Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Суханов П.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Статья посвящена анализу проблемы развития самообразовательной деятельности студентов в рамках учебной и внеучебной работы. В качестве одного из направлений решения данной проблемы автором рассматривается вопрос развития самообразовательной деятельности студентов посредством целенаправленной организации самостоятельной деятельности студентов и применения модульной технологии организации образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов представлена как один из видов внеучебной деятельности, направленная на обеспечение процесса развития самообразовательной деятельности. Выделены преимущества модульной технологии на основе проведенного сравнительного анализа возможностей традиционной дидактической системы и возможностей модульной технологии. В качестве научных результатов представлено авторское понимание самостоятельной деятельности в рамках образовательного процесса, а также авторская позиция проблемы организации самостоятельной деятельности студентов в интересах развития самообразовательной деятельности.
самообразовательная деятельность
самостоятельная работа
образовательная среда вуза
модульные технологии
педагогические технологии
самообразование
саморазвитие.
1. Антропова Л.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие / Л.Г. Антропова. – Челябинск: ЧелГУ, 2006. – 540 с.
2. Корвяков В.А. Научно–практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Оренбург, 2008. – 52 с.
3. Новиков М.Г. Психология развития личности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тверь, 2011. – 24 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2006. – 608 с.
5. Попов Ю. Организация самостоятельной работы студентов в бакалавриате / Ю. Попов, В. Оробинский, В. Подлеснов // Высшее образование в России. – 1998. – № 4. – С.87-89.
6. Суханов П.В., Нурулин Р.Н. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25845(дата обращения 15.05.2017).
7. Суханов П.В., Нурулин Р.Н. Структура самообразовательной деятельности студентов как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25225 (дата обращения 15.05.2017).

Полагаясь на требования руководящих документов по организации образовательного процесса в вузе, основной задачей обучения, прописанной в Федеральных государственных образовательных стандартах, является создание условий для развития личности обучающегося, его индивидуальности и творческих способностей, формирование потребностей в обучении на протяжении всей жизни, приобретение умений и навыков практической деятельности в различных сферах для самоопределения и самореализации. Этими же стандартами закреплены приоритетные формы и методы обучения, при этом не менее пятидесяти процентов учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов очной формы обучения. На современном этапе модернизации системы высшего образования предлагается множество методик, направленных на разностороннее развитие специалиста. Несмотря на многочисленность и иногда противоречивость этих методик, большинство из них схожи в одном - самостоятельная работа студента является средством реализации основной образовательной программы, а также обладает развивающей и воспитывающей функцией.

Проблема организации самостоятельной работы обучающихся затрагивается во многих работах настоящего и прошлого. Так, П.И. Пидкасистый в своих работах выделяет основные направления развития теории организации самостоятельной деятельности студентов, в рамках которых ведется исследование вот уже несколько веков [4].

Первое направление исследования берет свое начало в глубокой древности, в работах древнегреческих просветителей Архита, Аристоксена, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы признали и обоснованно доказали значимость осознанного самостоятельного изучения ребенком знаний.

Второе направление обосновано в трудах Я.А. Коменского. Ключевым звеном которого являются организационно-практические вопросы, вовлекающие обучающихся в самостоятельную деятельность. Ученый обоснованно доказал необходимость разработки проблемы организации деятельности учителя и анализа природы деятельности самого обучающегося. Автор назвал это направление исследования «дидакто-методическим».

Третье направление основано на рассмотрении самостоятельной работы обучающегося не только как объект исследования, но и как инструмент развития личности. Основы этого направления разработал К.Д. Ушинский. Психолого-дидактический подход, разработанный ученым, стал основанием для дальнейших исследований в этом направлении.

На современном этапе развития педагогической теории происходит дальнейшее исследование проблем организации самостоятельной деятельности студентов, при этом уклон делается на развитие умений и навыков самообразования [1].

Мы считаем, что озвученные подходы не в полной мере раскрывают сущность, цели и задачи самостоятельной деятельности студентов в рамках образовательного процесса, не определены инструментарий развития и основные структурные компоненты, позволяющие описать взаимосвязь самостоятельной деятельности с другими видами деятельности студентов. В том числе остается не понятной роль преподавателя и студента в системе личностных достижений. Во многих работах делается попытка дать характеристику самостоятельной деятельности студентов, не выделяя уровня самостоятельности на каждом из этапов развития деятельности.

М.Г. Гарунов рассматривает самостоятельную работу с позиции одного из средств организации процессов познания обучающихся, которое характеризуется как [2]: объект деятельности студентов под руководством преподавателя и при помощи методических рекомендаций или алгоритма; одна из форм проявления самостоятельности студентов при выполнении ими учебных заданий, направленных на получение нового знания.

В некоторых работах авторы делают акцент на том, что самостоятельная деятельность студента должна рассматриваться с позиции творческого начала личности. В.А. Никишин-Потанич сравнивает самостоятельную деятельность студента с «работой ума», которая протекает без участия преподавателя и является индивидуальной [2, 3].

Стоит отметить, что зачастую самостоятельная деятельность не характеризуется самостоятельностью в полной мере. Так, например, решение однотипных задач с целью приобретения определенных навыков нельзя назвать полностью самостоятельной деятельностью. Противоположный пример – заданный преподавателем на занятии вопрос, который не имеет однозначного ответа, а требует творческого обдумывания – является полностью самостоятельной, хотя и организуется в учебное время.

Однако отдавать приоритет только необходимости активизации самостоятельной умственной деятельности также не стоит. Действительно, конспектирование лекций также является непосредственной самостоятельной работой ума, охватывающей несколько мыслительных операций, но она не направлена на развитие личности студента.

В.М. Андреева, Л.И. Антропова определяют самостоятельную деятельность студентов через форму образовательного процесса – самостоятельную работу, организуемую во внеучебное время. Более того, авторы считают, что любая самостоятельная деятельность студента, направленная на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и самостоятельное выполнение отдельных операций без участия преподавателя с проведением самоконтроля, является самостоятельной деятельностью, направленной на саморазвитие личности студента [1,6].

В исследованиях В.П. Тарантей учебная самостоятельная работа и самостоятельная деятельность рассматриваются как «форма организации образовательной деятельности, как средство творческой познавательной деятельности студентов». При этом автор подчеркивает проблему отсутствия целостного подхода к организации самостоятельной работы студентов, что снижает результативность их деятельности, индивидуализации обучения [2]. Ю. Попов условно разделил самостоятельную работу студентов на организуемую преподавателем и полностью самостоятельную работу, которую студент самостоятельно планирует, организует, контролирует и оценивает ее эффективность [5].

Проведенный анализ разносторонних позиций авторов по определению самостоятельной работы и самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе показал, что на сегодняшний день отсутствует единое представление о роли, месте и методологии организации самостоятельной работы (деятельности) студентов. Некоторые из ученых подчеркивают невозможность однозначного, универсального и приемлемого для всех преподавателей определения самостоятельной работы студентов, объясняя это многоаспектностью, сложностью и зависимостью от многих внешних факторов данного феномена.

Наше мнение основано на позиции о том, что самостоятельную работу необходимо рассматривать с позиции процесса самостоятельной деятельности, направленной на развитие личности человека. При этом необходимо рассматривать феномен с двух взаимосвязанных сторон: постановки учебных задач (заданий) и организации (самостоятельно или под руководством преподавателя) деятельности студента при выполнении этого задания.

Важно понимать, что самостоятельная работа студента в рамках образовательного процесса - это не только его самостоятельная подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам или другим видам занятий, это деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование личности, служащее основой для самообразовательной деятельности. Проведенный анализ различных подходов к определению феноменов самостоятельной работы и самостоятельной деятельности показывает, что их возможности в рамках образовательного процесса не применяются в полной мере [6].

Устоявшаяся годами авторитарная система подготовки специалистов в вузе не уделяла должного внимания данной проблеме. Считалось, что студент сам должен научиться основам организации собственной образовательной деятельности, а высокие конкурсные баллы при поступлении в вуз проводили «естественный отбор» не подготовленных для этого абитуриентов. Ввиду так называемой «демографической ямы», в условиях нехватки кадровых ресурсов, возникла необходимость существенного пересмотра такой позиции системы образования. Это вынуждает многие вузы менять образовательную политику, менять стратегию подготовки специалистов, вводя дополнительные курсы «научной организации труда». Обобщая различные подходы к рассматриваемому феномену самостоятельной работы, можно констатировать, что практически все ученые едины в определении следующих признаков самостоятельной работы: наличие задания, в том числе и индивидуального; отсутствие непосредственного управляющего воздействия на деятельность студента; наличие дополнительного времени (в основном во внеучебное время); косвенное (не напрямую) влияние преподавателя на процесс организации самостоятельной работы; отсутствие промежуточного контроля со стороны преподавателя, а только конечного результата.

Особо стоит подчеркнуть проблему инструментария организации и проведения самостоятельной работы студентов, одним из которых в последнее время выступают информационные технологии.

В рамках решения проблемы развития самообразовательной деятельности студентов под самостоятельной деятельностью в рамках образовательного процесса мы понимаем целенаправленную деятельность обучающегося, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя, по самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками в процессе выполнения определенных заданий. Кроме того, мы убеждены, что самостоятельную работу следует рассматривать в единстве всех ее структурных составляющих, направленных на развитие самообразовательной деятельности студентов в процессе обучения, что в свою очередь требует целенаправленной организации системы планирования и реализации обоснованных ранее принципов самообразовательной деятельности. При такой постановке вопроса необходимо обоснование адекватных технологий обучения, организации самостоятельной и самообразовательной деятельности студентов.

Мы полагаем, что самостоятельная работа студентов, как один из видов внеучебной деятельности, должна быть интегрирована в образовательную среду вуза и быть направлена на обеспечение процесса развития самообразовательной деятельности студентов, обладать единством целей, задач и содержания при решении поставленных задач в период обучения студента в вузе. Это означает, что в процессе развития самообразовательной деятельности студентов и подготовки их к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни, самостоятельная работа, организованная в рамках освоения основной образовательной программы, выступает ведущим методом, обеспечивающим успешность ее развития.

Таким образом, образовательный процесс с продуманной системой самостоятельной работы студентов создает базис для развития самообразовательной деятельности и обеспечивает последовательный переход процессов обучения в самообразование.

Стоит отметить, что самостоятельная работа без целенаправленности не гарантирует успешность процесса развития самообразовательной деятельности, она должна обладать развивающим вектором, направленным на личность студента.

Кроме того, образовательная среда вуза, обеспечивающая эффективную самостоятельную работу студентов в условиях постиндустриального развития общества, должна обеспечивать своевременное обновление источников информации (учебников, учебных пособий), методических и контролирующих материалов, дополнительных материалов, обеспечивающих самообразовательную деятельность студентов.

Очевидно, что при такой постановке вопроса необходимо решение двух основных вопросов: выбор адекватных методов и технологий организации самостоятельной деятельности (работы) студентов; методическое обеспечение самостоятельной деятельности (работы) студентов.

Учитывая во внимание тот факт, что роль преподавателя в системе современного образования трансформируется и он перестает быть основным источником информации, очевидно, что изменяется и характер его деятельности. Преподаватель становится эталоном самообразовательной деятельности, наставником в потоке информации, соучастником процесса самообразования студента. Необходимо также помнить, что студенты первого и второго курса ориентированы на механическое запоминание предоставляемой информации по школьному шаблону, они не знают и не умеют самостоятельно организовывать собственную деятельность, а предоставленное право свободного посещения занятий не способствует формированию мотивов к самообразованию, что приводит к возникновению только лишь внешних мотивов - «не получить двойку и не быть отчисленным». К тому же оценке подлежит только учебная деятельность студента, а результаты самостоятельной, самообразовательной, внеучебной деятельности никак не отражаются на оценках студента, к которым он так стремится. При этом логика и последовательность организации самостоятельной работы студентов жестко зависит от логики построения образовательного процесса вуза, который должен быть направлен на развитие самообразовательной деятельности. Одним из направлений такой организации образовательного процесса является применение модульной технологии, направленной на формирование устойчивых мотивов к обучению и увеличение доли самостоятельной работы студента.

Проведенный сравнительный анализ возможностей традиционной дидактической системы и возможностей модульной технологии показал преимущества модульной технологии в следующих направлениях [2,7]:

постановка задач и подготовка учебного материала: после формулировки условия задачи происходит контроль степени понимания задачи с последующей подготовкой необходимого учебного материала, помогающего студенту в решении этой задачи, иными словами, производится индивидуальный подбор необходимого материала с учетом индивидуального уровня готовности студента;

организация деятельности студента и преподавателя: происходит акцентирование целей и задач деятельности студента, индивидуализация обучения с обязательным контролем результата, то есть четкое прослеживание цепочки «выдача информации контроль усвоения информации»;

- позиция преподавателя: преподаватель выполняет роль консультанта, советника, мотиватора, предоставляющего источники информации, при этом преподаватель при помощи индивидуальных программ производит индивидуальную коррекцию образовательной программы студента;

индивидуальный выбор средств, методов и темпов учения, с учетом индивидуальных психологических и физиологических возможностей;

контроль: после постановки задач обязательно озвучиваются критерии оценки правильности их решения. Задачи преследуют цель определения уровня усвоения, закрепления усвоения информации, диагностирования трудностей изучения материла. Проводится входной контроль (тестирование), промежуточный и итоговый;

организация обратной связи: мы уже неоднократно отмечали важность обратной связи, которая позволяет проводить коррекцию деятельности преподавателя и студента по результатам контроля. В условиях применения модульной технологии обучения, каждая порция информации (модуль, блок) заканчивается контролем с последующим анализом результатов, выявлением ошибок и коррекцией деятельности.

Проведенный анализ педагогических технологий показывает, что модульное обучение имеет ряд преимуществ, таких как:

- направленность на достижение конкретных целей, которые зависят от социального заказа, требований образовательных стандартов, содержания обучения;

- эффективность в решении поставленных задач за счет постоянной обратной связи, непрерывного расчета коэффициентов корреляции готовности студента к самообразовательной деятельности и уровня усвоения материала;

- целенаправленное построение образовательного процесса с поэтапным усложнением индивидуальных нестандартных задач и заданий, сложность которых зависит от индивидуальных психологических и физиологических способностей обучаемых с последующей гарантией достижения необходимого результата;

- возможность многократного воспроизведения этапов учебного процесса, возможность его алгоритмизации, выработки индивидуальных методических рекомендаций по изучению материала, решению задач и заданий.

Такие возможности позволяют нам убедиться в возможности применения модульной технологии для развития самообразовательной деятельности, самореализации студентов.

Кроме того, выявленные идеи, особенности и характеристики модульной технологии обучения позволяют сделать вывод о максимально возможном потенциале достижения поставленных целей формирования необходимых условий формирования готовности обучающихся к непрерывному самообразованию и саморазвитию, развития самообразовательной деятельности.


Библиографическая ссылка

Суханов П.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26481 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674