Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЖИЗНЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СРЕДСТВО САМОРАЛИЗАЦИИ В НАСТОЯЩЕМ

Люсова О.В. 1 Глухова Е.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская академия физической культуры»
2 Волжский гуманитарный институт (филиал ВолГУ)
Формирование жизненных целей выступает средством проектирования личностью своего жизненного пути и влияет на качество подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности: придает осмысленность учебной деятельности, подчиняя ее смыслу собственной жизни. Представления о будущем тесно связаны с внутренними факторами (особенностями познавательных процессов, новообразованиями, ведущей деятельностью, базовыми потребностями), а также с теми задачами, которые ставит перед ним общество (социальной ситуацией развития, задачами возраста и т. д.). Эмпирическое исследование было посвящено изучению влияния наличия цели на осмысленность и результативные аспекты жизни в настоящем, влияния факторов (ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, когнитивные), взаимосвязи между наличием цели и факторами формирования образа будущего в юношеском возрасте. На основании проведенного исследования была разработана и апробирована программа тренинга формирования образов будущего у студентов вуза.
юношеский возраст
жизненная цель
временная перспектива
самореализации
субъективное время личности
жизненная перспектива
ценностно-смысловая сфера личности
1. Иванов М.С. Удовлетворенность самореализацией и ее обусловленность социальной значимостью достижений / М.С. Иванов // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 42-45.
2. Климова И.В. Развитие способности студентов к проектированию личностных жизненных планов в условиях инклюзивного образования / И.В. Климова, Г.А. Дмитренко, Л.А. Очирова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития мат-лы XIV междунар. науч.-практ. конф. / отв. за выпуск: В.Б. Новикова, А.А. Кондрашев. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2016. – С. 225-227.
3. Ральникова И.А. Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации / И.А. Ральникова // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. – № 2-2. – С. 59-63.
4. Садовская В.С. Проектирование жизненного пути личности как фактор развития культурной среды /В.С. Садовская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 99-103.
5. Свиридова А.Н. Проектирование жизненных изменений невербальными средствами / А.Н. Свиридова // Достижения вузовской науки. – 2013. – № 5. – С. 83-87.
6. Терехов А.А. Влияние способности самоуправления на самореализацию личности студентов / А.А. Терехов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 4. – С. 208-215.

Обучение формированию образов будущего юношами и девушками в последнее время является достаточно важным направлением психолого-педагогической работы с молодыми людьми, т.к. в условиях реформы высшего образования очевидной является важность инновационной стратегии социализации молодых людей, которая акцентирует свое внимание на мотивационно-ценностной сфере личности обучающегося и поставленных перед ним задач, отражающихся в жизненных целях. Особую актуальность такое обучение получает благодаря тому, что юность есть сензитивный период для проектирования будущего. Построение жизненных целей выступает не только средством проектирования личностью своего жизненного пути в целом, но и влияет на качество подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, т.к. связана со способностью к самоуправлению [6]. И наука и практика нуждаются в тщательной проработке проблемы проектирования своего будущего современной молодежью.

Проанализировав научные исследования, посвященные психологии жизненного пути личности и мотивации, мы определяем жизненную цель как осознаваемый мотив, содержанием которого могут выступать предметы, ценности, процесс достижения цели, детерминирующий жизненный путь человека длительное время и локализованный в субъективном будущем, для субъекта привлекателен как внешне, так и внутренне, имеет связь с ценностными ориентациями индивида и мировоззрением.

Жизненные цели личности связаны с временной перспективой, что отмечается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейна и др. По мере эволюции происходит «расщепление» времени на физическое – биологическое и индивидуальное – переживаемое. Субъективно время имеет различные направления для индивида: сама физическая жизнь течет от прошлого к будущему, а субъективное индивидуальное время движется в противоположном направлении – от субъективного будущего через настоящее к прошлому. То, что будущее является «началом» индивидуального времени, имеет большое значение: время становится обратимым. Ж. Нюттен считает, что будущее служит фундаментом конструктивного поведения и самореализации, оно же является пространством мотивации, т.к. там находятся цели, представляющие желаемый результат, разница между этим желаемым и реальным мотивирует поведение человека. Цель жизни является для личности иерархическим пиком, который организует и управляет более мелкими мотивами. Образы будущего имеют связь с внутренними условиями (специфика когнитивных процессов, возрастные новообразования, базовые потребности, ведущая деятельность) и с задачами развития, заданными обществом – внешними условиями [1]. Необходимо заметить, что такое разделение на внешние и внутренние условия является примерным, условным. По словам Л.С. Выготского, только цельное развитие личности является причиной развития компонентов, т.е. само психическое развитие является той системой, компоненты которой взаимозависимы и взаимосвязаны.

Используемые методы исследования: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной; проективная методика «Must-тест» П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой; «Циклический тест времени» Т. Котла; «10 событий настоящего» Е.И. Головаха, А.А. Кронина, методы качественной и количественной обработки с применением программных пакетов SPSS 11 05 для определения значимости различий – угловое преобразование Фишера, критерий Спирмена, критерий Крускала – Уоллиса.

Результаты и их обсуждение. Связь между фактом наличия цели и осмысленностью и результативностью жизни в настоящем была рассмотрена с помощью корреляционного анализа по критерию Спирмена. Как оказалось, существует значимая связь (р≤0,01) между этими показателями для испытуемых как юношеского возраста, так и взрослого. Эти результаты приводят к заключению о том, что цель жизни является системообразующим фактором ценностно-смысловой сферы человека, т.к. детерминирует результативность самореализации в настоящем.

Далее были эмпирически определены факторы, которые оказывают влияние на формирование целей жизни, для этого мы подвергли статистическому анализу результаты диагностики. В результате чего были обнаружены связи между ценностно-смысловыми, эмоционально-волевыми факторами и наличием жизненных целей, осмысленностью жизни, эффективностью самореализации. Результаты этого анализа представлены в таблице.

Таблица 1

Взаимосвязь между факторами формирования жизненных целей, наличием целей и результативностью самореализации (значения углового преобразования Фишера)

N=411

 

Наличие жизненных целей

Результативность самореализации

Ценностно-смысловые

Осмысленность жизни

0,700**

0,756**

Свобода – ответственность

0,550**

0,617**

Эмоционально-волевые

 

Положительная оценка себя

0,314**

0,357**

Общий положительный фон настроения

0,153*

0,370**

Вера

0,604**

0,458**

Согласованность целей и результатов

0,209**

0,403**

Последовательность в достижении целей

0,237**

0,343**

* Корреляция значима при р≤0.01, ** корреляция значима при р≤0.01.

 Значимых различий по когнитивному фактору (в отражении содержания целей жизни, образа будущего и типе ценностно-временной структуры) не обнаружено. Это объясняется тем, что когнитивные факторы не влияют на наличие жизненной цели испытуемых в общей выборке. Были определены статистически значимые различия в самом содержании жизненных целей. 

1- Свобода, открытость и

демократия в обществе

2- Безопасность и

защищенность

3- Служение людям

4- Власть и влияние

5- Известность

6- Автономность

7- Мат. успех

8- Бог.дух.культ.

9- Личностный рост

10- Здоровье

11- Привязанность и любовь

12- Привлекательность

13-Чувственные удовольствия и наслаждения

14- Межличностные контакты и общение

15- Богатая духовно-религиозная жизнь

Рис. 1. Результаты диагностики жизненных целей у испытуемых взрослого и юношеского возраста

У испытуемых юношеского возраста в отличие от взрослых испытуемых более выражены цели жизни: служение людям, власть, известность, материальный успех, автономность. Для представителей обоих возрастных категорий важно богатство духовной жизни.

Отмечая различия по когнитивным факторам в разных по возрасту группах испытуемых (таблица 2), необходимо заметить их важность для испытуемых юношеского возраста в отличие от общей выборки испытуемых (возраст 14–52 года). Для выстраивания важных целей жизни юношам и девушкам достаточно важно положительное отношение к будущему, гармоничный тип отношений к субъективному времени, где все три времени преемственно скомбинированы; также важно уметь создать образ своего будущего в своем актуальном времени.

Таблица 2

Межвозрастные различия по когнитивным факторам формирования цели (проценты)

N=303

Типы ценностно-временной структуры Я

Представленность будущего в субъективном настоящем

1

2

3

4

5

6

   

Юноши

59%

13%

22%

0%

6%

0%

13,5%

взрослые

29,3%

19,3%

18,1%

0%

19,9%

13,6%

17,2%

φ-критерий углового преобразования Фишера

5,01**

1,18*

0,63*

 

2,228*

5,171**

1,678*

* Различия значимы на уровне р≤0,05, ** Различия значимы на уровне р≤0,01.

Как можно заметить, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой факторы одинаково важны в любом возрасте (значимых различий не обнаружено).

По результатам теста СЖО (Д.А. Леонтьев) испытуемые поделились на 3 группы по фактору наличия цели.

Общая выборка Юноши

Рис. 2. Категории испытуемых по наличию цели (%) в различных возрастных группах

Наибольшее различие наблюдается среди групп «целеустремленных» и «бесцельных». «Целеустремленных» юношеского возраста значительно меньше. Различия между результатами этих двух выборок определяют некую специфичность жизненных целей в юношеском возрасте. Была установлена связь между фактом наличия цели и удовлетворенностью самореализацией в юношеской выборке, т.е. для юношей характерна обусловленность событий настоящего жизненными целями, которые находятся в субъективном будущем.

Корреляционный анализ по Н-критерию Крускола – Уоллеса между тремя группами по наличию цели в юношеской выборке продемонстрировал значимые различия по когнитивному, ценностно-смысловому, эмоционально-волевому фактору.

Таблица 3

Показатели различий факторов формирования образа будущего в группах по наличию целей в юношеском возрасте

 

Ценностно-смысловые факторы

Эмоционально-волевые факторы

N1=188

N2=82

N3=33

Осмысленность жизни

Свобода –ответственность

Последовательность в достижении цели

Вера в себя

Средние значения по группам испытуемых

М1

М2

М3

113,1

97,4

69,1

33

28,5

16,1

6,5

7

4

23,4

19,6

14,3

H-критерий Крускола –Уоллеса

26,508**

18,703**

9,063*

27,539**

*Различия значимы на уровне р≤0,05, **Различия значимы на уровне р≤0,01.

В результате статистического анализа были получены значимые различия в таких показателях содержания целей: свобода и демократия в обществе, автономность, личностный рост.

На основании проведенного исследования была разработана программа тренинга проектирования будущего у обучающихся вуза, т.к. проектирование жизненного пути личности является способом развития личности [4]. Подобные программы тренингов были созданы и для специфических проблем юношеского возраста, например, застенчивость [3], невербальные средства жизненных изменений [5], проектирование личностных жизненных планов в условиях инклюзивного образования [2].

Для разработки программы тренинга на основании фокуса воздействия на субъективное время были сгруппированы теории:

Фокус воздействия – прошлое: психоанализ, транзактный анализ, индивидуальная психотерапия А. Адлера, психосинтез – осознание своего жизненного стиля, стирание старых неадекватных стереотипов в сознании, работа с мыслительными конструктами как коррекция собственных неадаптивных стереотипов поведения и мышления.

Фокус воздействия – настоящее: гештальттерапия – для осознания здесь и теперь, техники тайм-менеджмента (Г.С. Альтшуллер, Г.А. Архангельский, А.К. Гастев, Й. Зайверт, А.А. Любищев, Ф. Тейлор) для формирования умения планировать, эффективно управлять своим временем, НЛП, психосинтез – доступ к своим ресурсам.

Фокус внимания – будущее: пересмотр жизненной цели с позиции индивидуальной психологии А. Адлера, техники созидающей визуализации Ш. Гавайн, приемы и технологии работы Дж. Рейнуотер для построения образов будущего

Критический анализ этих концепций позволил разработать программу тренинга формирования будущего. Цель тренинга – эффективное построения жизненных целей обучающимися вуза. Задачами тренинга являются:

1. Осознание своей мотивационной сферы (желания, потребности, ценности, смыслы);

2. Принятие своей свободы и следующей за ней ответственности;

3. Анализ личностных ресурсов по изменению наличной ситуации;

4. Овладение техниками тайм-менеджмента;

5. Развитие проектного воображения.

Описание тренинговой программы представлено в нашей монографии (Люсова О.В., 2012). В качестве испытуемых выступили 63 обучающихся вузов города Волжского общей численностью 38 человек. В контрольную группу вошли 25 человек. Тренинговые занятия проводились 1 раз в неделю по 4 часа. Тренинг проектирования будущего повлек за собой изменения в показателях факторов жизненных целей (табл. 4).

Таблица 4

Показатели, характеризующие особенности формирования жизненных целей до и после формирующих воздействий (различия значимы при р≤0,05)

Факторы

До тренинга

После тренинга

1

Наличие цели (среднее значение)

28,1

34

2

Ответственность (среднее значение)

28,4

30

3

Осмысленность жизни (среднее значение)

92,1

97,2

4

Последовательность в достижении цели (воля) (средне значение)

5,3

5,7

5

Положительная оценка себя (среднее значение)

4

5,6

6

Позитивное отношении к будущему (%)

30

41

7

Представленность будущего в субъективном настоящем (%)

26

32

 

У обучающихся, участвовавших в тренинге, изменились показатели ценностно-смыслового фактора (осмысленность жизни, ценность свободы и ответственности), когнитивного (будущее присутствует в настоящем в форме планов, программ, проектов). Также по окончании формирующего этапа у обучающихся изменилось содержание целей жизни: увеличились власть и влияние, материальный успех – т.е. стереотип успешного человека стал ближе в результате овладения своим временем. Эмоционально-волевой фактор также претерпел изменения: усилилась вера в реальность задуманного, будущее оценивается в целом более позитивно, оценка себя и своих поступков изменилась положительно.

После участия в тренинге проектирования будущего наличие цели и результативность самореализации значимо увеличились, т.е. проведение тренинга проектирования будущего повлияло на содержание жизненных целей и способствовало повышению удовлетворенности в целом в субъективном настоящем времени.

Выводы

1. Наличие жизненных целей неразрывно связано с осознаваемым жизненным смыслом и эффективностью самореализации, таким образом, можно констатировать, что цель – это смысложизненная детерминанта настоящего и в разных возрастных группах испытуемых (в нашем исследовании – юношеский и взрослый возраст).

2. Для проектирования будущего важными являются факторы: ценностно-смысловые и эмоционально-волевые (для испытуемых обоих возрастов), а именно: осознание смысла жизни, свобода – ответственность, воля, вера, положительное отношение к будущему. Для юношей наиболее важными являются когнитивные факторы, а именно: умение управлять своим временем, планировать, создавать проекты.

3. Ориентация на образ успешного человека (материальный достаток, власть, известность) в большей степени влияют на образование целей в юношеском возрасте, нежели во взрослом. Однако по форме представлений образов будущего юношей можно назвать в большей степени «прожектерами», чем «целеустремленными».


Библиографическая ссылка

Люсова О.В., Глухова Е.М. ЖИЗНЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СРЕДСТВО САМОРАЛИЗАЦИИ В НАСТОЯЩЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26784 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674