Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СОСРЕДОТОЧЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КОНТИНГЕНТУ СТУДЕНТОВ

Эльдарханов Д.Х. 1 Юсупов Р.Д. 2
1 Государственное автономное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская стоматологическая поликлиника» города Пятигорска
2 Пятигорский медико-фармацевтический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведено сравнительное обследование стоматологического статуса студентов Пятигорского медико-фармацевтического института ВолгГМУ. Обследование выполнено с распределением студентов в 4 диспансерные группы по продолжительности учебы в вузе (1-4 курс). В ходе обследования определено: состояние зубного ряда, флюороз эмали, кариес зубов и нуждаемость в лечении, аномалии развития зубов, заболевания пародонта и потребность в лечении. По результатам обследования выявлена тенденция снижения стоматологического статуса студентов по мере возрастания срока их обучения в вузе. Данные опроса показали, что основными причинами ухудшения стоматологического здоровья студентов являются: отсутствие системной профилактики, общественной мотивации и действенного управления стоматологической помощью. Согласно составленной программе диспансеризации были проведены лечебно-профилактические мероприятия с оценкой их результативности. Полученные материалы подтвердили эффективность «сосредоточенной» стоматологической помощи и необходимость ее программно-целевого развития. Рекомендовано решение проблемы повышения стоматологического здоровья студентов на основе комплектации стоматологических кабинетов в вузах и организации их работы с использованием информационно-логистического управления. Аргументировано, что оптимизация стоматологической помощи является разнонаправленным и многоуровневым процессом, требующим дополнительного познания и системного развития. Обоснованы концептуальные положения информационно-логистического управления, показаны его модели и механизмы реализации, определены индикаторы эффективности стоматологической деятельности. Предложен к использованию имеющийся программно-математический инструментарий с возможностью его качественного преобразования и расширения. Фрагментарное внедрение подтвердило обоснованность предложенных решений.
контингент студентов
стоматологическое здоровье
логистика
информационные технологии
системное управление
лечебно-профилактическая деятельность
1. Голубь А.А. Оптимизация диагностики и лечения стоматологических заболеваний у студентов: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Уфа, 2010. – 22 с.
2. Дмитриенко С.В. Эффективность лечения студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области при осуществлении плановой диспансеризации / С.В. Дмитриенко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3. – С.710-714.
3. Зарипова Н.Р. Медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Уфа, 2000. – 18 с.
4. Кузьмина Н.Б. Социально-экономические условия формирования стоматологической помощи в России: автореф. дис. … д-ра эконом. наук. – Москва, 2004. – 22 с.
5. Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология – неотъемлемый компонент стоматологической помощи населению / Э.М. Кузьмина // Эндодонтия Today. – 2010. – № 2. – С. 3-5.
6. Леонтьев В.К. Качество стоматологической помощи: системный подход, возможности управления и регуляции / В.К. Леонтьев // Экономика и менеджмент в стоматологии. – 2008. – № 1. – С.12-16.
7. Наши продукты – Dental4Windows[Электронный ресурс]. – Режим доступа: d4w.ru /dental4windows (дата обращения: 24.10.2017).
8. Медик В.А. Университетское студенчество: Образ жизни и здоровье / В.А. Медик. – М.: Логос, 2003. – 200 с.
9. Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник. – M.: Росстат, 2016. – 543 с.
10. Чернов П.В. Оптимизация работы стоматологической поликлиники на основе информационных технологий: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Рязань, 2004. – 18 с.
11. Чижов Ю.В. Сравнительная характеристика некоторых параметров стоматологического здоровья студентов института стоматологии КрасГМУ по данным профилактического осмотра / Ю.В. Чижов [и др.] // Сибирское медицинское обозрение. – 2013. – № 5. – С. 101-103.
12. Эльдарханов Х.Ю. Системная логистика: учеб. пособие / Х.Ю. Эльдарханов, Н.О. Санина, Т.И. Дубинина. – М.: Вузовская книга, 2011. – 196 с.
13. Юсупов Р.Д. Балльно-рейтинговая система оценки состояния окклюзии у студентов / Д.Р. Юсупов [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3. – С. 584-588.

Студенческий контингент – это молодые люди (будущие специалисты), которые со временем заменят своих предшественников на всех ответственных постах народного хозяйства. Вместе с тем трудовой потенциал каждого выпускника вуза зависит не только от количества полученных им знаний, но и от уровня его здоровья, сохраненного либо потерянного в процессе учебы. Не надо никому доказывать, что поступление в вуз кардинально меняет привычные условия проживания, питания, труда, отдыха молодого человека [11]. Причем эти изменения чаще всего бывают не в лучшую сторону. Данное обстоятельство, безусловно, выводит студента из когорты его сверстников и делает его легко уязвимым для различного рода стоматологических заболеваний [1-3, 8].

Вместе с тем тщательная диагностика и своевременное лечение позволяют получить максимально позитивный результат, способный переломить ситуацию и обеспечить высокое качество жизни молодого человека на все последующие годы. Очевидный пример тому страны Западной Европы, где значительное снижение стоматологической заболеваемости населения достигнуто за счет внедрения комплексных программ стоматологической профилактики и концентрацией для этой цели значительных кадровых и материально-технических ресурсов [5]. Объективно отметим, что и в нашей стране за последние годы заметно улучшается качество стоматологической деятельности. Коренным образом изменились методы хозяйствования с введением системы обязательного и добровольного медицинского страхования, а также платных медицинских услуг [4]. В арсенале врачей появилось высокотехнологичное оборудование, новые стоматологические материалы, уникальные методы диагностики и лечения.

Однако черты российского менталитета (высокая поведенческая неопределенность и показное пренебрежение к собственному здоровью) значительно усложняют задачу сохранения стоматологического здоровья данной категории населения в нашей стране. Поэтому нам необходимо найти собственные пути решения этой важнейшей медицинской проблемы. На наш взгляд, это развитие российского «ноу-хау» – организации деятельности стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. При этом стоматологический кабинет организуется как структурное подразделение образовательного учреждения, что значительно повышает его статус и расширяет возможности влияния на студентов.

Высоко оценивая систему профилактики и первичной стоматологической помощи непосредственно в вузах, все же полагаем необходимость преобразования системы управления указанной деятельностью. Это диктуется не только достижениями научно-технического прогресса, но и позицией внешней рыночной конъюнктуры. Поэтому переход к информационно-логистическому управлению органично встроит стоматологическую службу в общую функциональную структуру образовательного учреждения и обеспечит программно-целевую направленность ее работы [10]. На этой основе станут доступными мониторинг стоматологического здоровья студентов и оценка эффективности врачебной деятельности. Системный анализ и прогнозирование обеспечат выверенные решения по развитию лечебно-профилактической деятельности.

Цель исследования. Разработка теоретических и методологических положений, направленных на формирование сосредоточенного управления системой оказания стоматологической помощи контингенту студентов.

Материалы и методы исследования. Информационной базой исследования являются фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам здравоохранения, стоматологии, образования и системного управления в условиях современных реформ, а также результаты собственных научных исследований. Для решения поставленных задач применялись методы выявления и прогнозирования объективных закономерностей развития здравоохранения, экономики и управления. При этом использовались общенаучные методы статистического анализа и выборочных обследований, методы концептуального моделирования, машинного программирования, дедукции, индукции, продуцирования идей и алгоритмизации.

Результаты и обсуждение. По данным Службы государственной статистики (Росстат) численность молодого населения России в возрасте 15–19 лет составляет 6.825 млн человек, в возрасте 20–24 лет составляет 9.293 тыс. человек [9]. Из числа данной возрастной категории в университетах учатся 4.766 млн человек, т.е. почти 30 % молодежи. При этом стоматологическая заболеваемость контингента студентов существенно превышает средний норматив, характерный для молодежи [13]. Следовательно, данный контингент, как группа повышенного риска, подлежит самостоятельному изучению для разработки рекомендаций по сохранению их стоматологического здоровья.

Для оценки уровня и структуры стоматологической заболеваемости контингента студентов проведено комплексное стоматологическое обследование студентов Пятигорского медико-фармацевтического института ВолгГМУ. Обследование выполнено с распределением студентов в четыре диспансерные группы по продолжительности учебы в вузе (1–4 курс). Установлено, что распространенность кариеса среди обследованных студентов составляет 71,4±0,6 на 100 человек. Интенсивность кариозного процесса по классификации ВОЗ соответствует высокому уровню (среднее значение индекса КПУ = 6,61±1,3). Жалоб на заболевание пародонта не было, но визуальный осмотр позволил их выявить. Преимущественно встречается легкая степень гингивита – 73,9±1,4 на 100 человек.

Согласно опросу 65,6 ± 4,1 % студентов регулярно, с соблюдением необходимых рекомендаций, ухаживали за полостью рта. Дополнительными средствами по уходу пользуются только 9±2,5 % обследованных студентов. Нуждаются в гигиеническом обучении 82,4±3,2 % человек. Для 3±1,5 % обследованных студентов требуется профессиональная чистка зубов с удалением зубного камня с последующим лечением. Выявлено, что у студентов первого курса чаще (3,9 %) диагностируется неудовлетворительный индекс гигиены в сравнении с третьим курсом (2,1 %) р>0,05.

Вместе с тем установлено, что зубы чистят 2 раза в день 79 % студентов первого курса и только 54 % студентов четвертого курса. При этом время чистки зубов (3 минуты) соблюдают 45 % студенты первого курса и 34 % четвертого курса (р>0,05). Имели санированную полость рта 27,5 % представителей первого курса и только 17,5 % четвертого курса. В проведении ортопедического лечения нуждались 1 студент (1,4 %) первого курса и 2 студента (3,5 %) четвертого курса. Уровень оказания стоматологической помощи (УСП) по данным осмотра составил 45 %: в группе первокурсников УСП=52 % (удовлетворительный), а в группе четвертого курса УСП=38 % (недостаточный).

Таким образом, результаты выборочного обследования стоматологического здоровья контингента студентов подтвердили повышенный уровень заболеваемости, что обусловлено низкой мотивацией к стоматологическому лечению и отсутствием действенной стоматологической помощи. Это обстоятельство диктует необходимость переноса «центра тяжести» профилактической деятельности непосредственно в образовательное учреждение. При этом предполагается, своевременное выявление стоматологической заболеваемости позволит не только остановить ее развитие, но и запустить обратный процесс вплоть до полного выздоровления пациента.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России (от 7 декабря 2011 г. № 1496 н) в образовательных учреждениях должны быть организованы стоматологические кабинеты – либо как структурные подразделения медицинской организации, либо как структурные подразделения образовательного учреждения. Медицинская помощь в стоматологических кабинетах должна оказываться врачами-стоматологами общей практики и гигиенистами. Подготовка гигиенистов (специалисты среднего звена) в настоящее время начата и в России. Они обучены к осуществлению профилактических мероприятий, к проведению стоматологического просвещения и, в случае необходимости, – к выполнению функций ассистента врача-стоматолога [5]. Штатные нормативы медицинского персонала стоматологического кабинета образовательного учреждения, рекомендованные Министерством, показаны в таблице.

Штатные нормативы медицинского персонала стоматологического кабинета образовательных учреждений

Наименование должности

Количество должностей

1.

Заведующий

0,5 на кабинет при наличии не менее 2 должностей врачей стоматологического профиля

2.

Врач-стоматолог (врач-стоматолог общей практики, врач-стоматолог-терапевт) (суммарно)

1 на 2000 человек взрослого населения, но не менее 1 должности на кабинет (не более 2-х должностей на 1 кресло при двусменной работе)

3.

Медицинская сестра

1 на 1 должность врача стоматологического профиля

4.

Гигиенист стоматологический

1 на кабинет (при наличии рабочего места)

 

Анализируя функции стоматологических кабинетов образовательных учреждений, можно убедиться, что приоритет в их работе направлен на осуществление профилактических программ, которые более экономичны и перспективны для сохранения стоматологического здоровья контингента студентов. Вместе с тем профилактика стоматологической заболеваемости, в сущности, неосязаемый процесс, что значительно усложняет его контроль и регуляцию [6]. Поэтому в стержневое внимание в нашем исследовании уделено вопросу разработки информационно-логистического управления стоматологической деятельностью.

Полагаем, что независимо от штатных ресурсов стоматологического кабинета IT-информатика обеспечит системный охват всех персоналий стоматологических процессов (студенты и сотрудники) и позволит оперативно проводить индикацию и системный анализ результативности стоматологической деятельности. Логистика защитит интересы каждого конкретного потребителя (студента вуза) и с этих позиций осуществит выверенные решения по оптимизации деятельности поставщика услуг (стоматологической службы вуза).

Функциональную сущность информационно-логистического управления наглядно иллюстрирует технологическая схема, показанная на рисунке. Предусматривается, что процессы управления выполняются в ней на долгосрочном уровне (I уровень) и оперативном уровне (II уровень). Соответственно, цикл долгосрочного управления рассчитан на 5-летний период, а цикл оперативного управления имеет продолжительность от одного часа или дня до одного месяца или года. Оба цикла выполняются в автоматизированном режиме, т.е. с участием системного руководителя. При этом используются методы математического моделирования и вариативного прогнозирования. Реализацию множества циклов управления обеспечивает высокая вычислительная мощность компьютерной техники и быстродействие средств информационного контроля и связи [12].

Как показано на рисунке, долгосрочное управление предусматривает следующие действия: масштабный мониторинг конъюнктуры спроса стоматологических услуг; стратегическое планирование системного развития; прогнозирование результатов и рисков стоматологической деятельности; разработка долгосрочной программы развития и определение необходимого ресурсного обеспечения; составление проекта фандрайзинга и закрепление спонсорских отношений. В свою очередь, во временных рамках долгосрочного управления осуществляются множественные циклы среднесрочного и оперативного управления (II уровень), которые включают следующие ступени: операционная реализация; оценка результативности; медико-финансовая индикация; рационализация процессов.

Технологические схема сосредоточенного управления системой оказания стоматологической помощи контингенту студентов

 

Особо отметим, что технологическая ступень «рационализация» осуществляется на основе программно-математического моделирования. Это позволяет в реальном времени показать пошаговое развитие проблемного процесса и по результатам вариативных экспериментов позволяет оценить разброс времени и стоимости его оптимизации. В свою очередь, важнейшим элементом долгосрочного управления является планирование и прогнозирование перспектив стратегического развития. В сложившихся обстоятельствах нами обозначены четыре перспективы: совершенствование обучения и охраны здоровья; расширение учебно-методической базы; увеличение контингента студентов; обеспечение финансовой устойчивости. Соответственно, основными функциями информационно-логистического управления определены следующие:

1. Разработка сбалансированных индикаторных показателей.

2. Сбор и анализ существующих значений индикаторных показателей.

3. Проектный расчет развития стоматологической службы.

4. Создание графических моделей лечебно-профилактических процессов.

5. Имитационное моделирование стоимостных процессов.

6. Разработка проектов и бизнес-плана развития.

7. Расчет штатной численности стоматологической службы.

8. Формирование регламентирующих документов.

9. Создание системы технологического менеджмента.

10. Учет и контроль стоматологического статуса студентов.

11. Поддержка повышения качества стоматологической помощи.

Исполнение указанных функций требует разработки обширного программно-математического инструментария и формализации стоматологических процессов. На данном этапе, взяв за основу принцип «облачной» структуры (возможность дополнения и последующей корректировки), предлагается использовать программный продукт «Dental 4 Windows». Публикуемые отзывы подтверждают, что его применение уменьшает неточности, ошибки и рассогласованность в действиях врачей и руководства стоматологической службой. Кроме того, он предусматривает расширенные функции обработки, формирования и вывода большого количества показателей, характеризующих различные аспекты стоматологического процесса [7].

Заключение. Государство, инвестируя бюджетные средства в высшее образование, предполагает их окупаемость через повышение внутреннего валового продукта (ВВП). Для этого требуется обученный и здоровый специалист, который конкурентоспособен в условиях мировой глобализации. Однако обследование стоматологического здоровья студентов ПМФИ ВолгГМУ показало существенное его снижение в процессе обучения в вузе. Причинами являются: отсутствие должной профилактики, общественной мотивации и действенного управления. Обосновано, что оказание стоматологической помощи студентам является разнонаправленным и многоуровневым процессом, требующим научного познания и инновационного управления.

Предложена активизация лечебно-профилактической деятельности на основе комплектации стоматологических кабинетов в вузах и использования информационно-логистического управления. В результате исследования разработаны модели, механизмы и инструментарий информационно-логистического управления. Внедрение авторских разработок в систему стоматологической помощи контингенту студентов предотвратит преждевременную утрату стоматологического здоровья данной группы населения.


Библиографическая ссылка

Эльдарханов Д.Х., Юсупов Р.Д. СОСРЕДОТОЧЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КОНТИНГЕНТУ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27182 (дата обращения: 24.02.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074