Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Фомина О.Е. 1
1 Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
В статье представлен анализ проблемы гендерных различий мотивации учебной деятельности подростков. Описан механизм психолого-педагогического исследования, направленного на выявление половозрастных особенностей проявления познавательных интересов учащихся и отвечающего этим особенностям содержания обучения. Предметом исследования стала гендерная особенность мотивации подростков в учебной деятельности, педагогическая готовность учителей к обучению детей с учетом гендерных психо-физиологических особенностей развития учащихся, а также знания родителей о разнице в принципах воспитания детей разного пола. В ходе исследования были изучены гендерные факторы, влияющие на положительную мотивацию подростков к обучению. Научная новизна работы заключается в разработке механизма исследования гендерной особенности мотивации к учению у подростков, обучающихся в 5–7 классах средней общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации по формированию педагогического сообщества, направленного на повышение уровня мотивации подростков к обучению, по повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей обучающихся, и формированию благоприятного психологического климата в детских коллективах школы.
обучение
проблемы личности
воспитание
образование
гендер
половое воспитание
подростковый период
мотивация
1. Агапов Ю.В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Ю.В. Агапов, Л.Г. Петерсон // Институт семейно-деятельностной педагогики. – 2012. – 64 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Педагогика, 2012. – 457 с.
3. Богданович И.Ф. Письмо к издателю от сочинителя книги «О воспитании юношества» /И.Ф.Богданович // Русский вестник. – 1808. – № 9.
4. Дольник В.Р. Этология пола / В.Р.Дольник. − Петроглиф, 2013. − 352 с.
5. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология / Ж.Г. Дусказиева. – М.: Флинта, 2011. – 268 с.
6. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер. Гендерная теория субъекта в современной философской антропологии / И.А. Жеребкина. – СПб.: Алетейя, 2014. – 312 с.
7. Здравомыслова Е.А. Практики и идентичности. Гендерное устройство / Е.А. Здравомыслова. – СПб.: Питер, 2014. – 328 с.
8. Коломинский Я.Л. Основы психологии /Я.Л. Коломинский. – Прайм-Еврознак, 2010. − 52 с.
9. Макаренко А.С. О воспитании /А.С. Макаренко. – М.: Изд-во политической литературы, 1990. − 416 с.
10. Осетрова Н.В. Анализ гендерных аспектов в условиях школьного обучения и воспитания /Н.В. Осетрова, А.В. Смирнова; Тул. гос. ун-т. − Тула, 2001. – № 3-4. − 61 с.
11. Рожкова С.В. Гендерные особенности педагогической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2006. – 212 с.
12. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Изд-во политической литературы, 1973. − 272 с.
13. Ушинский К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский; сост. В.О. Гусакова, под ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. − 688 с.
14. Ширинский-Шихматов А.А. Напутствие благородному юноше /А.А. Ширинский-Шихматов. − М., 1840. − 150 с.
15. Ширинский-Шихматов А.А. Письма о воспитании благородной девицы и об обращении ее в мире / А.А. Ширинский-Шихматов. − М., 1901. − 109 с.

Совершенствование системы образования, введение в практику средней и высшей школы новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, определяющем новый уровень профессиональной подготовки юношей и девушек к дальнейшей жизни, определило поиск новых технологий образовательной деятельности, связанных с качественным улучшением уровня образования школьников.

Необходим поиск путей, позволяющих максимально развивать познавательные способности обучающихся, повышать уровень их мотивации к учебной деятельности. Именно поэтому нам представляется интересным и актуальным рассмотрение гендерного подхода к обучению подростков, с учетом психологических особенностей пола ребенка.

Вся сегодняшняя система российского образования построена таким образом, что школьные учителя невольно ориентируют мальчиков на технические науки, а девочек – на гуманитарные. Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется в среднем на 20 % больше внимания и времени, чем девочкам; мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, а девочек к написанию протоколов; в случаях, когда не хватает учебных пособий или приборов, их чаще дают мальчикам; учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу [10].

Жеребкина И.А. выявила, что к мальчикам относится 70 % поощрительных замечаний учителя, а девочкам – 90 % неодобрительных высказываний. Мальчики получают больше внимания, вознаграждения, больше неформального общения [6].

Таким образом, мы видим, что несовершенство гендерной компетенции педагога выражается в репродукции социальных предрассудков, гендерной дискриминации, нарушении социального взаимодействия и препятствует всесторонней реализации, как личности учащихся, так и самих педагогов. Изучение полоролевых психологических, социальных, мотивационных особенностей подростков, помогают более четко акцентировать внимание на изучении различий и сходств в социальном поведении мальчиков и девочек, на чертах, стереотипах, ролях, считающихся типичными для них.

В России проблему особенностей воспитания детей в зависимости от их пола одними из первых затронули А.А. Ширинский-Шихматов, И.Ф. Богданович [3,14,15]. Особое внимание они уделяли вопросу воспитания и образования девушек, где особенно уделяли внимание вопросу важности духовного воспитания и нравственных качеств.

В начале XX века начинается активно обсуждаться проблема психических особенностей мужчин и женщин: на страницах периодической печати, в педагогической литературе, на съездах по общественному и семейному воспитанию. Резонанс вызвал вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек в школе. Мнения общественности и педагогов по этому вопросу разделились. Сторонники совместного обучения детей разного пола считали, что это позволит на деле решить проблему равенства мужчин и женщин.

К.Д. Ушинский, изучая проблему дифференцированного подхода в воспитании детей, отмечал, что для достижения лучшего результата в процессе преподавания необходимо учитывать психологические особенности детей того и другого пола [13].

Вопросы становления психологического пола, половых психических различий на разных возрастных этапах изучались в исследованиях Ю.В. Агаповым, В.Р. Дольник, Ж.Г. Дусказиевой, Е.А. Здравомысловой, Я.Л. Коломинского, В.Г. Асеева, И.А. Жеребкиной, С.В.Рожковой и др. [1, 2, 4-8, 11].

Наиболее полно проблема воспитания с учетом пола детей представлена в педагогическом наследии отечественных педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые рассматривали задачу воспитания у подрастающего поколения качеств мужественности и женственности как одну из наиболее важных задач нравственного формирования личности [9, 12].

Для изучения текущего состояния проблемы учета гендерных особенностей в обучении подростков, нами было проведено психолого-педагогическое исследование по изучению половозрастных особенностей проявления познавательных интересов учащихся и отвечающего этим особенностям содержания обучения. Предметом исследования стала гендерная особенность мотивации подростков в учебной деятельности. В ходе исследования необходимо было изучить гендерные факторы, влияющие на положительную мотивацию подростков к обучению. Научная новизна нашей работы заключается в разработке механизма исследования гендерной особенности мотивации к учению у подростков, обучающихся в 5–7 классах средней общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработаны рекомендации по формированию педагогического сообщества, направленного на повышение уровня мотивации подростков к обучению.

Основываясь на исследованиях Н.В. Осетровой, А.В. Смирновой, С.В. Рожковой, показавших, что сами учителя подразделяют школьные предметы на «преимущественно мужские» и «преимущественно женские», где к «женским предметам» относят домоводство (68 % учителей), мировую художественную культуру (19,9 %), биологию, естествознание (15,9 %), русский язык и литературу (9,4 %); а к «мужским» – начальную военную подготовку (71,6 %), физику (34,2 %), физическую культуру (28,1 %), математику (21,9 %), информатику (15,6 %) [11], нами была разработана методика исследования по выявлению мотивации к учению учащихся 5–7 классов.

Нами использовались: «Методика изучения мотивации обучения учащихся 5–7 класса» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина), методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) и были разработаны авторские анкеты для выявления уровня гендерной компетентности педагогов, анкета для педагогов по выявлению гендерной направленности в жизни, анкеты для родителей – «Полоролевое воспитание» и «Учебная мотивация детей».

Базой исследования стала НОУ «Православная гимназия имени преподобного Илии Муромца» округа Муром, Владимирской области.

Мы использовали методы опроса и анонимного анкетирования. Были определены 3 группы респондентов: учащиеся 5–7 классов, педагоги гимназии, родители учеников. Общий охват респондентов составил 86 человек. Количественный охват опроса – 39 детей, 12 педагогов, 35 родителей. Количество анкет для аналитики – 86 (2 анкеты были выбракованы из-за невозможности достоверной интерпретации данных).

Анкетирование охватывало возрастные категории от 11-и до 50 лет. Гендерные особенности респондентов учеников: 20 – мальчиков, 19 – девочек. Гендерные особенности респондентов педагогов: 3 – мужчины, 9 – женщин.

В результате нашего исследования получены следующие данные: 80 % опрошенных педагогов гимназии имеют средний уровень компетентности в вопросах гендерной педагогики, имеют неполное представление о сущности гендерного воспитания и обучения детей (а именно, об особенностях полоролевой мотивации детей среднего школьного возраста, и о воспитательных условиях, необходимых для своевременного и качественного развития ребенка как представителя того или иного пола).

40 % учителей не в полной мере удовлетворяют познавательный интерес ребенка о развитии человека как представителя пола.

Педагоги не всегда умеют организовать, структурировать и упорядочить образовательный процесс, и в том числе педагогические ситуации, касаемые воспитания детей в зависимости от пола, но придают процессу полоролевого обучения школьников позитивную направленность (40 %); владеют далеко не всеми способами рефлексии своей воспитательно-образовательной деятельности в области гендерного развития детей (20 %).

При этом осознают значимость гендерного воспитания и видят свою роль в мотивировании развития своего воспитанника 80 % респондентов. Стремятся к повышению своей психолого-педагогической компетентности по вопросам гендерной мотивации, обучения и воспитания детей среднего школьного возраста 78 % опрошенных педагогов.

Анализ анкетирования детей показал, что высокий уровень мотивации учения преобладает у девочек (93 %), при этом отмеченная высокая способность к целеполаганию у мальчиков (53 %). Внутренняя мотивированность на получение знаний у девочек и мальчиков одинаково высокая (80 %). Дети стремятся к достижению успеха в учебе (70 %). Для мальчиков важны соблюдение наибольших критериев при реализации мотивов обучения (60 %), чем для девочек (40 %). Более высокий уровень знаний, и соответственно, более высокую качественную успеваемость продемонстрировали девочки – 70 %. Основным видом своей деятельности учебу называли 45 % девочек и всего 15% мальчиков – подростков.

Наше исследование показало, что в ходе учебно-воспитательного процесса девочек больше ориентируют на успехи в учебе, получение высоких оценок, вследствие чего у них формируется повышенная чувствительность к отношению и ожиданиям других людей, особенно к мнению учителей и родителей. Способность к социальной адаптации направляет девочек на соответствие модели поведения, которую прямо или косвенно поощряет учитель.

Поведение мальчиков значительно отличается от поведения девочек в этом возрастном периоде. Как правило, мальчики 5–7 классов сразу стараются продемонстрировать личные умения, знания, достижения (67 % опрошенных). Если занятия в классе им не интересны из - за их легкости или, наоборот, трудности, мальчики чаще начинают нарушать дисциплину, отвлекаться (58 % опрошенных детей).

При изучении отношения родителей к вопросу гендерного воспитания детей, уровня компетентности в данном вопросе, мы пришли к следующим результатам: роль семьи, в воспитании мужских/женских качеств в ребенке, по мнению родителей, является в примере взаимодействия между мужчиной и женщиной (31 %). При этом производится акцент на подражание ребенка родителю своего пола (28 %).

Родители стремятся к повышению своей психолого-педагогической компетентности по вопросам гендерной мотивации, обучения и воспитания своих детей (78 %).

Личностный вклад в воспитание достойных мужчин/женщин как полноценных членов общества, родители вносят тем, что проводят воспитательные беседы с детьми (31 %), показывают личный пример (27 %) и совместно трудятся (13 %). Роль матери в полоролевом воспитании ребенка заключается в примере женственности для девочки (19 %), нравственном воспитании и формировании доверительных отношений (16 %). Роль отца в полоролевом воспитании заключается в примере для подражания сыну (27 %), воспитании мужественности и эталоне будущего мужа для девочки (15 %).

В ходе анкетирования и проведении опроса родители отмечали, что хотели бы услышать лекцию на тему «Особенности взросления мальчиков и девочек», «Что необходимо детям на разных этапах развития» (15 %), «Как увеличить мотивацию на учебу» (7 %) и «Как преодолеть подростковый возраст без «травм» (8 %).

На основании результатов, полученных в ходе психолого-педагогического исследования, нами были разработаны практические рекомендации, основанные на эффективном внедрении гендерного подхода в обучении, для руководства гимназии, которые могут быть использованы в других образовательных учреждениях.

Рекомендации имеют четыре основных направления: для руководства образовательного учреждения, для педагогов и специалистов образовательного учреждения, для родителей и обучающихся.

Для руководства образовательного учреждения рекомендации носят характер организации такого педагогического сообщества, которое было бы направлено на максимально эффективную реализацию гендерного принципа обучения: увеличение внеучебных зон для самореализации детей (спорт, досуг, бытовые навыки, творчество, общение); организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности (реализация научных и социальных проектов, волонтерство, творчество); снятие традиционных культурных стереотипов проявления эмоциональных реакций (поощрение мальчиков к выражению чувств, рефлексии, навыки саморегуляции настроения для девочек); создание условий для снижения уровня тревожности в период полового созревания, через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями, раздельное проведение занятий физической культурой; проведение родительского ликбеза, включающего в себя лектории, беседы, тренинги, элементы арт-терапии и т.д.

Для педагогов гимназии мы рекомендуем следующее: развивать речевые навыки общения с учетом гендерных особенностей (развивать у мальчиков мелкую моторику, а у девочек – крупную, стимулировать устные беседы, развивать навыки письменной речи); при объяснении нового материала необходимо учитывать психо-физиологические особенности восприятия и усвоения знаний детьми разного пола (мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, прежде чем они приступят к действиям); активно использовать мультимедиа формы и методы обучения для повышения интереса к обучению у детей подросткового возраста; при поощрении и наказаниях необходимо строго учитывать гендерные особенности восприятия и переживания успеха и неудач, а также исключить формы общественного порицания [11].

Рекомендации для родителей учащихся содержат следующие направления деятельности: установление положительного контакта и позитивного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения для эффективного достижения образовательных и воспитательных целей, и личностного развития ребенка; овладение методами и приемами поощрения ребенка к обучению и формированию его положительной учебной мотивации; использование в семейном воспитании принципов гендерного подхода; установление в семейном воспитании доверительных и чутких отношений с ребенком, находящимся в пубертатном периоде; регулярное и систематическое взаимодействие с ребенком во всех сферах деятельности: спорт, хобби, творчество, досуг, обучение; мотивирование ребенка к овладению знаниями, умениями и навыками для повышения качественной успеваемости и уровне усвоения школьных дисциплин.

Одним из важных направлений в рамках гендерного подхода к мотивации учебной деятельности подростков мы считаем развитие психолого-педагогической готовности педагогов школ и родителей учащихся к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия детей в образовательном пространстве.

Для подростков, учащихся 5–7 классов, мы рекомендуем проводить следующие мероприятия:

  1. Беседы для девочек: «О развитии девочки (девушки)», «Гигиена тела, о значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины», «Как общаться и дружить с мальчиками», «Ранние половые связи и их последствия».
  2. Беседы для мальчиков: «Развитие мальчика (юноши)», «Гигиена тела», «Понятие о половой зрелости», «Как общаться и дружить с девочками».
  3. Классные часы: «О дружбе, о любви»», «Мама. Милая мама», «Папа – глава семьи и ее защитник», «Как трактует слово “любовь” классическая литература», «Этика и психология семейной жизни», «Первая любовь – это навсегда?», «Семья – это семь “я”». Кадетский час: «Мужское достоинство и благородство».
  4. Беседы-консультации врача: «О взаимоотношениях между юношами и девушками», «Биологические различия в строении мальчика и девочки», «Развитие мальчиков и девочек в переходном возрасте».

Для родителей учащихся мы рекомендуем внутришкольные мероприятия по следующим направлениям:

  1. Беседы-консультации врача: «Когда дети становятся взрослыми (о физиологических изменениях в организме младших подростков), «Физические проблемы взросления», «Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена».
  2. Интерактивные формы (круглые столы, дискуссии, дебаты, родительский ринг): «Половозрастные особенности развития подростков», «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять», «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения», «Педагогический такт родителей», «Уже не дети, еще не взрослые».
  3. Совместные проекты с детьми: «Мы и наши дети», «Семейный альбом».
  4. Беседы-консультации психолога: «Воспитание чувства любви», «Психологические и психофизиологические особенности подростка», «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Когда родители в разводе». Индивидуальные консультации.
  5. Родительский лекторий: «Трудный возраст или советы родителям», «Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей», «Половые различия и проблемы пола».

Подводя итог, следует отметить, что знания о гендерных особенностях в развитии подростков должны способствовать развитию компетенции педагогов и родителей для соблюдения объективности (учить через понимание объективно существующих различий) учебного процесса, организуя его таким образом, чтобы позволить учащимся независимо от пола осознать свои реальные возможности и найти средства для их реализации.


Библиографическая ссылка

Фомина О.Е. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26444 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674