Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА (НАПРАВЛЕНИЕ 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ерёмина А.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье раскрываются научно-теоретические основания проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование) средствами сетевой образовательной программы. Обобщены черты современного процесса профессиональной подготовки менеджеров образования: развитие в условиях изменений, опережающий и коммуникативный характер подготовки, практико-ориентированность, нелинейность образовательного процесса, усложняющийся состав управленческой деятельности и трудовых функций менеджера, воздействующие на проектирование сетевой образовательной среды. В рамках средового подхода образовательная среда представлена комплексом мотивационных условий (среда как мотивация), содержательных (среда как информация), технологических (среда как коммуникация). Данные условия определяют возможности сетевой образовательной программы в реализации профессиональной подготовки будущего менеджера. Среди них: организационные возможности (динамичность и гибкость взаимодействия субъектов сетевой образовательной программы; кооперация в проведении сетевых учебно-профессиональных мероприятий; продуктивное профессиональное взаимодействие в области методической и управленческой деятельности); содержательные возможности (учет требований проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» при проектировании основной профессиональной образовательной программы; ориентация профессиональной подготовки на требования единого квалификационного справочника; проектирование специальных профессиональных компетенций в области управления образовательной организацией) и технологические возможности (использование информационно-коммуникативных технологий и стратегий обучения в партнерстве, реализация технологий взаимодействия субъектов образовательной деятельности).
сетевая образовательная программа
менеджер образования
профессиональная подготовка
сетевая образовательная среда
мобильность
мотивация
информация
коммуникация
1. Тряпицына А.П. Ориентиры обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева // Человек и образование. – 2016. - № 3. – С. 12-18.
2. Степанова И.Ю. Проектирование ориентированной на опережение профессиональной подготовки педагога в вузе // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. - № 3. – С. 66-70.
3. Профессиональная подготовка: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - 3-е изд., перераб. – М.: ЭГВЕС, 2009. – 456 с.
4. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография / ФГБНУ «ИПО ОВ РАО»; [под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой]. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та СПБ, 2014. – 296 с.
5. Дроботенко Ю.Б. Модели практикоориентированной профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. – 2015. - № 1. – С. 105-108.
6. Даутова О.Б. Модель учебно-познавательной деятельности школьника в условиях нелинейного процесса обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 52. – С. 103-109.
7. Гордиянова Г.В. Нелинейный образовательный процесс как условие самоуправления знаниями студентов вуза // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1804.htm (дата обращения: 14.11.2017).
8. Макареня А.А. Внедрение инновационных процессов в системе высшего профессионального образования / А.А. Макареня, С.В. Кривых // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2012. - № 1. – С. 81-83.
9. Радионова Н.Ф. Подготовка современных учителей как важнейший ориентир в развитии университета // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. - № 2. - С. 20-25.
10. Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 52. – С. 70-83.
11. Давыдова Н.Н. Научно-образовательные сети: теория, практика: монография / Н.Н. Давыдова, Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров; под науч. ред. В.А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2016. – 481 с.

В условиях динамичного социально-экономического развития современного общества актуализируется потребность в организационных изменениях при проектировании образовательных программ профессиональной подготовки будущего менеджера в аспекте развития сетевого взаимодействия. Сегодня образовательные организации сталкиваются с ситуацией, когда потенциал спроектированной образовательной среды в подготовке обучающихся полностью использован, задействованы все имеющиеся ресурсы, но этого недостаточно. Возникает необходимость в объединении усилий с целью обеспечения успешности профессиональной подготовки, достигаемой средством реализации сетевой образовательной программы.

Цель исследования: раскрыть научно-теоретические основания проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование) при реализации сетевой образовательной программы.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, обобщение опыта реализации сетевой образовательной программы.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получили отражение многие современные тенденции построения образовательной среды, среди которых выделена сетевая образовательная программа. Сетевая образовательная программа, как конструкт избыточного числа модулей, основанная на принципах совместности в использовании ресурсов, позволяет быстро, своевременно и полно отвечать современным вызовам развития образования. Необходимость в ее реализации возникает в условиях динамичности изменений на рынке образовательных услуг, ограниченности ресурсов, гибкости построения образовательного процесса с целью повышения конкурентоспособности деятельности образовательной организации.

В ходе исследования обобщены основные черты профессиональной подготовки будущего менеджера образования средствами реализации сетевой образовательной программы, среди которых: развитие современного образования в условиях постоянных изменений, опережающий и коммуникативный характер профессиональной подготовки менеджера образования, практико-ориентированность, нелинейность образовательного процесса, соответственно усложняющийся состав управленческой деятельности и трудовых функций менеджера.

Внедрение в практику опережающего инновационного образования сегодня: это важнейший ориентир современного обновления содержания профессиональной подготовки [1], способ достижения требуемого качества профессионального образования и преодоление возникающих барьеров [2], активное применение теоретических знаний в профессиональной деятельности [3], основная характеристика процесса построения профессиональной подготовки [4].

Усиление практико-ориентированности как ответ на предъявляемые к вузу требования, по мнению Ю.Б. Дроботенко, проявляется в поиске новых подходов к организации образовательного пространства и развитию новых форм взаимодействия сторон, вовлеченных в профессиональную подготовку [5]. Это предполагает использование результатов фундаментальных исследований и включение студентов в исследования при проектировании профессиональных задач, направленных на обеспечение учебной успешности и позитивной социализации каждого ученика [1]. Такой формой взаимодействия, нацеленной на продуктивность образовательной деятельности, становится сетевое взаимодействие.

Нелинейность образовательного процесса О.Б. Даутова [6], Г.В. Гордиянова [7], А.А. Макареня, С.В. Кривых [8], Н.Ф. Радионова [9] связывают с самостоятельностью (обучающийся сам ставит цели и осуществляет отбор содержания) в выборе индивидуальной траектории, т.е. наличие нескольких путей достижения образовательного результата. В связи с этим, как отмечает Н.Ф. Радионова, появляются возможности для большего выбора обучающимися своего маршрута, возможности для развития их ответственности за сделанный выбор. Содержание образования оказывается более сориентированным на задачи профессиональной деятельности [9, с. 23]. Кроме того, предоставляются возможности учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося [8, с. 48]. Как отмечает О.Б. Даутова [6] меняется роль учителя, он больше сопровождает процесс подготовки и проектирует образовательную среду (отличается наличием ресурсов). Образовательный процесс характеризуется диалогичностью, избыточностью средств, рефлексивностью.

При нелинейном обучении создается гибкая и мобильная система обучения [7], меняются формы организации, образовательное пространство выходит за пределы образовательной организации, что составляет сущность сетевой образовательной программы. Исследователи отмечают, что должны преобладать формы, которые создают условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности студента в приобретении умений делать осознанный и ответственный выбор в освоении изучаемого содержания и развивать творческое мышление будущего специалиста, его внутреннюю и внешнюю самоорганизацию, а, следовательно, активно преобразующее отношение к получаемой информации [7].  

Представленные черты современного образования позволили нам определить обусловленность процесса профессиональной подготовки оценкой продуктивности профессиональной деятельности, источниками ее содержания и технологиями взаимодействиями. Они также лежат и в основании определения возможностей сетевой образовательной программы в профессиональной подготовке будущего менеджера образования. Мы придерживаемся квалитологического принципа отражения качества процесса в качестве результатов А.И. Субетто, который устанавливает связь между процессом, условиями и результатом. Качество образовательного результата зависит от качества профессиональной подготовки (от качества реализации сетевой образовательной программы), а качестве процесса подготовки от качества условий (созданной сетевой образовательной среды). Соответственно, остановимся на научно-теоретических основаниях проектировании образовательной среды профессиональной подготовки будущего менеджера образования средствами сетевой образовательной программы.

Сетевую образовательную среду в профессиональной подготовке будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование), опираясь на средовый подход Т.В. Менг [10], рассматриваем как поле мобильности, способную к изменениям через выстраивание и изменение характера взаимоотношений с субъектами образования. Мобильность в профессиональной подготовке будущего менеджера образования связана с продуктивностью образовательной и управленческой деятельности и характеризует готовность менеджера к продуктивному взаимодействию. Это возможно на основе взаимодействия субъектов образовательных отношений в условиях совместного использования ресурсов при реализации сетевой образовательной программы. Используя ресурсы сетевой образовательной среды, будущий менеджер выстраивает свою траекторию личностного и профессионального развития.

Основные компоненты сетевой образовательной среды представлены совокупностью мотивации как движущей силы, информации как ее источника и коммуникации как способа выстраивания взаимоотношений. Структура сетевой образовательной среды активно реагирует на изменения в сфере управления образованием, отвечает образовательным потребностям менеджера в образовании, способствует формированию готовности к продуктивному взаимодействию через использование ресурсов сетевых партнеров, взаимодействующих в эпоху информационного потока, когда необходимо быстро получить, оценить и использовать новую информацию. В сетевой образовательной среде профессиональной подготовки будущего менеджера обеспечивается его профессиональная мобильность, развивается информационная компетентность быстрого и эффективного реагирования на ситуации затруднения, актуализирующая ее потенциальные возможности, способствующие профессиональной реализации через адекватное получение информации и выбор способов решения профессиональных задач. Взаимодействие субъектов через сетевой полемический диалог специально организуется на основе процессов восприятия, выражения и воздействия, что способствует объединению усилий и совместному решению задач.

Совокупность мотивационных условий (среда как мотивация) дает возможность будущему менеджеру (направление 44.04.01 Педагогическое образование) получить возможность выбора вариантов решения образовательных задач вплоть до построения траектории личностного и профессионального развития. В рамках проводимого исследования профессиональную подготовку рассматриваем через сотрудничество и диалог субъектов образовательного процесса. Будущий менеджер при этом - активный участник процесса профессиональной подготовки, привлекаемый как для обучения, так и для оценивания. Основными мотивационными условиями проектирования сетевой образовательной среды становятся: включение образовательной организации в сетевое взаимодействие; выявление образовательных дефицитов и потребностей обучающегося (через анкетирование и маркетинговое исследование); ориентация на обучающегося в отборе содержания, технологий и форм оценивания; использование технологий имиджевой привлекательности; отбор платформы взаимодействия и размещение научно-методического сопровождения. Это способствует формированию положительной мотивации к реализации сетевых образовательных программ, развитию сотрудничества и диалога, умений коллективной работы, готовности к участию в совместных мероприятиях, что составляет сущность квазипрофессиональной мобильности.

Под воздействием мотивационных условий субъект, осознавая образовательную потребность, самостоятельно определяет цели и задачи, корректирует в случае необходимости, проявляя личностные смыслы в планируемой образовательной деятельности, пробует управлять своими действиями. Это проявляется в отборе содержания и способах достижения поставленной цели. Сетевая образовательная программа предоставляет обучающемуся возможность выбора ресурсов достижения цели, обеспечивая самореализацию и рефлексию.

Выявленная совокупность мотивационных условий определяется организационными возможностями сетевой образовательной программы в реализации профессиональной подготовки будущего менеджера образования. К ним отнесены динамичность и гибкость взаимодействия субъектов сетевой образовательной программы, кооперация в проведении сетевых учебно-профессиональных мероприятий, продуктивное профессиональное взаимодействие в области методической и управленческой деятельности. Максимальное использование организационных возможностей сетевой образовательной программы способствует активному использованию будущим менеджером своих личных возможностей, проявляющихся в его профессиональной мобильности. Сетевой площадкой развития профессиональной мобильности, определенной университетом, может стать платформа Moodle, представляющая широкий спектр организации взаимодействия участников. Стоит также отметить, что сетевая площадка выступает средой формирования продуктивности образовательной и профессиональной деятельности будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование). Итоги образовательной и практической деятельности будущего менеджера, выраженные в конечных продуктах, фиксируются в электронной информационно-образовательной среде.

Комплекс содержательных условий сетевой образовательной среды (среда как информация) исходит из понимания сетевого взаимодействия как нелинейного, открытого, динамического процесса, в основе которого лежат принципы продуктивного взаимодействия, профессиональной направленности, диалогичности, сетевого партнерства и сотрудничества. Реализация траектории личностного и профессионального развития за счет активного включения субъекта в деятельность предполагает привлечение будущего менеджера к отбору содержания, процессу получения образовательных результатов, оценки и взаимооценки образовательных усилий.

В условиях развития информационного общества и постоянно расширяющегося информационного пространства информация для будущего менеджера становится важным ресурсом профессиональной деятельности. В контексте нашего исследования информация отражает требования, предъявляемые профессиональным сообществом к будущему менеджеру, что составляет основной источник содержания его профессиональной подготовки. Учет требований профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (пока еще в проекте) при проектировании образовательной программы; ориентация профессиональной подготовки на требования единого квалификационного справочника; формулировка дополнительных профессиональных компетенций в области управления образовательной организацией - лежат в основании изменений содержания образования в профессиональной подготовке будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование). Это содержательные возможности сетевой образовательной программы. Умение работать с избыточными источниками информации из области управления, методической, проектной и иной деятельности, включающими получение, оценку и использование информации, составляют информационную компетентность будущего менеджера (направление 44.04.01 Педагогическое образование).

Технологические условия конструирования сетевой образовательной среды (среда как коммуникация) заключаются во включении университета в сеть с партнерами и в выборе площадки для использования диалога с партнерами и обучающимися. Опыт коммуникации и сотрудничества проявляется как в проектировании сетевой образовательной программы, так и в ее реализации.

В первом случае это сетевой диалог с партнерами, являющийся формой общения при отборе содержания программы. По мнению А.М. Лобка, Н.Н. Давыдовой, Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова, о возможности полноценного сетевого диалога можно говорить в том случае, когда образовательная организация обладает «собственным лицом», некоторой уникальностью, которая неизбежно развивается в пространстве этой организации [11]. При этом, проектируя образовательную программу, данные «уникальности» встречаются друг с другом, в этом случае и возникает сетевой диалог между партнерами. Важным условием является усиление роли куратора, обеспечивающего сопровождение, консультирование интересов субъектов образовательного процесса.

Реализацию сетевой образовательной программы мы обогащаем сетевым полемическим диалогом как стержневым методом использования информационно-коммуникативных технологий, стратегий обучения в партнерстве, технологий взаимодействия субъектов образовательной деятельности в профессиональной подготовке будущего менеджера, определяющих ее технологические возможности. Сетевой полемический диалог (через ситуации восприятия, выражения и взаимодействия) проявляется в его готовности к использованию, применением полемических приемов (начиная с активного слушания и заканчивая перекрестной дискуссией, диспутом) и развитием индивидуальной рефлексивности участников взаимодействия. Использование полемического диалога способствует развитию умений выстраивать профессиональное взаимодействие, изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению, что составляет основу реализации менеджером его управленческих функций.

Таким образом, возможности сетевой образовательной программы в профессиональной подготовке будущего менеджера определяются комплексом мотивационных, содержательных и технологических условий сетевой образовательной среды. Данные возможности, определяя качество условий, обеспечивают процесс профессиональной подготовки и отражаются в его результатах. Результатом реализации сетевой образовательной программы становится прибавка к имеющимся компонентам профессиональной подготовки будущего менеджера образования, обеспеченная профессиональной мобильностью и развитием информационной компетентности при использовании сетевого полемического диалога.


Библиографическая ссылка

Ерёмина А.П. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА (НАПРАВЛЕНИЕ 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27284 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074