям. Численность зарегистрированных безработных снизилась на 1,2 тысячи человек – до 12,8 тысячи человек. Безработными считаются 1,3% экономически активных оренбуржцев, что ниже прошлогоднего (2016 г.) показателя на 0,1%.

В службу занятости в 2017 году поступило 85 тысяч вакансий, что на 1,2 тысячи больше, чем в 2016 году. В ближайшую пятилетку на 6 тысяч человек увеличится потребность в профессиональных работниках. На рынке будут востребованы инженеры, программисты, операторы станков, строители, электросварщики и токари, а также медицинские работники.

Одним из ключевых остается вопрос подготовки специалистов (в том числе для здравоохранения) в сельскохозяйственном секторе: 40% населения Оренбургской области проживает в сельских территориях.

Несомненно, аспекты оптимизации кадровой политики сохраняют свою актуальность. Это проблема несоответствия численности и структуры кадров объемам деятельности, аспект дисбаланса в структуре – врачи и сестринский персонал, кадры в городе и в сельской местности. Это - отсутствие научно обоснованных методов планирования численности медицинских кадров, диспропорции подготовки и потребностей в практическом здравоохранении. К важным вопросам относятся недостаточная социальная защищенность, усиление оттока молодых специалистов.

Оренбургская область относится к территориям с низкой плотностью расселения (17,3 человека на 1 кв. км, в восточных зонах области 3-7 человек на 1 кв. км). Из общей численности 42,5% - жители сельской местности, поэтому одним из приоритетных направлений в Оренбургской области является развитие сельского здравоохранения. В сельской местности в 2008 г. обеспеченность врачами составила 23,0 на 10 тыс. населения, что выше, чем в 2007 г. (22,8 на 10 тыс. населения). В амбулаторно-поликлинических учреждениях первоврачебная помощь населению осуществляется участковым терапевтом и участковым педиатром. Соотношение «врач : сестринский персонал» в участковой терапевтической службе оставляет «1:1,4»; педиатрической – «1:1,3», что не позволяет считать вышеозначенных участковых специалистов врачами общей практики (ВОП) по объему выполняемой ими работы, а также в связи с отсутствием бригады работников СМЗ, обеспечивающих выполнение практики ВОП. Особую значимость внедрение института ВОП имеет для сельского здравоохранения. В СУБ и СВА во главе команды стоит ВОП, а сестринский персонал, включая фельдшеров ФАП, может входить в состав команды как помощники ВОП. Это помогает ВОП обеспечить сельское население медицинской помощью в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минздрава России и Положением об организации деятельности врача общей практики (ВОП) [5-7].

В медицинской помощи сельскому населению большой объем составляет первая доврачебная помощь, оказываемая фельдшерами и акушерками сельских участковых больниц и фельдшерско–акушерских пунктов (ФАП).

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья [8].

ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах. Рекомендуемая численность обслуживаемого ФАПом населения от 300 до 700 человек, включая детское население. При наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения в регионе (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого ФАПом населения.

В ходе планирования подготовки медицинских кадров для отрасли необходимо четко определять, сколько необходимо ресурсов, каких. «Рынок труда» медицинских кадров эти вопросы отрегулировать не может. Необходимо планирование, прогнозирование и мониторинг подготовки специалистов [9].

Несомненно, нацеленность медицинских кадров на определенный вид деятельности (профессиональная ориентация) проводится в соответствии с потребностями отрасли в специалистах соответственного профиля, квалификации. Важнейший аспект - обеспечение медицинской помощью всего населения, во всех районах проживания, в том числе и сельских, определение оптимального соотношения общеврачебной и специализированной медицинской помощи [10].

Студенты, принявшие участие в исследовании (всего 175 чел.), обучаются в Оренбургском медицинском университете (125 чел.) и Оренбургском медицинском колледже – филиале Самарского государственного медицинского университета железнодорожного транспорта (50 чел.). Выборка представлена преимущественно лицами женского пола (62% и 85% соответственно), что является типичным для оренбургской медицины. Студенты обучаются на бюджетной (63% в медицинском университете, 45% - в медицинском колледже) и коммерческой (37% и 55% соответственно) основе.

Среди анкетируемых выбрали профессию целенаправленно 25%, т.к. выбор они осуществляли, следуя семейной традиции. Под влиянием профориентации, авторитета родителей, родственников выбрали профессию медика 5%. Считаю, что выбрали «по призванию» 15% респондентов. При этом случайно выбрали профессию 55%. В этой группе среди мотивов выбора профессии отмечали причины «так получилось», «некуда больше поступать» и др.

В процессе обучения 60% анкетируемых отмечают, что утвердились в своем выборе. При этом 25% респондентов показали ослабление стремления работать в медицине, они готовы поменять род деятельности и не связывать свою дальнейшую судьбу с медицинской деятельностью. Меняют свое мнение и утратили интерес к медицинской деятельности 15% анкетируемых.

Следует отметить, что в группе сомневающихся и разочаровавшихся респондентов указывались причины, связанные непосредственно с условиями осуществления медицинской деятельности в большей степени, чем разочарование в профессиональной медицинской деятельности. Анкетируемые отметили следующие причины:

- низкая оплата труда (35%);

- сложные условия труда (44%);

- значительное воздействие стрессовых факторов (10%);

- другие (падение престижа, сложные семейные обстоятельства и т.д.) (11%).

Общеизвестно, что определенная часть специалистов уходит из профессии. Среди респондентов склонность к изменению рода деятельности распределилась следующим образом:

- при соответствующих условиях и обстоятельствах – 45%;

- скорее «нет», чем «да» - 15%;

- не изменят род профессиональной деятельности – 40%.

В исследовании выявлено, что непосредственно устойчивость профессионального выбора продемонстрировали респонденты, у которых медицинская профессия стала семейной традицией. При этом 75% анкетируемых, которые готовы изменить род профессиональной деятельности, обучаются на бюджетной основе, 25% - на коммерческой. Вероятно, верно предположение, что при проведении профориентационной работы в медицине необходим пересмотр подходов, так как студенты, поступая в медицинское образовательное учреждение, абсолютно не представляют, к чему им нужно быть готовыми в своей будущей профессии.

Значительная часть анкетируемых (87%) определилась со своей будущей специальностью. При этом 13% респондентов не определили своих предпочтений. Фактор выбора профессии значительно связан с престижностью профессии. Выбор происходил в пользу профессий, востребованных на рынке труда. Наиболее востребованная на рынке специальность «Терапия» (участковый врач-терапевт, педиатр, врач общей практики, медицинская сестра участкового врача-терапевта, педиатра, медицинская сестра врача общей практики) практически не представляет интереса для анкетируемых и интереса не вызывает.

Проведен анализ личных действий студентов в отношении их дальнейшего трудоустройства. При этом всего 15% работают в организации, где хотели бы продолжить свою профессиональную медицинскую деятельность. Ходят на дежурство с врачом (ищут старших наставников) – 12%. Не предпринимают ничего – 73%.

При анкетировании выявлено, что большинство (62%) респондентов планируют в будущем работать в стационарах, в том числе в ведомственных и коммерческих. В 20% случаев планируется работа в медицинских центрах – нейрохирургия, косметология, кардиология. Можно отметить 6% анкетируемых, желающих работать в поликлиниках, однако при этом указывается желательность работы в платной или ведомственной (67%).

Интервьюирование руководителей медицинских учреждений (всего 15 чел.) Оренбургской области выявило такие наиболее важные критерии профессионального отбора, как образование, квалификация и опыт работы, что вполне обоснованно и понятно. Причем значимость вышеозначенных критериев была примерно одинакова как для руководителей, так и ведомственных, и частных организаций. При этом отмечалось, что для руководителей частных медицинских учреждений имеют немаловажное значение следующие факторы: возраст работника, здоровье, наличие навыков коммуникации и даже такие, которые не указывали руководители государственных учреждений, - знание иностранных языков, наличие приятных внешних данных и др. По-видимому, это объясняется характерной чертой в аспекте развития определенных специфических направлений: пластическая хирургия, косметология, флебология, проктогия, наркология и др.

Все руководители медицинских учреждений Оренбургской области применяют следующие методы поиска специалистов: с помощью средств массовой информации (теле- и радиореклама, публикации объявлений в профильной прессе и в газетах); часто применяют личные каналы информации. Никто из интервьюированных руководителей медицинских учреждений не обращается в кадровые агентства.

Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда, в частности в отрасли здравоохранения, и развитие экономики региона [11].

В процессе подготовки медицинских кадров возможно применение моделей:

- обеспечить социальный заказ, социальные обязательства;

- «рыночная» модель профессиональной ориентации медицинских кадров.

Не оставляет сомнений необходимость прогнозирования потребностей в соответствующих специалистах. При этом регулирование рынка медицинских кадров происходит силами субъекта управления при участии медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций. Отметим, что возможно предусмотреть комбинирование плановых и рыночных механизмов профессиональной ориентации медицинских кадров.

Таким образом, вышеназванные модели профессиональной ориентации предусматривают усиление роли государства в управлении кадровыми ресурсами отрасли. При этом целесообразно подготовленных за государственный счет специалистов ориентировать на выполнение социального заказа в течение срока, соответствующего затратам на его обучение. В то же время рыночная модель в значительной степени позволяет выбор специальности и трудового маршрута. Очевидна в настоящее время интеграция медицинских образовательных учреждений с учреждениями довузовской подготовки, когда подобное сотрудничество строится на договорной основе, утвержденной органами управления здравоохранением и образованием. Актуальным представляется приведение в соответствие аспектов профессиональной ориентации с потребностями практического здравоохранения, решением вопросов оказания первичной медико-санитарной помощи населению, организацией общей врачебной практики.


Библиографическая ссылка

Каспрук Л.И., Снасапова Д.М., Жакупова Г.Т. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧЕБНЫХ И СЕСТРИНСКИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27345 (дата обращения: 24.02.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074