Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лавина Т.А. 1 Стрельцов Р.В. 2 Пузиков О.П. 2 Щегольков А.В. 2
1 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
В статье представлены психолого-педагогические основы непрерывной подготовки офицерского состава войск национальной гвардии Российской Федерации в области использования средств информационных и коммуникационных технологий. Раскрывается актуальность данной подготовки, ее задачи и способы организации. Представлены квалификационные требования, предъявляемые к офицерскому составу. Выделены основные аспекты непрерывной подготовки военнослужащих в области применения средств информационных и коммуникационных технологий. Осуществлен подбор методик подготовки офицерского состава по данному направлению. Определены компоненты в организации служебно-профессиональной деятельности военнослужащих, выступающие как фактор развития познавательных процессов посредством применения информационных и коммуникационных технологий. Раскрыты возможности информационных и коммуникационных технологий, позволяющие значительно расширить методы и способы обучения военнослужащих.
информационные и коммуникационные технологии
непрерывная подготовка
военнослужащий
психолого-педагогические основы
1. Босова Л.Л. Практикум по информатике и информационным технологиям // Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлов Н.И.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва, 2014. – 394 с.
2. Андреева Т.Ю. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к организации дистанционного обучения / Т.Ю. Андреева, Т.А. Лавина // Глобальный научный потенциал. – 2012. – № 2. – С. 55.
3. Лавина Т.А Формирование ИКТ-компетентности преподавателей ВУЗА // Т.А. Лавина, И.А. Таерова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4 (65). – С. 141-143.
4. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 68 с.
5. Стрельцов Р.В. Об актуальности подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий // Наука и бизнес: пути развития. – 2014. – 4 (34). – С. 80-83.

Основной из внешних (социально-экономических) предпосылок непрерывности подготовки в области ИКТ является развитие научно-технического прогресса, связанное с постоянным обновлением знаний в области информатики, ИКТ, а также появлением принципиально новых аппаратных средств и программ для компьютеров. В этой связи, полученные военнослужащими знания в области информатизации быстро теряют свою актуальность. В настоящее время можно констатировать наличие общей информационной компетентности молодых военнослужащих и необходимость повышать их квалификацию в аспекте профессионального использования ИКТ. Одной из внутренних (психолого-педагогических) предпосылок является исторически сложившаяся система военной подготовки по вопросам применения средств ИКТ в профессиональной деятельности в связи с автоматизацией. Другой предпосылкой является выявление возможностей ИКТ, реализация которых инициирует изменение структуры учебного взаимодействия. Третьей предпосылкой выступает мотивация военных, порожденная его интересом к новым информационным и коммуникационным технологиям.

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности общества позволяет улучшить производительность труда, снизить временные затраты, повысить качество производства, сохранить жизнь и здоровье людей. В ногу со временем движется и современная армия. Все мы наблюдаем, как технологический прогресс позволяет качественно выполнять поставленные служебно-боевые задачи (пример выполнение задач ВКС ВС РФ в Республики Сирия). В связи с этим актуален вопрос непрерывной подготовки офицерского состава в области применения средств информационных и коммуникационных технологий [5].

Не остаются в стороне и войска национальной гвардии России. Становление и развитие войск национальной гвардии опирается на повсеместное применение современных технологий. Этот процесс не возможен без качественной подготовки офицерского состава в области применения средств ИКТ. Практика показывает, что не каждый офицер способен применять современные информационные и коммуникационные технологии в своей служебно-профессиональной деятельности. Основываясь на теории и практики военного образования, рассмотрим некоторые психолого-педагогические аспекты подготовки офицерского состава войск национальной гвардии России.

Требования к офицерскому составу, определенные в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в квалификационных требованиях, а также в других ведомственных нормативных и правовых актах, предполагают соответствие офицера высоким профессиональным стандартам. Он должен:

-знать и уметь применять современные достижения науки и технологии;

-быть технически, технологически и информационно компетентным;

-обладать специализированными и междисциплинарными знаниями, умениями и навыками;

-обладать системным и глобальным мышлением;

-быть готовым к обучению и саморазвитию на протяжении всей жизни;

-быть инновационным и активным, обладать лидерскими качествами, быть гибким, мобильным и понимать важность слаженной работы;

-быть способным мыслить критически, быстро и самостоятельно принимать решения;

-уметь оценивать и обрабатывать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

Перечислим основные направления применения средств ИКТ в войсках национальной гвардии Российской Федерации:

– повышение устойчивости управления;

– повышение коммуникабельности офицерского состава;

– повышение морально-психологического состояния военнослужащих;

– установка теле- и видео связи на дальних расстояниях;

– компьютеризация схем, таблиц, списков и баз данных;

– организация тылового и технического обеспечения;

– инженерные роботы-саперы, боевые и разведывательные беспилотные летательные аппараты;

– повышение качества процесса обучения в военных образовательных учреждениях.

Исходя из этого, основными аспектами непрерывной подготовки офицерского состава в области применения средств ИКТ являются:

– приобретение ключевых знаний в области информационных и коммуникационных технологий, позволяющих оперативно реагировать на изменение обстановки, с целью выполнения задач;

– осознание значимости владения информационными и коммуникационными технологиями в современном обществе, и в частности в армии;

– восприятие ИКТ военнослужащими как новой основополагающей парадигмы, позволяющей приобретать новые знания, использовать информационные массивы, с целью получения нового результата;

– умение выбора и использование необходимого программного обеспечения для оптимизации служебно-профессиональной деятельности.

Потребность в военнослужащих, подготовленных к применению ИКТ, постоянное развитие качественных и эффективных методов использования информационных и коммуникационных технологий в войсках национальной гвардии России обуславливает необходимость поиска адекватных этому процессу методик подготовки офицерского состава по данному направлению [4].

Итак, в первую очередь необходимо обратить особое внимание на познавательные процессы, такие как: внимание, мышление, память и др., именно они выступают компонентами в организации служебно-профессиональной деятельности военнослужащих, и их развитие определяет качество выполнения поставленных задач. Одним из средств развития данных познавательных процессов (на наш взгляд, основных) выступают информационные и коммуникационные технологии.

Одним из критериев познавательного процесса выступает наглядность. На этот счет Я. А. Коменский говорил, что наглядность есть «золотое правило дидактики». И что как не современные информационные и коммуникационные технологии с их возможностями, могут воплотить это правило в полном объеме.

Высокая наглядность достигается за счет вовлечения и принятия непосредственного участия обучаемых в процессе изучения. Это оказывает положительное влияние на усвоение материала, за счет того, что запоминание происходит не только визуально, но и с помощью восприятия и логической обработки информации.

Из исследований известно, что через зрение человек способен воспринимать в десятки раз больше информации, чем через слух, более того такая информация более осмысленная и легче запоминается. При сочетании этих двух способов можно повысить восприятие до половины от всего объема, а при вовлечении обучаемого в активные действия до 3/4 от всей поступающей информации.

Однако при использовании средств информационных и коммуникационных технологий возникают определенные трудности, связанные с недостаточной подготовкой офицерского состава в данной области. Педагогический аспект проблемы обусловлен в первую очередь определением условий и области применения современных компьютерных технологий в качестве средства научно-исследовательской и самообразовательной деятельности военнослужащих, а также психологической неготовностью к освоению новейших информационных технологий (особенно военнослужащих из отдаленных регионов России, где крайне слабо развита эта область).

Решение данных проблем не простое, т.к. сегодня огромное разнообразие компьютеров, при этом каждая вычислительная единица по своему уникальна, это и затрудняет систематизацию процесса обучения в области применения средств ИКТ. Несмотря на трудности, компьютерные технологии расширяют границы, открывают новые технологические способы обучения, за счет использования многочисленных возможностей современных компьютеров и технологий. В связи с этим современным специалистам требуется обширный перечень знаний, умений и навыков. Темп роста количества компьютерных систем значительно превышает уровень подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При нынешнем темпе развития технологий, раз в два года повышаются в 2 раза технические характеристики, раз в три года меняется программное обеспечение, и раз в семь лет меняются базы стандартов, интерфейсов и протоколов.

Исходя из вышесказанного, отличительной чертой подготовки в сфере информатизации от других общенаучных дисциплин является скорость ее развития. Постоянно приходится совершенствовать содержание планов, рабочих программ и учебно-методической документации.

Задачами подготовки военнослужащих в области применения средств ИКТ являются внедрение средств и методов, которые позволяют автоматизировать операции с данными, интерактивные учебные пособия, работа с картами, документами, иные специализированные программы и обучающие системы. Также целесообразно наладить взаимодействие между программами общетехнических и специальных дисциплин с информационно-коммуникационными технологиями. Принципы такого подхода включают непрерывность, системность образования, и раннюю военно-профессиональную ориентацию [3].

Концепция непрерывного образования впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО П. Ленграндом, им указывалось, что основная идея непрерывного образования основывается на гуманистической направленности образования. То есть, эта концепция ставит в центр всех образовательных начал человека (обучающегося), которому необходимо создать условия для полноценного развития в той или иной области на протяжении всей его жизни. Согласно концепции непрерывности этапы жизни человека рассматриваются по-новому, а именно: устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Таким образом, непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. Аналогами понятия «непрерывное образование» в мировой науке и образовательной практике являются следующие термины: продолжающееся образование, пожизненное образование, перманентное образование, возобновляющееся образование, дальнейшее (продвинутое) образование.

Непрерывность подготовки военнослужащих в области применения средств ИКТ заключается в использовании компьютерных технологий при изучении различных дисциплин.

Ранняя военно-профессиональная ориентация заключается в том, что в российской образовательной системе действует иерархический порядок, заключающийся в использовании знаний, полученных на общих дисциплинах, в применении их на практических занятиях специального цикла [1].

В последующем это позволит с легкостью осваивать новейшие технологии, применяемые при выполнении служебно-боевых задач в борьбе с терроризмом, охране важных государственных объектов и систематизации контроля за оборотом оружия.

Стоит также учитывать, что развивается не только общество и армия, но и мировой терроризм и его спонсоры не стоят на месте, а осваивают все новые технологии, способы ведения информационной войны и диверсионных действий. Для того чтобы офицер и войска в целом не стали чем-то устаревшим и бесполезным, необходимо прививать «новое мышление», целостность видения мира как в предметном, так и в функциональном плане. Офицер должен уважать и чтить традиции, при этом понимать, что без инноваций в войсках они в скором времени не смогут справиться с современными угрозами обществу. Необходимо каждому целенаправленно и осознано расширять свой «горизонт знаний, умений и навыков».

Безусловно, начинать надо с самого начала подготовки будущих офицеров, показывать связь учебного материала с их будущей деятельностью, важность и целесообразность изучения компьютерных технологий. Такой педагогический прием позволяет выработать мотивацию к обучению. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют эффективно организовать как групповые и практические занятия, так и самостоятельную подготовку по многим направлениям. Не менее важно продолжать процесс совершенствования знаний уже после окончания обучения. В повседневной деятельности офицеров войск национальной гвардии совершенствовать уже полученные знания и прививать новые [5].

В наш век, век научно-технического прогресса, необходимо не отставать от темпов развития этой индустрии, чтобы обладать необходимыми компетенциями, которые позволят осваивать новые образцы вооружения и военной техники, технические средства охраны и информационные системы.

Непрерывная подготовка офицерского состава войск национальной гвардии Российской Федерации в области использования средств информационных и коммуникационных технологий будет эффективной, если будет создана единая информационная среда для взаимодействия на всех уровнях образования (по всем направлениям подготовки). Кроме того, эффективность будет обеспечена разработкой единой методологии внедрения новых информационных технологий в профессиональную подготовку будущих военных специалистов. Необходимо также повышение уровня подготовки профессорско-преподавательского, офицерского и переменного составов к использованию новых средств информационных и коммуникационных технологий. Также необходимо регулярно обновлять техническую, программную и информационную ресурсную базу воинских частей. В этих условиях необходимо особое внимание уделять защите информации, хранящейся на серверах Федеральной службы войск национальной гвардии.

Главное понять, что ИКТ это не цель, а еще один инструмент обучения и исследования, позволяющий в высокой степени развиваться самостоятельно, а инструмент только при умелом использовании приносит желаемый результат [2]. Начиная с азов освоения компьютерной техники можно достичь невиданных ранее возможностей в повседневной и боевой деятельности войск. Подчеркнем, что при всех своих широких возможностях информационные и коммуникационные технологии являются всего лишь средством автоматизации и повышения качества деятельности человека в различных сферах. В аспекте нашего исследования, при решении служебно-профессиональных задач офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Основная задача – обеспечить эффективное применение данных средств, для совершенствования способов и методов выполнения задач учебной и профессионально-повседневной деятельности с учетом требования информационной безопасности.

Таким образом, офицеры должны осваивать информационно-коммуникационные технологии для управления сложными современными системами. За время обучения получить базовые знания в использовании компьютерных технологий и в последующем развиваться в этом направлении, в том числе и самостоятельно. Немаловажно понимать целесообразность освоения новых технологий, их востребованность в современной армии при выполнении служебно-боевых задач мирного и военного времени.


Библиографическая ссылка

Лавина Т.А., Стрельцов Р.В., Пузиков О.П., Щегольков А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26509 (дата обращения: 20.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074