Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛАССИФИКАЦИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕВОЧЕК 6–7 ЛЕТ

Бандаков М.П. 1 Микрюкова М.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»
Актуальность исследования обусловлена тем, что в качестве одного из признаков дифференцирования содержания учебно-тренировочного процесса можно использовать типологические различия в свойствах нервной системы спортсменов. Между тем применительно к художественной гимнастике недостаточно четко прописаны практические рекомендации, по которым можно было бы судить о зависимости в развитии различных видов координационных способностей от свойств нервной системы. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является корреляционный анализ между показателями координационных способностей и показателями психических процессов. Результаты корреляционного анализа показали, что координационные способности и показатели психических процессов у девочек 6–7 лет, занимающихся художественной гимнастикой и имеющих различия по типологическому параметру «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения, имеют однонаправленный и разнонаправленный характер. Результаты корреляционного анализа позволили классифицировать координационные способности в художественной гимнастике на «ведущие» и «дополнительные». Опираясь на теорию сопряженного развития, в качестве эффективного педагогического подхода к совершенствованию процесса физической подготовки в художественной гимнастике для девочек 6–7 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, можно использовать дифференцированный подход к подбору средств и методов развития «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей.
координационные способности
психические процессы
нервная система
художественная гимнастика
корреляционный анализ.
1. Бандаков М.П., Попереков В.С. Особенности взаимосвязи в развитии координационных способностей и психических процессов у баскетболистов 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18525.
2. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 157–158.
3. Кривощёкова О. Н. Развитие скоростно-силовых способностей юных гимнасток, различающихся индивидуально-психологическими особенностями [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Кривощёкова. – Омск, 2005. – 167 с.
4. Сухостав О.А. Индивидуально-психологические особенности в развитии координационных способностей у девочек 6–9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Сухостав. – Омск, 1998. – 143 с.
5. Чибичик Ю.В. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Чибичик. – Челябинск, 2010. – 180 с.

Анализ литературных источников показал, что в качестве одного из признаков дифференцирования содержания учебно-тренировочного процесса можно использовать типологические различия в свойствах нервной системы спортсменов. Причем установлено, что существуют как разнонаправленные, так и однонаправленные взаимосвязи в развитии показателей двигательных способностей с показателями психических процессов [1,3,4,5]. Под однонаправленными взаимосвязями понимаем такие, при наличии которых прогрессивное изменение одного показателя будет положительно влиять на изменение другого [1].

Разработанные классификации «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей на основе учета этих особенностей во взаимосвязях двигательных способностей с психическими процессами позволили дифференцировать содержание процесса физической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Между тем применительно к художественной гимнастике таких научных исследований не проводилось.

Именно поэтому с целью установления наличия взаимосвязей между показателями координационных способностей с показателями психических процессов у девочек 6–7 лет, занимающихся художественной гимнастикой и имеющих различия по типологическому параметру «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения, был проведен корреляционный анализ.

В исследовании участвовали девочки 6–7 лет, которые были распределены на 2 группы, причем в первую группу вошли 14 девочек с сильной нервной системой, а во вторую – 14 девочек со слабой нервной системой. Классификация коэффициентов корреляции и их величина рассчитывались по Ю.Д. Железняку, П.К. Петрову [2].

На рисунке 1 показаны взаимосвязи между показателями способности к равновесию с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой.

Рис. 1.Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к равновесию с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой

Из рисунка 1 видно, что способность к равновесию (статическая и динамическая) имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к равновесию окажет положительное воздействие на улучшение показателей восприятия (r=0,31и r=0,43) и показателей внимания (r=0,3).

В то же время показатели способности к равновесию имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями памяти (r=-0,6), с показателями уровня притязания (r=0,5и r=-0,32). Можно предположить, что улучшение показателей способности к равновесию не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.

На рисунке 2 показаны взаимосвязи между показателями способности к согласованию и комбинированию движения с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой.

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к согласованию и комбинированию движения с показателями ряда психических процессов у девочек с сильной нервной системой

Из рисунка 2 видно, что способность к согласованию и комбинированию движения имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к согласованию и комбинированию движения окажет положительное воздействие на показатели памяти (r=0,3 и r=0,54) и на показатели уровня притязания (r=0,43).

В то же время показатели способности к согласованию и комбинированию движений имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями восприятия (r=-0,3 и r=0,3) и с показателями внимания (r=-0,33). Можно предположить, что улучшение показателей способности к согласованию и комбинированию движения не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.

Таким образом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что показатели способности к равновесию и показатели способности к согласованию и комбинированию движения, имеющие по три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов, можно отнести к «ведущим» видам координационных способностей у девочек с сильной нервной системой. Можно предположить, что преимущественное и акцентированное развитие этих «ведущих» координационных способностей обеспечит сопряженное влияние на развитие психических процессов.

В то же время координационные способности к темпу и ритму, к быстрому реагированию, к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а также способность к ориентированию в пространстве, скорее всего, можно отнести к «дополнительным» координационным способностям.

На рисунке 3 показаны взаимосвязи между показателями способности к быстрому реагированию с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой. Из рисунка 3 видно, что способность к быстрому реагированию имеет четыре однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к быстрому реагированию окажет положительное воздействие на улучшение показателей памяти (r=-0,5 и r=0,4) и показателей уровня притязаний (r=0,32 и r=0,2).

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к быстрому реагированию с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой

В то же время показатели способности к быстрому реагированию имеют разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями восприятия (r=-0,5 и r=0,54) и с показателями внимания (r=0,4). Можно предположить, что улучшение показателей способности к быстрому реагированию не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.

На рисунке 4 показаны взаимосвязи между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой.

Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между показателями способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения с показателями ряда психических процессов у девочек со слабой нервной системой

Из рисунка 4 видно, что способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения имеет три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Можно предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения окажет положительное воздействие на улучшение показателей уровня притязаний (r=-0,24, r=0,23и r=-0,6).

В то же время показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения имеют три разнонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями внимания (r=-0,7 и r=0,3) и с показателями восприятия (r=-0,24). Можно предположить, что улучшение показателей способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения не окажет положительного воздействия на показатели психических процессов, а скорее всего, будет незначительным и возможно негативным.

Таким образом, полученные в ходе корреляционного анализа результаты говорят о том, что показатели способности к быстрому реагированию, имеющие четыре однонаправленные корреляционные взаимосвязи, а показатели способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения три однонаправленные корреляционные взаимосвязи с показателями ряда психических процессов. Эти координационные способности можно отнести к «ведущим» видам координационных способностей у девочек со слабой нервной системой. Можно предположить, что преимущественное и акцентированное развитие этих «ведущих» координационных способностей обеспечит сопряженное влияние на развитие большинства психических процессов.

В то же время координационные способности к равновесию (статическому и динамическому), темпу и ритму, к согласованию и комбинированию движений, а также способность к ориентированию в пространстве, скорее всего, можно отнести к «дополнительным» координационным способностям.

Результаты корреляционного анализа позволяют следующим образом классифицировать координационные способности у девочек 6–7 лет с сильной и слабой нервной системой, занимающихся художественной гимнастикой (таблица 1).

Таблица 1

Классификация видов координационных способностей у девочек 6–7 лет с сильной и слабой нервной системой, занимающихся художественной гимнастикой

Координационные способности

Девочки с сильной нервной системой

Девочки со слабой нервной системой

ВЕДУЩИЕ

1. Способность к равновесию.

1. Темпо-ритмовая способность.

2. Способность к согласованию и комбинированию движений.

2. Способность к быстрому реагированию.

 

3. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения.

4. Способность к ориентированию в пространстве.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

1. Способность к быстрому реагированию.

1. Способность к равновесию.

2. Способность к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения.

2. Темпо-ритмовая способность.

 

3. Способность к согласованию и комбинированию движений.

4. Способность к ориентированию в пространстве.

Опираясь на теорию сопряженного развития, в качестве эффективного педагогического подхода к совершенствованию процесса физической подготовки в художественной гимнастике для девочек 6–7 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, можно использовать дифференцированный подход к подбору средств и методов акцентированного развития «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей.

Можно предположить, что преимущественное развитие «ведущих» координационных способностей приведет к улучшению показателей основных психических процессов и кондиционных способностей, тем самым обеспечит повышение качества соревновательной деятельности спортсменок в художественной гимнастике.


Библиографическая ссылка

Бандаков М.П., Микрюкова М.Г. КЛАССИФИКАЦИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕВОЧЕК 6–7 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24683 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674