Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Райхлина Е.Л. 1
1 ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет Л. Н. Толстого
Автор определяет роль воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза в развитии патриотического самосознания студентов. В статье выделяются оптимальные условия для формирования патриотического самосознания студентов. Среди основных условий: интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов; согласованность задачи развития патриотического самосознания и концептуальных оснований воспитательной системы и образовательного пространства высшего учебного заведения; формирование общего контекста профессиональной подготовки педагога. Важными условиями являются: органичное единство учебной, научной и воспитательной работы; воспитание у студентов личных, гражданских, патриотических и профессиональных качеств, обеспечение социальной и творческой инициативы и мотивации, связанной с сущностью педагогической деятельности в сфере патриотического воспитания. Автор предлагает ввести в педагогических высших учебных заведениях курс для преподавателей «Технологии и формирования патриотического самосознания».
патриотическое самосознание студентов
педагогический вуз
воспитательно-образовательное пространство
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. для студентов вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
2. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д, 2001. – 275c.
3. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики): дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1997. – 232 с.
4. Заец С. Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума: дис. … канд. пед. наук. – Калуга, 2002. – 224 с.
5. Мастерова В. А. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство развития творческой личности будущего государственного служащего: дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2003. – 183 с.
6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. – М.: Рос. фонд фундаментальных исслед., 1995. – 350 с.
7. Путин назвал патриотизм национальной идеей. URL: http://www.tula.kp.ru/daily/26488/3357800/ (дата обращения 03.02.2016).
8. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 14-15.
9. Райхлина Е. Л. Формирование патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – 122 с.

В условиях современной России актуализируется проблема воспитания молодого поколения, которая связана с формированием гражданской позиции и патриотизма. Сегодня идея патриотизма является интегрирующей основой российской государственности, движущей силой совершенствования воспитания молодежи.  Вызовы времени, с которыми сталкивается наше государство, требуют от общества постоянного внимания и серьезного изучения, поиска новых теоретических и методологических оснований патриотического воспитания будущего поколения. Формирование патриотического самосознания невозможно без учета исторического опыта развития общественной мысли и государства, а также произошедших общественно-экономических перемен в стране.

Значение патриотизма как объединяющей  и мобилизационной платформы государства Российского признается и руководством страны. На встрече с молодыми лидерами в Ново-Огареве президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил патриотизм как национальную идею. «И другой объединяющей идеи быть не может», – высказал свое убеждение президент [7].

Целью патриотического воспитания в современных условиях является формирование граждан с положительными ценностными ориентациями, способных к созидательному труду в интересах Отечества, стремящихся к активной общественной деятельности и обладающие гражданской ответственностью. Поэтому патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую смысловую нагрузку как важное направление государственной политики РФ. Развитие гражданского общества в период становления новой государственности будет более успешно на основе формирования патриотического самосознания российской молодежи, активно принимающей участие в демократическом процессе. Именно молодой человек является носителем гражданской позиции. Итогом же патриотического воспитания является сформированное патриотическое самосознание.

В период обучения в вузе, учреждениях профессионального образования происходит вторичная социализация. Студенческая молодежь – это особая социальная страта, организационно объединенная институтом системы образования. Студенческий возраст – это время динамичного развития нравственно-эстетических ориентиров, период овладения системой социальных ролей взрослой личности, развития самосознания.

В процессе профессиональной подготовки студентов – будущих учителей возможности развития патриотического самосознания личности реализуются при изучении гуманитарных дисциплин, потенциал которых в этом смысле трудно переоценить. К примеру, в процессе изучения курса «История России» студенты приобретают интерес к противоречивым проблемам современности через призму истории, выстраивая  отношение к историческим событиям как способу формирования собственного понимания современности. Гуманитарные дисциплины прививают понимание ценности демократических свобод, уважения прав человека, стимулируют формирование патриотического самосознания.

 Кроме того, влияние воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза требует специальных усилий, направленных на интеграцию учебной и внеучебной деятельности студентов, являющейся средством развития патриотического самосознания. Мы полагаем, что сущностной характеристикой патриотического самосознания является ориентация на базовые ценности – основания развития национальной культуры в контексте и тесной связи с общечеловеческой, гуманистической культурой. Студент как субъект педагогического процесса в период обучения в вузе вступает в отношения ответственной зависимости с другими субъектами этого процесса. Выпускник педагогического вуза, как обозначено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, должен быть подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя.

В процессе выполнения профессиональных обязанностей молодому учителю необходимо сразу выполнять множество функций, включая воспитательную. Следовательно, должна проявляться готовность к решению задач формирования патриотического сознания и умение осуществлять патриотическое воспитание школьников. Сказанное выше подводит нас к определению патриотического самосознания студента педагогического вуза как профессионально важного свойства преподавателя, сущностной характеристикой которого выступают самовосприятие себя как патриота, и как педагога – воспитателя патриотизма у школьников. Здесь уместно будет сказать, что сущность объекта исследования проявляется в предмете, особенностей свойств и качеств, отличающих его от других предметов. Несмотря на то, что самовосприятие – это динамический процесс, тем не менее оно формируется на основе мировоззрения, убеждений, мотивации и психологических установок. Если учитель внутренне не будет позиционировать и ощущать себя патриотом, то он не сможет эффективно осуществлять патриотическое воспитание.

Воспитательно-образовательное пространство вуза и есть та область, в которой реализуется идея формирования патриотического самосознания студентов. Деятельность же  вуза предполагает сегодня  активизацию процесса включения молодежи в жизнедеятельность социума. Поэтому условием формирования патриотического самосознания  будущего учителя школы является соответствующая среда – воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза.

Понятие «образовательное пространство» в различных исследованиях трактуется по-разному,  но термин вошел в активный оборот в педагогических исследованиях. В отечественной педагогической практике примеры развивающей среды как специально организованного образовательного и социокультурного пространства стали появляться с конца 1980-х годов. Исследуя деятельность инновационных школ, B. C. Библер, С. Ю. Курганов, В. А. Караковский, Г. Л. Каспржак, А. Н. Тубельский и др. выявили организационно-деятельностные стороны формирования развивающей среды как условия развития творческой личности, в основе которого находилась педагогика сотрудничества. Рассмотрена роль развивающей среды как структурного элемента социально-педагогического проектирования культурно-образовательного пространства. В. А. Мастерова рассматривает воспитательно-образовательную среду вуза как совокупность воспитательно-образовательных условий, создающих социокультурное и профессионально-образовательное пространство, предоставляющее индивидуальные маршруты для саморазвития всех участвующих в ней субъектов [5, с. 12].

Понятие «образовательное пространство» понимается в широком и узком смысле. В широком смысле образовательное пространство есть существующее в обществе «место», в котором субъективно задаются множества связей и отношений, где осуществляется деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. В узком смысле образовательное пространство есть индивидуальное пространство, которое формируется индивидом, а его становление происходит в опыте каждого [6, с. 63]. К расширительному толкованию образовательного пространства тяготеет А. Я. Данилюк. Исследователь отмечает: «Образовательное пространство характеризуется наивысшей степенью внутрисистемной интеграции и дифференциации. О нем можно говорить как о наиболее развитой в историческом и логическом плане образовательной системе» [3, с. 211]. Автор говорит об индивидуальном сознании учителя и сознании ученика, взаимодействующих в образовательной системе.

В работе «Воспитательная деятельность педагога» характеристика структур воспитательного пространства взаимосвязана с компонентами патриотического самосознания студентов. Так, авторы рассматривают воспитание как гуманитарную практику, включающую социальное явление, процесс и деятельность [1, с. 98]. Наконец, особо отметим, что нам  импонирует обоснование данными исследователями значимости субъектного пространства, в котором человек «выстраивает систему смыслов, смысловое поле или внутреннее смысловое пространство». Внутреннее пространство организуется в форме миропонимания, Я-концепции, направленности личности, самосознания. Внутреннее субъектное пространство саморазвития и есть та “промежуточная реальность”» (К. Роджерс) [1, с. 99]. Для нас высказанные в этом контексте идеи развития человека в пространстве субъективного мира и саморазвития приобретают особое значение именно в связи с проблемой становления патриотического самосознания личности в образовательном пространстве педагогического вуза.

Мы считаем более адекватным нашей проблематике термин «воспитательно-образовательное пространство». Кроме того, понятие «воспитательно-образовательное пространство» соотносится с сущностью воспитательной системы, в которой органично сочетаются дидактическая подсистема и подсистема воспитательной работы, отражая базовые признаки системы, которые включают в себя наличие структуры, интегративных качеств, функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов. Именно поэтому нам ближе понятие «воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза». Воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза мы рассматриваем как адаптационную среду. Не стоит забывать, что в проектировании программ развития вузов учитываются функции внеучебной работы, ее потенциал в становлении личности профессионала-педагога. 

Оптимальным условием формирования патриотического самосознания студентов, на наш взгляд, является интеграция учебной и внеучебной деятельности. В данном понятии изначально заложена идея целостного развития личности в едином воспитательно-образовательном процессе. А. Я. Данилюк конструирует шесть существенных характеристик интеграции. Прежде всего, интеграция образования – это «процесс соединения преподаваемого знания и обучающегося сознания», в результате которого происходит развитие обучающегося; в то же время базовым субъектом процесса интеграции является сознание обучающегося. Основной интеграционный фактор – это преподаватель, который осуществляет «перевод» знаний в учебный дискурс [2, с. 48]. Для нас в данном подходе существенной является третья характеристика – основным субъектом интеграционного процесса является сознание ученика. Обратимся к рассмотрению путей, условий, способов интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов. Наиболее общее основание для анализа условий интеграции – это принципы, опора на которые обеспечивает эффективность реализации данного  процесса.  Выделяют три принципа, определяющие организацию образовательных систем на интегративной основе: диалектическое единство интеграции и дифференциации; антропоцентризм; культуросообразность. Исходные основания (принципы) реализуются в процессе интеграции при использовании различных педагогических условий, способов, средств. Роль преподавателя, организатора внеучебной деятельности, куратора студенческой группы заключается в создании позитивного морально-психологического климата; расширении интеллектуально-познавательного и коммуникативного пространства; предоставлении каждому студенту содержательной работы; установлении четких целей и задач деятельности; справедливом оценивании процесса работы будущих специалистов и ее результата; создании условий для личностного роста студентов и раскрытия их индивидуальных способностей; предоставлении возможности для развития навыков самообразования и самовоспитания [4, с. 103]. Соответственно, наличие указанных условий обеспечивает различные уровни интеграции, выделяемые по параметрам целенаправленности, стабильности, многосторонности и управляемости взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

В целом анализ представленных путей, условий, механизмов эффективной интеграции показывает возможность их реализации для решения задачи формирования патриотического самосознания студентов. Вместе с тем мы считаем, что можем представить несколько иную логику выделения педагогических условий интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов, которая будет соответствовать заявленной  нами  проблематике.

Первым и главным условием, на наш взгляд, является соотнесение данной задачи с концептуальными основаниями воспитательной системы вуза,  задающими общий контекст профессиональной подготовки педагога. Выделим, прежде всего, такие идеи, как: органичное единство учебной, научной и воспитательной работы; воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, качеств подлинных патриотов России. Воспитательная система в педагогическом вузе играет особую роль, так как будущий педагог при выполнении профессиональных обязанностей должен воспитывать подрастающее поколение, и  поэтому он сам должен быть воспитан соответствующим образом. Воспитательная система имеет разноуровневую структуру и включает в себя:

- воспитание в процессе изучения дисциплин; причем гуманитарные дисциплины имеют специфический воспитательный потенциал, в рамках которых проявляются более широкие возможности для формирования патриотического самосознания;

- воспитание в активной деятельности. В учебно-воспитательном пространстве педагогического вуза это проявляется в проведении различного рода практик, согласно учебным программам;

- реализация воспитательного потенциала в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты учатся писать научные статьи, участвуют в студенческих конференциях, проводят малые исследования – анкетирование, опросы и т.п.;

- использование воспитательного потенциала студенческого самоуправления. В практике студенческих мероприятий – проведение совместных акций, посвященных героическим датам, посещение музеев, конкурса сочинений «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Еще одним условием, на наш взгляд, является организация диагностики личности и деятельности студентов. Опыт проведения диагностики студентов-первокурсников в Тульском педагогическом университете показывает, что усложняется ситуация профессиональной подготовки будущих педагогов. Как показывают опросы и анкетирование, у части студентов проявляется несоответствие социального становления возрасту, профориентационная неготовность к сознательному выбору профессии; неумение самореализации в будущей педагогической деятельности. Можно отметить неразвитую адаптивность к формам обучения в высшей школе, которая проявляется в большем освоении знаний, чем в школе, и отсутствием навыков самостоятельной работы. Это затрудняет вхождение первокурсников в новые условия жизнедеятельности, вызывает многочисленные трудности в учебе, не только в первый год обучения, но и в последующие периоды обучения.

В связи с этим актуализируется следующее условие – обеспечение социальной и творческой инициативы студентов. Необходимо психолого-педагогическое сопровождение в социально-ролевой адаптации студентов к новым условиям обучения, процессам освоения педагогической профессии, актуализации жизненных целей. Включение студентов в новую социокультурную среду, также  интеграцию форм и методов  воспитательной и учебно-познавательной деятельности.

Особым условием является стимулирование  мотивации студентов в учебно-познавательной и внеучебной деятельности, в особенности мотивов, связанных с сущностью педагогической деятельности в сфере патриотического воспитания. Стимуляция мотивации возможна с учетом взаимодействия в этом процессе всех психических функций личности – мышления, эмоций, мотивов. Как мы отметили, стимулирование мотивации возможно только в деятельности. У субъекта должна актуализироваться потребность (желание, интерес), осознание сформулированной цели, направленной на достижение результата. В результате воплощения цели студент сталкивается с трудностями и барьерами, и разрешение данных трудностей приводит к формированию соответствующих мотивов. Достижение желаемого результата приводят к личностным изменениям самого субъекта.

Конечно, важным является и постоянное совершенствование  и подготовка преподавателей. Для этой цели нами разработан курс, направленный на повышение квалификации преподавателей «Технологии формирования патриотического самосознания студентов педагогического вуза». Курс предусматривает 36 часов лекционных и 36 часов практических занятий. Формой контроля является собеседование. Учебно-тематический план охватывает 7 тем. В содержании курса рассматриваются технологии формирования патриотического самосознания студентов; потенциал содержания гуманитарных дисциплин в развитии патриотического самосознания студентов; методики диагностики сформированности патриотического самосознания [9, с. 96-97].

Таким образом, если подытожить сказанное выше, то для нас ключевой идеей выступает соотнесение путей и способов интеграции с идеей целостного воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза. Выделение в воспитательно-образовательном пространстве вуза тех сфер, в которых согласуются возможности познавательной и социальной активности будущих педагогов с учетом их потенциала в овладении средствами самопознания, саморазвития в контексте гуманистического воздействия с окружающими людьми и условиями культурных, социальных и иных реальностей окружающего мира, будет играть важную роль в развитии патриотического самосознания  студентов.


Библиографическая ссылка

Райхлина Е.Л. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24322 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074