Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Лутовина Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье представлены результаты внедрения модели ресурсного научно-методического отдела, направленного на реализацию педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров, посредством организации инновационной образовательной среды. Установлено, что развитие инновационной информационной образовательной среды будет способствовать непрерывному образованию педагогов, что позволит повысить качество подготовки педагогических кадров. Реализация инновационной образовательной среды, будет способствовать достижению педагогических целей: развитие интеллектуальной активности обучаемых; - усиление мотивации непрерывного профессионального роста педагогических кадров; развитие способностей и навыков непрерывного профессионального обучения и самообразовательной деятельности; развитие критического и творческого мышления, коммуникативно-диалоговых, креативных и рефлексивных способностей; развитие индивидуального стиля инновационной профессиональной деятельности у работников образования. Сегодня необходимо создать качественно новую образовательную среду на всех уровнях повышения квалификации и непрерывного образования педагогов, что позволит минимизировать возможные педагогические риски, сократить временные ресурсы, позволит акцентировать внимание на повышении профессионального статуса каждого педагога.
оптимизация педагогического процесса
инновационная образовательная среда
подготовка и переподготовка педагогических кадров
1. Лутовина Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. - 2016. - № 11. - С. 104-108.
2. Акимова Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. – 244 с.
3. Рудаков Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2011. - № 12. - С. 7-8.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2011. – 246 с.
5. Акимова Л.А. Потенциал педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25230.
6. Аксарина Д.Т. Инновационные технологии в современном образовании // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной науч.-практ. конф. (21 октября 2017 г.). – Оренбург: ОГПУ, 2017. - С. 39-41.
7. Акимова Л.А. Педагог как ключевая фигура эффективности физкультурно-оздоровительной работы: возможные риски и пути преодоления / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. - № 6. - С. 24-26. - URL: http://www.teoriya.ru/fkvot.
8. Потапова Е. Внедрять новые образовательные стандарты / Е. Потапова, Т. Небогатикова // Учитель. - 2008. - № 6. - С. 38-39.
9. Меерзон Т.И., Попова Е.В. Организационно-педагогические условия формирования инклюзивной образовательной среды // Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования: материалы междунар. науч. конф. – Уральск: Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, 2016. – С. 240-244.
10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М.: Педагогическое образование, 2012. – 192 с.
11. Лутовина Е.Е. Формирование инновационной образовательной среды в системе повышения квалификации учителей основ безопасности жизнедеятельности // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – Т. 1. - № 1 (7). – С. 12. - URL: http://www.orenipk.ru/.
12. Рытов А.И. Сетевая образовательная модель повышения квалификации педагогических кадров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - № 4. - С. 97-103.

Анализ структуры и содержания подготовки и переподготовки педагогов показал, что сегодня имеется необходимость в педагоге, который на высоком уровне должен обладать предметными знаниями, владеть оптимальными, эффективными технологиями, которые будут способствовать подготовке обучающихся с высоким качеством образования. В связи с происходящими изменениями закономерно меняются образовательные потребности педагога. Опыт работы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов позволяет выявить целый ряд проблем, а также определить пути решения и совершенствования процесса организации непрерывного образования педагогических кадров.

Одной из главных проблем современного учителя является переход от обученного, хорошо подготовленного, владеющего педагогическими техниками человека к новому специалисту, который способен включить в свою педагогическую деятельность обучающихся, интегрировать в себе позиции методиста, возрастного психолога, проектировщика образовательного процесса, тьютора [1].

При обеспечении качественной подготовки современного работника образования, который проявляет высокий уровень педагогического мастерства, необходимо модернизировать образовательную среду в системе повышения квалификации.

Подготовка педагогов к инновационным педагогическим воздействиям и продуктивному решению педагогических задач должна носить личностно ориентированный, деятельностный характер. Целесообразно разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию для каждого слушателя. Такой персонифицированный подход позволит минимизировать возможные педагогические риски, сократить временные ресурсы, позволит акцентировать внимание на повышении профессионального статуса каждого педагога [2; 3].

Программы подготовки и переподготовки педагогов способствуют развитию компетенций, которые понадобятся при выполнении новых видов профессиональной деятельности, позволят приобрести новую квалификацию, компенсировать недостатки в организационных вопросах образовательного процесса [4].

Следующая проблема, которая нами выявлена, - педагогическая разобщенность. Сегодня требуются новые типы педагогических объединений, в основе которых будет взаимодействие, что позволит обеспечить консолидацию научных, методических и практических идей для оптимального решения педагогических ситуаций.

В настоящее время требуется выйти за рамки внутришкольного взаимодействия и создать предметные сайты, которые объединят педагогическое сообщество на территории регионов Российской Федерации. Данные сайты позволят решать целый ряд вопросов: осуществление разнообразных мониторингов для выявления потребностей педагогов, проведение научно-методических мероприятий, вебинаров, форумов, акций, конкурсов, тиражирование педагогического опыта в формате видеоуроков, обеспечение консалтинговой деятельности и другие в дистанционном формате [5].

Сайт может стать площадкой апробации авторских программ, педагогических инноваций, создания образовательной и координационной основы инновационной деятельности.

Для осуществления планово-прогностической работы необходимо вести диагностическую карту профессиональной квалификации педагогических кадров, которая обеспечит создание банка кадрового обеспечения образования на территории регионов. Данный портал позволит систематизировать информацию, составить рейтинг педагогов, определить проблемные зоны, которые исследуют, разрабатывают и реализуют ведущие специалисты и педагогические коллективы образовательных организаций, готовые тиражировать накопленный практический педагогический опыт [6].

Повышение профессиональной квалификации учителей должно быть переосмыслено в контексте развития образовательной среды, что предполагает внедрение инновационных виртуальных и дистанционных технологий. Образовательное взаимодействие в процессе подготовки педагогических работников системы образования в условиях реализации инновационной образовательной среды будет способствовать достижению педагогических целей:

- стимулирование и развитие интеллектуальной активности обучаемых;

- усиление мотивации непрерывного профессионального роста педагогических кадров;

- развитие способностей и навыков непрерывного профессионального обучения и самообразовательной деятельности;

- развитие критического и творческого мышления, коммуникативно-диалоговых, креативных и рефлексивных способностей;

- развитие индивидуального стиля инновационной профессиональной деятельности у работников образования. 

Дистанционное образование позволит разрушить временные и пространственные границы и обеспечить доступность непрерывного образования для всех участников образовательного процесса [7; 8].

Поиск инновационных форм взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов позволил выявить, что работа в режиме малых творческо-исследовательских групп – одна из эффективных в процессе обучения педагогов. Это связано с обеспечением психологического комфорта, увлечения и решения единой проблемы, смены вида деятельности на поисково-исследовательскую. Перечисленные условия способствуют качественному профессиональному росту педагогов [9].

Отдельным направлением в организации повышения квалификации педагогов необходимо выделить целенаправленную работу по поддержке молодых учителей, так как они отличаются высокой теоретической подготовкой, но недостаточным практическим опытом. Поэтому повышение квалификации молодого специалиста должно осуществляться на базе образовательных организаций с привлечением опытных педагогов-предметников. Определенное количество часов стоит посвятить формированию и развитию мотивационной сферы педагога, стремления к самосовершенствованию у начинающего учителя, что будет способствовать самообразованию педагогов и развитию профессионального мастерства [10; 11].

Следовательно, необходимо создать качественно новую образовательную среду на всех уровнях повышения квалификации и непрерывного образования педагогов.

Цель исследования: выявить педагогические условия оптимизации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Материал и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «ОГПУ». Период исследования – 2014-2017 гг. Респонденты – преподаватели и студенты, учителя общеобразовательных организаций города Оренбурга.

В ходе проведения педагогического исследования нами обследована маркетинговая среда, посредством выполнения SWOT-анализа, что позволило осуществить комплексное изучение внутренней и внешней среды, определить сильные и слабые стороны внедрения ресурсного научно-методического отдела, возможности и потенциальные риски [12].

Полученные результаты были учтены при моделировании инновационной образовательной среды, направленной на оптимизацию процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Для определения потребности респондентов образовательных организаций в создании ресурсного научно-методического отдела, который обеспечит реализацию услуг методического и образовательного характера, а также готовности к работе в сетевом образовательном пространстве, нами были разработаны анкеты.

В процессе исследования была апробирована модель ресурсного научно-методического отдела, направленного на реализацию педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров, посредством организации инновационной образовательной среды.

Педагогические условия оптимизации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров.

  1. Создание, развитие и популяризация электронных библиотечных систем, обеспечивающих свободный доступ к электронным библиотечным системам вуза.
  2. Совершенствование методологических основ системы образования (учебно-методические комплексы педагогов дополнены презентациями, видеоматериалами, видеоуроками, которые широко применяются в образовательном процессе, персонифицированный учет потребностей педагогических кадров и др.). Сегодня Институт физической культуры и спорта осуществляет эффективное взаимодействие с ресурсно-методическим центром Министерства образования и науки Оренбургской области.
  3. Развитие педагогических предметных сайтов в сети Интернет, которые объединяют педагогическое сообщество и будущих учителей в сетевое взаимодействие.
  4. Развитие академической мобильности, всероссийского и международного взаимодействия, создание научных коллективов для проведения научных исследований.
  5. Формирование информационной среды, позволяющей раскрывать проблемы в системе образования и определять пути их решения.
  6. Повышение профессиональных компетенций в контексте внедрения инновационных виртуальных и дистанционных технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Аналитическая работа с результатами анкетирования педагогического сообщества города Оренбурга позволила выявить необходимость в организации, функционировании и развитии ресурсного научно-методического отдела.

Так, изучив полученные данные, мы установили, что более 90% респондентов хотят стать клиентами ресурсного научно-методического отдела, где осуществлять процедуры подготовки и переподготовки, более 95% проявили интерес к различным видам услуг, которые предлагает ресурсный научно-методический отдел. Особое внимание вызвали такие услуги, как консультационное, экспертное и информационное сопровождение (70%), диссеминация эффективного инновационного, результативного опыта педагогов (70%), организация и проведение научно-методических мероприятий (65%), олимпиад (20%) и др.

На базе Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «ОГПУ» создан ресурсный научно-методический отдел, целью исследования которого является изучение путей оптимизации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров. Создана инновационная образовательная среда, эффективность которой подтверждается научно-исследовательской научно-методической деятельностью научно-педагогических работников. Результаты исследований ежегодно предлагаются широкой научной общественности на международных и всероссийских научных мероприятиях.

Важным направлением оптимизации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров является академическая мобильность. В рамках международного договора с Актюбинским региональным государственным университетом им. К. Жубанова в Институте физической культуры проводились следующие научные мероприятия:

15.10.2015-16.10.2015 г. Международная научно-практическая конференция «Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения».

22.10.2015-23.10.2015 г. VII Международная научная конференция «ЕАЭС: стратегия и механизмы реализации» в режиме онлайн.

21.10.2016-22.10.2016 г. Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование как актуальная проблема современного общества».

18.11.2016 г. Международный научно-практический форум «Инновации в науке и образовании: молодежные инициативы, исследования, трансфер технологий».

02.12.2016 г. Научно-методический семинар «Интенсификация учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий» в режиме онлайн.

20.10.2017-21.10.2017 г. Международная научно-практическая онлайн-конференция «Образование и личность: методологические и прикладные основания».

17.11.2017 г. Международный молодежный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные процессы и стратегии развития современного образования».

На базе ресурсного научно-методического отдела разработаны инновационные образовательные программы, направленные на обеспечение качества подготовки и переподготовки педагогических кадров, создание балльно-рейтинговой системы учета профессиональных достижений педагогических кадров; реализуются научно-исследовательские региональные проекты в рамках грантов Министерства образования Оренбургской области («Риски современного образовательного пространства», «Разработка инновационной системы медико-психологических и педагогических технологий формирования здоровья учащихся на базе образовательных учреждений ФГБОУ ВО «Оренбургская государственная медицинская академия», ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»», «Разработка технологий междисциплинарного взаимодействия в инклюзивном образовании в образовательных организациях региона», «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников в современном образовательном пространстве» и другие проекты), осуществляется сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями, развитие межрегиональной и международной ассоциаций, мониторинг потребностной сферы образовательных организаций в методическом и образовательном обеспечении.

Анализ результатов исследования по внедрению инновационной образовательной среды позволил выявить, что реализуемые педагогические условия способствуют консолидации научных, методических и практических идей для оптимального решения педагогических ситуаций, а также персонифицированный подход позволяет минимизировать возможные педагогические риски, сократить временные ресурсы, позволит акцентировать внимание на повышении профессионального статуса каждого педагога.

При изучении эффективности функционирования ресурсного научно-методического отдела выявлены новые возможности и оптимизации процессов подготовки и переподготовки педагогических кадров:

- создание творческих и проектных групп педагогов-исследователей;

- развитие электронного дистанционного обучения;

- внедрение инновационных механизмов, методов и форм сетевого взаимодействия в образовательной среде;

- разработка программно-целевого обеспечения;

- расширение стажировочных площадок;

- внедрение индивидуальных программ профессионального роста педагогического работника;

- развитие материально-технического обеспечения процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- разработка системы оценки и контроля профессиональной педагогической деятельности;

- развитие педагогического менеджмента в образовании.

Заключение

Таким образом, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса является необходимым ресурсом в системе образования. Сегодня необходимо осуществить подготовку специалиста, который будет понимать и принимать ценности образования нового типа, способного к осуществлению проектирования и организации инновационной деятельности.

Следовательно, необходимо оптимизировать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров посредством внедрения и развития инновационной образовательной среды.

В Институте физической культуры и спорта сегодня созданы условия, которые позволяют готовить высококвалифицированных специалистов, внедрять перспективные научно-исследовательские разработки и другие проекты, направленные на поддержку молодых, талантливых ученых и педагогов.

Таким образом, результаты работы научного коллектива университета создали научную базу, позволяющую нам продолжить обсуждение научных идей в рамках организации и проведения подготовки и переподготовки педагогических кадров.


Библиографическая ссылка

Лутовина Е.Е. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27242 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674