Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЁЖИ

Гукаленко О.В. 1 Пустовойтов В.Н. 2
1 ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
2 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»
В работе раскрыты методологические основы, сущность и содержание обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи средствами поликультурного образовательного пространства. Обосновано, что поликультурное образовательное пространство как социально-педагогический феномен, благодаря своим характеристикам (аксиологичность, высокий уровень субъектности, потенциал свободы, многофункциональность, многопрофильность, высокая степень адаптивности и др.), реализует культурно-образовательные, коммуникативные и социально-адаптивные функции, формирует социально-педагогические условия и возможности обеспечения безопасности детей и молодёжи, создает механизмы их поддержки и защиты. Охарактеризованы возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению духовно-нравственной, гражданско-патриотической, физической, правовой и информационной безопасности детей и молодёжи. Проанализирована региональная практика социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи. Определены возможные формы обеспечения духовно-нравственной и гражданско-патриотической безопасности с учетом высокой значимости информационного пространства в жизни современного подрастающего поколения.
социальная безопасность
социальный педагог
поликультурность
поликультурное образовательное пространство
социокультурная среда
социально-педагогическая безопасность
информационное поликультурное образовательное пространство
1. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 3-11.
2. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – М. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. – 576 с.
3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 93-96.
4. Гукаленко О.В. Социокультурная политика современной России: региональный аспект // Социальная педагогика в России. – 2013. – № 3. – С. 3-14.
5. Пустовойтов В.Н. Школьный курс математики как поликультурное образовательное пространство формирования познавательной компетентности учащихся // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2013. – № 6 (34). – С. 250-257.
6. Шогенов А.А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона: автореф. дис. … д-ра педаг. наук: 13.00.01. – М., 2007. – 48 c.
7. Плоткин М.М. Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодёжи в поликультурной среде: концепция / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Современное образование, 2013. - 72 с.
8. Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в Федеральном университете / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015. – 216 с.
9. Бочарова В.Г. Стратегия и механизмы влияния образования на развитие социальной практики: концепция. - М.: ИСП РАО, 2010. – 28 с.
10. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества, государства: теоретико-методологические основания и социальный запрос: монография. – М.: Современное образование, 2014. – Ч. I. - 48 с.

Современная цивилизация характеризуется противоречивостью и в то же время создаёт возможности для развития каждого человека современного общества. В то же время смена ценностей, рынок, процессы глобализации не всегда обеспечивают безопасность и комфорт для человека. Сегодня в мире обостряются экономическое и социальное неравенство регионов, социальных групп и отдельных людей. В образовательной среде меняется система ценностей, усиливается коммерциализация образования, нарастают тревожные тенденции социокультурной дезадаптации молодёжи, её неустроенности, разочарования и агрессивности. Очевидно, что культурная эволюция и рыночная экономика не только создают возможности, но и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное, культурное и физическое состояние нации, и особенно молодого поколения.

В настоящей статье рассмотрены возможности поликультурного образовательного пространства как среды обеспечения социально-педагогической безопасности молодёжи.

Для современного общества характерна высокая динамика различных изменений во всех сферах жизни, быстрое освоение подрастающим поколением социального опыта, развитые процессы интеграции и глобализации, смещение ценностных ориентаций и личностно значимых моделей поведения, бессистемная обширная информированность практически по любым вопросам и др. Для современной молодёжи характерны: конфликтные отношения со сверстниками; осложнения во взаимоотношениях с родителями и учителями; трудности в изучении отдельных школьных предметов; проблемы во взаимоотношении с интернет-ресурсами; сложности межкультурной коммуникации и др. В этой ситуации актуализируется вопрос социально-педагогической безопасности детей и молодёжи.

Решение проблемы обеспечения социально-педагогической безопасности молодого поколения страны в условиях современности предполагает, на наш взгляд, решение трех взаимосвязанных задач: 1) создание методологически обоснованной и практико-ориентированной социально-педагогической системы обеспечения безопасности на основе формирования у детей и молодёжи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира; 2) оказание помощи молодёжи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации; 3) проектирование и осуществление процесса формирования у молодого поколения мировоззрения, позволяющего ему адаптироваться и жить не только в современном, но и будущем обществе.

Анализ проблемы показывает, что решение выявленных задач требует от отечественной системы образования и социальных институтов поиска новых стратегий и подходов. В данном контексте особый интерес представляет педагогическая категория «образовательное пространство», получившая обоснование, осмысление и развитие в трудах Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, Е.П. Голобородько, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, З.А. Мальковой, М.Н. Кузьмина [1], Л.Л. Супруновой, М.Г. Тайчинова, Р. Люсиер, С. Чайклина и др.

Актуальность применения категории «образовательное пространство» к процессу обеспечения безопасности детей и молодёжи определяется тем, что формирующееся информационное общество, изменение требований социума к характеру и содержанию подготовки выпускника школы и вуза, образовательные запросы детей и молодёжи «цифрового» века потребовали от системы образования новых образовательных результатов и новых организационных форм образовательного процесса. Именно «образовательное пространство» готово к выполнению нового социального заказа: консолидация общества, формирование российской идентичности, достижение эффекта «социального лифта», выравнивание социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.

Современное образовательное пространство является поликультурным, что обусловлено объективными обстоятельствами, в первую очередь поликультурностью общества; «поликультурность представляет собой качественную характеристику современного мира» [2, c. 6]. К настоящему времени в науке сложилось несколько подходов к определению поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков [2], С.К. Бондырева, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский [3], Н.Д. Никандров, В.Е. Шукшунов и др.).

Поликультурное образовательное пространство понимается нами не только, как «…учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения… но и… все то, что обусловливает глубокие изменения в многокультурном обществе» [4, c. 3]. Это особая реальность, создаваемая на основе укрепления и углубления связей различных образовательных систем, обеспечивающая условия для подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурной среды. Поликультурное образовательное пространство РФ опирается на законодательную базу, находя отражение в стандартах образования, в Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года, выстраивается на основе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей, общемировых тенденций развития и общецивилизационных идеалов. Как любая другая система, поликультурное образовательное пространство проектируется и функционирует на основе целенаправленности и единства её компонентов.

В современном обществе особое место занимает всемирное информационное пространство, ставшее по сути виртуальным миром жизни молодежи и подростков. Свободный доступ к ценностям культуры, высокие потенциальные возможности общения «без границ», многоликость и интеркультурность позволяют рассматривать информационное пространство как образовательное [5, c. 251].

Поликультурное образовательное пространство обладает рядом свойств, характеризующих его как среду, потенциально способную обеспечить и обеспечивающую эффективную социально-педагогическую поддержку и безопасность детям и молодёжи. Это проявляется уже на уровне функций поликультурного образовательного пространства, которыми выступают: развитие у молодого поколения представлений о многообразии мировых культур и культур России, толерантного отношения к ним, развитие навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Характерными особенностями образовательного пространства, обеспечивающего безопасность детей и молодежи, выступают:

– аксиологичность и высокий уровень субъектности, поскольку подрастающее поколение выступает высшей ценностью поликультурного образовательного пространства; «смысл и цель образования связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации» [4];

– потенциал свободы как возможность реализации образования, основанного на единстве общечеловеческих ценностей и национально-культурных традиций народов, проживающих в России;

– многопрофильность, характеризующая широту образовательных услуг;

– многофункциональность – возможность решения в поликультурном образовательном пространстве различных задач, «осуществление разнообразных видов образовательной деятельности» [6];

– высокая степень адаптивности, изменчивости и вариативности в целях, содержании, технологиях, организационных моделях и одновременно системность в применении «образовательных парадигм и практик, образовательных "институций" и способов взаимодействий субъектов образования» [6].

Поликультурное образовательное пространство, решая задачи обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи, призвано учитывать следующие факторы: культурные ценности, национальные и религиозные традиции России; единство существования всех культур в пространстве планеты; наложение и взаимовлияние различных культур; приоритет общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.

В контексте развития поликультурного образовательного пространства социальную безопасность мы рассматриваем как готовность и способность человека к продуктивному и толерантному взаимодействию с субъектами социальной поликультурной среды (люди, общественные и государственные институты, артефакты культуры и др.). Социально-педагогическая безопасность, соответственно, определяется как готовность и способность воспитателя обеспечить продуктивное толерантное взаимодействие воспитанника и социальной поликультурной среды. Очевидно, что эффективность и качество социально-педагогической безопасности определяется, с одной стороны, уровнем социального взаимодействия институтов воспитания в отношении воспитанника, а с другой – уровнем его воспитанности (в том числе поведением в социуме, в семье).

Выделяя виды безопасности, рассматриваемые в трудах Т.С. Борисовой, Л.А. Михайлова, С.В. Петрова, М.М. Плоткина [7], Р.Я. Рахматулина, Л.И. Шерснова и др., с опорой на наработки Е.В. Бондаревской [8], В.Г. Бочаровой [9], Г.Г. Силласте [10] и др., можно охарактеризовать возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодёжи:

– духовно-нравственная и гражданско-патриотическая безопасность как соответствие сформированного у воспитанника опыта духовно-нравственного поведения непреходящим ценностям отечественного уклада жизни. Обеспечение духовно-нравственной безопасности подразумевает развитие системы ценностей и моральных качеств личности. Сопровождение безопасности детей и молодёжи призвано основываться на методиках, современных технологиях и региональных программах социального взаимодействия, а также на позитивных социальных практиках поликультурного воспитания. При этом важно учитывать: наличие и взаимодействие разнообразных культур; принципы диалога и поликультурности; многообразие культурных ценностей (национальных, транснациональных, ценностей молодёжной субкультуры, народных и религиозных традиций, а также выработку умений жить в обществе, где взаимное влияние культур накладывается друг на друга);

– физическая безопасность как принятие жизни и здоровья детей и подростков высшей ценностью государства и общества и понимание воспитанниками потенциальных угроз своему здоровью. Физическая безопасность молодого поколения – это, прежде всего, здоровый и безопасный образ жизни. У молодёжи должна быть сформирована ответственность за сохранность собственного здоровья, выработаны навыки и модели здорового образа жизни, воспитано негативное отношение к вредным привычкам;

– правовая безопасность - как обеспечение неприкосновенности жизни и свободы детей и подростков посредством законодательной базы и одновременно осознание детьми и молодежью своих прав и обязанностей. Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодёжи, знание конституционных и гражданских прав и свобод. Основными механизмами обеспечения правовой безопасности детей и молодёжи в поликультурном образовательном пространстве являются: развитие региональных образовательных систем, основанное на общем понимании всеми его участниками ценностей и смыслов социокультурной действительности; признание всеми субъектами поликультурного образовательного пространства приоритетности интересов детей и молодежи; интеграция усилий государства и общественных институтов по обеспечению безопасности личности в поликультурном пространстве;

– информационная безопасность, понимаемая, с одной стороны, как ограждение подрастающего поколения от нежелательного контента сети Интернет, а с другой – осознание детьми и молодежью связанных с ним опасностей. Нередко информационное воздействие на молодёжь вызывает психоэмоциональную и социально-психологическую напряжённость, приводит к искажению нравственных критериев и норм и, как следствие, влечёт за собой неадекватное поведение молодых людей. Информационная безопасность предполагает как реализацию разъяснительных мер, так и, возможно, определенную ограничительную практику пользования детьми ресурсами всемирной сети.

Практика социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи призвана опираться на социокультурную детерминированность поликультурного образовательного пространства с опорой на его особенности (исторические, национальные, эколого-климатические, социально-экономические) в контексте социокультурных, образовательных и  здоровьесберегающих запросов регионов и соотнесения их с имеющимся научно-образовательным, культурным и социально-экономическим потенциалом.

Интересен региональный опыт реализации потенциала поликультурных образовательных пространств в формировании мировоззрения школьников, их духовности, гражданско-патриотической идентичности. Анализ современных моделей обеспечения безопасной среды показал, что практически во всех субъектах Федерации приняты законы и разработаны долгосрочные программы, регламентирующие вопросы организации патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, ведется активная работа в данном направлении. При этом в регионах используются как традиционные, апробированные и общепризнанные, так и инновационные формы и технологии духовно-нравственного воспитания молодежи.

В качестве примера приведем содержание инициатив по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в субъектах Федерации ЦФО (2015-2017 гг.): проект «Телешкола» электронного обучения на русском языке в системе общего образования, доступного для соотечественников, проживающих на территориях государств-участников СНГ (г. Москва), проект по поддержке молодежных инициатив, посвященных победе в Великой Отечественной войне (Брянская обл.), проект «Путешествие по губернии» (Ивановская обл.), праздник День Малой Родины (Липецкая обл.), благотворительная акция «Цветы ради жизни» (Московская обл.), Координационный совет при администрации области по развитию системы духовно-нравственного воспитания (с участием духовенства) (Смоленская обл.), проект «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» (Тамбовская обл.), программы развития школьного туризма и региональной системы поликультурного образования (Ярославская обл.).

Многие из инициатив интересны и современны по своему содержанию и формам реализации. Они принимаются молодежью, а, следовательно, могут быть обобщены для разработки современных моделей обеспечения духовно-нравственной и гражданско-патриотической безопасности современной молодёжи. Вместе с тем, исходя из реалий современности, в том числе – высокой значимости в жизни современной молодежи сети интернет, информационно-коммуникационных технологий в целом, требуется активное привлечение новых, созвучных современности, форм воспитания патриотизма и гражданской идентичности, ориентация как на традиционные, апробированные и общепризнанные, так и на новационные формы и технологии работы с молодежью. Среди таких форм могут быть: социальные проекты и флешмобы патриотической направленности с привлечением средств мультимедиа и голограмм; создание виртуальной реальности и компьютерных игр патриотического содержания; создание и широкое включение в учебный процесс в качестве сред и средств обучения виртуальных музеев соответствующей тематики; размещение тематических баннеров и социальной рекламы в сети интернет (в том числе – в социальных сетях); разработка школьниками и студентами, их участие в создании, а также целесообразное включение в учебно-воспитательный процесс тематических сайтов; ведение студентами и их участие в тематических форумах; предметные и тематические олимпиады, организованные в глобальной сети и средствах телефонии; интерактивные социальные проекты; видеоконференции и телемосты, посвященные героическому прошлому и актуальным проблемам патриотического и гражданского воспитания, и др. 

Подводя итог сказанному, отметим: анализ особенностей поликультурного образовательного пространства показывает, что оно априори содержит в себе потенциал, позволяющий характеризовать его как эффективную среду и фактор обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи в современном поликультурном обществе. Поликультурное образовательное пространство выступает фактором и средством обеспечения безопасности детей и молодёжи, содействует формированию и развитию у молодого поколения объективного представления о многообразии мировых культур и культур России, их взаимовлиянии, воспитанию толерантного взаимодействия с представителями других культур.


Библиографическая ссылка

Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЁЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27331 (дата обращения: 24.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074