Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сергеев А.Н. 1 Малий Д.В. 1 Сергеева А.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого"
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии. Рассматривается роль трудового обучения в формировании ценностных установок и становлении активной жизненной позиции личности. Основными методами к исследованию данной проблемы является ретроспективный анализ, позволяющий комплексно и системно изучить воздействие различных факторов на процесс формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии. Выявлены сущностные характеристики междисциплинарного подхода как факторы формирования профессионально-педагогических компетенций студентов. Предложена собственная трактовка сформированности профессиональной компетентности будущего учителя технологии, включающая овладение тремя основополагающими компонентами: высокая степень освоения понятийного педагогического аппарата; высокое качество решения педагогических задач; освоение профессиональной терминологии и основных категорий педагогики в процессе решения учебных и профессиональных задач. Материалы статьи представляют практическую ценность для студентов педагогических вузов, учителей технологии и специалистов, сфера деятельности которых связана с трудовым обучением и воспитанием учащихся в образовательных организациях.
этапы формирования
междисциплинарный подход
профессионально-педагогические компетенции
компетентность
учитель технологии
гуманизация
педагогическое образование
1. Башкирова И.Ю. Инновационные образовательные технологии в подготовке бакалавров технологического образования к профессиональной деятельности // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: материалы V Международной научно-практической конференции (Тула, 24-27 мая 2010 г.). – Тула, 2010. – С. 14-16.
2. Саяпин Н.В. Гуманизация технологического образования в рамках подготовки будущего учителя технологии // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции (Саратов, 20-21 октября 2016 г.). – М., 2016. – С. 604-609.
3. Львов Ю.В. Анализ опыта разработки учебно-методического обеспечения учебных и производственных практик при подготовке бакалавров технологического образования // Материалы Внутривузовской научной конференции «Уровневая подготовка педагогических кадров в условиях ФГОС ВПО». - СПб., 2012. - С. 179-186.
4. Романов Е.В., Попов Е.В., Исаенков Н.Г. Интеграционные процессы в профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства как необходимое условие повышения ее эффективности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 30-40.
5. Эбботт Э., Эбботт Т., Миронова Г.Л. Система образования в США: современное состояние // Аграрный вестник Урала. - 2013. - № 2 (108). – С. 37–38.
6. Романова К.Е. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя технологии // Научный поиск. - 2015. - № 1. – С. 16-20.
7. Федотенко И.Л., Сергеева А.В., Малий Д.В. Подготовка студентов к проектированию психологически безопасной образовательной среды: технологический аспект // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 184. – С. 105–110.
8. Медведев П.Н., Сергеев А.Н., Сергеева А.В. Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 134-139.
9. Сергеев А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования (на примере специальности: 050502.65 технология и предпринимательство): дис. … докт. пед. наук. - Тула, 2010. - 430 c.
10. Онищенко С.В. Технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 7 (11). – С. 44-52.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии как элемента гуманизации педагогического образования, безусловно, актуальна в настоящее время и обусловлена объективной потребностью общества в подготовке конкурентоспособных работников сферы образования, эффективно осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях развития высоких технологий. Кардинальные преобразования в социально-экономической сфере актуализируют формирование у детей стремления к трудовой деятельности, в целях повышения уровня образования и профессиональной подготовки. Формирование у детей стремления к трудовому образу жизни, способствование систематическому включению современного поколения в трудовую деятельность, их приобщение к культуре учебного и общественно полезного технического труда, увеличение творческого компонента конструкторско-технологической деятельности учащихся должны оставаться ядром современной образовательной системы в условиях ее гуманистически направленного преобразования, реформирования и демократизации. Проблемы организации образовательного процесса с целью формирования технологической культуры и готовности будущих учителей к преобразовательной деятельности рассматриваются в диссертационных исследованиях В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, А.Н. Сергеева, И.Ю. Башкировой [1], Н.В. Саяпина [2]. Определенное влияние на решение проблемы оказали научные труды, раскрывающие содержание, методы и организационные формы подготовки учителя технологии Ю.В. Львова, Е.В. Романова, Е.В. Попова, Н.Г. Исаенкова [3; 4].

Однако, вопреки объективной необходимости учета социально-экономической ситуации в стране, сегодня констатируется негативная тенденция занижения роли воспитательного, развивающего потенциала технологического образования детей. Недостаточная подготовка современного поколения к трудовой деятельности способствует проявлению таких качеств личности, как безответственность, эгоизм, бездуховность, материалистичность, стремление к «красивой жизни» без труда.

Содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии показывает, что наблюдается разрыв между сложившейся традиционной системой подготовки будущего учителя технологии и необходимостью гуманизации данного процесса на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов. Поиски решения данной проблемы являются актуальными для педагогического образования в целом и учителей технологии в частности, что связано с выраженным междисциплинарным характером их профессионально-педагогической подготовки, высоким уровнем опасности (рисков) в профессиональной деятельности учителя технологии и повышенным уровнем их ответственности за физическую и психологическую безопасность, охрану труда и здоровье обучающихся. Цель исследования заключается в выделении этапов и компонентов формирования гуманитарной составляющей профессиональной компетентности учителей технологии. 

Совершенствование технологической подготовки, базирующееся на углубленном изучении теоретико-методологических основ духовно-нравственного и трудового воспитания, становится объективной необходимостью в условиях модернизации высшего педагогического образования. Развитие производственных технологий всегда оказывало влияние на состояние общества и взаимоотношения людей, и в конечном итоге на статус государства. Однако технологический фактор приобретает основополагающее значение: исключительно высокий уровень развития технологий будет способствовать продвижению к тем целям, которые приняты обществом и провозглашены в Конституции РФ.

Безусловно, одним из главных факторов, влияющих на технологический уровень общества, совместно с экономическими и политическими, является профессионально-образовательный фактор. Следовательно, приоритетной задачей государства становится реализация стратегии целенаправленного профессионально-образовательного развития общества, а формирование потребности учащихся к систематической трудовой деятельности должно стать приоритетным направлением в условиях модернизации образования.

Между тем наблюдается недооценка воспитательного и развивающего потенциала трудовой деятельности, происходит вымывание ценностных ориентаций физического труда. В образовательных организациях предмет «Технология» отнесен ко второстепенным, может заменяться другими дисциплинами, а то и вовсе отсутствовать в учебном плане. Происходит сокращение времени, предназначенное на трудовое обучение и воспитание. Все вышеперечисленные факты говорят о наличии в нашей стране пренебрежительного отношения к трудовому воспитанию современного поколения: например, во Франции и Японии в начальной школе на занятия трудовой деятельностью отводится до пяти уроков в неделю. Анализируя распределение учебного времени на изучение предметов в начальной школе США, можно сделать вывод, что такие предметы, как математика, ручной труд, музыка и изобразительное искусство, занимают равные позиции в учебном плане [5, с. 37].

В общественном сознании наблюдается обесценивание роли трудового воспитания детей. Оно обычно сводится преимущественно к выработке у учащихся умений и навыков физического труда. Недостаточная обеспеченность школы предметным инвентарем приводит к преобладанию малосодержательной, примитивной трудовой деятельности и, как следствие, к формированию у детей негативного отношения к ней. Снижается привлекательность производительного труда для молодежи, деятельность которых ограничивается посредничеством в сфере обслуживания, что не представляет интересов страны в целом и не приводит к увеличению ее национального богатства.

В условиях современного рынка подвергается изменениям и система ценностей общества. Личностные установки и ориентации большинства людей под внешним влиянием средств массовой информации искусственно направляются в область бизнеса: личное финансовое благополучие, ориентация на материальные блага препятствуют проявлению духовных, культурных ценностей, вытесняют из сознания современного поколения роль и значение научных знаний, компетентности, культуры труда, без владения которыми невозможно развитие экономики, образования и науки. Отсутствие должной трудовой подготовки современной молодежи приводит к замене их активной жизненной позиции узкопрагматическими целями и желаниями как можно больше заработать. Как результат у молодежи происходит формирование таких негативных качеств личности, как ленивость, невежество, алчность, выраженно проявляется потребительское отношение к окружающей действительности, наблюдается снижение интеллектуального развития, духовности, культуры и сужение общего мировоззрения в целом.

Недостаточная общетрудовая технологическая подготовка учителя технологии в настоящее время обусловлена низким уровнем межкафедрального взаимодействия в педагогических вузах, отсутствием органа компетентного управления данным процессом, игнорированием междисциплинарных подходов в обучении, что в значительной степени снижает потенциал предметных дисциплин для улучшения трудовой подготовки учителя. Также в образовательном процессе не уделяется особого внимания реализации практико-ориентированных технологий подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся.

В этой связи к учителю технологии предъявляются особые, личностно-профессиональные требования [6, c. 16]. Безусловно, что учитель должен владеть не только научным, профессиональным знанием о человеке и происходящих явлениях, но и знаниями с гуманитарной составляющей, а также должен быть вооружен современными педагогическими компетенциями и гуманистическими. Данную задачу способны выполнить не только гуманитарные дисциплины, но и дисциплины профильной, технико-технологической направленности, на формирование и развитие рациональных и нравственно-этических качеств. Следовательно, проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его умения проектировать комфортные и психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса, от его отношения к профессии, внутреннего состояния и личностного облика [7, с. 105].

Определяя теоретические основы формирования профессионально-педагогических компетенций студентов, мы выделяем этапы, в ходе которых эти компетенции системно развиваются и совершенствуются. Важным средством формирования педагогической компетентности студентов является междисциплинарная интеграция, связанная с целенаправленным построением логических взаимосвязей единого смыслового пространства педагогической деятельности и способствующая решению задач с использованием комплекса осваиваемых студентами компетенций. Первый этап – изучение курсов педагогики и философии. Второй – обеспечение профессиональной направленности личности студентов, т.е. готовности студентов применять философские знания в учебно-воспитательной работе, что происходит в результате движения анализа педагогических понятий от их философской основы к педагогической интерпретации. Наконец, третьей ступенью становится обеспечение межпредметных связей педагогики с основополагающими в подготовке учителя дисциплинами – психологией и философией. Следует отметить необходимость широкого использования в преподавании педагогики и психологии технологий обучения проектировочной деятельности [8, c. 134], в частности проектирования психологически безопасной образовательной среды. Педагог, владеющий технологиями проектирования комфортных и психологически безопасных условий, будет способен эффективно организовывать трудовое обучение учащихся и сопровождать их психологическое овладение конкретными технологиями.

Анализ представленных выше подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе педагогического образования, позволяет рассматривать их сформированность как результат овладения: необходимыми мыслительными качествами; системой специальных характеристик профессионального мышления; мыслительными операциями, сопровождающимися осознанным оперированием понятийным аппаратом педагогики.

Сформированность профессиональной компетентности будущего учителя технологии мы понимаем как единство овладения следующими компонентами профессионализма: высокая степень освоения понятийного педагогического аппарата; высокое качество решения учебных и профессиональных педагогических задач; высокая степень результативности и обязательность использования при решении задач понятий и категорий педагогики, т.е. осуществляется функционирование понятийного аппарата в режиме осознанного, активного и творческого применения [9]. Если рассматривать сформированность педагогической компетенции именно таким образом, то легко дифференцируются критерии сформированности и обеспечивается надежность диагностики, что представляется немаловажным аспектом с точки зрения практики педагогического образования. Остановимся подробнее на описании каждого из приведенных компонентов.

Высокая степень усвоения понятийного педагогического аппарата означает осознание логических характеристик понятия, причем не на формальном, а на творческом уровне. Студент уверенно ориентируется в иерархии понятий, способен дифференцировать близкие по смыслу понятия; способен анализировать понятия как в контексте, так и в обособленном виде; умеет выделять существенные признаки и способен абстрагироваться от несущественных; понимает изменения, привносимые практикой образования в содержание традиционных понятий; в зависимости от собственной позиции и опыта умеет выразить личное понимание того или иного понятия.

Одной из составляющих сформированности у студентов профессиональной направленности мышления является высокое качество решения педагогических задач. В психолого-педагогической литературе выделяется два типа задач: учебная и профессиональная, или реальная, возникающая в процессе практической деятельности педагога [10, c. 46]. Педагогическая задача представляет собой одно из средств развития педагогических умений, а в конечном счете – это средство совершенствования профессиональных компетенций будущего учителя. Если в реальной задаче педагог ориентирован на изменение какого-то исходного состояния (ситуации, объектов его деятельности), то при решении учебной студент гораздо в большей степени занят анализом собственных рассуждений, оценкой обоснованности своей позиции и позиций своих коллег. В решении реальной задачи практическое мышление становится составной частью профессиональной деятельности. Неотрывность мышления от исполнения кардинально изменяет сам процесс мышления, происходит поиск оптимальных и единственно реализуемых в определенных условиях средств и способов решения реальной задачи. К специфическим особенностям профессиональных задач относятся также: сложность условий по связям и их многообразие по содержанию, трудная обозримость, малая степень достоверности, противоречивость, изменчивость и неполнота условий.

Таким образом, констатируется прямая противоположность характерных признаков учебных и профессиональных задач: одномерность – многомерность, статичность – динамичность, обратимость – необратимость и т.д., что невозможно не учитывать при конструировании учебных задач и при обучении студентов их решению по определенным алгоритмам. Однако понимание задачи как цели, заданной в определенных условиях, должно быть принято студентом и реализовано с учетом целей образования и воспитания, выдвигаемых обществом, и собственных позиций, установок. Качество решения профессиональных задач будет напрямую зависеть от следующих факторов: насколько учитываются все заданные условия; насколько индивидуально данное решение; как соотносится решение с долгосрочными программными целями; способен ли студент обоснованно дополнить недостающую информацию и спрогнозировать возможные последствия.

Выделим некоторые процессуальные особенности третьего компонента сформированности профессиональных компетенций направленности мышления: восстановление предметной ситуации в ее существенных для решения частях; схематизация предметной ситуации с целью доступного переноса сначала в речевой, а затем в умственный план; разделение этапа материализованного действия на две последовательные части: обычного изображения и изображения схемы; изменение хода анализа задачи: от вопроса задачи к системе понятий; от системы понятий к восстановлению предметной ситуации и схематизации, выделению ее существенных черт; затем к выполнению элементов данной схемы, основываясь на конкретные данные задачи; и наконец, к решению самой задачи.

Анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии позволил выявить следующие тенденции: необходимость обогащения вариативных образовательных программ подготовки будущего учителя технологии содержанием гуманитарных знаний на основе системного, междисциплинарного и личностно ориентированного подходов; расширение методов и технологий подготовки будущих учителей технологии с целью становления и развития профессионального мышления и рефлексивной и субъективной позиции. Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что процесс формирования профессионализма учителя технологии многомерен и может иметь соответствующую планируемую направленность в образовательном процессе. Таким образом, гуманитарная составляющая профессиональной подготовки будущего учителя технологии выступает не только в свойстве показателя качества педагогического образования, но и духовно-нравственной культуры, профессионально-психологического потенциала и мотивационно-ценностной направленности.


Библиографическая ссылка

Сергеев А.Н., Малий Д.В., Сергеева А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27243 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074