Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСЛОВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Мещерякова И.Н. 1 Михайлова Н.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается актуальная проблема создания условий для приобретения коллективом обучающихся позитивного социального опыта в современной информационно-образовательной среде школы. В статье анализируется опыт педагогов – классных руководителей по созданию условий для приобретения коллективом обучающихся позитивного социального опыта в современной информационно-образовательной среде школы. Особое внимание уделено такому немаловажному условию, как гуманитарная информационно-образовательная среда школы, проектированием и поддержанием которой занимаются педагоги и администрация школы. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка изучить проблему создания качественной, технологичной гуманитарной информационно-образовательной среды, способной удовлетворить разнообразные интересы и запросы участников воспитательного процесса. Данное направление дополняется также рассмотрением возможностей создания ученического самоуправления в рамках воспитательной системы класса и образовательной организации.
социальный опыт
воспитание
среда
информационно-образовательная среда
коллектив обучающихся
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс /А.А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
2. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
4. Мещерякова И.Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности в гуманитарной информационной образовательной среде (глава коллективной монографии) / И.Н. Мещерякова, Н.М. Михайлова // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Коллективная монография /под ред. проф. О.И. Кирикова. – Москва: Наука информ.; Воронеж: ВГПУ, 2013. – С. 58–74.
5. Мещерякова И.Н. Понятие и педагогическая сущность современной гуманитарной информационно-образовательной среды / И.Н. Мещерякова, Л.И. Ямщикова // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях. Коллективная монография. – Москва, 2014; (2-е изд., перераб. и доп.). – С. 272-280.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 269 с.
7. Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области с учетом Воспитательной компоненты / авт. Т.И. Вороньжева, А.Н. Моисеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 96 с.
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). – URL: минобрнауки.рф›проекты/413…4587/POOP…2015_01.doc.
9. Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М., 1982.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в школе обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. Психолого-педагогический аспект воспитания и развития личности обучающегося в условиях современной школы непосредственно связан с проблемой формирования коллектива класса. Эта проблема является актуальной в условиях модернизации образования, когда во главу угла поставлены личностные результаты.

Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в российском обществе ощущается «недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения» [3]. Этот факт говорит о необходимости более пристального внимания к организации воспитательной среды в образовательной организации.

Накопление опыта создания в ходе воспитания различных по своему качеству сред, облегчающих решение педагогических задач, приводит к пониманию образовательной среды как особого технологического средства. Отдельные вопросы средовой проблематики в истории отечественной школы отражены в трудах М.М. Скаткина, З.И. Равкина, Р.Б. Вендровской, Ф.А. Фрадкина, Т.Н. Мальковской, В.Д. Семенова, З.А. Галагузовой, В.Г. Бочаровой и др. С понятием социальной среды тесно связано понятие социального воспитания.

В Примерной основной образовательной программе в п. 1.1.2 в качестве одного из принципов формирования обозначается учет психолого-педагогических особенностей развития детей в соответствии с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками [8]. Следовательно, одной из главных задач системы воспитания в школе является формирование ученического коллектива, как сложной социально психологической системы, характеризующейся единством организации и психологической общности.

Сухомлинский В.А., определяя одну из задач школы в обеспечении творческого саморазвития личности ученика в коллективе, описал систему проектирования и создания целостного педагогического процесса. Фундаментом воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский является идея направленного развития субъектной позиции ребенка [9]. Таким образом, можно сказать, что ребенок становится источником воспитательного влияния для других членов коллектива. Но в то же время необходимо помнить, что ребенок может входить в состав нескольких коллективов (классный, школьный, спортивный и др.) и влияния разных коллективов бывают противоречивыми.

В широком спектре педагогических исследований в рамках проблемы формирования детского коллектива можно выделить такие, как: выявление эффективных форм организации, методов сплочения и формирования детских коллективов (О.С. Богданова, М.Д. Виноградова, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), определение условий развития воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.) [6]. Отечественная педагогика имеет богатые традиции коллективного воспитания.

В современном понимании концепции воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова) этот феномен представлен как своеобразная модель общества в целом, которая отражает формы его организации, структуру отношений, которые ему присущи, свойственную ему атмосферу, систему общечеловеческих ценностей, принятую в нем. При этом коллектив обучающихся рассматривается как динамическая модель, в которой представлены отношения сегодняшнего дня современного общества, а также тенденции его развития.

Для педагога детский коллектив – одна из целей деятельности, объект заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для общества детский коллектив, будучи его компонентом, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Таким образом, можно рассмотреть детский коллектив как объединение на основе общих интересов и потребностей, а так же как результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, которая необходима для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Коллектив как специально организованное объединение обучающихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, характеризующих коллектив. Успешность формирования детского коллектива определяется условиями, созданными в образовательной организации.

Одним из условий формирования и функционирования классного коллектива является специально организованная гуманитарная информационно-образовательная среда школы, олицетворяющая проявление социального контекста воспитания. Осуществляя воспитательный процесс в гуманитарной информационно-образовательной среде школы, педагог способствует приобретению обучающимися социального опыта. Этот опыт деятельности обеспечивает ученикам процесс освоения ими различных социальных ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом; развитие системы связей с другими людьми. В учении Б.Ф. Скиннера среда является главным понятием теории и практики модификации поведения: дела человека – следствие запланированных факторов среды.

Формированием среды можно управлять. Следовательно, необходимо рассмотреть проблему создания качественной, технологичной гуманитарной информационно-образовательной среды, способной удовлетворить разнообразные интересы и запросы участников воспитательного процесса.

Гуманитарная информационная образовательная среда образовательной организации – важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса. Гуманитарная информационно-образовательная среда (ГИОС) – это информационно-образовательная среда, обращённая к человеческой личности, к правам и интересам человека [4; 5].

По определению А.А. Андреева, с точки зрения структурной организации гуманитарная информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система плюс ее обеспечение [1], т.е. подсистемы:

  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • информационно-методическое обеспечение [1].

Исходя из понятия педагогической системы, среди компонентов ИОС выделяем субъекты и объекты. Субъектами образовательной деятельности в школе являются обучающиеся, педагоги, администрация и родители. Объектами – средства обучения и диагностический инструментарий образовательной деятельности, методическое и материально-техническое обеспечение, управленческий ресурс, способы коммуникации.

Кадровое обеспечение школы – это деятельность, направленная на комплектование коллектива образовательной организации профессионально подготовленными работниками, способными на уровне современных требований эффективно осуществлять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции образовательной организации в области реализации образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение школы – это совокупность материальных ресурсов образовательной организации, необходимых для реализации образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение школы – это воплощение содержания образования на различных уровнях (общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала) на основе использования эффективных образовательных технологий.

Информационное обеспечение школы – создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией субъектов образовательного процесса, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных.

Гуманитарная информационно-образовательная среда школы (по ФГОС)

Таким образом, информационно-образовательная среда понимается как система влияний и условий развития личности обучающихся, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, как пространство возможностей для всех участников воспитательного процесса. Следовательно, можно говорить, что ГИОС – интегративная среда, где происходит объединение различных социальных групп (обучающиеся, педагоги, родители) в единое сообщество посредством различных инструментов (рисунок). Путь через влияния среды с позиции социального воспитания – это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка.

В рамках педагогики среды вслед за философом Д. Дьюи специалисты по воспитанию предполагают, что эффект усвоения ценностей и позитивного социального опыта достигается в соответствии с «теорией соленого огурца». Достаточно погрузить ребенка в практику, демонстрировать ему изо дня в день практику других школьников, как он со временем сам «пропитается» нужными ценностями, установками, взглядами, а воспитательная среда становится тем специальным «рассолом», который обеспечивает формирование личности.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, огромное внимание уделяет организации воспитывающей среды. При этом в воспитательной деятельности необходим учет этапности освоения окружающей среды (в том числе ГИОС образовательной организации), связанного с решением задач адаптации, индивидуализации, интеграции личности.

Для успешного формирования и функционирования классного коллектива в ГИОС школы педагоги создают возможность взаимопомощи и сотрудничества с использованием различных ресурсов и инструментов, как одного из необходимых условий:

- нравственный пример педагога, его готовность в любой момент придти на помощь другому (помощь в решении семейных проблем, решение проблем успеваемости, умение предсказать, предвидеть и спроектировать профессиональную направленность ребенка и т.д. – развитие кадрового потенциала);

- создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе с последующей коррекцией результата (диагностика Л.А. Головей «Оценка отношений подростка с классом», А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив?» [2] и др. – информационное обеспечение среды);

- демократический, диалоговый стиль общения (обмен мнениями, совместное обсуждение проблем (одна из форм – сетевое взаимодействие), умение слушать и слышать другого, входить в ситуацию, без страха высказывать свое мнение, умение признавать свои ошибки и давать право на ошибку другому, не решать за ученика, а помочь ему самому решать свои проблемы – развитие коммуникативных навыков участников воспитательного процесса);

- формирование единых ценностных установок (ориентация на общечеловеческие ценности, создание культуросообразной среды жизнедеятельности – интеграция ресурсов и программно-аппаратных средств современной открытой информационной среды в ИОС школы) – Н.Е. Щуркова «Воспитание ценностных отношений – основа воспитательного процесса»;

- формирование нравственных убеждений, позиций, толерантных взаимоотношений (работа в микрогруппах, создание ситуаций нравственного выбора, часы общения и др.) – Л. Колберг «Осуществление нравственного выбора».

Следовательно, воспитательные мероприятия, организуемые педагогом, должны носить социокультурный контекст и включать учащихся в разные виды жизнедеятельности в условиях информационной образовательной среды школы, демонстрирующие формы, правила и нормы позитивного межличностного взаимодействия. При таком понимании воспитательная деятельность превращается в создание динамической сети взаимосвязанных педагогических событий.

Одним из условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта является создание ученического самоуправления в рамках воспитательной системы класса и образовательной организации. Развитие самоуправления помогает каждому учащемуся ощутить сопричастность к решению коллективных проблем, оптимизации взаимоотношений в классном сообществе, организации взаимопомощи в ученическом коллективе в рамках класса, школы. Для этого необходимо осуществить следующий поэтапный процесс:

- формирование микрогрупп, которые в дальнейшем несут ответственность за порученные дела, каждая микрогруппа имеет свое название и девиз. Среди членов звена распределяются функции ученического самоуправления: звеньевой, культорг, редактор, эколог и т.д.;

- планирование коллективных творческих дел (с учетом мнения учащихся);

- организация и проведение классных и школьных КТД («День именинника», Коммунарский сбор, операция «Кормушка», «Рыцари и принцессы», «Новогодняя сказка», учеба актива, «Дед Мороз в доме ветерана» и др.) – И.П. Иванов «Методика коллективных творческих дел»;

- подведение итогов, рефлексия, поощрение.

Результаты организованных мероприятий могут отразиться в сложившихся в классе традициях, в которых активно будут участвовать ученики и родители (например: экскурсии, «День именинника», «День здоровья», весенние игры в лапту и др.). А итоги мероприятий могут быть представлены на сайте образовательной организации и на личных web-страницах классных руководителей.

Процесс ученического самоуправления динамичен: в течение учебного года ученик может по желанию перейти из одной микрогруппы в другую, сменить ролевую функцию (руководителя, организатора, подчиненного). Наряду с постоянными органами самоуправления в ученическом коллективе создаются различные временные органы, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Каждому ребенку в системе самоуправления необходимо предоставить выбор возможностей самореализации.

Таким образом, выделен ряд необходимых условий успешного приобретения коллективом обучающихся позитивного социального опыта, реализация которых позволит обучающимся приобрести компетенции, необходимые для жизни в современном социуме.


Библиографическая ссылка

Мещерякова И.Н., Михайлова Н.М. УСЛОВИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25666 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674