Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Петрякова С.В. 1 Еськин Д.Л. 1 Жукова П.Н. 2
1 ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России»
2 ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина»
В настоящей статье авторами рассмотрены современные проблемы развития личности в среде электронного обучения. В контексте личностно ориентированного обучения предпринята попытка раскрыть понятие электронного обучения с личностно развивающим потенциалом. Авторы предлагают считать информационно-образовательную среду личностно развивающей средой электронного обучения, если она обеспечивает педагогические условия развития личностных функций обучающихся (рефлексии, саморегуляции, свободы выбора, диалога) в ходе электронного обучения и включает ресурсы и инструменты учебно-информационной деятельности и субъект-субъектного взаимодействия участников процесса обучения. В статье теоретические положения о различных способах коммуникации (синхронной и асинхронной, индивидуальной и групповой), выборе индивидуальной траектории обучения, роли творческих исследовательско-познавательных проектов обучающихся рассматриваются с практической точки зрения проектирования личностно развивающей среды электронного обучения.
электронное обучение
развитие личности
личностные функции
личностно-ориентированное обучение
среда электронного обучения.
1. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. – 288 с.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.
3. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
4. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. - М.: Логос, 2012. – 448 с.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 12.11.2017).
6. Гарцоев А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: дис. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 398 c.
7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: Новая техника, 2006. – 462 с.
8. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
9. Шиян Н.И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4-1. – С. 279-281.
10. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. – 2013. – № 4 (24). – C. 121-131.
11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: Владос, 2000. - 320 с.
12. Лапенок М.В., Макеева В.В. Формирование готовности учащихся старших классов к использованию информационно-образовательной среды при обучении // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. – С. 77–81.

Глобальные процессы информатизации оказывают существенное влияние на систему образования в России. Динамично изменяющаяся информационная реальность требует от выпускника качеств творческой, креативной личности, сформированности у него информационной культуры и способности саморазвиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим научный интерес представляет педагогический поиск возможностей использования электронного обучения в целях формирования личностных качеств обучающегося.

Педагогической основой проектирования личностно развивающей среды электронного обучения являются положения личностно ориентированного подхода в определении главенствующей цели обучения – развития личности обучающегося.

Личностно ориентированный подход в образовании представлен различными концепциями (Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской,  В.В. Серикова и др.).

Суть личностно ориентированного подхода Е.В. Бондаревской заключается в том, что  образование рассматривается как часть культуры, а основной целью образования становится воспитание человека культуры [1] . Основным методом проектирования такого образования должен стать культурологический подход: рассмотрение культуры как среды, растящей и питающей личность; понимание творчества как способа развития человека в культуре.

И.С. Якиманская трактует личностно ориентированное образование следующим образом: во главу угла ставится «раскрытие индивидуальности каждого ребенка через учение как самостоятельную и значимую для него деятельность в школьный период его возрастного развития» [2].  Личностно ориентированный подход в обучении реализуется, по мнению ученого, только через субъектный опыт обучающегося. При этом обучающийся является субъектом познавательной и предметной деятельности. В процессе обучения происходит обогащение  имеющегося субъектного опыта путем создания условий для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей обучающегося.

Наиболее полно, на наш взгляд, проблемы личностно ориентированного образования и обучения раскрываются в работах В.В. Серикова. Автор под  личностно ориентированным подходом понимает специальный вид образования, в основе которого - создание определенной образовательной системы, которая запускала бы механизмы функционирования и развития личности [3]. При этом основной задачей педагогического проектирования ученый определяет не создание системы педагогических воздействий и не учебную деятельность, а моделирование личностно развивающей среды, которая приводит к трансформации субъектной позиции личности посредством свободного выбора обучающимися средовых компонентов. При этом под развитием личности В.В. Сериков понимает становление таких личностных функций обучающегося, как избирательность, рефлексивность, потребность в свободе, саморегуляция, креативность, диалог [4].   

Нам импонирует мнение В.В. Серикова о том, что становление обучающегося как личности невозможно вне образовательной среды, то есть вне социокультурного пространства и без взаимодействия субъектов процесса обучения. При этом актуализация и развитие личностных функций обучающегося является целью проектирования личностно развивающей среды обучения.

Рассмотрим среду электронного обучения как один из вариантов проектирования личностно развивающей образовательной среды.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании РФ» электронное обучение – это «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Электронное обучение зачастую представлено как одна из функций электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) организации. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования  наполнение контента ЭИОС  обеспечивает:

- доступ к электронным носителям учебной информации и документации;

- проведение всех видов учебных занятий, при реализации которых предусмотрено электронное обучение;

- коммуникацию (синхронную и асинхронную) между участниками образовательного процесса и др. [5].

Перечисленные функции обеспечивают реализацию основных аспектов личностно ориентированного образования: свободу выбора индивидуальной траектории и коммуникацию субъектов процесса обучения.

Личностно развивающий потенциал среды электронного обучения заключается в смене обучающимся статуса объекта на субъект, активно действующий и равноправно участвующий во всех этапах обучения: от анализа проблемной ситуаций и самостоятельного выбора способов и форм решения до определения причин ошибок и неудач.  Подобная смена в объектно-субъектной организации процесса обучения приводит к   накоплению различных видов личностного опыта (опыт свободного выбора, опыт мотивации, опыт самопрезентации, опыт творческой самореализации, опыт саморегуляции, коммуникативный опыт). Задача педагогического работника при проектировании личностно развивающей образовательной среды  - создать условия для   самореализации,  выявления и раскрытия индивидуальности обучающегося.

            В контексте электронного обучения личностно развивающий потенциал может быть обусловлен:

1) возможностями использования компонентов электронных образовательных сред в целях развития личности;

2)  участием  обучающегося в проектировании электронной образовательной среды в части выбора своей индивидуальной траектории обучения.

Проблема проектирования личностно развивающих сред электронного обучения является актуальной в педагогической науке, к ней обращаются многие исследователи. Так, А.В. Гарцоев рассматривает концепцию электронной среды обучения лингводидактике как интегрированную совокупность подходов: коммуникативно-деятельностного, личностно ориентированного, когнитивного, системного, объектно-ориентированного. При этом автор называет продуктивными  те методы электронного обучения, которые активизируют самостоятельность обучающихся, возможность индивидуального выбора, определения объема и иных содержательных компонентов обучающих ресурсов, а также контроль и самоконтроль. К этим методам он относит метод проектов, образовательного события и сценариев взаимодействия, демонстрационных примеров и т.д. [6]. Несмотря на то что автор рассматривает электронную среду обучения в русле множества подходов, указанные им методы, несомненно, обладают личностно развивающим потенциалом. Так, по нашему мнению, обладают потенциалом развития личности следующие из них: метод образовательного события и сценария взаимодействия; метод проектов, в основу которого положена творческая деятельность обучающихся по теме проекта.

А.В. Соловов определяет электронное обучение как новую форму организации учебного процесса, базирующуюся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью различных электронных образовательных ресурсов [7]. При этом автор уточняет, что  среда электронного обучения характеризуется  тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от педагогического работника в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств электронных телекоммуникаций.

Актуализация такой функции личности, как диалог, в среде электронного обучения возможна при условии проектирования коммуникации субъектов обучения по следующим направлениям:

  • обучающийся – педагогический работник;
  • обучающийся – группа;
  • педагогический работник – группа.

Индивидуальное общение по схеме «обучающийся – педагогический работник» выражается в информировании, индивидуальном синхронном и асинхронном консультировании и  оценивании результатов учебной деятельности.

Второй вариант коммуникации «обучающийся - группа» заключается в подготовке совместных творческих проектов и/или во взаимном оценивании результатов обучения.

Диалог в формате «педагогический работник – группа» проявляется в различных  форумах (рекомендации по изучению материалов, объявление сроков сдачи работы), в проведении групповых занятий.

К обязательным компонентам проектирования личностно развивающей среды электронного обучения относится интерактивный режим работы - наличие диалога «обучающий – система электронного обучения», дружественного интерфейса электронных образовательных ресурсов (ЭОР). С.В. Панюкова вводит определение дружественного интерфейса как  интерфейса, соответствующего различным требованиям пользователя и генерирующего положительные отклики на любые запросы, способствующего созданию ситуации успеха [8].  Высокий уровень интерактивности ЭОР положительно сказывается на развитии самостоятельности обучающегося. Диалог активно вовлекает обучающихся в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы. Применение интерактивных электронных средств обучения позволяет обучающимся получить возможность постоянного самоконтроля и саморефлексии своей деятельности, что, с одной стороны, служит фактором повышения мотивации, а с другой - обеспечивает позитивное  эмоциональное  состояние в процессе обучения.

Другим важным компонентом содержания среды электронного обучения можно назвать творческие исследовательско-познавательные проекты обучающихся, в основе которых заложены процессы усвоения и использования знаний в поиске ответов на поставленную проблемную (ситуационную) задачу.

Работа над творческими научно-исследовательскими проектами  помимо усвоения учебного материала способствует воспитанию самостоятельности в решении той или иной задачи, самоопределению, самосовершенствованию и самореализации обучающегося [6]. 

Проектирование педагогическим работником индивидуальных личностно развивающих ситуаций в рамках творческих работ позволяет испытать собственные возможности обучающихся в предлагаемой области знаний, что помогает избежать нивелирования личности обучающихся посредством свободы выбора последними способов и форм реализации проектов. Эффективность этого вида деятельности заключается в сочетании интеллектуальной и практической деятельности обучающихся.

Именно электронная образовательная среда обладает необходимым инструментарием (аппаратно-программной поддержкой) для проведения творческих проектов: самостоятельного поиска информации (электронные библиотеки), основ моделирования явлений и процессов (программы ситуационного моделирования) и способов оформления результатов (программы создания мультимедийных  презентаций).  

Следующим фактором развития личности обучающегося в электронной образовательной среде является  самоопределение последнего в выборе собственной индивидуальной траектории обучения. 

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям [10].

 По мнению А.В. Хуторского, индивидуальная образовательная траектория – это собственный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося, где под личностным потенциалом   понимается совокупность его  познавательных, творческих и иных способностей [9].

В своих исследованиях В.В. Макеева и М.В. Лапенок под индивидуальной траекторией понимают поэтапное продвижение обучающихся к запланированным учебным результатам:  осознание обучающимися мотивационной основы; уяснение обучающимися применяемой в условиях информационно-образовательной среды модели (алгоритма) деятельности; использование алгоритма деятельности при овладении умениями самостоятельно выполнять действие; освоение обучающимися методов самоконтроля  [11]. 

Выбор индивидуальной траектории обучения – это результат  адекватной оценки способностей   обучающихся, которая заключается в анализе их самостоятельности и саморефлексии по следующим характеристикам:

- определение целей обучения и соотнесение их со своими реальными интересами и потребностями;

- участие в проектировании конечного результата обучения и определении критериев его оценки;

- выбор наиболее приемлемых и эффективных форм и приемов обучения;

- оценка продуктивности и опыта своей учебной деятельности [12].

Проблема выбора индивидуальной траектории  обучения может быть решена с помощью использования различных систем электронного обучения  (Moodle, STELLUS, «Прометей», «АСТ» и др.),   в основе которых находится многофункциональное ядро, обеспечивающее совместимость отдельных учебных модулей.

Контент модуля зависит от предметного содержания и может по необходимости быть усовершенствован или заменен новым.  Каждый модуль может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, электронные учебники, ссылки на отдельные файлы и т.д.) и интерактивных элементов курса, ориентированных на конкретного обучающегося, его индивидуальные способности, интересы и потребности. Основным педагогическим средством любого учебного модуля  являются электронные образовательные ресурсы, к которым можно отнести все информационные источники, находящиеся как в локальных базах данных, так и в глобальной информационной среде. При этом разрабатывается индивидуальный учебный план  обучающегося, в  состав которого входят  обязательные (инвариантные)  модули и  дополнительные (вариативные) модули.

Таким образом, электронное обучение обладает личностно развивающим потенциалом, который определяется  проявлением важнейших  функций личности, а именно:

1) самоконтроля и саморефлексии своей деятельности посредством применения интерактивных электронных средств обучения как способа диалога, коммуникации и повышения мотивации;

2) избирательности и внутренней свободы, что проявляется в выборе индивидуальной траектории обучения, определяющей свободу творческой  исследовательско-познавательной  деятельности, что способствует воспитанию самостоятельности.


Библиографическая ссылка

Петрякова С.В., Еськин Д.Л., Жукова П.Н. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27220 (дата обращения: 28.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074