Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Арсланова Г.А. 1
1 ГОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (К(П)ФУ)
В статье на основе анализе педагогического опыта и результатов анкетирования с точки зрения формирования профессиональных компетенций при изучении английского языка студентами биологического факультета вуза рассмотрены проблемы эффективности формирования языковой, лексической, речевой, дискурсивной, коммуникативной компетенций у студентов биологического факультета. В достижении означенной цели применены профессионально-ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие переструктурирование содержания учебных занятий и заданий для студентов, направленные на мотивирование интереса студентов. Предполагается, что если большее внимание уделять сочетанию интенсивного и экстенсивного типов чтения текстов, уровню подготовленности студентов на основании которого выстраивать индивидуальный маршрут изучения иностранного языка, то повысится результативность формирования профессиональных компетенций. Автором проанализированы ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01. Биология (уровень бакалавриата) и сделан вывод о недостаточности только одной компетенции (ОК-5), направленной на изучение иностранного языка.
коммуникативная компетенция
речевая дискурсивная компетенция
студенты биологического факультета
формирование профессиональных компетенций
образование
университет
студенты
английский язык.
1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 944 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата)» // Российская газета.  2014. – № 254.
2. Морозова Г.Н. Современные требования к компетенциям и содержанию высшего профессионального образования: сборник научных статей / Г.Н. Морозова, А.Н. Полосин, А.Г. Фролов, Р.Б. Хаплехамитов и др.; под ред. Н.А. Читалина. – Казань: ИПП ПО РАО, 2009.  100 с.
3. Покушалова Л.В. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза / Л.В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011.
– Т.2.  № 3. – С.151-154.
4. Федоткина Е.В. Профессиональная направленность обучения иностранному языку
в неязыковом вузе / Е.В. Федоткина // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2016.  Т.15. – С. 1856-1860. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96290.htm.
5. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Развитие дискурсивной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе / И.В. Алещанова, Н.А. Фролова // Успехи современного естествознания.  2014.  №11.  С. 92-95.
6. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникативных технологий (английский язык, языковой вуз): дис. … канд. пед. наук.  Тамбов, 2013. – 233 с.
7. Ибрагимов Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г.И. Ибрагимов
// Высшее образование в России.  2016.  №1.  С.43-52.

В современных условиях усиления глобализации актуализировалась потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов естественного профиля, владеющих английским языком. Для современного специалиста важно не только общение
с зарубежными партнерами, но и способность использовать знания английского языка в профессиональной деятельности. Владение языком помогает результативной коммуникации, является универсальным средством успешной профессиональной деятельности и самореализации. В связи с вышесказанным возрастают требования к языковой подготовке и уровню владению профессиональными компетенциями выпускника биологического факультета вуза. Однако ФГОС ВО в настоящее время включает только одну общекультурную компетенцию, относящуюся к изучению иностранных языков
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) [1]. Учитывая, что иностранный язык будет включен в обязательный ЕГЭ, а также усиливающуюся потребность во владении специалистами английским языком, то наблюдается противоречие между современными требованиями общества и требованиями ФГОС ВО.

Современные требования к компетенциям и содержанию высшего образования при изучении естественных и технических наук сформулированы Г.Н. Морозовой,
А.Н. Полосиным, А.Г. Фроловым [2]. Проблемам формирования профессионально-ориентированных компетенций при изучении иностранного языка посвящены работы
Л.В. Покушаловой, Е.В. Федоткиной [3,4]. Формированию дискурсивных компетенций направлены исследования И.В. Алещановой, Н.А. Фроловой [5]. В работах
И.А. Евстигнеевой [6] рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций посредством информационно-коммуникативных технологий. Проблемы оценивания компетенций как совокупности общекультурных и профессиональных компетенций рассмотрены Г.И. Ибрагимовым [7].

Следует признать, что исследований в сфере формирования профессиональных компетенций у студентов-биологов посредством изучения английского языка недостаточно. Приоритетной задачей при обучении английскому языку выступает формирование профессиональных компетенций, направленных на практическое использование английского языка как инструмента реализации профессиональных интересов.

Как правило, исследования, направленные на изучение английского языка в вузе уделяют внимание взаимодействию с людьми из разных стран и культур [5,6]. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов рассматривается с точки зрения междисциплинарной координации
и межкультурного взаимодействия [3,4,5]. Основываясь на теориях компетентностного подхода, следует сказать, что под компетенциями мы понимаем знания, умения и способность применения их в различных ситуациях. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе изучения английского языка студентами биологического факультета вуза заключается в том, что язык выступает как средство, и как инструмент и основа формирования профессиональных компетенций. Профессиональная успешность не будет достигнута без владения английским языком. Поэтому возникает необходимость не только в отборе содержания образовательного материала, но и в применении инновационных подходов и педагогических технологий. В данном случае необходимо применение проектной технологии, которая основывается на дидактических принципах, процедурах проблемного обучения и активизации самостоятельной деятельности студентов.

Анализ педагогического опыта и реальной практики показывает, что сложность формирования профессиональных компетенций при изучении английского языка у студентов-биологов заключается в том, что у студентов необходимо формировать пакет профессиональных компетенций, при этом учитывая их внутреннюю согласованность между собой. В проведенном педагогическом исследовании мы применили разнообразные методы: анализ педагогической практики в процессе обучения, анализ уровня владения языком
- чтение, произношение, перевод, знание лексики студентами. Собеседование преследовало цель разработки индивидуального маршрута изучения языка и предполагало выявить мотивацию студентов и интерес к значимым текстам. Анкетирование было направлено на выявление уровня владения языком – предполагалось выявить соотношение пассивного и активного владения английским языком. Анализ педагогического опыта учитывал современные реалии и направленность тенденций в профессиональной сфере.

Проведенное нами анкетирование среди 100 студентов биологического факультета Казанского (Приволжского) Федерального университета (далее - К(П)ФУ) (17–20 лет) показало, что студенты имеют разноуровневую языковую подготовку. Обращает внимание, что их языковая подготовка заключается в понимании текста, то есть чтение и перевод англоязычного текста - пассивное владение языком (77 % респондентов), причем не на биологическую тематику. Из них 13 % ответили, что занимались упражнениями, направленными на речевую иноязычную деятельность, то есть общение, а 10 % отметили обладание опытом в иноязычной подготовке - говорении. Как отмечалось выше, студенты не владеют лексикой по биологической тематике. Результаты наблюдения, собеседования и анкетирования показывают основные проблемы, с которыми студенты - будущие биологи, сталкиваются в процессе изучения английского языка: построение правильных речевых конструкций сдерживает недостаточный словарный запас, превалирование навыков пассивной работы с текстом (чтение текстов). Четко выявляется отсутствие мотивации и интереса к говорению и пониманию на слух.

В связи с этим выясняются следующие задачи: обратить внимание на формирование речевой и дискурсивной компетенций; формировать англоязычный словарный запас по биологической тематике; составить индивидуальные маршруты по овладению языком, с целью пробуждения мотивации к изучению иностранного языка.

Как правило, в учебном процессе большее внимание уделяется коммуникативной функции английского языка, направленной на межличностное и межкультурное взаимодействие в соответствии с ОК-5 ФГОС ВО. Поэтому развитие языковой, речевой и коммуникативной компетенций носит ограниченный характер, так как не учитывает профессиональную деятельность будущих специалистов. В связи с этим возникает задача формирования дискурсивной компетенции как способности понимания реалий изучаемой страны, а также биологического разнообразия и ресурсов страны, знания биографий и основных исследований ведущих биологов. Дискурсивная компетенция – это способность восприятия различных типов дискурсов, что позволяет выстраивать стратегию поведения и фоновый контекст в процессе профессиональной коммуникации. Формирование лексической компетентности позволяет содержательно формировать словарный запас, наполнять его разнообразными терминами в рамках профессиональной деятельности. Опираясь на опыт проведения занятий и учитывая, что у студентов превалирует пассивное знание языка, то по-нашему мнению, следует сделать акцент в учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности на сочетание интенсивного и экстенсивного чтения тематических текстов. Текст должен привлекать разнообразием лексики и соответственно расширять лексикон обучающихся. Взаимосвязь, как текста, так и устной ситуации позволяет расширить лексическое поле, легче осуществлять словоупотребление, а тематический текст позволяет объединить лексико-семантические типы.

Процесс формирования компетенций выступает в единстве и взаимосвязи, в соответствии с ФГОС ВО. Однако, по нашему мнению, современный ФГОС ВО не отражает изменившейся ситуации в обществе. Процесс формирования профессиональных компетенций при изучении английского языка студентами – будущими биологами, выступает как интегральная характеристика достижения основного результата – подготовки высококвалифицированного специалиста. Введение интегральной компетенции, обеспечивающей общение на английском языке в области профессионального дискурса, и готовность к взаимодействию в профессиональной англоязычной среде повысит эффективность языковой подготовки студентов. Поэтому введение профессиональных компетенций, отражающих интегральный характер формирования компетенций на занятиях по изучению английского языка, является насущной необходимостью. Здесь следует отметить, что для эффективного осуществления англоязычной коммуникации для студентов естественного профиля выявляется потребность владениями навыками и компетенциями в понимании речи на слух и говорении. Для успешного овладения англоязычным общением в сфере профессиональной деятельности следует обратить внимание на формирование речевых компетенций. Формирование данных компетенций наиболее целесообразно осуществлять в создании обстановки профессионально-ориентированного англоязычного общения, что подразумевает сочетание изучения английского языка как средства овладения своей специальностью и как средства расширения профессиональной коммуникации. Это вызывает необходимость изменения в содержании образования и структуре учебных занятий. Необходимо смещение акцентов в содержании тезауруса, увеличения внимания на тренинг по речевой деятельности студентов.

Анализ существующей педагогической практики показывает, что традиционное обучение не позволяет полностью достичь цели формирования профессиональных компетенций. Поэтому предлагаемый подход позволяет получить более прочные результаты в обучении и владении английским языком студентами биологического факультета в целях профессионально-направленного использования языка. При организации учебных занятий следует обратить внимание на следующее: виды речевой практики должны быть связаны со спецификой получаемой специальности; речевое взаимодействие должно соответствовать поставленным целям, для чего необходимо организовать не только внутригрупповое общение, но и целенаправленное выполнение студентами самостоятельной работы; центрирование внимания на содержании речи, а не на грамматических правилах.

Формирование профессиональных компетенций требует развития навыков аудирования и говорения на английском языке с учетом профессиональной подготовки и сферы применения языка в будущей профессиональной деятельности. Анализ процесса обучения английскому языку, содержания учебных текстов, заданий, упражнений, а также организации форм и методов учебной деятельности привел нас к осуществлению многоуровневого подхода в обучении. Такой подход подразумевает выдвижение на первый план индивидуального маршрута овладения языком с целью формирования положительной мотивации к изучению языка. Данный подход позволяет постепенно выровнять уровень знаний в учебной группе, что впоследствии открывает возможности применения различных форм занятий, организации внутригруппового общения, а также практического проявления знаний английского языка в виде ролевых тренингов, презентаций, подготовки статей и участия в научных конференциях.

Следующим логическим шагом в совершенствовании обучения английскому языку является организация самостоятельной работы, согласованной с учебным процессом. Такая педагогическая тактика позволяет повышать субъектность студентов и развивать готовность к профессиональному саморазвитию, осознанию важности овладения английским языком как фактором повышения профессиональной подготовки. Внедрение эффективных методов обучения предполагает, что: тематика текстов должна отражать интерес студента и содержать профессиональную информацию, то есть носить индивидуальный характер, что подразумевает вариативность текстов и заданий; содержание занятий должно отражать знакомство с биологическим разнообразием и ресурсами страны и личностями, то есть отражать профессионально-ориентированную направленность; использование фразеологических оборотов, поговорок и пословиц в соответствии с профессиональной направленностью, должны служить достижению автоматизма в овладении речевыми конструкциями; составление диалоговых конструкций усиливает коммуникативную компетентность; активизация гуманитарных знаний, проявляющаяся в раскрытии взаимосвязей истории науки, художественной литературы и деятельности выдающихся личностей помогает расширить дискурс.

Самостоятельная работа студентов в современных реалиях невозможна без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Главными преимуществами использования ИКТ является не только повышение мотивации у студентов к изучаемой тематике, создании приближенных условий к реальности, но и важным средством формирования компетенций; оптимизации выстраивания индивидуальных маршрутов изучения иностранного языка. ИКТ позволяют раскрыть творческий потенциал и способности у обучающихся, проявить креативный подход к решению поставленных задач, позволяет разнообразить деятельность (проектные технологии, презентации, веб-семинары, практика поиска необходимой информации и др.), что, в свою очередь, ведет к расширению интегративных возможностей по формированию профессиональных компетенций в единстве и взаимосвязи – языковой, речевой, дискурсивной, коммуникативной. Использование ИКТ при изучении английского языка повышает субъектность студентов и расширяет возможности к саморазвитию и саморефлексии [6]. В результате проведенного анкетирования среди студентов I–II курсов К(П)ФУ 72 % респондентов ответило, что ИКТ мотивируют к изучению языка, позволяют знакомиться дополнительно с новыми интересными текстами по тематике специальности. Поэтому использование ИКТ требует тщательного отбора заданий и упражнений, направленных на повышение мотивации и субъектности.

В результате педагогического исследования выявлены недостатки в языковой подготовке студентов биологического факультета вуза, которые заключается в недостаточном владении речевой, дискурсивной, лексической компетентностью, что в свою очередь вызывает низкую мотивированность в изучении английского языка. Специфика подготовки студентов – будущих биологов проявляется в том, что они не обладают словарным запасом на английском языке по специальности, в отличие от студентов гуманитарных факультетов (исторический, филологический). Доминирующей тенденцией является отсутствие мотивации к овладению профессиональной лексики. По нашему мнению, как показывает анализ педагогической практики и результатов исследования требования ФГОС ВО не отражают современный уровень интернационализации жизни, мобильность молодежи. Современный ФГОС ВО требует использования иностранного языка только в целях межличностной и межкультурной коммуникации, что суживает требования к компетентности бакалавров. Поэтому, на наш взгляд, требуется введение дополнительной общепрофессиональной компетенции (ОПК) в ФГОС ВО – «способность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности».

Условиями формирования профессиональных компетенций являются выстраивание индивидуальных профессионально-ориентированных маршрутов по изучению языка, выравнивания уровня подготовки в учебной группе путем организации внутригруппового общения на английском языке. В аудиторной деятельности важно расширение словарного запаса по профессиональной тематике путем сочетания интенсивного и экстенсивного чтения текстов. Экстенсивное чтение предполагает акцентуацию внимания на правильность осмысления текстов. Мы считаем, что важно сочетание интенсивного и экстенсивного чтения. Методологически важным является значимость тематических текстов как основы расширения словарного состава и лексико-семантической типологии. В реальной практике использование такого подхода при соответствующих ситуациях помогает повысить и интенсифицировать учебный процесс. Отбор содержания образования должен постоянно совершенствоваться и обновляться на основе современных данных биологической науки, что также повышает интерес и мотивацию у студентов. Основой формирования профессиональных компетенций является проектные технологии, реализация которых предполагает индивидуальный характер заданий, формы исполнения, форматирования (определение границ), процедуры апробации.

Уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов – будущих биологов определяется следующими показателями: владение лексическими единицами профессиональной направленности; готовность к речевой деятельности, что проявляется в реализации потенциала в иноязычном профессиональном общении; умение использовать ИКТ при изучении языка; готовность к творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности, что говорит о сформированной мотивации к изучению английского языка.

Таким образом, процесс формирования профессиональных компетенций не замыкается рамками учебного процесса. Повышение субъектности студента и мотивации к изучению английского языка позволяет запустить механизм непрерывного формирования профессиональных компетенций у студентов. Введение общепрофессиональной компетенции в ФГОС ВО – «способность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности» – позволит систематизировать и упорядочить процесс формирования компетенций на занятиях по английскому языку и будет отвечать современным реалиям.


Библиографическая ссылка

Арсланова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27290 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074