Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Лихачева Е.Н. 1 Сакаева А.Н. 2 Олексюк З.Я. 3
1 Академия «Болашак»
2 Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу»
3 Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова
В настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста с индивидуальными образовательными потребностями. Эффективное решение вопроса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании обусловил разработку педагогической концепции и определения ее принципов. Одним из основных принципов концепции оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании является принцип последовательности. Использование принципа последовательности при решении поставленного вопроса требует рассмотрения его в двух плоскостях. Во-первых, данный принцип осуществляется на основе генезиса деятельности субъектов образовательного процесса. Во-вторых, принцип последовательности реализуется через системную организацию преемственного процесса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании на этапах раннего возраста ребенка, а также на этапах дошкольного и младшего школьных возрастов.
преемственность
индивидуальные возможности
ранний возраст
дошкольный возраст
младший школьный возраст
1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1-2. – М., 1979.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер пресс, 2008.
3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва: Педагогика, 1986.
4. Славина Л. С. Трудные дети. – М.: Институт практической психологии, 1998.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985.

В настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения. Так, анализ результатов мониторинга (объектом мониторинга явились физические, интеллектуальные и личностные качества детей) достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (мониторинг проведен автором в 2013 году, в исследовании приняли участие 375 детей каждого возрастного этапа дошкольного детства) показал:

- при изучении физического развития: 27 % детей младшего дошкольного возраста,    21 % детей среднего дошкольного возраста и 19 % детей старшего дошкольного возраста, от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;

- при оценке интеллектуального развития 37 % детей младшего дошкольного возраста, 29 % детей среднего дошкольного возраста и 21 % детей старшего дошкольного возраста, от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;

- при изучении личностного развития оценку «близкий к достаточному уровню» имели соответственно возрастному этапу развития 39 %, 26 % и 22 % детей от общего числа испытуемых.

Это свидетельствует об отсутствии акцента на индивидуальную ориентацию в образовательной деятельности, которая призвана реализовать совокупность актуальных потребностей, особенностей и потенциала развития ребенка в дошкольном образовании. В то же время результаты анкетного опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений (анкетный опрос был проведен автором, 2013 г., в исследовании приняли участие 220 человек) показали:

- 175 воспитателей (79,5 % от общего числа опрошенных) указывали на то, что оценка «близкий к достаточному уровню» предполагает с их стороны усиление педагогической работы с ребенком с учетом выявленных проблем (усиливался контроль во время всего педагогического процесса, ребенку предъявлялась система дополнительных заданий и т.д.);

- 139 воспитателей (63,2 % от общего числа) характеризовали успех ребенка, достигнутый в результате педагогической тренировки, как со стороны воспитателя, так и со стороны родителей, как временный. Проводимая педагогическая работа, со слов наставников, часто приводит к переутомлению, в результате чего у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к обучению и осторожно-пассивный тип поведения, при котором теряется стремление достичь большего, исправить собственные ошибки.

Проблемы детей при усвоении программного материала в силу индивидуальных возможностей, связанных с недостаточным уровнем сформированности психических процессов, не входят в круг задач современных образовательных программ. Процесс оптимизации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании актуализируют необходимость определения направлений педагогической работы по оптимальной организации данной деятельности, а также выявления педагогических условий реализации данных направлений, при которых образовательная деятельность детей протекала бы на эффективной, качественной основе. Продуктивность решения поставленных вопросов зависит от разработки педагогической концепции, как системы взглядов и выделении ее принципов.

Принцип последовательности оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании представляет собой принцип этапного развития и формирования познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с индивидуальными особенностями.

Использование принципа последовательности при решении вопроса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании требует рассмотрения его в двух плоскостях. Во-первых, данный принцип осуществляется на основе генезиса деятельности субъектов образовательного процесса:

- исходным этапом реализации процесса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности является подготовка и переподготовка педагогических кадров;

- квалифицированное взаимодействие педагога с детьми, основанного на изучении психологических особенностей этих детей и последующем их учете в учебно-воспитательном процессе;

- включение родителей в педагогический процесс с детьми с индивидуальными возможностями:

  • создание доверительных отношений с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении данных образовательных программ в силу своих индивидуальных возможностей;
  • формирование готовности (теоретической, эмоциональной и практической) родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей.

Во-вторых, принцип последовательности реализуется через системную организацию преемственного процесса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании на этапах раннего возраста ребенка, а также на этапах дошкольного и младшего школьных возрастов.

Современное социально-экономическое состояние в стране вносит свои коррективы в формирование и развитие подрастающего поколения. В наши дни значительно возросли требования общества, предъявляемые к молодому поколению, в реализации которых  основную роль играет сфера образования. Действительно, высокоэффективная система образования является одним из основополагающих факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны и социального благополучия. Сфера образования признана будущим любой страны, и, как следствие, оно требует приоритетного отношения к себе.

Первой и основной ступенью в системе образования человека является дошкольное образование. Особенностью периода всего дошкольного детства является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее в дальнейшем (на последующих этапах образования) фундаментом для приобретения любых специальных знаний, умений и навыков, а также усвоения различных видов деятельности. За период дошкольного детства происходит интенсивное психофизическое и личностное развитие ребенка. За это время ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения в ближайшей и дальней социальной среде. У него развивается и формируется познавательная деятельность: совершенствуется внимание, увеличивается объем памяти, развивается мышление, закладываются зачатки словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте формируется личность ребенка: развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы, совершенствуются мотивы деятельности. Путь развития потребностей за этот период претерпевает значительные изменения – от элементарных органических, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности, до социальных (в деятельности, общении), в основе которых лежит стремление к установлению социальных отношений и контактов. В своей деятельности ребенок дошкольного возраста проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к результатам своей деятельности. В динамической последовательности развития деятельности появляется целеустремленность в действиях, ребенок постепенно начинает видеть цель и выбирает способы, обеспечивающие ее достижение. В сфере общения и установления контактов в социальной среде другими людьми (сверстники и взрослые, окружающие ребенка) все более заметно у ребенка проявляется способность строить эти отношения дифференцированно, на основе осознания норм поведения и моральных ценностей и нравственных отношений. К концу дошкольного детства у ребенка накапливается определенный социальный опыт взаимодействия со средой его окружения и знания, определяющие его готовность к школьному обучению.

В настоящее время самой распространенной организацией обучения и воспитания детей дошкольного возраста являются дошкольные образовательные учреждения сады, которые призваны создавать условия для всестороннего развития детей, реализации его индивидуальных особенностей и возможностей. Детский сад, имеющий более чем вековую историю и признанный в мировом сообществе как основная форма дошкольной организации жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, и сегодня остается эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей.

Одним из основных принципов определения целей и задач, построения содержания, а также определения форм, методов и технологий образования и развития детей дошкольного возраста является учет социальных, экономических и идеологических изменений, происходящих в обществе. В настоящий момент фундаментальным ориентиром при образовании детей дошкольного возраста служит разработанная международным сообществом «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). В этом документе актуализирована проблема провозглашения приоритетности прав детей в социальном обществе и предложены конкретные меры для защиты этих прав на основе разработанных юридических норм. Ядерная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых условий для их формирования и развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни социального общества. Государства, которые признали основные положения Конвенции несут юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей в рамках их развития, воспитания и обучения. Современное дошкольное образование в России созвучно настоящим международным постулатам.

Одной из наиболее глобальных проблем современного дошкольного образования, на наш взгляд, является несоответствие между целями и задачами, обозначенными стандартами дошкольного образования и индивидуальными возможностями детей. Так, с одной стороны, сегодня неуклонно возрастает сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, одновременно растут организационные требования к детям в процессе их образования, а, следовательно, увеличивается интеллектуальная, организационная нагрузка на детский организм. С другой стороны, заболеваемость детей имеет тенденцию к неуклонному росту практически по всем группам нозологий (болезни нервной системы, болезни органов дыхания, болезни органов кровообращения и др.). В свою очередь, нарушения, в виде снижения, психофизического развития детей дошкольного возраста тормозят процесс их качественного обучения и воспитания.

Нерешенность вопроса качества образования на дошкольной ступени логично приводит к тому, что в системе последующего школьного обучения возникает проблема неуспеваемости детей. И как следствие, здесь особую актуальность представляет вопрос ранней неуспеваемости детей, определяемую практически с первых недель обучения ребенка в школе. Действительно, на практике педагоги часто сталкиваются со школьниками, которые уже с первых дней пребывания в школе испытывают трудности при усвоении программного материала (затрудняются запомнить новый материал, недостаточно осмысливают задания, не могут длительно и сосредоточенно работать и др.), попадая заведомо в разряд неуспевающих. Попытки определить сущность ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста, выяснить причины и период возникновения предпосылок этого феномена предпринимались рядом ученых: Блонским П. П. [1], Сухомлинским В. А. [5], Божович Л. И. [2], Славиной Л. С. [4], Запорожцем А. В. [3].

Так, Блонский П. П., говоря в своих трудах о неуспевающих младших школьниках и причинах их стойкой неуспеваемости, уделял большое внимание предшествующему этапу развития – дошкольному возрасту, т.е. видел истоки неуспеваемости не в самом процессе школьного обучения, а в неподготовленности к нему в период дошкольного обучения [1].

По мнению Сухомлинского В. А., подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам (сила, ловкость, выносливость), так неодинаковы у них умственные силы, необходимые для интеллектуального труда. Ученый утверждал, что память, внимание, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, силе, устойчивости и быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Особое внимание Сухомлинский В. А. уделял слабоуспевающим детям по результатам школьного образования. Он четко указывал на их главный недостаток (причину) – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, ослабление познавательной активности, бедность речи, отсутствие любознательности и неразвитость эмоциональной сферы и личности в целом. Педагога интересовали причины появления данных недостаточных умственных способностей у таких детей. Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, он установил и обосновал, в частности, зависимость успеваемости от соматического здоровья или нездоровья детей младшего школьного возраста [5].

Определяя основные характеристики психологической готовности детей к школьному обучению, Божович Л. И. указывала на то, что, помимо достижения ребенком физиологической зрелости, требуется определенный уровень развития мыслительной деятельности (достаточный уровень развития познавательных процессов), познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей деятельности, поведения и др. [2].

Славина Л. С. связывала причину возникновения проблемы ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста с недоразвитием тех или иных познавательных и эмоционально-личностных психических процессов [4]. Аналогичные взгляды имел Запорожец А. В., отмечая, что готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции поведения и действий и т.д. [3].

На современном этапе проблема ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста учеными решается с позиции готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. По их мнению, успех при освоении программного материала образовательного учреждения, а также органического вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, принятие на себя роли ученика определяется общей готовностью ребенка к школе, реализуемой через возникновение предпосылок учебной деятельности [1-5]. В свою очередь, анализ литературы по проблеме готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению выявил, что она не заключается только в физической готовности, а предполагает и особую психологическую готовность к новым социальным ролям, условиям жизнедеятельности и образования. Современное определение психологической готовности к школе сводится к следующему – это некоторое состояние и уровень психического развития личности ребенка, которое является многокомпонентным образованием, и объективная ее диагностика уточняется, во-первых, за счет анализа и учета соматического здоровья ребенка, влияющего на эффективность образования, и лишь, во-вторых, за счет его социокультурной и, прежде всего, семейной ситуации развития.

Таким образом, следует заметить, что решение вопроса качественного обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста зависит не только от содержательного наполнения программ дошкольных образовательных учреждений, охватывающих все идеологические веяния страны, но и от индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности развития у них тех или иных познавательных и эмоционально-волевых процессов, умений, навыков и др.

Таким образом, применительно к концепции оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании принцип преемственности заключается как в генезисе деятельности субъектов образовательного процесса, так и в последовательном и поэтапном развитии и образовании ребенка с индивидуальными возможностями на этапах раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. 


Библиографическая ссылка

Лихачева Е.Н., Сакаева А.Н., Олексюк З.Я. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24312 (дата обращения: 22.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074