Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Несговорова Н.П. 1 Савельев В.Г. 1
1 ФГБОУ ВО Курганский государственный университет
Стремительное внедрение экологии в различные аспекты жизнедеятельности человечества требует изучения ее основ в системе общего образования. Экологическая деятельность в тесной связи с педагогической становятся основой профессиональной деятельности специалистов и педагогов разных направлений. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование подготовки к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования в новых социальных условиях, создание методической системы ее реализации. В работе рассмотрено понятие «Эколого-педагогическая деятельность» в содержательном и процессуальном плане как метапредметная система, готовность к эколого-педагогической деятельности, методическая система подготовки к ней как социально-педагогическое явление. Основная сущность ее заключается в том, что она позволяет осуществлять подготовку специалистов разных направлений к реализации различных форм экологического образования на основе дифференциации содержания и технологического сопровождения подготовки. Субъектами ЭПД могут являться педагоги (различных профилей) и специалисты, род занятий которых связан с экологией, природопользованием, безопасностью в техносфере, то есть те, в профессиональные обязанности которых может быть вменена просветительская деятельность, взаимосвязь с социумом по воспитанию экологической культуры.
эколого-педагогическая деятельность
непрерывное профессиональное образование
методическая система подготовки
экологическое образование.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 02.06.2017).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402596/ (дата обращения: 02.06.2017).
3. Несговорова Н.П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук (13.00.02) / Несговорова Наталья Павловна; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 2015. – 43 с.
4. Игумнова Е.А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: теоретический аспект: монография [Текст] / Е.А. Игумнова. – Чита: Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т, 2012. – 216 с.
5. Несговорова Н.П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию в системе непрерывного профессионального образования /Н.П. Несговорова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/122-18065/ (дата обращения: 07.06.2017).
6. Боргест Н.М. Онтология проектирования: теоретические основы /Н.М. Боргест. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2010. – 88 с.

Актуальность исследования. ФГОС основного общего образования (2010 г.) предусматривает экологизацию дисциплин естественнонаучного цикла, ФГОСом среднего общего образования (2012) в федеральный компонент учебного плана включена экология в качестве интегрированного учебного предмета. Это обусловлено стремительным внедрением экологии в различные аспекты жизнедеятельности человечества [1,2].

Экология многоаспектна и включает глобальную и промышленную экологию, экологическую экспертизу, экомониторинг, экологическое право и менеджмент и другие направления. Обусловливается это тем, что во взаимоотношения с природой вступают в силу своих профессиональных обязанностей гуманитарии, специалисты естественнонаучного и технического направления. При этом многие специалисты занимаются просвещением населения, воспитанием детей и молодежи [3].

Педагоги участвуют в формировании экологической культуры подрастающего поколения, будь то учитель начальных классов и педагог-филолог, учителя естественно-математического направления, физкультуры, музыки и искусства.

Экологическая деятельность в тесной связи с педагогической становятся основой профессиональной деятельности специалистов и педагогов разных направлений.

Однако экологическое образование отличается спецификой комплексного характера его субъекта, целей, содержанием образования, специфическими принципами и методикой его проектирования и реализации и поэтому требует специальной, непрерывной подготовки к нему всех участников образовательного процесса.

Поэтому участниками подготовки являются студенты специалитета, бакалавриата, магистратуры, специалисты и педагоги разных направлений

Несмотря на значительное количество работ, выполненных в области экологического образования (Винокурова Н.Ф., Глазачев С.Н., Камерилова Г.С., Мамедов Н.М. и др.), даже в рецензируемых изданиях появляются статьи, в которых указывается на несостоятельность попыток решить его проблемы [3]. В трудах Андреевой Н.Д., Роговой О.Г., Игумновой Е.А. и других ученых широко используется термин «эколого-педагогическая деятельность», декларируется подготовка учителя к ней [4]. Однако результаты нашего исследования свидетельствуют о низком уровне готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности: почти у половины учителей (48 %) выявлена низкая готовность, связанная с недостаточным уровнем знаний экологии, ее основных методов, методики проектирования. Большинство студентов первых курсов разных направлений профессиональной подготовки в недостаточной степени владеют умениями экологической и педагогической деятельности, лишь 10 % из них имеют элементарные знания, полученные в процессе выполнения проектно-исследовательских работ в школе [3].

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование подготовки к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования в новых социальных условиях, создание методической системы ее реализации.

Результаты исследования

В процессе исследования рассмотрено понятие «Эколого-педагогическая деятельность». В нашем исследовании данное понятие уточнено, расширено, ему придан смысл комплексной эколого-педагогической деятельности специалиста, участвующего в экологическом образовании различных категорий населения.

При этом предлагается рассматривать эколого-педагогическую деятельность с 2 позиций: содержательной и процессуальной.

В содержательном плане эколого-педагогическую деятельность можно представить в виде метапредметной системы, содержащей формирование научного экологического мировоззрения, экологического сознания, ценностей экологически обоснованного поведения, потребностно-мотивационной сферы, умений экодеятельности, в целом экологической компетентности [3].

В процессуальном плане эколого-педагогическая деятельность – комплексная деятельность, включающая экологическую и педагогическую деятельность специалиста, организатора экологического образования. Обусловлено это тем, что деятельность специалиста необходимо рассматривать с двух сторон: как члена общества, живущего в окружающем пространстве природной, природно-социальной сред (экодеятельность) и как педагога, осуществляющего экологическое образование (педагогическая деятельность).

Целью данной деятельности является подготовка обучающихся к жизни в природной, социальной, социо-природной среде и активному со-участию в экологически обоснованной деятельности в адрес среды жизни по ее сохранению и восстановлению.

В целом, эколого-педагогической деятельностью следует считать комплексную деятельность специалиста, педагога, нацеленную на формирование у обучающихся экологической ответственности, развитие морально-правовых и оценочных отношений, интереса к природе, убеждения в необходимости её охраны, экологической культуры.

В процессе исследования обосновано и раскрыто понятие готовности к эколого-педагогической деятельности. Под ней мы понимаем открытую, сложную систему личности обучающихся, нацеленную на выполнение функций педагога и специалиста, включающую ее экологическую культуру, гармонично сочетающуюся с компонентами профессиональной культуры. О сформированности готовности, структурно представленной в показателях аксиологического, когнитивно-содержательного, операционально-деятельностного и результативно-рефлексивного компонентов мы судим, в том числе и по уровню усвоения содержания подготовки [3].

Подготовка к ЭПД как социально-педагогическое явление – это сложная система, состоящая из подсистем: а) обучения, б) формирования экологической культуры, в) развития творческих способностей по проектированию ЭПД [3].

Методическая система подготовки к ЭПД

Основная сущность ее заключается в том, что она позволяет осуществлять подготовку специалистов разных направлений к реализации различных форм экологического образования.

Целевой компонент МС разбит на группы целей и опирается на технологические (организационные) цели подготовки, такие, как обеспечение научного и учебно-методического обновления эколого-педагогического образования.

Реализация организационных целей создает условия для выполнения когнитивных целей, их 4 группы. Реализация целей в сфере стратегий и технологий ЭПД позволит овладеть умениями и навыками планировать и осуществлять деятельность по охране природы и др.

Аффективные цели подготовки направлены на формирование субьектно-непрагматического отношения к природе.

Содержательный компонент методической системы спроектирован на основе соответствия требованиям компетентностного подхода к отбору, конструированию содержания подготовки студентов и магистров; интегрированного подхода к отбору, конструированию содержания повышения квалификации и переподготовки кадров.

Учебно-тематические планы подготовки соответствуют требованиям ФГОС, и в них можно выделить следующие образовательные блоки-модули: эко-психолого-педагогических дисциплин; эколого-теоретический, технолого-методический модуль.

Нами выявлено, что выделение главного – инвариативного звена, общего для всех форм и направлений подготовки, наличие вариативного компонента позволит обеспечить непрерывность подготовки путем последовательного углубления и расширения содержания на всех этапах профессионального образования.

В процессе исследования выявлено, что основу инвариантного звена в модуле 1 (М1) эко-психолого-педагогических дисциплин составляют: Основы экопсихологии, экопедагогики.

Эколого-теоретический модуль (М 2) сформирован из дисциплин экологического цикла. Он способствует формированию целостной картины системы «человек – общество – природа»; усвоению знаний о рациональном использовании природных ресурсов, охране и преобразовании природы.

Технолого-методический модуль (М 3) предусматривает формирование комплекса эколого-педагогических умений, освоение методов экологических исследований, экологического мониторинга, экодеятельности в природе, проектирования данной деятельности.

В соответствии с целями профессиональной деятельности обучающихся и их базовой подготовкой предусмотрена дифференциация содержания образования в вариативном компоненте.

Во-первых, осуществляется дифференциация содержания в рамках одного предмета (Общая экология), например, при рассмотрении темы «Основные экологические проблемы» педагоги гуманитарии знакомятся с парниковым эффектом и его отрицательным влиянием.

Обучающиеся естественнонаучных направлений рассматривают механизмы возникновения данной проблемы, последствия, возможные пути ликвидации последствий в соответствии с принципом «Думай глобально, действуй локально».

Дифференцированы практические задания для закрепления материала. Так, при изучении строения экологических систем дается задание различного уровня трудности, соответствующего уровню полученных знаний: «рассмотреть трофическую цепь водоема»:

- для гуманитариев – рассчитать количество фитопланктона в цепи;                          

- педагогов естественнонаучного направления – определить возможное количество паразитов у хищников;

- экологов – построить пирамиду энергии для детритной и пастбищной трофических цепей. Определить трофические связи петли обратной связи в энергии экосистемы.

Во-вторых, осуществляем дифференциацию подготовки по направлениям подготовки, учитывая предстоящую деятельность [5]:

а) подготовка обучающихся ЕН направления нацелена на формирование научного экологического мировоззрения, потребностно-мотивационно-ценностной сферы и умений экодеятельности и экологически обоснованного поведения, поэтому для бакалавров введены дополнительные дисциплины: Управление природопользованием, ТиМЭО, Научные и методологические основы экологии, способствующие всесторонней подготовке к ЭПД;

б) подготовка гуманитариев нацелена на активное участие их в формировании системы ценностей личности обучающихся, поэтому вариативное звено включает Основы природопользования, Устойчивое развитие, ТиМЭО, нацеленных на формирование аксиологического компонента;

в) подготовка обучающихся, не получающих и не имеющих педагогического образования – это формирование у них потребности и положительной мотивации к усвоению эколого-педагогических знаний и умений с целью участия в экологическом просвещении, пропаганде идей устойчивого развития;

г) переподготовка и повышение квалификации направлена на освоение нового вида профессиональной деятельности – участие в экологическом образовании, поэтому включает Прикладную и региональную экологию, основы природопользования, ТиМЭО, экологический практикум, стажировку.

Технологический компонент методической системы. Нами разработана технологическая система, реализуемая в несколько этапов, одинаковая для всех форм и направлений подготовки.

I этап – мотивационно-рефлексивный. Его основной результат – становление потребностно-мотивационной сферы и усвоение идей эколого-педагогической деятельности.

На данном этапе используется метод организации познания через чувственное восприятие окружающего мира. Его основная цель – формирование эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды.

Разработана серия дифференцированных занятий. Например, при закреплении знаний во время практики проводится экскурсия в лесную систему, для знакомства с ее компонентами студентами-гуманитариями при помощи зрительного восприятия – с разнообразием растительного сообщества; консументы растительноядные птицы распознаются по их «песням», животные – по следам жизнедеятельности. Затем обучающиеся создают отчет по результатам работы средствами рисунка, живописи, фотосъемки, словесного творчества (составлением эссе), проводится конкурс продуктов деятельности.

II этап – образовательно-репродуктивный. Его результат – освоение теоретических знаний и умений эколого-педагогической деятельности по образцу, например, освоение методов экомониторинга в зависимости от направления подготовки.

На III этапе подготовки конструктивном используется метод эколого-педагогического проектирования. Метод построен на цикле занятий по освоению этапов проектирования [6].

Выявление значимой проблемы проводится в процессе дискуссии. С целью повышения интереса к поиску информации используется жизненно важная экологическая ситуация, например: потепление климата; лесные пожары и смоги; и др., имеющие причину и следствие, на первый взгляд противоречащие друг другу (парниковый эффект и холодное лето), либо не связанные друг с другом (гололед и характер растительности на газонах).

Проблема устанавливается по наименее изученной актуальной ситуации.

Моделирование. На занятиях по разработке модели рассматриваемого объекта, явления осуществляется А) знакомство с видами моделей внутренней структуры изучаемого явления и построение графических моделей; Б) определение внешнесредовых факторов (модель черного ящика); В) построение обобщенной модели.

В целом, эколого-педагогическое проектирование способствует развитию умений, формированию навыков проектирования деятельности от классно-урочных занятий до социально-экологических проектов, таких, как «общая модель восстановления биогеоценоза…», созданная студентами, «Модель проекта озеленения многоквартирного дома», разработанная педагогами-биологами. Проектирование стимулирует попытку разработки собственных технологических находок в процессе производственной практики и комплексного трансдисциплинарного практикума.

На IV этапе подготовки личностно-профессиональной готовности используются педагогическая мастерская; практикум по разработке проектов, эколого-педагогическая лаборатория (работа в малых группах).

Для формирования когнитивного компонента в эколого-педагогической лаборатории проводятся занятия: «Как появилась современная биосфера», «Вода на земле», «Голод на планете», а для формирования умений ЭПД – «Экологическая культура ученика», «Экологическое образование-новое содержание образования», направленных на формирование умений не только разрабатывать сценарии занятий, но и апробировать их на своих сокурсниках и практике.

V этап подготовкитворческой самореализации шаг в пространство эколого-педагогической проектной культуры. На этапе «Реализация проекта» осуществляется выполнение практической части (эксперимента, наблюдения, опытной работы) с использованием методов биомониторинга, физико-химических методов исследования, педагогических, социологических методов. Примеры разработанных и внедренных социально-экологических проектов показаны на слайдах, это проекты, созданные и реализованные в честь Победы в Великой Отечественной войне: «Лес Победы», «Стена Памяти», в реализации которых принимали участие школьники, студенты, педагоги.

Заключение. Методическая система формировалась в ходе педагогического эксперимента, проводимого в течение 15 лет и охватившего в общей сложности более 700 человек – работников системы образования, а также 490 студентов, более 250 школьников.

Поэтапное формирование готовности к ЭПД способствует закреплению теоретических знаний в области экологии и методики ЭО и овладению инструментальными и экспериментальными методами изучения природных геосистем и мониторинга их изменений, начиная со второго этапа подготовки. Это приводит к успешному формированию когнитивного компонента на уровне профессиональной компетентности у большинства студентов. Внедрение вариативного компонента в содержание подготовки и его направленность у гуманитариев и педагогов ЕН направления способствует формированию на высоком уровне эколого-методических знаний, у специалистов – знаний методической направленности.

Организация освоения умений проектировочной деятельности на третьем технологическом этапе подготовки способствует формированию операционально-деятельностного компонента. Однако дифференциация содержания отразилась на уровне усвоения умений ЭПД и ее результативности. Менее значимые результаты достигнуты при подготовке гуманитариев.

Содержание аксиологического компонента готовности к ЭПД включает формирование этических норм и ценностей. Высокие результаты исследования доказывают значимые изменения в аксиологическом компоненте, сформированность которого у 60 % гуманитариев, 68 % педагогов ЕН направления и у 90 % специалистов экологов соответствует профессиональной компетентности.

По показателям результативно-рефлексивного компонента, в котором отражены системные показатели готовности к ЭПД, выявлен рост до высокого уровня сформированности готовности к ЭПД по целеполаганию и результативности у 28 % гуманитариев, 32 % ЕН направления и 39 % специалистов экологов.

Выявлены различия в уровне сформированности умений эколого-педагогической деятельности между студентами и педагогами, обучавшимися по образовательным программам «Экология» и «Экологическое образование». У большинства студентов высшей планкой освоенности умений является уровень профессиональной компетентности. У педагогов, имеющих опыт профессиональной деятельности, сформированность умений проектирования эколого-педагогической деятельности выше уровня компетентности и соответствует уровню эколого-педагогической культуры.

Результаты исследования внедрены в территориях Северо-Западного, Центрального, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Таким образом, решена важная задача в методике – обоснована подготовка к эколого-педагогической деятельности. Субъектами эколого-педагогической деятельности и ее проектирования могут являться педагоги (различных профилей) и специалисты, род занятий которых связан с экологией, природопользованием, безопасностью в техносфере, то есть те, в профессиональные обязанности которых может быть вменена просветительская деятельность, взаимосвязь с социумом по воспитанию экологической культуры.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Савельев В.Г. ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26771 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674