Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бояринов Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
В статье рассматриваются идеи обучения на протяжении всей жизни, непрерывного образования. Рассматривается такая форма непрерывного обучения, как информальное. Выделяется основной компонент информального обучения - познавательный аспект взаимодействия субъекта с окружающей информационной средой. Рассматривается проблема управления качеством обучения. Анализируется понятие «информальное образование», выделяются его особенности. В качестве основного компонента выделяется познавательный аспект взаимодействия субъекта с окружающей его информационной средой. В качестве основы для решения проблемы управления качеством информального образования необходимо рассматривать анализ свойств и характеристик той информационной среды, в которую «погружены» субъекты информального образования. Воздействие на эти свойства и характеристики должно быть направлено на создание определенных условий предметно-пространственной, культуротворческой, интеллектуальной среды, окружающей субъекта. Рассматриваются современные подходы к трактовке понятий «информационная образовательная среда», «информационное образовательное пространство». Делается вывод о возможности управления информальным образованием и, соответственно, управления качеством информального образования через воздействие на информационную среду, в которую погружен субъект информального образования. Рассматривается понятие «информационная среда информального образования». Рассматриваются характерные видовые признаки (свойства) информационно-образовательной среды, существенные с точки зрения проблемы исследования: достоверность, системность, единство (целостность), открытость, ориентированность на человека (обучаемого), адаптивность. Выделенные свойства анализируются с точки зрения их потенциала применительно к решению задачи управлению качеством информального обучения.
управление качеством обучения
информационно-коммуникационные технологии
информационное образовательное пространство
информационная образовательная среда
непрерывное обучение
информальное обучение
информационная среда информального образования
1. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 14-18.
2. Ефанова Т.И. Информационно-образовательная среда вуза / Т.И. Ефанова, А.Б. Иванов, С.К. Савицкий и др. // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 195–199.
3. Наливакин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1 (4). - С. 101-103.
4. Касторнова В.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно-образовательной среде // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 107-111.
5. Новикова В.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Рязань, 2009. – 24 с.
6. Макулов С.И. Информационно-образовательная среда средней общеобразовательной школы и ее потенциальные возможности для формирования поликультуры школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11419 (дата обращения: 12.12.2017).
7. Бояринов Д.А. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся: монография. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. – 144 с.

Значительное развитие идей life long learning - обучения на протяжении всей жизни, непрерывного обучения, характеризует одну из тенденций актуального состояния педагогической мысли в Российской Федерации и за рубежом. Развивается понимание того, что обучение не заканчивается по достижении человеком определённого возраста или социального статуса, а просто видоизменяется и приобретает новые формы. Соответственно развивается интерес к таким видам образования, как неформальное и информальное. Реализация информального обучения требует особых подходов, методов и технологий. Наибольшим потенциалом, очевидно, обладают информационно-коммуникационные технологии.

В условиях развития информального обучения особенно актуальной становится проблема управления качеством образовательного процесса. Возникает вопрос анализа особенностей информального образования, прежде всего применительно к той информационной среде, во взаимодействии с которой происходит этот процесс. Так как, по нашему мнению, управление информальным образованием и, соответственно, управление качеством информального образования возможно через воздействие на информационную среду, в которую погружен субъект информального образования, то необходимо рассмотрение понятия «информационная среда информального образования», предпосылкой для чего должен служить анализ современных подходов к определению понятия «информационная образовательная среда» и «информационное образовательное пространство». Поскольку в основу управления качеством информального образования должно быть положено воздействие на отдельные свойства соответствующей информационной среды, то необходим соответствующий анализ таких свойств.

Решению отмеченных проблем и посвящено настоящее исследование.

Цель исследования – рассмотреть особенности информального образования, проанализировать особенности информационной среды, в которой оно происходит, и выявить основные возможности по управлению его качеством.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического характера с учетом специфики каждого этапа работы: метод системно-структурного анализа; методы педагогического конструирования, моделирования, проектирования; теоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследования; изучение научной периодической печати по теме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта.

Результаты

Проблематика обучения на протяжении всей жизни (life long learning), или непрерывного обучения, в последнее время находит всё более широкое отражение в отечественной педагогической мысли. Интерес к этой проблеме со стороны научного сообщества, её теоретическое осмысление носит во многом реактивный характер, отражая значительные изменения в прикладной сфере. Непрерывное образование развивается в последнее время значительными темпами, получая новый импульс, в частности вследствие широкого введения системы профессиональных стандартов. Современные социальные практики способствуют формированию определённого понимания того факта, что обучение видоизменяется и приобретает новые формы в процессе жизни субъекта, не заканчиваясь при этом по достижении человеком некоторого конкретного социального положения или определённого возраста. Такое понимание, в свою очередь, стимулирует интерес к определённым формам непрерывного обучения, таким, в частности, как неформальное и информальное.

В настоящее время в отечественной педагогике не сформировался единый подход к трактовке понятия «информальное образование». В дальнейшем мы будем использовать следующее определение: «информальное образование – это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер». В данном определении отражена существенная, на наш взгляд, особенность информального образования. Она состоит в том, что информальное образование, в отличие от образования, получаемого в рамках классической системы, не всегда и не в полной мере определяется волей и целеполаганием индивида. Зачастую оно в определённой степени автономно от данных свойств личности. Другая особенность информального образования, также отраженная в рассматриваемом определении, сводится к тому, что его основным компонентом является познавательный аспект взаимодействия субъекта с окружающей его информационной средой. Ещё одна особенность заключается в том, что эта информационная среда в общем случае не является специально спроектированной с дидактическим целями. Можно констатировать, что процесс информального образования имеет специфический, не всегда в полной мере целенаправленный, зачастую стохастический характер. Данная особенность вступает в очевидное противоречие с традиционным пониманием педагогического процесса как специально организованного и целенаправленного. Отмеченный факт вызывает определённые затруднения при рассмотрении данного феномена с позиций классической педагогики, но, как мы полагаем, не исключает такового.

В настоящем исследовании мы остановимся на проблеме управления качеством обучения. В педагогике качество обучения трактуется как соответствие компетентности выпускников учебного заведения требованиям, предъявляемым работодателем. В соответствии с данным подходом оценка качества обучения осуществляется в конечном итоге обществом, которое контролирует уровень компетентности лиц, завершивших обучение. Однако при этом имеется значительный временной лаг между получением компетенций в процессе обучения и их последующей оценкой в ходе востребованной обществом деятельности. Величина данного лага подвержена определённым изменениям, но в целом составляет период времени порядка нескольких лет. В силу этого востребована система оперативной оценки качества учебного процесса и управления им. Возникают два основных вопроса: возможно ли в принципе управление качеством информального образования и, в случае положительного ответа на первый вопрос, каковы основные пути и способы реализации такого управления. Мы полагаем, что в качестве основы для решения данной проблемы необходимо рассматривать анализ свойств и характеристик той информационной среды, в которую «погружены» субъекты информального образования.

Понятие «информационная среда» и определенным образом связанные с ним понятия «информационная образовательная среда», «информационное образовательное пространство» относятся к достаточно хорошо изученным в современной отечественной педагогической мысли. При этом большинство авторов рассматривают их в рамках традиционной парадигмы, предполагающей наличие специальной организации и целеполагания. Так, С.В. Кривых отмечает: «образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред» [1], при этом образовательная среда рассматривается в качестве единой, целостной характеристики внутренней жизни образовательного учреждения, определяемой спецификой и особенностями конкретных задач, которые оно ставит и решает в ходе своей деятельности. Т.И. Ефанова в своём исследовании подчёркивает: «Информационно-образовательная среда вуза является ближайшим внешним по отношению к студенту (будущему специалисту) окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебно-профессиональная деятельность, формируются его личностные качества» [2]. А.Ю. Наливакин отмечает: «информационно-образовательная среда представляет собой систематизированный набор педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на учебный процесс и его участников» [3].

Тем не менее многие авторы отмечают информационный и социально-культурологический аспекты понятий «информационная образовательная среда» и «информационное образовательное пространство», что позволяет определить пути отхода от традиционной парадигмы. Они неразрывно связаны с информационно-коммуникационными технологиями, которые в настоящее время становятся доминирующим типом транслятора социального опыта [4].

Т.И. Ефанова особо отмечает информационный характер образовательной среды, поскольку именно информационно-знаниевые потоки составляют основу взаимодействия в рамках системы «человек-компьютер» [2]. В.А. Новикова при рассмотрении понятия «информационное образовательное пространство» подчеркивает, что данное понятие характеризуется не только совокупностью технических и программных средств сбора, хранения, обработки и передачи информации, но и социальными, психолого-педагогическими и культурными условиями, в которых протекают информационные процессы [5]. Весьма важный с точки зрения нашего исследования вывод содержится в работе С.В. Кривых: «Управлять развитием личности школьника можно через среду, создавая определенные условия предметно-пространственной, культуротворческой, интеллектуальной среды, окружающей ребенка» [1]. При этом отмечается, что образовательное пространство является многомерным по своей природе. В частности, оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающие процессы. В.А. Касторнова рассматривает «тотально образовательное пространство» [4], представляющее собой системную совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью и данное субъекту через восприятие и действие. При этом становится возможным расширенная трактовка понятия «образовательное пространство» как специфической формы трансляции социального опыта от поколения к поколению. В работе [4] отмечается объективное снижение роли системы образования (в традиционном её понимании) как транслятора культуры. При этом «возрастает роль других типов трансляторов, ранее либо не использовавшихся в этих целях, либо не рассматривавшихся как трансляторы культуры» [4]. В качестве таких типов трансляторов можно рассматривать, в частности, различные субкультуры, сеть Интернет, средства массовой информации и коммуникации и средства искусства.

Мы полагаем, что управление информальным образованием и, соответственно, управление качеством информального образования возможно через воздействие на информационную среду, в которую погружен субъект информального образования. Такое воздействие должно быть направлено на создание определенных условий предметно-пространственной, культуротворческой, интеллектуальной среды, окружающей субъекта. В развитие подхода Т.И. Ефановой мы предлагаем ввести понятие «информационная среда информального образования», под которой будем понимать информационную составляющую ближайшего окружения, внешнего по отношению к субъекту информального образования, определяющую условия, в которых формируются личностные качества субъекта. Так как в основу управления качеством информального образования должно быть положено воздействие на отдельные компоненты соответствующей информационной среды, необходимо прежде всего рассмотреть эти компоненты. В исследовании В.А. Новиковой в ходе анализа структуры информационного пространства вуза в нем выделены составляющие компоненты: ценностно-целевой; ресурсно-технологический; содержательный; психолого-педагогический; административно-организационного управления; компонент, характеризующий участников – субъектов и объектов – информационных взаимодействий [5]. В работе С.И. Макулова осуществлён анализ основных подходов к рассмотрению информационной образовательной среды: ресурсного, семантического, программно-технического и социально-педагогического [6]. Среди выделенных по результатам анализа характерных видовых признаков (свойств) информационно-образовательной среды отметим те, которые, на наш взгляд, существенны с точки зрения решения проблемы управления качеством информального образования: достоверность, системность, единство (целостность), открытость, ориентированность на человека (обучаемого), адаптивность.

Рассмотрим выделенные свойства с точки зрения их потенциала применительно к решению задачи управления качеством информального обучения.

  1. Достоверность. Обеспечение достоверности информации, содержащейся в информационной среде, в которую погружен субъект информального образования, может быть, на наш взгляд, одним из ключевых инструментов управления качеством информального образования. Собственно обеспечение достоверности должно основываться на мониторинге содержания информационной среды, соотнесении результатов мониторинга с определённым эталоном достоверной информации и, в случае выявления рассогласований, внесении соответствующей корректировки в информационное наполнение пространства. В качестве эталона достоверной информации может выступать, например, соответствующим образом отобранный учебный материал.
  2. Системность и единство (целостность). Только наличие этих свойств позволяет рассматривать информационную среду информального образования как единый объект, составляющие которого находятся в комплексной взаимосвязи между собой. Отметим также, что данные свойства очень тесно перекликаются с принципами системности и целостности в педагогике. Обеспечение наличия этих свойств является одним из условий управления качеством информального обучения. Исходя из данного требования должно проектироваться содержание информационной среды информального образования. В процессе функционирования этой среды её информационное наполнение будет подвержено непрерывным изменениям, соответственно должен осуществляться постоянный мониторинг его состояния. При выявлении нарушения системности и целостности должны обеспечиваться корректирующие воздействия, включающие в себя удаление одних информационных блоков и изменение содержания и взаимосвязей других блоков.
  3. Открытость. Это свойство органически присуще информационной среде информального образования. Его роль в процессе управления качеством информального образования состоит в обеспечении возможности мониторинга информационной среды и корректировки её содержания, т.е. в возможности обмена информацией между информационной средой информального образования и внешними по отношению к ней информационными объектами.
  4. Ориентированность на человека (обучаемого) и адаптивность. Данные свойства весьма актуальны в силу особенности, присущей информальному образованию и отмеченной нами выше: весьма существенной роли познавательного аспекта взаимодействия субъекта с окружающей его информационной средой. Соответственно, обеспечение ориентированности информационного наполнения информационной среды на субъекта информального образования и адаптивности – одна из существенных предпосылок управления качеством информального образования. Оно может осуществляться путем соотнесения модели личности обучающегося с моделью наполнения информационной среды, как было показано ранее в нашей работе [7].

Выше мы отметили ряд задач, решение которых необходимо для осуществления управления качеством информального образования. На наш взгляд, решение этих задач возможно в рамках личностно ориентированного информационного образовательного портала, концепция которого была разработана нами ранее [7], в частности он может содержать в себе «информационные эталоны», необходимые для обеспечения достоверности, и модели и алгоритмы, необходимые для обеспечения системности и целостности. При этом создаются предпосылки для реализации следующих функций: анализ состояния информационной среды, в которой происходит процесс информального образования; контроль процесса информального образования, описание и анализ его актуального состояния; выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, их динамики (силы и направленности) и причин, их вызывающих; выявление и предупреждение рисков в развитии образовательного процесса; построение достоверного прогноза развития педагогического процесса.

Заметим, что основным фактором, создающим предпосылки для управления качеством информального образования на современном этапе, являются информационно-коммуникационные технологии, в среду которых погружен любой субъект информационного общества. Особенности информационной среды информального образования оказывают определяющее влияние на характер протекания процесса информального обучения. Соответственно, управление основными характеристиками информационной среды является основой управления качеством информального обучения, протекающего во взаимодействии с этой средой.


Библиографическая ссылка

Бояринов Д.А. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27248 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674