Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Микерова Г.Ж. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье рассматривается проверка и контроль планируемых результатов обучения младших школьников русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды в РФ и Кубани в процессе решения задач Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. Автор обращает внимание на то, что в этих условиях следует повышать уровень кадрового потенциала, в совокупности применять средства и форма проверки и контроля в свете системно-деятельностного подхода – главным инновационным компонентом ФГОС НОО. В статье подчеркивается, что, если учитель начальных классов грамотно строит работу по проверке и контролю личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов, то эти процессы переходят во внутренний план – самопроверку и самоконтроль, которые с 1-го по 4-й класс приобретают черты осознанности и произвольности.
поликультурная образовательная среда
младшие школьники
планируемые результаты обучения русскому языку
контроль
проверка
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 113-115.
3. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. http://government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf.
4. Микерова Г.Г. Языковое развитие младших школьников как проблема социального неравенства // Концепт. – 2015. – Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогенных групп. – ART 95624. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95624.htm. – https://e-koncept.ru/2015/95624.htm.
5. Лайкова И.В., Горобец Л.Н. Современный урок русского языка: типология, особенности, требования ФГОС // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2015. – № 1 (2). – С. 62-68.
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.

В условиях реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы [3] растет актуальность развития содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях в условиях многонационального состава населения. В этой связи в школе следует заложить основы обучения русскому языку, как государственному языку РФ и как языку межнационального общения. Именно современная начальная школа должна обеспечивать целостное формирование языковой личности младшего школьника, развитие его индивидуальности, самостоятельности в учебной деятельности, способности к самообучению и самосовершенствованию. В условиях многонационального состава населения России и Краснодарского края, в частности, именно русский язык объединяет всех учителей и учащихся, способствует их эффективному межнациональному диалогу [4]. Он является фундаментальной основой гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства государства.

Ученые полагают, что исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур РФ создало благоприятные предпосылки для поликультурного образования, ставшего единственно возможным способом создания благоприятной социально-психологической среды, в которой каждый учащийся, независимо от идентичности, имеет равные возможности для реализации своих потенциальных способностей в процессе обучения [2]. По их мнению, поликультурная образовательная среда диктует насущную потребность осуществлять образовательный процесс с учетом этнокультурного фактора, одновременно создавая условия для познания культуры других народов, что должно способствовать воспитанию толерантного отношения между участниками образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда – это ответ на проблемы, выявившиеся в процессе возросшего потока миграции населения, она способствует успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные.

Культуросозидательная функция образования предполагает иные методы обучения, иные взаимоотношения участников образовательного процесса. Безусловно, в поликультурном классе у каждого учащегося есть своя культура, некоторые элементы которой разделяются всеми одноклассниками, другие же – только членами семьи или религиозной группы. Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что обучение русскому языку в поликультурной среде должно акцентировать равенство полномочий, межгрупповой гармонии и культурного плюрализма для учителей и учащихся, т.е. для участников образовательного процесса. Образовательные организации, в которых будут созданы условия для построения поликультурной образовательной среды, не только смогут решить проблемы обучения и воспитания учащихся-мигрантов, но и обогатят культуру учащихся доминирующего населения, изменят уклад школьной жизни на – более современный [4]. Кроме того, они будут работать в стратегии требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) [6], в основу которого положен системно-деятельностный подход.

В ходе реализации стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Результатом обучения поликультурной направленности по русскому языку в начальной школе являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные [1]. Главное, учителя должны научить младших школьников учиться, то есть самостоятельно выполнять все взаимосвязанные структурные компоненты учебной деятельности.

В структуре учебной деятельности (Д.Б. Эльконин) выделяется одно из действий – действие контроля, поскольку условием нормального протекания учебной деятельности является наличие контроля за её выполнением. Функция контроля заключается в постоянном отслеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Без такого прослеживания и таких корректив деятельность может существенно отклониться от своего русла, что, в конечном счете, станет препятствием для решения учебных задач. Под понятием «контроль» в педагогике подразумевается процесс выявления, измерения и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями, задаваемыми учебными программами, а процедуру обнаружения и измерения называют проверкой полученных планируемых результатов обучения. Проверка является методом обучения, а контроль – одним из основных элементов оценки качества образования и структурным компонентом учебной деятельности. Учитывая цели и значение постоянной, систематической и целенаправленной проверки в процессе начального обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде используется её различные виды и формы с применением специальных методических приемов.

Организуя проверку планируемых результатов обучения, учителя ежедневно контролируют учебную деятельность младших школьников путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Для русского языка приоритетной является письменная проверка и контроль результатов обучения в начальной школе, так как стратегические цели их достижения: – познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокультурная цель – изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека [1].

Между тем, нередко учителя проявляют субъективность в оценке качества обучения русскому языку в начальной школе. Эта субъективность оценки связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов проверки и контроля системы планируемых результатов обучения русскому языку. Часто оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой результатов. Учителя иногда по-прежнему ориентируются на формируемые знания, умения, навыки по русскому языку, а не на формируемые способы деятельности учащихся. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки и контроля имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения, поэтому следует применять всю их совокупность. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и контроля личностных, метапредметных и предметных, и планируемых результатов обучения следует отнести: стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала учебного предмета «Русский язык» и условий работы в классе, особенно в условиях поликультурности, отсутствие систематичности в ее проведении. Нельзя обойти молчанием и роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки формируемых способов деятельности младших школьников на уроках русского языка. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере обучения, так и в процессе проверки, контроля личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения.

С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Он направлен на получение информации, анализируя которую, учитель должен вносить необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это должно касаться изменения содержания, пересмотра подходак выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы. Учеными опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин и др.) [4]. Между тем, исследований механизма перехода проверки и контроля в самопроверку и самоконтроль в поликулькурной образовательной среде в свете требований ФГОС практически не имеется. Поэтому актуальность этой проблемы очевидна.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации проверки и контроля за учебной деятельностью учащихся, которые дополнены нами в свете поставленной проблемы: индивидуальный характер, требующий их осуществления за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот; систематичность, регулярность их проведения на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие их форм, обеспечивающее выполнение их обучающей, развивающей и воспитывающей функций, повышение интереса учащихся к их проведению и результатам; всесторонность, заключающаяся в том, что они должны охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку и контроль теоретических знаний, интеллектуальных и практических учебных умений и навыков учащихся; объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном мониторинге возможностей и способностей каждого учащегося или предвзятом отношении к некоторым из них; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного предмета «Русский язык» и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, их принадлежность в иной культуре, требующей от учителя педагогического такта, адекватной методики. Учитель должен учитывать и то, что контрольные шкалы должны быть все время разные, чтобы система проверки и контроля обладала гибкостью, могла тонко реагировать на процесс (или регресс) в учебных достижениях каждого учащегося. Проверка и контроль учителя – средство выращивания здоровых форм самопроверки и самоконтроля ученика, а, следовательно, ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии и участвовать в разработке шкал вместе с учителем. Важно то, что самопроверка и самоконтроль младшего школьника должны предшествовать проверке и контролю учителя, лишь тогда учебные отношения перестанут быть односторонними, чтобы соблюдалось единство требований учителей и родителей, осуществляющих проверку и контроль за учебной деятельностью учащихся данного класса. Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность этих процессов и выполнение ими своих задач в процессе обучения.

Большинство учащихся считают проверку и контроль выполненной работы исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя и не умеют этого делать. Если учитель начальных классов грамотно строит работу по проверке и контролю личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде, то эти процессы переходят во внутренний план – самопроверку и самоконтроль, которые с 1-го по 4-й класс приобретают черты осознанности и произвольности. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля [5]. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля. К приемам самоконтроля известный ученый относит умения: а) составлять самостоятельно краткий план текста после прочтения учебника, пользуясь им пересказывать основные мысли текста; б) составлять план ответа в виде контрольных вопросов по тексту; в) проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних математических действий другими (обратными); г) оценивать жизненность полученного результата; д) подходить к получению результата различными способами; е) с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания, постановку ударения и т.д.; ё) проводить самопроверку и взаимопроверку письменных работ и т.д.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самопроверки и самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов учебной деятельности для самостоятельного её осуществления. Отсюда в задачу учителя начальных классов входит постепенное расширение сферы самопроверки и самоконтроля у младших школьников, формирование у них разнообразных приемов его осуществления. Формирование умений самопроверки и самоконтроля у младших школьников имеет большую личностную значимость, поскольку овладение школьниками этими действиями позволяет: 1) осознать процессуальную сторону их учебной деятельности; 2) правильно организовать свою учебную деятельность; 3) осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действий; 3) формировать такие личностные качества, как инициатива, самостоятельность, ответственность и т.п.; 4) обеспечить комфорт в обучении, снять стресс и вызвать интерес и большое желание учиться; 5) управлять процессом своего учения на последующих ступенях образования.

Механизм формирования самопроверки и самоконтроля у младших школьников, по нашему мнению, должен состоять из трех этапов. На первом этапе ученик должен научиться понимать и принимать проверку и контроль учителя. Для этого учитель должен: 1) специально показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов, что только освоение планируемых результатов обучения по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения и только при этом условии можно рассчитывать на его эффективность; 2) ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки учебных достижений; 3) сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходимы проверка и контроль и цель проведения того или иного процесса; 4) выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки; 5) настраивать учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность и объяснять полученную им оценку; 6) рекомендовать учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные критерии; 7) научить учащихся использовать различные виды проверки.

На втором этапе формирования самопроверки и самооценки ученик должен научиться проверять и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю следует чаще практиковать взаимопроверку самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и трудные слова, а ученикам ещё раз сверить свои ответы. При этом учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Взаимопроверка учебных достижений младших школьников служит хорошей школой развития самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные умения ученик переносит на свою деятельность самоконтроля. Необходимо также практиковать выполнение одного и того же задания у доски несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы написанное обсуждается всем классом, оценивается, его выбор обосновывается. Так же учителю следует: 1) предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; 2) приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов друг другу и учителю; 3) демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.

На третьем этапе формирования самопроверки и самооценки ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, проводить её самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, адекватно определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности младшего школьника для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя её, регулируя производимые им действия, создаёт внутренний образец, эталон знания, действия, которые, в случае необходимости, он извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно­деятельностного и личностно­ориентированного подходов согласно ФГОС НОО требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников [5]. Поэтому при составлении технологической карты урока русского языка учитель должен предусмотреть в деятельности учащихся виды работы, направленные на формирование умений самопроверки и самоконтроля учащихся, в зависимости от этапа их развития.

Итак, проверка и контроль планируемых результатов обучения младших школьников по русскому языку в поликультурной образовательной среде как важный компонент педагогической деятельности учителя начальных классов позволит сфокусировать внимание на интеграции чувств, мышления и поведения обучающихся и будет способствовать их эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию.  


Библиографическая ссылка

Микерова Г.Ж. ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25793 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674