Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Гераськин А.А. 1 Бобровский В.А. 1 Батенко Е.М. 1 Пасюкова И.Ю. 1 Денисенко Ю.П. 2 Андрущишин И.Ф. 3
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
2 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
3 Казахская академия спорта и туризма
В статье рассматриваются вопросы формирования технико-тактических действий и их влияние на соревновательную результативность студентов в игровых видах спорта. Актуальными остаются и аспекты формирования творческой спортивной индивидуальности, сохранения индивидуального стиля деятельности в условиях состязаний. Перед исследователями и тренерами стоит задача поиска новых подходов к развитию подготовленности к игровой деятельности. Отмечается важность специализации функций комплексного педагогического контроля. Авторы исследовали возможности повышения эффективности действий студентов, занимающихся спортивными играми, путём разработки и апробации методов формирования и совершенствования быстроты и точности таких действий с позиций деятельностного подхода. Можно констатировать преимущество предложенного подхода при формировании технико-тактических умений студентов-спортсменов в игровых видах спорта в сравнении с традиционным подходом, положительные возможности применения теории деятельности, деятельностного подхода при построении подготовки.
технико-тактические умения
спортивные игры
подготовленность
деятельностный подход
1. Андрущишин И.Ф. Основы комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов / И.Ф. Андрущишин // Спортивный психолог. – 2008. – № 1 (13). – С. 33-34.
2. Бабушкин Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом: учебное пособие / Е.Г. Бабушкин. – Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2011. – 82 с.
3. Гераськин А.А. Основы методологии создания тренажерных средств в спортивных играх / А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Теория и методика физической культуры. – 2015. – № 2 (41). – С. 79-86.
4. Железняк Ю.Д. Структура соревновательной деятельности // Спортивные игры / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. во «Академия», 2010. – С. 16-17.
5. Иванова Л.М. Формирование тактических умений в нападении волейболистов-новичков с использованием тренажёрных средств / Л.М. Иванова, А.А. Гераськин // Спортивные игры в физич. воспитании, рекреации и спорте: мат.-лы IХ Междунар. науч-практ. конф. / под общ. ред. к. п. н., доц. А.В. Родина. – Смоленск, 2015. – С 54-56.
6. Козин В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Омский научный вестник. – 2014. – № 1 (125). – С. 167-173.
7. Луничкин В.Г. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд в баскетболе / В.Г. Луничкин, А.В. Родионов, С.В. Чернов // Современные технологии в спортивных играх: мат.-лы Всеросс. науч-практ. конф. – Омск: СибГУФК, 2005. – С. 5-7.
8. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. – М.: ФиС, 1981. – 192 с.
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
10. Притыкин В.Н. Определение оптимальных траекторий полета мяча и характеристик цели в баскетболе при бросках в корзину со средних и дальних дистанций / В.Н. Притыкин, В.А. Лесуков, А.А. Гераськин и др. // Теория и практика физической культуры. – 1966. – № 8. – С. 45-54.
11. Ратов И.П. Пограничные проблемы психологии и биомеханики / И.П. Ратов // Тез. докл. Всес. конф. «Психолого-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства». – Минск, 1980. – С. 226-227.
12. Эртман Ю.Н. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю.Н. Эртман, А.А. Гераськин // Омский научный вестник. – 2013. – № 1 (115). – С. 156-160.

Студенческий спорт является ближайшим резервом спорта высших достижений. В связи с этим совершенствование методики обучения и совершенствования подготовленности студентов, занимающихся игровыми видами спорта, требует системного подхода к организации тренировочного процесса [1], апробации и внедрения в практику новых форм исследования и совершенствования общей и специальной подготовленности спортсменов. В полной мере это касается и игровых коллективов [4]. Мы солидарны с В.Н. Платоновым, подчёркивающим, что традиционная методика подготовки спортсменов высокой квалификации уже не даёт необходимого эффекта [9]. Достижение преимущества над соперниками в настоящее время возможно исключительно путём создания новых подходов, существенно опережающих прежние достижения спортивной науки, комплексного использования накопленного опыта и результатов в смежных областях знаний.

Развитие методики подготовленности студентов, занимающихся спортивными играми, является актуальной задачей педагогики и психологии спорта. Рост уровня техники и тактики игры в нападении и защите [1, 4, 7] выдвигает проблему недостатка научных знаний в направлении совершенствования технико-тактической подготовленности играющих, в частности, вопросов формирования тактико-технических умений и индивидуализации подготовки [2]. Не менее важны вопросы реализации накопленного потенциала в условиях состязаний. Актуальны и аспекты формирования творческой спортивной индивидуальности, формирования индивидуального стиля деятельности и сохранения его в условиях состязаний.

Исследования в игровых видах спорта свидетельствуют о сложности игровой деятельности. Это обусловлено повышением уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсменов, ростом конкуренции команд, усилением влияния сбивающих факторов [2].

Одним из актуальных путей реализации такого подхода является построение процесса подготовки на основе изучения игровой деятельности [5-7], учёта особенностей выполнения конкретных амплуа, взаимодействий с партнёрами при реализации игровых действий в условиях жёсткой соревновательной борьбы [4, 8], формирования индивидуального стиля игровой деятельности, что и явилось целью реализации такого подхода в настоящей работе.

Отметим важность специализации функций комплексного педагогического контроля, стандартизации исследовательского инструментария, процедур тестирования и обработки данных [1]. Необходим поиск путей создания нетрадиционных средств подготовки − специализированных тренажёрно-исследовательских устройств и методики их применения, совершенствования методов формирования специальной физической, технико-тактической, интеллектуальной и психической подготовленности спортсменов [8,11]. Важны исследования, направленные на повышение эффективности подготовки конкретных амплуа в командах, специализации применяемых педагогических методов и средств.

Деятельность в спортивных играх требует параллельной работы тренеров и спортсменов над глубокой специализацией игровых функций и универсализации, взаимозаменяемости исполнителей деятельности. Практика показывает, что надёжность исполнения игровых функций каждым из игроков в своей зоне ведёт к победе над противником. Важно и умение спортсмена взять на себя, по обстоятельствам или по заданию тренера, функции, которые как бы несвойственны этому спортсмену в обычных обстоятельствах, а выполнять их нужно на высоком технико-тактическом уровне.

Целью исследования является изучение возможности повышения эффективности соревновательных действий студентов, занимающихся спортивными играми, путём разработки и апробации методов формирования и совершенствования быстроты и точности таких действий с позиций деятельностного подхода.

В процессе исследования выполнялись разработка и апробация методов изучения и совершенствования специальной подготовленности студентов, занимающихся спортивными играми, велось направленное использование традиционных педагогических средств [6] и применение тренажёрно-исследовательских устройств [3, 5, 10, 12], создававшихся в ходе исследования на основе анализа специфики деятельности и теории тренажёростроения в игровых видах спорта.

Проведены исследования на материале ряда игровых видов спорта: педагогические наблюдения; анкетирование спортсменов различной квалификации и специалистов; диагностика и совершенствование специальной подготовленности играющих в лабораторных и моделируемых условиях игровой деятельности; выполнялась регистрация и анализ качества тренировочной и соревновательной деятельности.

В исследовании [5] в процессе начального обучения спортсменов создавались условия для направленного формирования тактических умений студентов-волейболистов при игре в нападении. Предполагалось, что применение в процессе обучения, параллельно с освоением техники игры, поэтапного формирования тактических умений позволит строить процесс технико-тактической подготовки более эффективно, чем при традиционном подходе.

Анализ литературы позволил обнаружить недостаток в традиционном подходе к обучению, состоящий в следующем. В соответствии с требованиями программ обучения в ДЮСШОР и в вузовских командах, на начальном этапе подготовки у занимающихся формируется физическая и техническая подготовленность волейболистов, а затем, запаздывая на целый период обучения, акцент обучения переходит на формирование тактической подготовленности. В связи с этим высокого уровня технико-тактической подготовленности игроки добиваются в возрасте, близком к завершению выступлений в спорте. Поэтому не случайно, что анализ игровых действий квалифицированных волейболистов свидетельствует о существенных недостатках тактической подготовленности, особенно в ответственных моментах игры. Отсюда можно констатировать наличие проблемы поиска подходов к формированию тактических умений на начальных этапах подготовленности и предполагать о возможности преодоления такого отставания с помощью целенаправленного использования традиционных педагогических средств, совмещения развития технической и тактической подготовленности с применением специализированных тренажёрных средств.

Методика технико-тактической подготовки содержала анализ структуры деятельности нападающих волейболистов путём составления спортограммы деятельности игрока второго темпа; изучение динамики развития функций психомоторики, в зависимости от опыта и квалификации занимающихся с использованием разработанных компьютерных методов диагностики. Велось развитие мотивации к освоению игровой деятельности [2] с учётом интеллектуальной и специальной физической подготовленности игроков. Формирование тактических умений выполнялось путём моделирования игровой деятельности в тренировке, с использованием тренажёрно-исследовательских средств. В ходе тренировки для нападающих проектировались игровые ситуации различной сложности. Использовались тренажёрные комплексы, оборудованные блоками сигналов-раздражителей, которые размещались вне игрового поля, и «требовали» от игроков специфических атакующих действий и поражения мячом заданных зон на поле противника. В процессе формирования тактико-технических умений последовательно осваивались этапы освоения умений вести игру в нападении – от простейших ситуаций, к более сложным и, наконец, непосредственно к игровым, с закреплением тактических умений в условиях состязания.

Разработанная методика, направленная на ускорение процесса формирования тактических умений волейболистов, оказала более эффективное влияние на развитие тактических действий в нападении. У студентов экспериментальной группы показатели параметра «обнаружение тактического объекта», то есть свободной зоны на поле противника при нападении, определение способа ответных действий и факта поражения игровой зоны мячом возросли с 37 % до 85 %. В то же время у игроков контрольной группы, где использовался традиционный подход в подготовке, рост результатов наблюдался с 36 % до 63 % случаев. У игроков экспериментальной группы повысилась эффективность нападающих ударов в результате рационализации выбора решений в период организации атаки. В условиях состязаний тактически верные решения принимались студентами экспериментальной группы в 51 % случаев, а волейболисты контрольной группы смогли правильно выбрали такое решение только в 39 % случаев. Данные исследования свидетельствуют, что темпы роста уровня развития специальных физических и психических качеств, обеспечивающих атакующие действия, у представителей экспериментальной группы значительно опережают темпы роста таких качеств у студентов контрольной группы. Это позволяет утверждать о предпочтительном влиянии деятельностного подхода к подготовке нападающих волейболистов, в сравнении с применением традиционных педагогических воздействий.

В исследовании [12] предпринята попытка развития технико-тактической подготовленности студенток-волейболисток при выполнении подач мяча. Анализ деятельности подающих выявил своеобразную технологию тактической борьбы, которая ведётся между подающими игроками и соперником. Кратко изложим некоторые положения этой работы. В настоящее время выполнение даже мощных подач, направленных в руки принимающему сопернику, не представляют для него существенной трудности при приеме мяча. К правильным тактическим действиям можно отнести подачи с направлением мяча по неожиданной для противника траектории. Подающий должен стремиться «заставить» принимающего игрока двигаться к мячу перед приёмом или в момент приёма так, чтобы соперник принимал мяч на неудобной для себя высоте, например, низко наклоняться вперёд, либо двигаться назад, или перемещаться в правую или в левую часть зоны защиты. При такой технологии исполнения игрового действия у принимающего соперника нарушается синхронность подготовительных движений, так необходимая при выполнении приёма мяча. Ввиду дефицита времени принятие исходного положения в такой ситуации выполняется либо неточно, либо отсутствует полностью. В связи с этим приём мяча выполняется «с ходу», с необеспеченной основой надёжности подготовки к выполнению двигательного действия. Добиться такого эффекта подач можно с помощью укорочения траектории полёта, или направления мяча в дальнюю часть зоны для приёма (удлинение траектории), либо от неожиданного использования таких вариантов подач. Тем самым подающий игрок владеет инициативой, заставляет принимающего соперника в моменты подготовки или при выполнении приёма находиться в движении, терять устойчивость опоры о площадку. Полезна здесь и смена способов подач, чередование силовых подач с планирующими, смена направлений и зон. Используя такие тактико-технические средства ведения противоборства, подающий игрок имеет возможность управления поведением противника.

Подобный анализ выполнен и при рассмотрении противоборства игрока с двумя принимающими и с группой соперников. Анализ деятельности свидетельствует о насыщенности её содержания. В период подготовки и выполнения подачи игроку необходимы: тщательный тактический анализ ситуации, нахождение слабых сторон для приёма противника, нахождение оптимального тактико-технического решения ситуации, маскировка собственных намерений от соперников и точная реализация принятого решения. Отметим, что деятельность подающего происходит на фоне воздействия сбивающих факторов – шума трибун, высокой физической и психической нагрузки, влияния счёта в игре и т.д. Такие особенности деятельности учитывались при составлении методики педагогических воздействий.

Для совершенствования эффективности выполнения подач квалифицированными волейболистками в специально организованном педагогическом эксперименте применялись подходы, при которых в контрольной группе применялись традиционные средства подготовки, а в экспериментальной направленно формировалась интеллектуальная подготовленность, использовались традиционные упражнения и упражнения, подвергшиеся рационализации. Велась разработка и использование тренажерно-исследовательских средств, способствующих повышению точности поражения мячом заданных точек на площадке противника, снижению траектории полёта подач в моделируемых условиях деятельности. Сформированные в ходе подготовки тактико-технические умения закреплялись в практике состязаний местного, регионального и всероссийского уровней.

Применение разработанной методики показало и в этом случае преимущество предложенного подхода в сравнении с существующим, ввиду создания возможностей для моделирования игровых ситуаций различной сложности при подачах в тренировочном процессе. Такой подход позволяет получать количественные данные об уровне технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток при выполнении подач. Оценка физической подготовленности игроков к выполнению подач свидетельствует о недостаточном уровне развития такой подготовленности при традиционном подходе. В то же время, целенаправленное применение предложенных педагогических средств традиционного плана и упражнений, подвергшихся рационализации, в экспериментальной группе позволило добиться достоверно лучших результатов в совершенствовании физической, технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток. Результаты анализа игровых действий волейболисток в условиях состязаний квалифицированных команд говорят о достоверном преимуществе предложенной комплексной методики на результативность соревновательной деятельности участниц экспериментальной группы, по сравнению с действиями игроков, тренировавшихся при традиционном подходе, по данным надёжности и результативности подач мяча.

В исследованиях [6, 10], выполненных на материале баскетбола, выяснялись возможности построения подготовки спортсменов на основе деятельностного подхода. Построение подготовки велось с опорой на данные анализа деятельности, применялись педагогические воздействия, способствующие повышению мотивации и специальной интеллектуальной подготовленности занимающихся, развитию важных для деятельности специальных психических и физических качеств. В частности, в качестве педагогического материала для повышения интеллектуальной подготовленности раскрывались данные разработанной теории оптимальной траектории броска для поражения баскетбольного кольца, теории отскока мяча от кольца при бросках и других компонентов броска. Рассматривались особенности технологии противоборств при атакующих действиях баскетболистов в зависимости условий выполнения атакующих действий – от величины дистанции между спортсменами и дальности расстояния до кольца.

            Результаты исследования свидетельствуют, что организация подготовки студентов, занимающихся игровыми видами спорта, с учётом того, что студенческий спорт является ближайшим резервом спорта высших достижений, должна строиться на системном подходе, охватывающем все виды подготовки, апробации и внедрения в практику новых форм изучения и совершенствования подготовленности спортсменов. При построении процесса подготовки существенную помощь исследователям и специалистам окажет использование методов профессиографии, составление спортограмм, что способствует установлению структуры деятельности, выявлению тактического и психического её содержания, установлению перечня специальных физических и психических качеств, обеспечивающих успешность выполняемых игровых действий. Тренировочный процесс рационально строить, используя моделирование соревновательной деятельности, варьируя разнообразные формы «активной игровой среды», с разной степенью противодействий соперников. Необходимо добиваться как глубокой специализации игровых функций, так и взаимозаменяемости играющих по исполнению амплуа, путём моделирования соответствующих ситуаций соревновательной деятельности.

Данные исследования позволяют утверждать о преимуществе предложенного подхода при формировании технико-тактических умений спортсменов в игровых видах спорта, положительных возможностях применения теории деятельности, деятельностного подхода при построении подготовки в сравнении с традиционными воздействиями. Это позволяет нам рекомендовать такой подход для использования его в исследовательских целях и в практике подготовки студентов, занимающихся спортивными играми.


Библиографическая ссылка

Гераськин А.А., Бобровский В.А., Батенко Е.М., Пасюкова И.Ю., Денисенко Ю.П., Андрущишин И.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26424 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674