Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ: ОПЫТ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мукимова Н.А. 1 Мансуров И.С. 1 Николаева О.Ф. 2
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2 МАОУ «Гимназия №5» городского округа г. Стерлитамак РБ
Обучение учащихся родному языку и литературе является основой для сохранения культуры, этноса и способствует укреплению межнационального согласия между народами. Создание условий для изучения родного языка в образовательных учреждениях Республики Башкортостан отвечает интересам государства и соответствует национальной политике Российской Федерации. Одним из высших учебных заведений, которое готовит учителей родного (татарского и чувашского) языка и литературы, русского языка, является Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Кафедра татарской и чувашской филологии вуза уделяет большое внимание этнокультурологическому компоненту в образовательном и воспитательном процессе. Этнокультурная направленность в содержании обучения поддерживается новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего и высшего образования. Обеспечивая единое образовательное пространство Российской Федерации, стандарты в то же время ориентируют на учет особых образовательных потребностей учащихся, в том числе потребность в изучении родного языка и литературы. Актуальность задач подготовки учителей-филологов по родным языкам и литературам, которые решает коллектив кафедры, очевидна. За 20 лет своего существования кафедра достигла высоких результатов и внесла значительный вклад в развитие научной, методической и методологической мысли, в процветание языка, культуры и истории татарского и чувашского народов Республики Башкортостан.
федеральные государственные образовательные стандарты (фгос)
национальное образование
воспитание
этнокультурный компонент
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Республике Башкортостан. - URL:http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/7ba81d004e64acd68cc5ef21f378d622/Итоги+Всероссийской+переписи+населения+2010+года+по+Республике+Башкортостан.pdf (дата обращения: 23.11.2016).
2. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 : Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 (pdf, 421.2KB) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/8033/файл/7256/Prikaz_№_1576_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 25.11.2016).
3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 : Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 (pdf, 1.2MB) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/8034/файл/7257/Prikaz_№_1577_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 25.11.2016).
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 (rtf, 920.9KB) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/приказ%20Об%20утверждении%20413.rtf (дата обращения: 25.11.2016).
5. Тахтамышева Г.Ч. Профессиональный стандарт учителя татарского языка. (Региональные особенности введения ФГОС) // Мәгариф. – 2014. – № 4. – 92-93 б.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/file/docs/2016/02/62888.pdf (дата обращения: 23.11.2016).

Человечество переживает бум развития новой техники, уникальных технологий, экономических систем, но за этот материальный прогресс оно расплачивается падением духовности и нравственности. Одной из причин материальной и духовной дисгармонии является отрыв от собственных этнодуховных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций.

Как известно, происходивший в конце XX века ренессанс этнической самоидентификации и национального самосознания привел к развитию системы национального образования в стране, обновлению содержания образования, разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов. Возросла потребность в подготовке педагогов с новым мышлением, компетентных в вопросах этнокультурного образования, способных решать на высоком уровне профессионально-педагогические задачи, в том числе с культурологических позиций. В связи с этим в высших и средне-специальных образовательных учреждениях началась активная подготовка национальных кадров. Принцип этнолингвокультурологического обучения и воспитания стал общепризнанным. По этой проблеме защищены диссертационные исследования, создано огромное количество научно-методических разработок, моделей, курсов и т.д. Ученые-методисты в публикациях активно делятся опытом работы, результатами и достижениями по формированию этнокультурологической компетенции студентов.

Большое внимание этнокультурному компоненту в учебном и воспитательном процессе уделяется в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета. Одному из научно-методических подразделений вуза – кафедре татарской и чувашской филологии – в 2017 году исполнится 20 лет. Это базовая кафедра по направлению подготовки «44.03.05. Педагогическое образование», по профилю «Родной (татарский, чувашский) язык и литература, Русский язык». Подобная специфическая кафедра является единственным структурным подразделением в вузах России, а Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета – это единственное образовательное учреждение в Республике Башкортостан, где готовят учителей чувашского языка и литературы и русского языка.

Все преподаватели кафедры татарской и чувашской филологии имеют ученую степень, ведут научные исследования, публикуют монографии, учебно-методические разработки, словари, организовывают и курируют проблемные группы, деятельность которых непосредственно или опосредованно направлена на формирование этнолингвокультурологической компетенции будущих учителей татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы, будущей творческой интеллигенции.

Этнокультурная направленность в содержании обучения будущих учителей татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы преподавателями кафедры рассматривается как формирование понимания культурологических основ педагогической деятельности, феномена этнокультуры, ценностного отношения к носителям различных этнокультур, умения выстраивать взаимодействие в полиэтническом ученическом коллективе, предвидеть возможности конфликта на этнической основе и многое другое. Научно-методическая и учебно-воспитательная работа коллектива кафедры направлена на формирование у студентов социальной, профессиональной, этнокультурологической компетентности, на развитие активной позиции в освоении специальности и на актуализацию творческого потенциала. Учебно-методические комплексы, рабочие программы, планы воспитательной работы, безусловно, составлены с учетом этнолингвокультурологического подхода.

На кафедре успешно работает научно-студенческая лаборатория «Духовная культура народов Поволжья и Приуралья» под руководством доктора филологических наук, профессора И.С. Насипова. Участники лаборатории – студенты, аспиранты, преподаватели – занимаются исследованиями ономастики родного края, историко-этимологических основ лексики татарского языка и заимствованной лексики, компьютерной обработкой лингвистических материалов и результатов фольклорно-диалектологических практик.

Внеучебная воспитательная работа преподавателей кафедры также способствует формированию этнолингвокультурологической компетенции студентов. Успешно работают татарский вокальный ансамбль «Навруз», чувашский вокальный ансамбль «Савни», литературные кружки «Родник вдохновения» (на татарском языке), «Друзья» (на чувашском языке). Студенты татарского и чувашского отделений филологического факультета являются активными организаторами и участниками научно-практических конференций, посвященных известным татарским и чувашским деятелям, выпускают приложения к газете «Вестник СФ БашГУ» на татарском языке «Фикер» («Мысль»), на чувашском языке «Хавхалану» («Вдохновение»).

Несомненно, этнокультурная направленность содержания обучения и воспитания специалистов способствует достижению высоких результатов. Кафедра гордится своими выпускниками, среди которых есть кандидаты наук. Многие обучаются в аспирантуре и магистратуре, работают в вузах и ссузах, в редакциях газет и журналов, в образовательных учреждениях региона. Среди них имеются и руководители школ, методисты районных отделов образования, участники и лауреаты республиканского конкурса «Учитель года татарского языка и литературы», отличники образования РБ, заслуженные учителя РБ. Кафедра татарской и чувашской филологии неоднократно становилась первой в рейтинге среди кафедр вуза, награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Татарстан (2003) и Благодарственными письмами Конгресса татар Башкортостана (2005), Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2007), Министерства образования РБ (2009, 2010). Нынешние успехи кафедры продолжают славные традиции недавнего прошлого. Татарско-русское отделение СГПА в 2006 г. в г. Казани на Всероссийском конкурсе татарских отделений вузов и ссузов страны было признано «Лучшим татарским отделением вузов Российской Федерации». Чувашское отделение награждено многочисленными грамотами и благодарственными письмами министерств образования Республики Башкортостан, Чувашской Республики. В 2012 году Российской академией естествознания за заслуги в области развития отечественного образования кафедра была награждена дипломом «Золотая кафедра России» и дипломом Европейского качества (diploma di merito) Европейской научно-промышленной палаты.

В 2015-2016 годах научно-педагогический коллектив кафедры с участием студентов выиграл внутривузовские гранты и трехлетний грант Российского гуманитарного научного фонда (1,5 млн руб.) на научные исследования по изучению чувашских говоров, фольклора. Полагаем, что научные результаты и опубликованные труды в рамках данного исследовательского проекта будут достойно представлены на Всемирном фестивале народного творчества «Фольклориада–2020», который пройдет в Башкортостане в 2020 году.

Таким образом, деятельность кафедры татарской и чувашской филологии не сводится только к задаче подготовки специалистов по родным языкам для образовательных учреждений республики. Сегодня кафедра является национально-культурным, научно-методическим центром южного региона Башкортостана по сохранению, пропаганде и развитию языка, литературы, фольклора татарского, чувашского народов. Специалисты кафедры участвуют в реализации Государственной программы Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» и Государственной программы Республики Башкортостан «Изучение, сохранение и развитие фольклора народов Республики Башкортостан», обеспечивают научно-методическую помощь учителям татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы, проводят курсы повышения квалификации, методические семинары, вебинары, постоянно оказывают помощь при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, рецензируют методические разработки педагогов. Преподаватели кафедры работают в составе жюри республиканских олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций по татарскому, чувашскому языкам и литературам. Установлены научные и творческие связи с вузами Республики Татарстан, Чувашии, заключены договоры о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями республики.

Под руководством доктора филологических наук, профессора И.С. Насипова, кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой татарской и чувашской филологии И.С. Мансурова, кандидата филологических наук, доцента кафедры Н.А. Мукимовой на базе МАОУ «Гимназия № 5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в разные годы были реализованы инновационные проекты, направленные на сохранение изучения родного татарского языка и литературы в сложный период перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. В гимназии была создана этнокультурная модель образовательной среды, позволяющая реализовать образовательные запросы обучающихся и их родителей на изучение родного татарского языка, родной литературы, культуры татарского народа. В условиях сокращения часов на изучение образовательной области в образовательном учреждении удалось сохранить изучение татарского языка и литературы (в том числе за счёт часов внеурочной деятельности), используя систему традиционных воспитательных мероприятий этнокультурной направленности, включить гимназистов в национальное культурно-языковое поле.

С учёными Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета активно сотрудничают педагоги кафедры родных языков МАОУ «Гимназия № 5». На базе гимназии проходят городские и республиканские семинары-практикумы по проблемам преподавания родных языков, курсы повышения квалификации для учителей южной зоны республики. Педагоги дают открытые уроки, мастер-классы, представляют опыт работы по проблемам преподавания татарского языка и литературы. Ежегодно студенты вуза проходят педагогическую практику в классах гимназии.

При поддержке Министерства образования Республики Башкортостан, Отдела образования г. Стерлитамака, в сотрудничестве с кафедрой   татарской и чувашской филологии гимназия ежегодно проводит республиканскую научно-практическую конференцию «Ибрагимовские чтения». На конференции организована работа секций для школьников и студентов на русском, татарском, башкирском, чувашском, немецком, английском языках. Педагоги республики имеют возможность обменяться опытом работы в рамках круглого стола «Инновационные технологии в преподавании родных языков и литератур в условиях внедрения и реализации ФГОС».

Плодотворное сотрудничество с кафедрой татарской и чувашской филологии позволило коллективу гимназии успешно решать вопросы этнокультурного воспитания личности гимназистов, учителям родного языка и литературы – совершенствовать педагогическое мастерство, решать вопросы профессионального развития.

Ориентируясь на профессиональные стандарты педагога, коллектив кафедры предъявляет высокие требования к образованию будущих учителей, осознаёт значимость и необходимость подготовки учителей татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы, несмотря на опасную тенденцию последних лет к сокращению бюджетных мест на гуманитарных специальностях в педагогических вузах.

В рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации вынесено на общественное обсуждение содержание профессионального стандарта педагога. Доцент ГАОУ ДПО ИРО Республики Татарстан Тахтамышева Г.Ч., предлагая проект профессионального стандарта учителя татарского языка, отметила важность обращения внимания на региональные особенности введения ФГОС. По ее мнению, обращение к понятию «региональное дополнение к профессиональному стандарту» предполагает введение «дополнительных требований к квалификации педагога, позволяющих ему выполнить свои обязанности в реальном социокультурном контексте». Автор проекта полагает, что в рамках регионального дополнения профессионального стандарта «важно прописать профессиональный стандарт учителя татарского языка, наделив его полномочиями по реализации билингвизма» [5, с. 19].

В многонациональной Республике Башкортостан в различных сферах общественной жизни наблюдается ситуация многоязычия. Наряду с русским и башкирским языками широкими коммуникативными функциями обладают татарский и чувашский языки. По данным переписи населения 2010 года, в Республике Башкортостан проживает 1 009 295 человек татарской национальности, что составляет 25,4 %, и 107 450 чувашей, составляющих 2,7% населения республики [1]. Это означает, что сохраняется потребность в изучении татарского и чувашского языков, а проблемы лингвистического образования в вузе и школе, подготовки учителей-филологов в республике по-прежнему являются актуальными.

Последние изменения в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, вступившие в силу с 1 января 2016 года, конкретизируют аспекты изучения родного языка и литературы в школе. В поправках к ФГОС уточнены результаты, которых должны добиться обучающиеся при освоении предметной области: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – на ступени начального общего образования (НОО) [2], «Родной язык и родная литература» – на ступенях основного общего (ООО) и среднего общего образования (СОО) [3]. Ранее во ФГОС НОО образовательные результаты по родному языку и литературному чтению на родном языке отдельно не выделялись и были сформулированы одинаково для разных учебных предметов двух предметных областей «Русский язык. Родной язык» и «Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке», во ФГОС ООО и ФГОС СОО образовательные результаты определены раздельно для предметных областей «Русский язык. Родной язык» и «Литература. Родная литература». Таким образом, на федеральном уровне закреплены требования к результатам освоения родного языка и родной литературы в школе. На всех ступенях обучения требования стандартов должны обеспечить «включение школьника в культурно-языковое поле родного языка и родной литературы», «сформировать у обучающихся способность свободно общаться на родном языке», привить им «стойкий интерес к чтению литературы на родном языке».

В рамках данной статьи и выдвигаемой проблемы считаем необходимым обратить внимание и на то обстоятельство, что Стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества» [4]. В новых федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, обеспечению условий для «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России». Как показывает время, базовые национальные ценности, которые хранятся в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России и передаются от поколения к поколению, имеют ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни государства в целом.

В соответствии с требованиями ФГОС высшего образования (ВО) к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» выпускник должен обладать такой общепрофессиональной компетенцией, как «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)» [6]. Под особыми образовательными потребностями, по нашему мнению, следует понимать и потребность в изучении родного языка, литературы, истории и культуры. Далее во ФГОС ВО указывается, что «выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)».

Таким образом, при внедрении и реализации ФГОС в вузе и школе этнокультурологические составляющие имеют чрезвычайно важное значение. Осуществляя педагогическую и научную деятельность, кафедра татарской и чувашской филологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета сегодня является полнокровным научно-методическим подразделением, готовым к решению современных задач высшего образования, связанных с региональными, социоэкономическими, этнокультурными и другими особенностями нашего региона, с учетом потребности школ в высокопрофессиональных учителях, подготовленных к работе с полиэтническим составом обучающихся. Только сочетание достижений научно-технического прогресса и этнодуховных, культурно-национальных традиций может обеспечить стабильное развитие общества.


Библиографическая ссылка

Мукимова Н.А., Мансуров И.С., Николаева О.Ф. ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ: ОПЫТ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25957 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674