Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОБРАЗОВАНИЯ

Семенов В.И. 1 Казанцева Я.Н. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
В статье рассматривается проблема поиска и внедрения новых форматов обучения в цифровую эпоху. Уточняется, что в нынешнее время образовательное пространство выступает в трех видах: объективно существующее образовательное пространство, специально созданное образовательное пространство и личное образовательное пространство человека. Дана краткая характеристика каждого вида образовательного пространства. Обоснована идея обращения к третьему виду образовательного пространства, где при разработке массовых открытых онлайн курсов ведущую роль играет личностное отношение и интерес слушателей. Выявлена специфика массовых открытых онлайн курсов, где альтернативность традиционному обучению не является ведущей. Доказано, что массовые открытые онлайн курсы имеют характерные черты, позволяющие расширить спектр возможностей самообучения и взаимообучения. Раскрыты условия эффективности массовых открытых онлайн курсов. Главное внимание уделяется синтезу лучших сторон традиционного обучения с требованиями новых форматов образования. Выявлены особые требования к преподавателю, ведущему онлайн курс. Определены требования к отбору содержания курса и заданиям, где должно преобладать творческое начало. Приводится пример разработки массового открытого онлайн курса «Историко-культурное наследие России (на английском языке)» в ЛПИ – филиале СФУ. Обозначены задачи курса, содержание, приводятся примеры творческих заданий для слушателей.
обучение
образование
образовательное пространство
самообучение
взаимообучение
массовые открытые онлайн курсы
1. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека: пер. с англ /М. Маклюен. − М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Куч¬ково поле», 2003. − 464 с.
2. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности /В.В. Савчук. − СПб.: Изд-во РХГА, 2013. − 350 с.
3. Семенова Е.В. Синергетический контекст современного интеркультурного образовательного пространства /Е.В. Семенова // Высшее образование сегодня. – 2009. − № 3. − С. 73-75.
4. Прочь из университета [Электронный ресурс]. – URL: https://forum.azlk-team.ru/index.php?topic=63781.0 (дата обращения: 14 октября 2017).
5. Пантелеев Э.Е. Будущее образования – в информационном обществе или обществе знаний? /Э.Е. Пантелеев // Вестник ТГПУ. – 2015. − № 5. − С.110-115.
6. Пройдите лучшие курсы онлайн [Электронный ресурс]. – URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 19 октября 2017).
7. Free Online Courses [Электронный ресурс]. – URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 19 октября 2017).
8. Курсы ведущих вузов России. Для каждого без ограничения [Электронный ресурс]. – URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 19 октября 2017).
9. Универсариум – открытая система электронного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://universarium.org (дата обращения: 19 октября 2017).
10. Семенова Е.В., Семенов В.И., Румянцев М.В. К вопросу о создании массового открытого онлайн курса «От Енисейской губернии до Красноярского края» (этап моделирования) / Е.В. Семенова, В.И. Семенов, М.В. Румянцев // Инновационная наука. – 2016. – № 11, ч. 2. − C. 208-210.
11. Семенова Е.В., Семенов В.И., Томас Л.Э. Историческое и культурное наследие России / Е.В. Семенова, В.И. Семенов, Л.Э. Томас. – 2-е изд., доп. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2016. – 148 с.

Выявление и постоянный поиск новых подходов, путей и технологий на всех этапах обучения были и остаются требованием, которое носит комплексный характер. При этом можно выделить как ведущие, так и второстепенные позиции, которыми руководствуются все, кто имеет отношение к образовательному процессу. К ведущим следует, прежде всего, отнести глобальные изменения, происходящие в мире, где процессы ускорения [1] создают принципиально новые поля, в которых прежние подходы и паттерны теряют свою актуальность. Как следствие и условие этих преобразований выступает цифровая эпоха, где человек является одновременно потребителем и создателем информации [2], а сама информация перестает быть чем-то, что нужно добывать, преобразовывать и хранить, как это было всего несколько десятилетий назад. Этим объективным требованиям должны сегодня соответствовать все процессы существования человечества, включая образование. Отсюда поиски новых форматов обучения, одним из которых является создание массовых открытых онлайн курсов.

Цель предлагаемой статьи – определить возможности массовых открытых онлайн курсов (МООК) в современной системе образования для решения комплекса задач. Рассматривается этап моделирования, разработки содержания и технологий курса.

Для достижения поставленной цели необходимо выявить специфику, место и возможности МООК в современном образовательном пространстве.

Начнем с последнего. Для человека XXI в. образовательное пространство выступает в единстве трех видов: объективно существующего образовательного пространства, специально созданного образовательного пространства и личного образовательного пространства человека [3]. Первое пространство – объективно существующий мир, контент которого задан закономерностями существования человечества. Образовательные эффекты этого образовательного пространства не являются преднамеренными и специальными, в то же время они оказывают косвенное и иногда достаточно важное воздействие на становление личности. Второй вид образовательного пространства носит целенаправленный и преднамеренный характер в силу отбора содержания и обязательности его усвоения, что зафиксировано в стандартах образования на всех ступенях. Этот эффект «школы» представляет собой суть обучения и не предполагает выбор и интерпретацию содержания образования.  В условиях современного открытого информационного пространства сложно подвергнуть тотальному контролю процесс обучения подрастающих поколений. Именно этим можно объяснить появление индивидуальных образовательных маршрутов, движения «Прочь из университетов» [4] и пр. Третий вид образовательного пространства основан на свободе выбора содержания и технологий, интерпретации контента, формировании личностного отношения к нему. Это сложный процесс, когда информация может стать знанием [5] как результат «проживания», по Леонтьеву, процесса обучения, который в данном случае становится самообучением. В то же время такого рода образовательное пространство – своего рода испытание для современного человека, поскольку оно требует глубинной работы ума, умения делать выбор и нести за него ответственность.

Данные теоретические положения легли в основу понимания специфики МООК как феномена современного обучения, более всего ориентированного на третий вид образовательного пространства. Именно здесь личность имеет шанс, сообразуясь со своими предпочтениями, выбрать тот контент, который соответствует ее запросам и интересам. С уверенностью можно говорить о нарастающем буме МООК в настоящее время [6-9], хотя предысторию МООК можно найти в феномене открытого образования в Великобритании во второй половине XX в. и в многочисленных образовательных программах, разработанных и внедренных ведущими мировыми телевизионными компаниями.

На первый взгляд, специфика МООК может быть с достаточной долей точности определена в сравнении с традиционными моделями образования. Классно-урочная система Коменского как модель, функционирующая в рамках организации регламентированного, специально созданного образовательного пространства, имеет несколько сущностных характеристик, среди которых ведущей является стабильный состав обучающихся. При этом последние имеют разные способности, уровень развития, особенности проявления психических процессов, интересы и склонности. Все, что происходило и происходит на уроке или в студенческой аудитории, так или иначе связано с задачей «научить всех всему», что воплощается в формате стандартов и служит реализации демократизма в образовании. Формы организации, технологии, способы и методы работы при всем их разнообразии ориентированы на оптимальное достижение именно такой цели обучения. Унифицированность образования подобного рода не предполагает выбора со стороны обучающегося, и в этом контексте МООК можно считать противостоянием и альтернативой традиционной классно-урочной системе. Основанные на интересе обучающихся, их желании освоить какой-либо предмет, МООК решают эту задачу, снимая с себя ответственность за проделанную работу. Действительно, выпуская в неизмеримый мир открытого информационного пространства определенный контент, МООК может претендовать лишь на статус дополнительного образования с достаточно высокой степенью свободы со стороны обучающихся и ослабленный контроль над освоением курса. В этом смысле МООК проигрывает традиционному образованию. Следовательно, необходим поиск иных ресурсов, которые позволили бы говорить об эффективности МООК.

Проведенная нами работа по разработке и внедрению МООК способствовала выявление условий, при которых есть смысл говорить о целесообразности использования МООК в учебном процессе. Остановимся на них подробнее.

  1. Прежде всего, МООК следует рассматривать в комплексе с другими, в т.ч. традиционными форматами обучения, не противопоставляя их друг другу, а отыскивая место каждому с учетом специфики. Более того, «сильные» стороны каждой модели обучения могут быть полезны при создании такого нового формата, каким является МООК. Например, грамотное объяснение материала при традиционном обучении всегда предполагает использование невербальных средств общения. В самом лучшем воплощении это – сотворчество учителя и обучающихся, создание совместного интеллектуального продукта. При разработке МООК это крайне трудно воплотить. Лектор МООК начитывает лекцию, не видя слушателей, «вслепую», даже не предполагая, какая может быть реакция у последних [10]. Здесь важно обладать умением «чувствовать» в объективе телевизионной камеры потенциального слушателя. Это качество присуще лучшим телеведущим и позволяет им общаться через теле/видеокамеру с миллионами и с каждым. Следовательно, участие в МООК учителя/преподавателя опирается на лучшие традиции классического обучения и предполагает освоение новых умений и компетенций. В создании МООК как никогда актуализируется идея педагогики как искусства, а учитель/преподаватель/лектор должен обладать яркими актерскими данными.
  2. Учитывая непредсказуемость аудитории, авторам МООК следует подбирать содержание, которое должно быть не столько увлекательным, сколько отражать проверенные, точные факты и логику развития науки, о которой идет речь в данном МООК. Анализ разработанных курсов показал, что наиболее востребованными оказывались те МООК, где явственно было выражено отношение лектора к содержанию курса, при этом в подаче материала отсутствовало навязывание мнения или позиции. Напротив, интерес слушателей поддерживался за счет личностного отношения лектора, его заинтересованности в предмете курса. На наш взгляд, это особенно важно для курсов гуманитарной направленности.
  3. Не менее важным для эффективности МООК является подбор заданий, где преобладание должно быть за заданиями творческого характера. Это не исключает выполнение репродуктивных заданий, ориентированных на проверку базовых знаний, но приоритет творческих заданий, как показывает опыт, позволяет создать «креативное поле», где обучающиеся имеют возможность обменяться своими идеями и наработками с другими слушателями курса. В этом случае МООК работает по принципу социальной сети, где каждый может поделиться собственным продуктом, получить отзыв, выйти на уровень взаимообучения. Эта сторона МООК представляется нам наиболее сильной, но она «срабатывает» лишь при формулировке заданий, где нет однозначного ответа и где все версии важны и интересны.

Приведенные условия не являются исчерпывающими и единственными для достижения эффективности МООК. Но, на наш взгляд, здесь идет речь об оптимальности разработки МООК.

Приведем пример разработки МООК «Историко-культурное наследие России (на английском языке)» в Лесосибирском педагогическом институте – филиале Сибирского федерального университета. Задачи МООК были обозначены следующим образом.

  1. Систематизация знаний в области синтеза истории и культуры России для потенциальных слушателей курса.
  2. Привлечение внимания мировой общественности к изучению исторического и культурного наследия России.
  3. Внедрение интерактивных форм обучения и активного включения слушателей курса в процесс обучения и выполнения заданий.

Слушателям предлагался цикл лекций по истории и культуре России, который включал в себя следующие темы: «История России в дооктябрьский период», «История России в послеоктябрьский период», «Москва – центр культурной жизни России», «Санкт-Петербург – северная культурная столица России», «Красноярск: культурная жизнь большого сибирского города», «Енисейск – старинный сибирский город-памятник». Такой подбор контента был обусловлен необходимостью выделения главных линий исторического и культурного развития России, где помимо собственно исторических фактов, авторы сочли возможным и необходимым сосредоточить внимание на местах, где сконцентрировано культурное наследие России: Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, представилось целесообразным отразить культурную жизнь российской провинции на примере крупного сибирского города Красноярска и старинного сибирского города-памятника Енисейска. Поскольку МООК предполагал англоязычную версию, то лекции были начитаны носителем английского языка, выпускницей Кембриджского университета Лаурой Томас. За основу лекций был взят курс учебного пособия [11].

Важным этапом работы стала разработка заданий к каждой теме. Исходя из идеи максимального включения слушателей в процесс обучения и выполнения творческих заданий, была разработана система заданий, направленная на решение поставленной задачи.  Приводим примеры заданий.

  1. Draw a diagram entitled ‘The Arrow of Time’. Mark the most important events of Russian history. Addexplanationsoftheseevents. Нарисуйте диаграмму «Стрела времени». Обозначьте на ней наиболее значимые события российской истории. Добавьте объяснения к событиям.
  2. Complete the table to show Russia’s most important historical events. Use the ‘5 W’ Method (‘Who? What? When? Where? Why?’) Составьте таблицу, где нашли бы отражение данные о каком-либо важном событии российской истории. Воспользуетесь методом ‘5 W’.
  3. Give the explanation of the word ‘perestroika’. What happened during those years in Russia? Your answer should be not more than 5 sentences. Дайте объяснение слову «перестройка». Что случилось в тот период в России? Ваш письменный ответ должен состоять из 5 предложений.
  4. Design the map of history of Moscow Metro. Mark the dates of building of new stations. Нарисуйте карту истории московского метро. Обозначьте на ней даты строительства новых станций метро.
  5. Make up the presentation of the most beautiful Moscow Metro Stations. Findsomespecificinformationaboutthem. Сделайте презентацию об одной из красивых станций московского метро. Найдите какую-нибудь специфичную информацию о станции.
  6. Draw a diagram entitled ‘Russian Institutions’. Нарисуйте диаграмму «Институты российской власти».
  7. Complet physical and administrative maps of Russia. Составьте физическую и административную карты России.
  8. Imagine you are a guide in the Tretyakov Gallery. Choose any picture by a Russian painter and talk about the painter and the picture. Представьте, что Вы – экскурсовод в Третьяковской галерее. Выберите одну из картин русского художника и расскажите о нем и о картине.
  9. Choose any song about Moscow and explain its historical and cultural background. Выберите одну из песен о Москве, найдите информацию о времени ее создания, авторе и исполнителях. Примерный список песен: «Подмосковные вечера», песни из к\ф «Свинарка и пастух», «Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит» и др.
  10. Make the presentation of the Pearl Necklace of Moscow. Find some more information about these places. Сделайте презентацию об одной из достопримечательностей «жемчужного ожерелья» Москвы. Найдите интересную информацию о месте.
  11. Write the essay ‘You are only for one day in Moscow. Where will you go and why?’ Givethereasonsofyourchoice.Напишите эссе «Вы только один день в Москве. Куда пойдете и почему?»
  12. Choose any song about Saint Petersburg and explain its historical and cultural background. Выберите одну из песен о Санкт-Петербурге, найдите информацию о времени ее создания, авторе и исполнителях.
  13. Prepare a presentation about a place of interest in Saint Petersburg which you would like to visit. Подготовьте презентацию об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга, которую Вы бы хотели посетить.
  14. There are different holidays in Russia. Create a new holiday for Saint Petersburg. В России много разных праздников. Создайте новый праздник для Санкт-Петербурга.
  15. Design a map of Krasnoyarsk Krai for foreign tourists. Создайте карту Красноярского края для иностранных туристов.
  16. Design a map of Yeniseisk with notes for foreign tourists. Создайте карту Енисейска для иностранных туристов.

Приведенные примеры представляют собой не просто набор творческих заданий. Главная цель – создать условия для формирования у слушателей личностного отношения к предмету курса и системного взгляда на его содержание. При этом не исключаются задания, ориентированные на репродуктивное воспроизведение материала, например, тесты. Большое внимание уделяется проектам, в которых непременным условием должна быть познавательная проблема, решение которой позволит слушателю сформировать собственную позицию. Примерными темами такого рода проектов на примере «Енисейск – город-памятник» могут быть следующие: «Потеря Енисейском статуса центра Енисейской губернии – историческая неизбежность или закономерность…? Енисейск называли “отцом городов сибирских”. Почему?», «Сохранение культурно-исторического наследия старинного сибирского города: для кого и зачем?»  и др.

Подведем итог.  Массовые открытые онлайн курсы – явление, которое менее всего следует понимать и реализовывать под эгидой альтернативности традиционному образованию. Тем самым мы обедним лучшие традиции как отечественного, так и мирового образования.  Вместе с тем, воплощая в себе черты нового формата образования, МООК синтезирует собственно образование, обучение, самообучение и взаимообучение. При этом акцент делается на активности и интересе слушателя. Исходя из этого посыла, при разработке МООК авторам следует выполнять ряд требований, где мы отмечаем особую роль лектора в ситуации отдаленности и непредсказуемости аудитории. Не менее важен подбор содержания курса и следование принципу доминирования творческих заданий при закреплении материала. Это позволит слушателям выразить свое отношение к предмету курса с тем, чтобы появился интерес и желание обменяться мнением, оценить работу других обучающихся, в целом построить работу по принципу социальных сетей.

На наш взгляд, участие в создании МООК может стать для преподавателя новым профессиональным опытом, необходимым для формирования новых компетенций, необходимых для реализации задач образования в новых условиях, где актуализируется идея самообучения и взаимообучения.


Библиографическая ссылка

Семенов В.И., Казанцева Я.Н. МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27103 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074