Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОБ ОРГАНИЗОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Царан А.А. 1 Плотникова Е.Б. 1 Чернобровкин В.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
Статья посвящена вопросу о путях преодоления кризиса интеллектуальной культуры современных россиян, который, по мнению авторов, возможен в процессе организованной социализации (воспитания) интеллектуального опыта субъектов образования. Описываются факторы кризисного состояния интеллектуальной культуры субъектов школьного и профессионального образования. Раскрывается содержание понятия об организованной интеллектуальной социализации обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования. Рассматривается связь между понятиями и явлениями интеллектуальной культуры общества, интеллектуальной социализации личности, состоянием ценностных ориентаций субъектов образования, проблемой дезориентации отдельных из них в ценностях интеллектуальной культуры, некоторыми путями преодоления проблемы. Используется и раскрывается понятие о культуроемкости интеллектуальной деятельности. Среди вопросов, на которые осуществлена попытка ответить: в чем именно эта (педагогическая) помощь заключается в гуманитарном или техническом вузе; кто должен эту помощь оказать; когда, кем и как должны быть проконтролированы ее результаты; как именно в умственном труде человека, в его профессиональных компетенциях проявляются (должны проявляться) нравственные аспекты; что именно следует понимать под культурой мышления в контексте показателей качества и эффективности мыслительного процесса.
культуроемкость интеллектуальной деятельности
культуросообразность интеллектуальной деятельности субъектов образования.
интеллектуальная культура общества
интеллектуальная социализация личности
1. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. Научно-методическое пособие / А.И. Каптерев. – М.: Либерия-Бибинформ, 2005. – 296 с.
2. Мельвиль Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства / Е.Х. Мельвиль. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 190 с.
3. Овсянникова Е.А., Якунина Е.А. Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе / Е.А. Овсянникова, Е.А. Якунина //
Science Time. – 2015. – № 4 (16). – С. 574-577.
4. Плотникова Е.Б., Муромская Ю.В. От интеллектуальной социализации личности к интеллектуальной культуре общества: опыт педагогического анализа процессов образования / Е.Б. Плотникова / Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы. VIII Всероссийская научно-практическая конференция / Ред.: И.А. Кувшинова, В.А. Чернобровкин, Е.Б. Плотникова. – 2015. – С. 118-120.
5. Плотникова Е.Б. Педагогика бесписьменной цивилизации в условиях информационного общества: монография / Е.Б. Плотникова. – Челябинск, 2006.
6. Плотникова Е.Б. Педагогическая функция общества: особенности влияния на становление базовых показателей культуры личности / Е.Б. Плотникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 8. – С. 143-151.
7. Профессионально-личностное становление студента вуза: монография / Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев., О.А. Веденеева, А.Л. Солдатченко, Е.И. Рабина, А.А. Царан, И.А. Веденеев. – Уфа, 2015.
8. Радовель М.Р. Культура мышления / Культурология. Краткий тематический словарь / М.Р. Радовель. – Ростов/н Д.: «Феникс», 2001. – 192 с. – С. 149-150.
9. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 528 с.
10. Царан А.А. Формирование нравственных отношений будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного самоопределения / А.А. Царан // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12023 (дата обращения: 08.08.2016).
11. Чернобровкин В.А., Халитова Н.Р. Особенности организации практического обучения студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / В.А. Чернобровкин, Н.Р. Халитова // Вопросы туризмоведения. – 2012. – № 2 (2). – С. 96-100.

На текущем этапе своего развития человеческое (в том числе российское) общество активно использует свой интеллект в качестве ведущего инструмента средств обеспечения и регуляции жизнедеятельности. Интеллектуальным называют все, что способно принимать решение о выборе наиболее эффективного подхода к осуществлению того или иного процесса, к наиболее совершенному, рациональному, экономически целесообразному и результативному решению той или иной проблемы, достижению той или иной цели. Абсолютно очевидно, что многие интеллектуальные достижения имеют положительную оценку со стороны их потребителя, например, со стороны потребителя технических и технологических инноваций. Они, безусловно, влияют на регуляцию экономики, на конкурентоспособность индивидов и групп, на разнообразие, в том числе, удешевление средств жизнеобеспечения. Поэтому оцениваются (и часто получают справедливо высокие оценки) эти достижения по критериям технико-экономической значимости, по критериям научно-технического прогресса, именуются «высокими» интеллектуальными технологиями, «открытиями века» и т.п. Общество, в котором интеллектуальные достижения стремительно набирают темп, вполне может называться обществом устойчивого развития, стабильно открывающихся перспектив, широких возможностей и т.д.

Вместе с тем, именно интеллектуальная активность человечества (в том числе современных россиян) бывает, что порой и не дотягивает до другой своей важнейшей отметки – как имеющая, например, высокую общественную пользу, безусловный социальный эффект, массовую жизненную пригодность и т.п. В настоящее время она может быть оценена как недостаточно полноценная по критериям культуросообразности и культуроекмости; в ее результатах могут присутствовать признаки кризисного (размытого) состояния системы интеллектуальных ценностей: безнравственности, например, распространяемого изобретения; некорректности изложений и заимствования информации; необоснованной значимости эффектов, например, инновации, минимализма усилий в   познавательных и творческих актах и проч. Речь идет об интеллектуальных процессах, которые выражены индивидуальными или групповыми идеями, проектами, текстами; о процессе и результатах учебной, в том числе научно-исследовательской деятельности, прежде всего, школьников и студентов; но также и менеджеров предприятий, организаций; сотрудников научных лабораторий и консалтинговых служб и др. Наиболее заметны продукты такой активности в сфере человеческих отношений, в общении, в обмене информацией. Очевидна их актуальность в сфере социально-культурного сервиса [11]. Необходимы они в профессионально-личностном становлении будущего специалиста любой сферы [7].

Наиболее подвержены кризису культурных основ человеческой жизнедеятельности интеллектуальные процессы в виде:

- поражения масс вирусом индифферентности к привычной системе критериев качества интеллектуальной деятельности и ее продукции – к традиционной системе ценностей интеллектуальной культуры;

- замены большинства интеллектуальных ценностей новыми (непосредственного общения, например, участников дискуссии опосредованным; объективности суждений субъективностью, преобладания количественных оценок объектов в ущерб качественным характеристикам и т.д.).

Такая ситуация, во-первых, актуализирует проблему кризиса интеллектуальной культуры общества, а, во-вторых, позволяет начать поиск путей ее теоретико-практического решения. Одним из решений проблемы авторам статьи видится процесс организованной интеллектуальной социализации (интеллектуального воспитания) личности в учреждениях образования. А именно, процесс:

- устранения в умственной, мыслительной деятельности обучающихся признаков несоответствия атрибутам контролируемой интеллектуальной активности;

- возведения в культ привычки ограничивать свободу интеллектуального творчества ответственностью за него перед обществом;

- организованного развития адекватного отношения обучающихся к интеллектуальным ценностям, прочных ориентаций в них.

За воспитанием членов общества следует развитие общественной культуры. Соответственно развитие интеллектуальной культуры в обществе следует за интеллектуальным воспитанием (организованной интеллектуальной социализацией) его членов [4]. Именно в воспитательном процессе человек овладевает культурой, созданной до него предыдущими поколениями с целью сохранения в обществе определенного порядка. Предназначение процесса интеллектуального воспитания членов общества – передача последующим поколениям интеллектуальных ценностей, принадлежавших предыдущим поколениям, их охрана, использование в актах регуляции коллективного или индивидуального интеллектуального процесса [6].

В сущности обозначенной проблемы – разбалансированность материальной и духовной составляющих общего понятия культуросообразная / культуроемкая интеллектуальная деятельность. Кроме того, это издержки школьного и профессионального образования:

  1. отклонения в интеллектуальном поведении обучающихся, усиливающиеся низким уровнем стремления к достижению качества интеллектуальной деятельности;
  2. недостаточная защищенность традиционных интеллектуальных (когнитивных, коммуникативных, коллективистских) ценностей со стороны организаторов образования;
  3. явная неразборчивость большинства субъектов образования в качестве интеллектуальной продукции, недостаточная готовность к ее критическому восприятию и оценкам.

Как научно-педагогическая проблема требует:

  1. исследования путей оказания своевременной и эффективной помощи обучающимся в образовательных учреждениях на предмет обнаружения культурных смыслов интеллектуальной деятельности;
  2. разработки для обучающихся в учреждениях образования методики культурологической экспертизы интеллектуальной деятельности;
  3. уточнения содержания критерия и показателей культуроемкой интеллектуальной деятельности; разработки указаний по применению критерия культуроемкой интеллектуальной деятельности в актах нормативного контроля ее качества, например, для субъектов профессионального образования.

Главные вопросы, на которые следует получить ответ:

- в чем именно эта (педагогическая) помощь заключается в гуманитарном или техническом вузе; кто должен эту помощь оказать; когда, кем и как должны быть проконтролированы ее результаты [Е.Б. Плотникова и др.];

- как тогда необходимо относиться к информации при принятии решений каждым человеком в каждом аспекте деятельности [А.И. Каптерев и др.];

- в чем именно заключается социально-культурная эффективность интеллектуальной продукции индивида или группы [Г.Л.. Тульчинский, Е.Л. Шекова и др.];

- как приучить массы адекватно относиться к свободному использованию результатов интеллектуальной деятельности с осознанием многочисленных ограничений ответственности за нее [Е.Х. Мельвиль и др.];

- как именно в умственном труде человека, в его профессиональных компетенциях проявляются (должны проявляться) нравственные аспекты [А.А. Царан и др.];

- что именно следует понимать под культурой мышления в контексте показателей качества и эффективности мыслительного процесса [М.П. Радовель и др.];

- т.п.

Ядром проблемы выступают противоречия между:

1) высокой творческой активностью интеллекта отдельно взятой личности и потребностью общества в ней;

2) ценностями интеллектуальной традиции и их отрицанием, трансформацией, модификацией, сопротивлением масс в их культивировании;

3) знаниями об ответственных, в том числе, эстетически привлекательных способах решения проблем и их практической применимостью.

В ядре проблемы – понятие об интеллектуальной культуре общества и его кризисе, напрямую зависящих от этапов прохождения отдельной личностью процесса интеллектуальной социализации (воспитания) в образовательном учреждении. Ее же решение лежит в плоскости педагогического мастерства, в высоком уровне качества педагогической деятельности, полноценно обеспеченной средствами влияния на мотивационную и нравственную сферы субъектов образования.

В образовательном учреждении для решения проблемы преодоления кризиса интеллектуальной культуры необходимы специально создаваемые условия (методики) организованной интеллектуальной социализации обучающихся. Ведущие тезисы такой работы: «от интеллектуальных успехов отдельной личности к интеллектуальным успехам группы и общества»; «от индивидуальных интеллектуальных усилий к их адекватным коллективным оценкам»; от «моды на интеллектуальную культуру к реальному обладанию ей»; «от культурного наследия бесписьменной цивилизации к развитию культурного субъекта информационного общества» [5]. Особо выделено исследователями при этом значение такого средства воспитания как интерактивная среда [3].

Основное средство решения проблемы – рефлексия интеллектуальной деятельности и ее продукции. Чтобы такая рефлексия была успешной, необходима система соответствующих критериев. Выше было сказано, что одним из важнейших критериев, соответствующих обозначенной проблеме, выступает критерий культуроекмости интеллектуальной деятельности и ее продукции.

Культуроемкость (термин, часто используемый в работах Е.Б. Плотниковой) – это оцифрованный объем, величина показателя социально-культурной значимости объекта, его эстетической привлекательности, соответствия стандартам и требованиям. Эта величина может быть недопустимой (непроявленной или недостаточной, критически низкой по шкале закрепленных за показателями баллов). Она может быть допустимой (достаточной, нормальной, очевидной). Наконец, если эта величина равна или превышает показатели нормы, то она может позволить сказать об объекте, что он абсолютно ценен или культуроемок. Определить культуроемкость интеллектуальной деятельности можно сравнив между собой величины формально усвоенных субъектом представлений о нормативном образце поведения в интеллектуальной деятельности с величиной применимости этих представлений на практике. Важнейший показателей культуроемкой интеллектуальной деятельности – адекватность (контролируемость, сознательность, ответственность) поведения ее субъекта.

В образовательном учреждении интеллектуально адекватная личность:

1) сначала организованно погружается в интеллектуальную культуру («созерцает» ее нормы, правила, образцы; под руководством педагогов, тренеров, коучеров, консультантов и проч. систематизирует представления о них);

2) затем контролируемо демонстрирует причастность к интеллектуальной культуре (опредмечивает ее нормы, правила, образцы; учится проецировать свои представления о них на решение конкретных проблем и задач);

3) наконец, контролируемо демонстрирует готовность к рефлексии проявлений интеллектуальной культуры, распредмечивает ее нормы, правила, образцы (анализирует, обобщает, оценивает их, систематизирует свои представления о них).

Интеллектуально адекватный человек – ценность культурного общества, залог его благополучия и спокойствия. Когда личность действует сознательно, она признает необходимость хотя бы в элементарной культуре своего интеллектуального поведения, придерживается ее основ, тогда снижается агрессивность и негативные реакции окружающих на нее как на безграмотного (бескультурного) человека. В то же время создается благоприятная атмосфера компетентного общения и взаимодействия возникает ощущение надежного сотрудничества и партнерства, образ идеала, к которому можно и надо стремиться, появляется воля к знанию. Если интеллектуальные действия личности соответствуют официальным требованиям, то со стороны контролирующих это качество органов претензий к нему нет. Не возникает в этом случае конфликтной ситуации, не выявляются, например, посягательства на интеллектуальную собственность, не производятся внештатные проверки и осуждения объектов интеллектуального труда и т.д. За умением субъекта интеллектуальной деятельности красиво представить результат своего труда (кратко и ясно, наглядно и понятно, конкретно и корректно) следует его непременное общественное одобрение. Неслучайно бытует в интеллектуальном сообществе выражение «красивое решение», «красивое выражение», «вкусная идея», «здравая мысль» и др. Когда эта красота и умственное здоровье становятся для субъекта потребностью предложить ее обществу, то и у общества со временем развивается привычка, потребность в привлекательном, «хорошо поданном», качественном интеллектуальном продукте, адекватном его восприятии.

Итак, в современном российском обществе назрела необходимость:

- обсудить состояние его интеллектуальной культуры, выявить признаки и причины проявлений бескультурья;

- пересмотреть систему интеллектуальных ценностей, распределить их по критериям востребованности субъектами школьного и профессионального образования;

- найти пути педагогического влияния на субъектов образования с целью социализации (окультуривания, воспитания) их интеллектуального поведения.  

Практика социологических опросов, проведенных в рамках исследования процессов влияния интеллектуальной социализации личности на преодоление кризиса интеллектуальной культуры, позволила утверждать следующее. Понимание членами общества основных признаков этой культуры существует. Оно формируется, прежде всего, в образовательном учреждении, реже – на предприятии и в организации, иногда в семье. Однако существует также целый ряд ограничений, препятствующих присвоению этой культуры членами общества, в интеллектуальном поведении которых можно усмотреть признаки безответственности и индифферентности по отношению к традиционным интеллектуальным ценностям (актуальность и разумность идеи, безопасность и рациональность проекта, ясность и эстетика текстов, критичность мышления и т.д.).

Распознавание атрибутов интеллектуальной культуры субъектами образования, их усвоение и присвоение нуждаются в специальном стимулировании, в развитии методик и технологий организованного внешнего (педагогического) сопровождения (контроля) обучающихся, применения критерия культуроемкости в оценках интеллектуальной деятельности.

Если интеллектуальная культура как результат организованной интеллектуальной социализации отдельной личности станет всеобщей социальной принадлежностью, то благополучие большинству обеспечивается качественным интеллектуальным продуктом, конкретной, корректной и контролируемой ответственностью за него, а главное – высоким уровнем бдительности членов общества перед злоупотреблением этой продукцией, достаточной адекватностью и адаптивностью, необходимой чувствительностью в отношении к ней.

Словом, кризис интеллектуальной культуры в обществе преодолевается, если ценностные ориентации его членов сформированы и применимы, прежде всего, в образовательной (познавательной, творческой, научно-поисковой) практике.


Библиографическая ссылка

Царан А.А., Плотникова Е.Б., Чернобровкин В.А. ОБ ОРГАНИЗОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25057 (дата обращения: 28.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074