Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Марков К.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
В статье рассмотрены содержание и особенности личных качеств тренера, вытекающие из специфики его работы и значимые в успешной спортивной деятельности: знания особенностей своего вида спорта и процесс их непрерывного совершенствования, владение современными психолого-педагогическими концепциями применительно к спортивной специфике его деятельности, особенности личной мотивации к тренерской работе и ее влияние на мотивацию спортсменов и команды. Отмечена важность таких личностных качеств, как эмпатия и морально-этические особенности поведения тренера, и их влияние на эффективность его тренерской работы. Представлены современные тенденции развития мирового спорта: на первом месте – спортсмен, результат соревнований и победа – на втором, и отдельные национальные стандарты деятельности тренеров и их философии, сосредоточенной на спортсмене и внедрении позитивных ценностей в спорте. Акцентируется внимание на необходимости воспитания тренером характера спортсмена, помогая ему развивать моральные ценности и хорошее спортивное поведение, для чего сам тренер должен обладать такими качествами, совершенствуя и развивая их в напряженной работе.
тренерская деятельность
спорт
личные качества тренера
знания
мотивация.
1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2013. – Т. 2. - 544 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
3. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск: ИрИИТ, 1999. – 252 с.
4. Марков К.К., Николаева О.О., Янов В.В. Специальная силовая подготовка в современном волейболе: монография. – Красноярск: КГПУ, 2008. – 186 с.
5. Марков К.К., Николаева О.О. Моделирование физиологических и биомеханических характеристик спортивных скоростно-силовых локомоций // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – № 1. – С. 149-156.
6. Марков К.К., Николаева О.О., Сидорова Е.Н. Психомоторные особенности двигательных действий спортсмена в прыжках в высоту // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-14. – С. 3159-3163.
7. Markov K.K., Nikolaeva O.O. Theoretical and methodological problems of psychomotor qualities formation in volleyball // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 6, № 7. – С. 1043-1056.
8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. – Воронеж: Модэк, 2010. – 543 с.
9. High-performance training for sport / D. Joyce, D. Lewindon, editors. - Human Kinetics, 2014. – 377 p.
10. Martens R. Successful coaching. – 4th ed. - Human Kinetics, 2012. – 443 р.
11. United States Olympic Committee Coaches Code of Ethics. – URL: http://tinyurl.com/USOC- Ethics.
12. National Association for Sport and Physical Education. – URL: http://tinyurl.com/NASPE- Ethics.
13. American Football Coaches Association. – URL: http://tinyurl.com/AFCA-code-of-ethics.
14. American Volleyball Coaches Association. – URL: http://avca.org/about/code-of-ethics.
15. USA Hockey Coaching Code of Ethics. – URL: http://tinyurl.com/USHockey-Ethics.

Специфика работы спортивного тренера

Тренер, наряду со спортсменом, является одним из центральных субъектов деятельности в спорте, и оценка ее успешности на современном мировом уровне развития, его политической, экономической и социальной значимости – весьма сложная задача как с прагматичной, как и с точки зрения руководства основополагающими жизненными, философскими и гуманистическими принципами [1; 2]. Эти принципы адаптируются в спорте через практические педагогические и психологические технологии, предметом которых является соревновательная составляющая и ее важнейший компонент – результат, победа.

В современной мировой спортивной педагогике при оценке успешности тренерской деятельности (successful coaching) за последние годы наметились различные критерии соотнесения двух основных системообразующих спортивных составляющих: победа, результат в спорте и спортсмен, как его субъект. Один, традиционный, сложившийся за многие годы развития спорта критерий: «Победа – все, поражение – ничего. Главное – выигрыш любой ценой, а спортсмен уже потом». Второй подход принципиально меняет и философскую трактовку этих двух основных компонентов, и прагматический подход, переставляя местами их значимость: «Главное – спортсмен, а затем уже результат». Успешность деятельности тренера оценивается по степени усилий, которые вместе со спортсменами он приложил, чтобы победить.

С учетом изложенных соображений изучение психолого-педагогических аспектов деятельности тренера особенно актуально, учитывая принципиальные ее особенности, специфику спорта вообще и выбранного вида в частности и чрезвычайно разносторонний спектр отдельных разделов его работы, ролей и обязанностей. Анализируя деятельность спортивного педагога в решении не только задач повышения спортивного мастерства своих спортсменов, но и идя вместе с ними по жизни, направляя и помогая их социальному и гражданственному взрослению, необходимо отметить, что успешность их деятельности в этих направлениях требует высокого педагогического мастерства и личных качеств.

В процессе многолетнего тренировочно-соревновательного процесса спортсмена и его жизненного взросления тренер должен уметь противостоять негативному давлению со стороны различных общественных структур на их совместный труд, провоцирующих на «быстрый результат – любой ценой», что ставит под угрозу физическое и психическое здоровье спортсмена, а зачастую и ломает всю его будущую жизнь после спорта. По глубокому убеждению автора, эти соображения и должны лежать в основе критерия «успешный профессиональный тренер».

Знание своего вида спорта

Одним из базовых, системообразующих факторов успеха в спорте, как, впрочем, в любом виде человеческой деятельности, являются, конечно, глубокие знания тренером своего избранного вида спорта, раздела спортивной специализации и даже спортивного амплуа в этом виде. При этом следует учитывать, что доминирование в спортивной тренерской деятельности конечного результата, победы, рекорда, медалей зачастую трансформирует шкалу значимости отдельных объективных критериев. Довольно расхожей зачастую становится прагматичная оценка тренерской работы: «Если спортсмены и тренер победили, значит тренер все делал хорошо и правильно. Если они проиграли, значит тренер все делал неверно и плохо».

Несмотря на некоторую возможную банальность данного утверждения, хорошие, глубокие знания правил, технического и тактического содержания вида спорта, в котором работает тренер, ничем заменить невозможно. Это столь же верно и для тренировки начинающих спортсменов, и в работе со спортсменами высокого класса. И хотя фактически они требуют различных типов знаний и технологий, но для того чтобы хорошо обучать основным принципам новичков, тренер должен очень хорошо владеть знаниями, необходимыми для тренировки профессиональных спортсменов. Это помогает в процессе многолетнего тренировочного процесса с переходом спортсмена от детского возраста к юношескому и взрослому периодам, от одного тренера к другому, с ростом спортивного мастерства избежать весьма сложного процесса технического переучивания в неправильно освоенных двигательных навыках [3-7].

Недостаточные знания тренером своего вида спорта и умения обучать спортсменов техническим навыкам повышают риск их травмирования, особенно начинающих спортсменов, что может привести к их отказам повторять необходимые, но опасные двигательные действия. Чем больше тренер знает об основных технических навыках в своем виде спорта и надлежащей последовательности их обучения и совершенствования, тем более успешным и безопасным будет этот процесс. Важно также, что глубокие знания тренера и умение учить и техническим, и тактическим навыкам вызывает большое уважение со стороны его спортсменов. Такое уважение и признание повышают вероятность и возможность их использования при обучении спортсменов жизненно важным навыкам, таким как отношение к делу и учебе вообще, этическое поведение, эмоциональный контроль, самоуважение и уважение других и многим другим значимым этическим и поведенческим характеристикам [8].

Достаточно распространенный и эффективный способ, которым тренер может приобрести знания о спортивных правилах, технических и тактических навыках, это его самостоятельные занятия спортом, но, что вероятно, это все же не даст ему всех знаний и умений, в которых он нуждается уже как тренер. Подтверждением большой вероятности этого могут служить, к сожалению, многочисленные примеры неудач на тренерском поприще в прошлом высококлассных, весьма известных и успешных спортсменов. С другой стороны, отсутствие у тренера высокой личной спортивной квалификации не означает, что он не может приобрести знания и навыки, необходимые чтобы успешно тренировать. Практика мирового и отечественного спорта дает хорошие примеры таких реализованных возможностей [9; 10].

Успешные тренеры любят быть «студентами» спорта и рассматривают приобретение знаний о тренировке и спорте как жизненную философию. Их многолетняя практика подсказывает, что этому надо учиться всю жизнь потому, что приходят иные времена, новые соперники, правила и технологии и, главное, приходят новые спортсмены. Это – другие люди, отличные от тех, с кем тренер уже достигал спортивных вершин, не только по генетическим и физическим признакам, они иначе мыслят и действуют, с другими моральными ценностями и целями. Для успешной работы с ними нужны новые жизненные и спортивные подходы, технологии, средства и методы – этому надо учиться. Разнообразные знания и опыт тренер также приобретает в общении со своими коллегами. Внимательно наблюдая за ними, тщательно изучая их действия и поведение в тренировочной и соревновательной обстановках, хороший «тренер-ученик» всегда может многое почерпнуть для своего опыта, знаний и размышлений.

Многое дают беседы с другими тренерами, совместное обсуждение тренерских и жизненных проблем, такие возможности необходимо искать и использовать. В то же время, разговаривая с коллегами и наблюдая за их работой, тренеру обязательно нужно помнить, что следует критически анализировать и определять, что из увиденного и услышанного непосредственно можно использовать для его спортсменов, на каких этапах и в каких разделах подготовки, какие средства и методы совместимы с личными целями тренера, его философией, психологией и стилем работы. Приобретая новые знания о средствах и методах спортивной тренировки, не следует спешить и необдуманно рисковать, используя чужой опыт, даже если он заимствуется у очень известных тренеров и из практики высококлассных спортсменов и команд [10, с. 38].

Педагогическая и психологическая компетентность тренера

Работа спортивного тренера является одной из наиболее своеобразных и специфических видов человеческой деятельности. Ее специфичность проистекает, прежде всего, из самого характера и содержания спорта вообще и в каждом его виде в частности. Ориентирование на достижение конечного результата («победа любой ценой»), очень сильная зависимость (моральная, социальная и материальная) и тренера, и спортсменов от победы на крупных, престижных соревнованиях зачастую предопределяет всю стратегию, философию и моральные принципы деятельности тренера. В таких объективно определенных условиях тренеру зачастую бывает нелегко сосредоточиться на педагогических тонкостях и психологических нюансах. Все его внимание и практические действия обращены на физическую и техническую подготовку, на тактику к предстоящей игре, решение неотложных технических, хозяйственных и финансовых проблем, неизбежно возникающих в любом виде спорта, на любом уровне: от детских и клубных команд до национальных и олимпийских сборных [3, с. 4].

Особо сложной и многоплановой представляется успешная работа тренера в командных видах спорта, в которых субъектами деятельности являются не отдельные, особые, своеобразные личности спортсменов (особенно высокого класса), а команда из нескольких членов, мотивы, личные жизненные и спортивные принципы которых должны быть целенаправленно объединены и использованы, прежде всего, для победы команды, для ее имиджа и рейтинга в целом. Разумеется, что такая важная составляющая успешной работы тренера базируется на его психолого-педагогической подготовленности и высокой личной мотивации.

В практике спорта неоднократно предпринимались попытки привлечения к работе с отдельными спортсменами и командами специалистов педагогов и психологов. В ряде случаев, особенно в индивидуальных и отдельных видах спорта, такие попытки были достаточно успешны. Однако, во-первых, такую «роскошь», как психолог в команде, могут позволить себе очень немногие виды спорта и спортивные организации. Во-вторых, спортивных психологов, узких специалистов в конкретном виде спорта, знающих и чувствующих его досконально, изнутри, практически нет, а психологам общего направления и специализаций решение многих практических проблем психологической подготовки команды недоступно. И, наконец, в случае привлечения специалиста-психолога со стороны неизбежно возникает очень существенная проблема его вхождения в команду, в доверие к спортсмену и тренеру, чего не всегда удается достигнуть. Многие, особенно профессиональные, команды в силу специфики тренировочного и соревновательного процесса проводят вместе, в своем замкнутом кругу большую часть времени, в результате чего образуется своеобразная спортивная «семья», живущая своей внутренней жизнью, недоступной посторонним. Появление в ее среде нового, постороннего члена, которому игроки и тренеры должны доверить свой внутренний мир (без чего психологическая работа вообще невозможна), всегда и неизбежно сопряжено с большими проблемами, разрешение которых зачастую сводит на нет весь смысл психологической подготовки [3, с. 4-5].

На основе изложенных выше проблем представляется обоснованным при рассмотрении профессионального мастерства тренера сделать основной упор на его глубоких знаниях, умениях и владении современными гуманистическими педагогическими и психологическими технологиями. Успех в решении таких сложных и многофакторных задач в работе тренера достигается, с одной стороны, при сочетании его личностных качеств с ответственной гражданской позицией и высокими моральными принципами, на основе которых формируется высокое профессиональное мастерство. С другой стороны, его практической основой служат: знания своего вида спорта со всеми его специфическими особенностями, мотивированность на использование в тренировочном и соревновательном процессах современных средств и методов подготовки спортсмена с акцентом на их индивидуализацию согласно физическим и психологическим особенностям личности его спортсмена и, конечно, на умении вместе со своими спортсменами добиваться высоких спортивных результатов.

Мотивация к тренерской деятельности

У тренера могут быть все абстрактно необходимые жизненные навыки и знания, как общие, гуманитарные, так и специальные, но без мотивированной настроенности на их целенаправленное использование в своей практической работе он не будет успешным тренером. Конечно, хорошо известно, что быть успешным в любой достаточно значимой жизненной ситуации невозможно без должной мотивации. Однако спортивная тренировочная и соревновательная деятельность, пожалуй, как немногие другие, требует, наряду с рядом других очень важных качеств, чрезвычайно высокого уровня мотивации от всех ее непосредственных участников, а от тренера – в высочайшей степени и в первую очередь.

Успешная тренировка немыслима без мотивационной настроенности, в первую очередь, тренера. Иначе в лучшем случае она будет для спортсмена и команды просто повторением пройденного, без больших усилий и эмоций с их стороны, а в худшем – просто «отбыванием номера». Невероятно много сил и эмоций требуется тренеру и в соревновательной деятельности на всех ее этапах: при подготовке, во время соревнований и после них [10, с. 39].

Как правило, все действия тренера на соревнованиях происходят на очень высоком уровне интенсивности и вдобавок требуют мгновенного принятия важных оперативных решений, зачастую определяющих исход спортивного поединка. Цена таким решениям тренера чрезвычайно высока – победа или поражение. Конечно, все это очень сильно истощает тренера физически, умственно и эмоционально. Но чтобы успешно перенести все эти требования спортивной деятельности и напряженно работать сезон за сезоном, год за годом, практически всю жизнь, нужно очень хотеть ТРЕНИРОВАТЬ.

Важная особенность тренерской работы состоит также в том, что тренеру может встретиться достаточно одаренный спортсмен, у которого есть способности, но, однако, еще нет особого желания стать превосходным атлетом и понимания важности для этого личной мотивации. В этом случае, если тренер сам не будет мотивирован к напряженной тренировочной работе, то его спортсмены очень быстро это обнаружат. Следовательно, тренер вряд ли вдохновит своих спортсменов к сильной мотивации, чтобы тренироваться и соревноваться лучше, с полной отдачей физических, психологических и моральных сил, добиваясь успеха, на который он рассчитывает. Таким образом, если тренер намеревается успешно тренировать, ему следует полностью принять для себя эти «правила игры» и приложить все свои способности и силы, чтобы его спортсмены сделали то же самое.

Эмпатия

Чтобы стать успешным, чрезвычайно важной чертой характера и поведения тренера – педагога и лидера, должна быть его готовность и способность понять мысли, чувства и эмоции своих спортсменов и в свою очередь успешно передать им свои мысли и чувства. Успешные тренеры обладают таким сочувствием в очень высокой степени, они совершенно искренне и естественно понимают и разделяют эмоции своих спортсменов, их радость, огорчения и расстройства, беспокойство и гнев. Тренеры, у которых есть такое сочувствие, способны выслушать своих спортсменов и выразить им понимание того, что было сказано. Они не умаляют, не отчитывают и не занижают самооценку своих спортсменов, потому что знают, как это чувствительно и приводит к значительному снижению их самооценок. Успешные тренеры с сочувствием и большей готовностью проявляют уважение к своим спортсменам и в свою очередь вознаграждаются сторицей, получая от них больше уважения и признательности.

Этический кодекс тренера

В ряде авторских работ [3; 4] были сформулированы некоторые положения тренерской философии, психолого-педагогические проблемы спортивной деятельности, правила fair play, которые строятся на основополагающем посыле: на первом месте – спортсмен, результат соревнований, победа – на втором. В настоящее время в практике мирового спорта и многих зарубежных научных и методических работах [9; 10] такая гуманная философия представляется и пропагандируется в Национальных стандартах для спортивных тренеров, разрабатываемых рядом Национальных ассоциаций и федераций спорта и физической культуры многих стран [11-15]. Как правило, эти стандарты содержат два основополагающих пункта:

  1. Развивать и осуществлять тренерскую философию, сосредоточенную на спортсмене.
  2. Идентифицировать, моделировать и преподавать позитивные ценности, изучаемые посредством участия в спортивной деятельности.

В них также акцентируется внимание тренеров не только на обучении и совершенствовании физической, технической и тактической подготовке своих спортсменов в избранном виде спорта, но также и на их характере, помогая своим спортсменам развивать моральные ценности и хорошее спортивное поведение. Чтобы быть таким тренером, он сам должен иметь хороший характер, который может совершенствоваться и развиваться в длительной и напряженной работе.

Руководящие принципы поведения тренеров

В настоящее время в большинстве стран мира тренерская работа становится уважаемой и респектабельной профессией, и поэтому многие организации, участвующие в этом престижном и достаточно дорогостоящем процессе, особенно на высшем уровне развития спорта, разрабатывают и устанавливают моральные и этические кодексы для тренеров. Эти руководящие принципы, предназначенные для тренеров и спортивных администраторов, предписывают им приемлемые и неприемлемые виды их поведения. Примеры некоторых руководств, содержащих рекомендуемые поведенческие принципы в тренерской деятельности, приведены в работах [11-15], свободный доступ к которым возможен на веб-сайтах. Некоторые выборки и примеры таких поведенческих правил приведены ниже [10, с. 40-41].

Тренеры должны демонстрировать следующие виды поведения:

  • Быть почтительным и честным.
  • Быть справедливым и заслуживающим доверия.
  • Быть ответственным за команду и за себя.
  • Быть компетентным и поддерживать свою компетентность.
  • Обеспечивать физическую и психологическую безопасность окружающей среды.
  • Быть образцом хорошего гражданина, соблюдать закон.
  • Быть внимательным к культурным и индивидуальным различиям.

Некоторые виды поведения, в которых тренера просят не участвовать:

  • Не различать людей из-за их культурных и индивидуальных различий.
  • Не использовать в команде алкоголь, наркотики, или табак и препятствовать их использованию.
  • Сексуально не беспокоить и не участвовать в сексуальных отношениях с атлетами.
  • Не потворствовать издевательствам или запугиванию.
  • Не играть на деньги.

Библиографическая ссылка

Марков К.К. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26958 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674