Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС

Оганнисян Л.А. 1 Дуброва Е.А. 1
1 Южный федеральный университет
Творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. Психолого-педагогический анализ стандартов второго поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение – «творческий потенциал». Задача современного психологического и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого учащегося.
творческий потенциал
профессионально значимый ресурс
образовательные технологии
личностные ресурсы
личностный потенциал
1. Акопян М.А., Оганнисян Л.А., Данчук М.П. Развитие профессионально-значимых личностных ресурсов студентов в процессе обучения в вузе // Наука и Мир. – 2016. – Т. 3, № 2. – С. 39-42.
2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. – СПб., 2005. – 293 с.
3. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.
4. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
5. Тигров В.П. Проблема развития творческого потенциала личности школьника: методологические подходы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 6 (50).

Личностный потенциал опирается на некоторые личностные ресурсы, но не сводится к ним. Ресурсы – это простая совокупность имеющихся запасов, взятая сама по себе, безотносительно к тому, чего можно достичь с их помощью. Личностный потенциал характеризуется, по крайней мере, четырьмя свойствами: качественным содержанием имеющихся у личности ресурсов, количественной характеристикой каждого из них, возможными областями эффективного функционирования личности на основе имеющихся ресурсов, уровнем личностных достижений в соответствующих сферах функционирования – конкурентоспособностью. Понятие личностный потенциал находится в неразрывной связи с категорией развития (поступательного, развернутого во времени движения от низшего к высшему), что обусловливает его динамическую, системную природу.

Личностный потенциал рассматривается как достигнутые в результате предыдущего развития возможности личности, обеспечивающие получение личностно-значимых и социально-ценных достижений в различных сферах социального функционирования личности в будущем.

Личность представляет собой сложную социальную систему, сложный социум, характеризующийся высоким уровнем целостности, открытостью, устойчивостью, самоорганизацией и саморазвитием. Прежде всего, целостность личности предполагает единство социального и биологического. Это две формы выражения единого процесса развития личности: биологическая информация, генетически передаваемая от поколения к поколению, тесно переплетается с социальной информацией, сливаясь в единый процесс развития личности, и существенный момент гармонического развития заключается в равновесии социального и биологического; целостность предполагает сбалансированность внутреннего развития и внешних взаимодействий. Только в единстве влияния внешней среды и проявления внутренней сущности возможно развитие личности [1, С. 40].

Специфические условия деятельности оказывают существенное влияние на развитие личности, однако личность отнюдь не является пассивным объектом. Проявляя активность, личность способна влиять на условия, создаваемые обществом, изменяя при этом себя. Природные задатки являются естественными предпосылками становления и развития личности. Потенции – это нечто внутреннее, еще только возможность перехода в действительность, и в момент рождения человека начинается развертывание наследственных программ, вначале – вполне самостоятельно, а в дальнейшем – в большей мере подвергаясь воздействию со стороны общества, задача которого направить данные свойства в нужное для себя русло. Именно в результате влияния общества на природно-индивидуальное, идущее от биологических особенностей человека, вплетается социально-индивидуальное, берущее начало в существующем многообразии социальных ролей, то есть на основе данных от природы задатков формируются способности.

Способности определяют возможный способ реализации личностных ресурсов, но еще не определяют степень проявления активности, и выявление их у личности еще не является обязательной гарантией их жизнедеятельности. При этом ведущими мотивационными факторами познания являются не только внешние, но и внутренние источники и побудители, определяющие наличие резервного фонда личностных ресурсов. Мера активности личности кроется в настойчивости в выполнении намеченных целей, одной из которых является адекватный выбор профессии, и здесь большое значение имеет поиск ценностных смысложизненных ориентиров, направленных на развитие профессионально значимых личностных ресурсов.

Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2, С. 293].

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина [3, С.84], творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

  • богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
  • уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;
  • высокой роботоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей.

Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира.

В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования включены два основных направления:

  • создание развивающего образовательного пространства как внешнего организационно-педагогического условия;
  • формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего психолого-педагогического условия.

Для создания вышеназванных условий эффективного развития творческого потенциала личности в образовательном процессе и создаются технологии, учитывающие осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и обеспечивающие личности субъектную позицию.

Психолого-педагогический анализ стандартов второго поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение – «творческий потенциал».

Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;
  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Актуальность и современность положений педагогической концепции построения образовательного процесса обусловливается тем, что она обеспечивает:

- гуманистический подход к личности,  ее образованию и воспитанию;

- ориентирована на развитие собственной активности обучающегося, стимулирование личностного роста.

Современные образовательные технологии, в основании которых лежит концепция взаимосвязи убеждения и внушения, включают в себя:

- психогигиеническое направление, как создание благоприятного психологического климата в академической группе, а также использование психической саморегуляции в целях коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся (страх, стресс, агрессия);

- формирование готовности личности к развитию и реализации своего творческого потенциала.

Технология педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов учащихся позволяет: на первом этапе подвергнуть анализу уровни профессионально значимых личностных ресурсов с целью создания субъектно значимых условий и ситуаций, позволяющих учащихся осознать противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития; на втором этапе прогнозировать уровни развития, разработать субъектно значимую технологию содействия развитию; на третьем этапе реализовывать технологию как целенаправленную деятельность по самоуправлению учащихся в процессе учебно-педагогического взаимодействия, которое имеет различные учебные и внеучебные средства; анализировать совместно с родителями результаты педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов. При этом происходит корректировка целей педагогами на основе оценивания уровней развития и возникновения мотивации у учащихся к переходу на новый уровень развития на основе самоуправления.

Отмечая, что творческий потенциал личности – это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии, ряд ученых одновременно уточняет, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но также и в порядке встречного отношения, противостоящего ситуации и преобразующего ее и саму жизнь [4 С. 21].

Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в ФГОС-2, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

1. Создание условий для самореализации учащихся: 

- создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;

- обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;

- рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;

- формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

2. Развитие творческой активности:

- обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию,   планированию, самоконтролю, самоанализу;

- организация коллективной творческой деятельности;

- создание эмоциональной основы возникновения творческого процесса;

- использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.

3. Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности:

- создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты;

- организация совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;

- развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача современного психологического и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.

Но как и каким образом, возможно, обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у учителей-предметников возникает вопрос, с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу?

Спектр применяемых в образовательной практике технологий сегодня чрезвычайно разнообразен. Примеры технологий, с нашей точки зрения, обеспечивающих формирование творческого потенциала в условиях перехода на новые образовательные стандарты, представлены в таблице.

Примеры технологий, обеспечивающих развитие ТП

Направления педагогической работы

Образовательные технологии

Создание условий для самореализации учащихся

Игровые технологии: ролевые и деловые игры, тренинги.

Технологии приобретения компетентностного опыта (имитациционно-моделирующие, проектные), технологии самопрезентации.

Развитие творческой активности

Технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений; кейс-метод, технологии анализа ситуаций, информационно-коммуникационные технологии. Интенсивные технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и «мозговой штурм» др.

Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности

Рефлексивные технологии: наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, метод проектов, портфолио, кейс-метод.

 

Однако хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что для применения таких образовательных технологий, как например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др., необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства [5, С. 12]. Тем не менее такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в образовательном учреждении должно способствовать этому процессу.


Библиографическая ссылка

Оганнисян Л.А., Дуброва Е.А. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25220 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252