Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Киндяшова А.С. 1 Волкова Н.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Правовая компетентность педагога является составной частью его профессиональной компетентности. В связи с этим предлагается анализ понятия правовой компетентности педагога, осуществлена попытка определения правовой компетентности педагога на основе представленных в научной литературе исследований. Авторами проанализированы проблемы, существующие на практике при формировании правовой компетентности педагога, предложены основные векторы развития современного педагогического образования по правовой подготовке будущих педагогов. В целях обеспечения качественной правовой подготовки будущих учителей в педагогических вузах должна быть разработана программа правового образования, включающая правовое обучение и воспитание. При этом доказано, что правовой теоретической подготовки недостаточно, так как требуется всестороннее вовлечение будущего педагога в процесс правового образования, который взаимосвязан с правовым пространством, созданным в педагогическом университете, а затем и в школе.
профессиональная компетентность
правовая компетентность педагога
правовое образование.
1. Лазарова Н.Ч. Развитие профессиональной правовой компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010. – № 3. – С. 40-44.
2. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск, 2011. – Т. II. – С. 94-96.
3. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12444 (дата обращения: 04.10.2017).
4. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6768 (дата обращения: 04.10.2017).
5. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23 с.
6. Юн-хай С.А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 255-262.
7. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. – 2006. - Т. 9. – № 4. – С. 590-593.
8. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 155-163.
9. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 279 с.
10. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 13 (115). – С. 131-134.
11. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. – Калининград, 2005. – 21 с.
12. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 52-56.

Одним из элементов в структуре профессиональной компетентности педагога выступает правовая компетентность, которая является важным инструментом в процессе реализации государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры, а также формирования у граждан чувства уважения к закону. Важность роли учителя также заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во многом зависит именно от педагога, так как он создает особое правовое пространство развития личности учащегося. «Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционируют в правовом контексте, в этой связи специалисты любого профиля подготовки должны адекватно ориентироваться в системе правовых знаний с целью наиболее оптимального их применения» [1, с. 40].

Большинство исследований правовой компетентности представляют собой не столько определение ее содержания и методик формирования, сколько изучение теоретических подходов к формированию как самой компетентности, так и отдельных ее составляющих. В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и правосознания будущих педагогов, которые, безусловно, являются составляющими правовой компетентности, но не исчерпывает ее. Т.В. Хасия отмечает, что «практически отсутствуют современные научные исследования по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе, по построению процесса правового обучения педагогов на основе принципов непрерывности и преемственности, а также по специфике правового сопровождения педагогов в период профессионального становления» [2].

Означенные противоречия позволили нам выявить пробелы в определении понятия и содержания правовой компетентности педагога и возможностей ее формирования на стадии обучения в педагогическом вузе.

Различные подходы к вопросу определения правовых компетенций содержатся в педагогических исследованиях таких авторов, как А.С. Аникина, А.В. Коротун, С.А. Куприянова, О.Ю. Назарова, Н.H. Сапрыкина, С.А. Рудых, Н.М. Шибанова. «Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций» [3].

Все более расширяется спектр исследований формирования и развития правовых компетенций будущего педагога (Т.С. Волох, Е.Е. Герасимович, М.П. Козловцев, А.А. Шайдуров). «Их актуальность обусловлена реалиями работы выпускников педагогических вузов в стремительно меняющихся проблемных ситуациях многообразия педагогических отношений и постоянного реформирования образовательного законодательства» [4]. В ряде исследований обосновано «понятие нормативно-правовой компетентности студентов и работающих педагогов; установлено содержание ведущих трудовых функций нормативно-правовой компетентности на базовом и специальном уровнях; разработана модель формирования нормативно-правовой компетентности педагога» [5].

С точки зрения современного нормативно-правового регулирования правовая компетентность есть готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. Исходя из данного определения, правовая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами. Отсюда следует, что педагог, обладающий правовой компетентностью, должен быть готов к выполнению следующих функций: «осуществление нормативно-правового обеспечения проектирования и реализации образовательного процесса; разработка на основе типовых нормативно-правовых документов совокупности локальных актов образовательных организаций; анализ устава и других правовых, финансово-хозяйственных актов образовательных организаций в части соблюдения прав граждан на получение образования; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом; осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса; разработка должностных инструкций работников образовательных организаций; определение характеристик квалификационных категорий педагогических работников» [5].

Однако готовность и способность педагога работать с нормативными документами является не единственной составляющей его правовой компетентности. Большинство ученых сходятся во мнении, что правовая компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и модели правомерного поведения обучающимся [1; 2; 6].

По мнению авторов С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева, правовая компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, она выражается в наличии у педагога не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни» [7]. Д.В. Московцев также указывает на интегральную характеристику правовой компетентности, которая включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную, информационную и психологическую составляющие [8]. А.В. Коротун рассматривает правовую компетенцию как свойство личности педагога, «основанное на признании правовых ценностей, отражающее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности» [9].

Проведенный анализ позволил нам выработать рабочее определение понятия «правовая компетентность педагога», которая является интегративным свойством личности учителя, включающим в себя когнитивный и поведенческий компоненты, а также ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Важнейшим элементом при становлении будущего педагога является формирование правовой компетентности педагога, этот процесс должен быть постоянным и «включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, он способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни» [10].

Так, по мнению Г.А. Фирсова, в современных условиях главная задача высшего образования, прежде всего, состоит в формировании у студентов педагогических вузов правовой культуры для того, чтобы «они были достойными гражданами страны… получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания» [11]. Все это позволит будущим педагогам научиться разбираться в действующем законодательстве и применять его в своей профессиональной деятельности не только на основе имеющихся знаний, но и глубокой уверенности в ценности права и законов, уважения к ним.

Мы солидарны с исследователями, разрабатывающими модели поэтапного формирования правовой компетентности педагога [4; 8; 12], ведь только постепенное, систематическое правовое обучение и воспитание в течение всего процесса обучения в педагогическом вузе будет способствовать становлению необходимого уровня правовой компетентности у будущего педагога. Однако теоретические исследования не находят воплощения в рамках реализации современного педагогического образования. Дело в том, что ранее действовавшие ГОС ВПО содержали предметный правовой блок, способствующий формированию правовых знаний и умений у будущих педагогов, это были такие дисциплины, как «Правоведение» и «Нормативно-правовое обеспечение образования» [12]. Действующие ФГОС ВО предполагают, что курсы и модули правовой направленности должны быть включены в учебные планы педагогических вузов, которые разрабатываются ими самостоятельно и должны формировать такую компетентность, как «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ПК-4)».

Мы проанализировали образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» около 20 российских педагогических вузов и установили, что в большинстве из них (80%) имеются правовые дисциплины. В основном это курс «Правоведение» (название варьируется: «Основы права», «Право») (НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева, УралГПУ, ОмГПУ, ДГПУ и др.).

Следует иметь в виду, что «…значительная часть правовых знаний, формируемых в рамках дисциплины «Правоведение», носит общеправовой характер. Беглое знакомство с системой российского права, его отраслями приводит к пассивному восприятию законодательства страны, не способствует формированию потребности в самообразовании в этой области» [12]. Поэтому определенная часть вузов, наряду с «Правоведением», вводит такие дисциплины, которые углубляют правовые знания и компетенции студентов, необходимые им для будущей педагогической деятельности: «Образовательное право», «Право в сфере образования» (МПГУ, АлтГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.). В некоторых вузах представлены дисциплины, интегрирующие педагогику и право и подчеркивающие значимость правовой компоненты педагогического образования: «Основы правовой культуры учителя» (Московский городской педагогический университет), «Правовая компетентность учителя» (Сургутский государственный педагогический университет), «Нормативно-методическое сопровождение деятельности учителя» (Волгоградский государственный педагогический университет).

При всей значимости наличия правовых курсов в образовательных программах вузов необходимо подчеркнуть, что этого недостаточно, т.к. невозможно сформировать у студента правовую компетентность силами одной дисциплины. На это указывают следующие причины: во всех педагогических вузах, где мы обнаружили правовые курсы, они изучаются в течение только одного семестра, на них выделено небольшое количество часов, в качестве формы контроля выступает недифференцированный «зачет». В связи этим можно сделать вывод, что правовые дисциплины сформируют когнитивный компонент, но не успеют заложить ценностных правовых установок. Следовательно, говорить о формировании целостной правовой компетентности у педагога в таких условиях нельзя.

Не имея целью настоящего исследования разработку методик и моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся обозначением основных векторов развития современного педагогического образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного элемента их профессиональной компетентности.

Для того чтобы современное педагогическое образование было в состоянии осуществлять качественную правовую подготовку будущих педагогов, в педагогических вузах должны быть разработаны программы правового воспитания студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств студента. Тогда уже имеющийся в вузах предметный правовой блок будет отвечать за формирование когнитивного компонента, а система правового воспитания будет способствовать становлению личностных правовых установок, ценностей, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.

Кроме того, для реализации правового обучения и воспитания необходимо создание в высшем учебном заведении педагогических условий, выраженных в формировании правового пространства вуза. Такая образовательная среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой направленности: создание реально действующих выборных органов студенческого и научно-педагогического самоуправления, молодёжных центров законодательных инициатив, гражданско-правовых и патриотических региональных молодёжных движений, студенческих общественных юридических служб; цикл мероприятий правового информирования: конференции, олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты, юридические консультации участникам образовательных отношений. В рамках правового пространства вуза каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими, сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию, защитить свои права в рамках образовательной организации.

В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и воспитанию у выпускника педагогического вуза будет сформирована правовая компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать ситуация, когда молодой специалист попадает в школу, в которой также сформировано правовое пространство, включающее в себя уже перечисленные нами элементы правового поля вуза, а также более расширенный перечень мероприятий, включенных в школьную программу правового воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей, занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Несомненно, на этапе обучения в педагогическом вузе возможно сформировать правовую компетентность, однако средств правового теоретического обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с правовым пространством, созданным в педагогическом вузе и затем в школе. Только при реализации озвученного комплексного подхода к формированию правовых компетенций возможно полноценное включение педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования, понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого педагогического высшего учебного заведения и подразумевает построение правового пространства внутри вуза, в деятельность которого будут включены все студенты – будущие педагоги.


Библиографическая ссылка

Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27117 (дата обращения: 28.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074