Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Логутова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В данной статье рассматриваются теоретические, методологические и практические вопросы, посвященные вопросам формирования ценностных ориентаций учащихся среднего звена в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием особое внимание уделяют нравственному, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и от которого зависит духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Современные младшие подростки оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятие осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены. Один из путей преодоления сложившейся ситуации - исследование значимых условий учебного процесса, эффективных с точки зрения становления ценностных ориентаций. Создание модели учебного процесса, способствующего становлению ценностных ориентаций младших подростков, позволяет скоординировать усилия по воспитанию гармонично развитой личности. В статье описаны выявленные особенности сформированности ориентации на моральные нормы и их выполнение у младших подростков, обучающихся по программе ФГОС и обучающихся по традиционной образовательной программе, а также различия в объективности самооценки у младших подростков и психологической грамотности. В статье рассматривается специфика формирования нравственных ценностей у младших подростков в зависимости от возрастных особенностей развития, закономерностей, механизмов и логики процесса.
нравственные понятия
федеральные государственные образовательные стандарты
младшие подростки
ценностно-смысловые ориентации
1. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения // Директор школы. – 2001. – № 10. – С. 84–87.
2. Асмолов А.Г., Бурмeнская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с. : ил. – (Стандарты второго поколения).
3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 99-105.
4. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 190 с.
5. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку : автореф. дис. ... док. пед. наук. - М. : Институт художественного образования РАО, 2001. – 36 с.
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М. : Педагогика, 1999. – С. 321-327. - (Психология: классические труды).
7. Сергеева Е.Н., Вишняков А.И. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии № 1 г. Мелеуза, РБ // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург : ОГУ, 2008. - № 52 (82). – С. 37-38.

Модернизация системы современного образования предполагает внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальным становится формирование универсальных учебных действий, как главной психологической составляющей образования, совместно с традиционным преподаванием отдельных дисциплин. Современная система образования признает своей важнейшей задачей формирование универсальных учебных действий, которые способствуют умению школьников учиться, быть способными к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия выступают как обобщенные действия и открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик, что обеспечивает способности школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса, т.е. «умение учиться» [3].

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся являются: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям и соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям и параметрам. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и последующее развитие каждого вида учебного действия определяется его взаимодействием с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский). Происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с его социальным окружением. В процессе общения формируется способность школьника регулировать свою деятельность и представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка, как результат самоопределения.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентаций личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. По его мнению, моральные суждения проявляются в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости» и формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [6].

Одним их критериев сформированности личностных универсальных учебных действий являются нравственно-этические ориентации личности младших подростков, которые включают:

  • формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие толерантности;
  • ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • формирование моральной самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой [5].

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития человека как личности. В переходные (кризисные) периоды развития возникают всё новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предыдущего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности [3].

Для педагогов очень важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. А.В. Кирьякова подчеркивает, что именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения [4].

Внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения в средней школе экспериментально началось в 2010 году. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 1» г. Оренбурга участвовало в этом эксперименте (в двух первых классах началось внедрение стандартов второго поколения, а два других первых класса обучались по традиционной образовательной программе). В основу проведенного исследования был положен сравнительный анализ развития личностных универсальных учебных действий (УУД) группы школьников, обучающихся по программе ФГОС второго поколения с первого класса (1-я группа испытуемых), и группы школьников, обучающихся по традиционной образовательной программе (2-я группа испытуемых).

Целью исследования стало изучение умения младших подростков соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

В процессе психодиагностического исследования младших подростков были выявлены следующие результаты: по методике «Тест трёх желаний» А.М. Прихожан, направленной на изучение мотивационных предпочтений, первичная обработка данных показала, что определяющими ценностями на уровне нормативных идеалов как у первой группы испытуемых (обучающиеся по программе федеральных государственных образовательных стандартов), так и у второй (обучающихся по традиционной программе) являются такие ценности, как «недвижимость», «деньги», «развлечения», что говорит о выраженности эгоцентризма в отношении мотивационных предпочтений как у младших подростков, обучающихся по программе ФГОС, так и у обучающихся по традиционной программе.

По методике «Метафоры», направленной на диагностику психологической грамотности подростка, первичная обработка данных показала, что уровень психологической культуры в первой группе (обучающиеся по программе ФГОС) выше, чем во второй (обучающиеся по традиционной программе), что говорит об их более высокой психологической грамотности, знании фольклора и большего числа художественных произведений, как культурно-исторического наследия.

По методике «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой, которая направлена на изучение представления школьников о чертах характера и личное ценностное отношение к ним, первичная обработка данных показала, что участники первой группы дали больше правильных ответов, чем испытуемые второй группы. Соответственно, младшие подростки, обучающиеся по программе ФГОС второго поколения, имеют более правильное представление о положительных чертах характера и стремятся ими обладать. Лишь в некоторых случаях затруднения вызвали понятия: находчивость и организованность. Школьники, обучающиеся по традиционной программе, имеют не достаточное представление о перечисленных чертах характера, и не все их считают положительными, соответственно, не всеми стремятся обладать.

Результаты анкеты «Как я себя веду», направленной на изучение компетентности подростков в поведении, общении на основе самооценки, показали, что как подростки, обучающиеся по программе ФГОС, так и младшие подростки, обучающиеся по традиционной программе, не могут дать объективную оценку своего поведения, чаще всего, самооценка учащихся несколько завышена. Некоторые из опрошенных школьников обеих групп не считают такие моменты в поведении, как «оскорбить или ударить сверстника», негативными.

Средние значения результатов проведенных методик исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процентное соотношение средних значений результатов методик исследования

Группа / методика

«Тест трёх желаний»

«Метафоры»

«Определение нравственных понятий»

Анкета «Как я себя веду»

1 группа

47%

79%

66,8%

76,2%

2 группа

46%

70%

56,2%

76,7%

Для определения достоверности полученных результатов были определены ранговые значения по каждой методике в каждой группе и посчитаны средние ранговые значения (табл. 2).

Таблица 2

Ранговые значения результатов исследования

Методика

Группа

N

Средний ранг

Сумма рангов

«Три желания»

1

50

51,54

2577,00

2

50

49,46

2473,00

«Метафоры»

1

50

57,14

2857,00

2

50

43,86

2193,00

«Определение нравственных понятий»

1

50

58,16

2908,00

2

50

42,84

2142,00

«Как я себя веду»

1

50

53,09

2654,50

2

50

47,91

2395,50

Анализ данных, полученных в результате исследования, выявил некоторые различия в определении жизненных ценностей, как ориентации на моральные нормы, и самооценке в двух группах младших подростков. Результаты методик «Метафоры» и «Определение нравственных понятий» показывают, что наибольшую психологическую грамотность и знание определения черт характера продемонстрировали школьники, обучающиеся по программе ФГОС, по сравнению с младшими подростками, обучающимися по традиционной программе.

Сравнительный анализ результатов исследования сформированности ориентаций на моральные нормы показывает, что важнейшим психологическим новообразованием младшего подросткового возраста является развитие осознанных ценностно-смысловых ориентаций по отношению к себе, к значимым взрослым и сверстникам в структуре личностно значимой учебной деятельности как ведущей.

В нашем случае основными компонентами психологической структуры ценностных ориентаций у младших подростков, обучающихся по программе ФГОС, являются: когнитивный, включающий в себя социально значимые для школьников данного возраста знания; рефлексивно-оценочный, отражающий отношение младшего подростка к себе и окружающим людям; деятельностный, включающий в себя социальное поведение, соответствующее особенностям ценностных ориентаций младших подростков.

В ходе проведенного исследования установлено, что младшие подростки из группы детей, обучающихся по программе ФГОС, выражают предпочтение жить богатой духовной жизнью (ценность-цель) [1]. Выбор этой ценности-цели находится в зависимости от того, к какой группе относятся дети, и целенаправленного воспитательного воздействия на них взрослых (родителей, учителей). На основании полученных данных можно говорить о том, что наблюдаются статистически достоверные различия в предпочтении ценностей-средств и ценностных качеств в разных группах. Различия наблюдаются в соотношении важности ценностных ориентаций. Младшие подростки 5-х классов предпочитают такие ценности, как исполнительность, умение здраво и логично мыслить, аккуратность, жизнерадостность, ответственность, ценными качествами для них являются самоконтроль, дисциплинированность и воспитание.

Выявлено, что все подростки имеют средний уровень доброжелательного отношения к людям, установлены невысокие показатели степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям в группе подростков, обучающихся по традиционной программе. Исследование показало, что младшие подростки чрезвычайно чувствительны ко всем влияниям социума, особенно к ценностям, реализуемым взрослыми (учителями, родителями) в своем поведении.

Ценности осознаются школьниками не единично, а в определенных взаимосвязях. Специфика формирования нравственных ценностей у младших подростков заключается в возрастных особенностях развития, закономерностях, механизмах и логике процесса. Учащиеся среднего звена переходят на стадию персонализации, когда на фоне действующих внешних регуляторов необходимого поведения набирают силу внутренние регуляторы, совесть, стыд. Особенности данного возраста в обобщенном виде представляют собой социальную компетентность и обусловливают действие ведущих механизмов формирования ценностей интериоризации и социализации в совокупности с другими [7].

Среди фаз процесса ориентации личности в мире ценностей (присвоение, преобразование, проектирование) наиболее ярко, четко наблюдается в этом возрасте фаза присвоения ценностей. Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья - поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Современная практика организации внеурочной деятельности школьников основывается на принципах субъектности, принятия ребенка как данности, ценностной ориентации. Благоприятны для формирования нравственных ценностей учеников следующие особенности внеурочной деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность подростков, привлекательность содержания деятельности, творчество, личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, которая предполагает взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

 


Библиографическая ссылка

Логутова Е.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24674 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674