Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л.В. СОБИНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Коняева М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова»
Данная статья предлагает рассмотреть компоненты авторской модели формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Определен комплекс педагогических условий в рамках авторской модели развития здоровьесберегающих компетенций, необходимый для формирования ценностно-мотивационных установок у учащейся молодежи на занятиях физической культурой. Представлена конверсия некоторых спортивных технологий и методик в процесс физического воспитания студентов, как наиболее эффективного направления по формированию здоровьесберегающих умений, навыков и компетенций, а также укрепления здоровья студентов. Дана подробная характеристика каждого структурного компонента авторской модели: теоретико-методологический, диагностический, оздоровительно-восстановительный. Обоснован переход от знаниевой модели формирования здоровьесберегающих компетенций к интегрально-практической модели на основе комплексного применения разработанных компонентов.
компетентность
здоровьесбережение
модель
компоненты
педагогические условия
ценностные установки
мотив
диагностика
1. Арстанов, М. Ж. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии [Текст] / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1980. – 207 с.
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии.– М.; Р-на-Д., 2006. 945 с., С. 45
3. Бусыгин А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. –Симбирск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. – 224 с., ил.
4. Днепров С. А. Генезис научного педагогического сознания: автореф. … д-ра пед. наук. – М., 2007.
5. Закопайло С. А. Формирование здорового образа жизни и ее ценностей у старшеклассников: методические рекомендации / С. А. Закопайло. – Переяслав- Хмельницкий: Буклет, 2001. – 58 с.
6. Коняева М. А. Педагогические проблемы общефизической подготовки студенток университета: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2000.
7. Красноперова, Н. А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента [Текст] / Н. А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 6.
8. Литвинова, Н. П. Маркетинг образовательных услуг [Текст] / Н. П. Литвинова, Е. Н. Подшибякина, В. В. Шереметова. – СПб.; Казань: Издательский центр ТИСБИ, 2002. – 108 с. 8. Проектирование здоровьесберегающего пространства высшего учебного заведения средствами личностно-ориентированного образования: автореферат дис. … канд. пед. наук / О. Е. Подгорная. – Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.

При анализе современных требований к освоению предметной области дисциплины «Физическая культура» на всех уровнях образования четко отслеживается тенденция модернизации в данной сфере, основным вектором которой является становление обучаемого как индивидуальности, проявляющей личностную позицию как фундаментальное свойство, отражающее взаимосвязь внутреннего содержания и внешнего, биологического начала и социального, взаимосвязь с окружающей средой. Данную установку можно воспринимать как совокупность стимулов и смыслов, побуждающих педагога и обучающихся к освоению достаточно широкого объема здоровьесберегающих знаний, развитию двигательных способностей, физических качеств, рефлексии, а также овладению специальными компетенциями по организации различных видов здоровьесберегательной деятельности.

В развитии здоровьесберегающих компетенций студентов вузов имеет место определенная модель. Под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства, строение и т.д., либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей [2, с. 45].

На основе анализа научной литературы и собственного опыта определим комплекс педагогических условий в рамках авторской модели развития здоровьесберегающих компетенций, необходимый для формирования ценностно-мотивационных установок у учащейся молодежи на занятие физкультурой [9, с. 11].

Педагог

  1. Создание в учебном заведении здоровьесберегающей среды и введение объекта воспитания в активный организованный познавательно-деятельностный процесс освоения сущности ЗОЖ.
  2. Проведение педагогической диагностики, определяющей уровень усвоения обучающимися норм ЗОЖ, и разработка на ее основе модели формирования ценностно-мотивационных установок на участие в рамках занятий физкультурой как средства приобщения учащейся молодежи к ЗОЖ.
  3. Осуществление целенаправленного и управляемого взаимодействия преподавателя и учащегося/студента в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, предполагающего интеграцию учебной и внеучебной деятельности по формированию ценностного отношения к ЗОЖ.
  4. Разработка критериев, показателей и диагностических методик для оценки уровня сформированности ценностно-мотивационных установок, выбор и разработка технологии их формирования в контексте положений физкультурных компетенций.
  5. Интеграция деятельности учебных заведений между собой и с другими социальными институтами в формировании ценностно-мотивационных установок на участие в физкультурно-оздоровительном движении в рамках занятий физкультурой [4, с. 159].

Студенты

Физкультурное образование в процессе профессионализации личности студента обеспечивает физическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности, физкультурное сопровождение ее профессионального становления и развития, способствует формированию физической культуры будущего профессионала, что актуализирует роль физического воспитания в формировании социально активной личности в гармонии с ее физическим развитием [5, с. 41].

Профессионально ориентированная подготовка студентов в учебном заведении в процессе физического воспитания должна базироваться на специально ориентированных технологиях образования, инновационных авторских учебных программах, индивидуальной траектории развития личности обучаемого. Это обеспечивает развитие и совершенствование прикладных физических, психофизических и психофизиологических качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности, способствует формированию профессионально важных компетенций и профессионализации будущих специалистов, реализуется в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Таким образом, содержание профессионально ориентированной подготовки студентов музыкальных специальностей в процессе физического воспитания определено в рамках модельного и компетентностного подходов, связывалось с возможностью формирования у студентов средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, двигательных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих компетенций и компетенций физкультурного самосовершенствования [7].

Наиболее современным и эффективным направлением по формированию необходимых здоровьесберегающих умений, навыков и компетенций, а также укреплению здоровья студентов, представляется конверсия некоторых спортивных технологий и методик в процесс физического воспитания студентов. Принципиально необходим переход от знаниевой к интегрально-практической модели компетенций. Зачастую компетентностный подход практически полностью сводится к традиционному знаниево-квалификационному, актуализируя личностные качества обучающихся в терминах «способностей». С научных позиций подобная актуализация выглядит, мягко говоря, странно, ибо «способности», являясь психолого-физиологической характеристикой личности, формируются и совершенствуются во многом, а может быть и в основном вне сферы формального образования и уж тем более требований ГОС ВПО. Очевидно, что в условиях современной экономики более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы. В авторской модели теоретически и практически доказана интегральная работа следующих компонентов

Теоретико-методологический компонент

В процессе формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов открываются большие возможности для умственного, эстетического, трудового, нравственного видов воспитания личности. Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной работоспособности. Умственное воспитание повышает качество физического воспитания за счет осознания сущности задач, творческих поисков их решения. Образовательная часть умственного воспитания в процессе физического заключается в формировании специальных физкультурных знаний. Данный процесс должен поддерживаться и в межпредметных связях. В образовательном процессе необходимо создать основную систему, стержнем которой будет являться здоровье. В связи с этим возникает необходимость поиска новых методов формирования здоровьесберегающих компетенций, переосмысливания ценности двигательной активности, понимания эффективного использования средств физической культуры в восполнении недостатка физического развития и психоэмоциональной устойчивости. Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровьесберегающее обучение, которое включает знания о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение личного здоровья, оценку формирующих его факторов, усвоение знаний о ЗОЖ и умений его построения, а также формирование ценностей здоровья, ЗОЖ как общечеловеческих ценностей. С целью формирования здоровьесберегающих компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе нами был предложен интегративный курс «Основы здоровьесберегающей деятельности», который включает в себя три блока: концептуально-интегрирующий, эмоционально-нравственный, деятельностный, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и являются последовательными шагами к формированию здоровьесберегающих компетенций будущих профессионалов. Программа данного интегративного проекта составлена на основе концептуальных положений стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина [3].

Диагностический компонент педагогической модели

Важным условием обучения является процесс формирования компетентности в области личного здоровья, его сохранения и укрепления, сущность которого включает: диагностику и тестирование психических и физических качеств человека; разработку личных оздоровительных комплексов упражнений; разработку личного проекта самооздоровления. В процессе диагностики сформированности здоровьесберегающих компетенций студентов мы применили разнообразные методы оценки – анкетирование, тестирование, опрос, анализ медицинских карточек студентов (наличие у них профессиональных заболеваний, математические методы обработки полученной информации). Достоверность полученной информации обеспечивалась тщательным продумыванием организации эксперимента, объективностью информации, разнообразием используемых методов исследования, валидностью и надежностью используемых методик диагностики исследуемой характеристики студентов. Использование метода анкетирования позволило нам определить реальный опыт здоровьесберегающей деятельности студентов вуза, выявить степень осознания собственной ответственности за возникновение проблем, связанных со здоровьем, и необходимости активного участия в их решении; определить мотивы, движущие студентами при участии в формировании здоровьесберегающих компетенций; выяснить потребность студентов в повышении уровня знаний о здоровье, правилах ведения здорового образа жизни, роли и влиянии физических упражнений на организм занимающихся; определить мотивы, побуждающие студентов углублять свои знания о здоровье, здоровом образе жизни; определить вклад физической культуры как учебной дисциплины в процесс формирования знаний и убеждений студентов о здоровье, здоровьесберегающей деятельности; анкетирование студентов проводилось для выявления уровня знаний по владению студентами основными понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни»; о глобальных проблемах здоровья современности; об осведомленности студентов о путях и методах укрепления и сохранения здоровья, правилах ведения здорового образа жизни; представлениях студентов об ответственности быть здоровым, укреплять и сохранять свое здоровье; опрос студентов позволил выявить интенсивность ценностного отношения к проблемам здоровья, его укрепления и сохранения, исследовать интересы, желания, мотивы и потребность студентов вуза в здоровьесбережении; ранжирование способствовало выявлению отношения студентов к здоровью как к ценности, замеры оптимального соотношения объёма пороговых нагрузок и общего объёма учебно-тренировочных занятий для развития кондиционных навыков определил общее физическое развитие студентов, их функциональное состояние, порог выносливости; эффективность тренировочных программ оценивали по сдвигам в уровнях индивидуального АнП и по педагогическим наблюдениям; эргометрические замеры помогли выявить слабые места в физической подготовленности студентов (выносливость, скорость анаэробная, или анаэробная производительность и т.п.) с тем, чтобы целенаправленно их устранить [6, с. 41].

Замеры оптимального соотношения объёма пороговых нагрузок и общего объёма учебно-тренировочных занятий для развития кондиционных навыков определил общее физическое развитие студентов, их функциональное состояние, порог выносливости; эффективность тренировочных программ оценивали по сдвигам в уровнях индивидуального АнП и по педагогическим наблюдениям; эргометрические замеры помогли выявить слабые места в физической подготовленности студентов (выносливость, скорость анаэробная, или анаэробная производительность и т.п.) с тем, чтобы целенаправленно их устранить.

Оздоровительно-развивающий компонент

Технология обучения физическим упражнениям – сложный комплексный педагогический процесс, который включает содержательно – профессиональные, психолого-педагогические, организационные, технические и другие аспекты. Это многопрофильный алгоритмический процесс достижения определенного освоения двигательного навыка. Одним из способов овладения студентами обязательными знаниями в целях сохранения и поддержания здоровья непосредственно входит в предлагаемую педагогическую модель формирования здоровьесберегающих компетенций. В связи с этим был определен базовый модуль, реализованный в ходе экспериментальной работы, состоящий из нескольких блоков. Базовый модуль включает минимум обязательных знаний (компетенций). Ключевые компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире (общекультурные – ОК). Актуализация именно такого принципа подготовки связана с возможностями изменений и модификации каждого содержательного блока в зависимости от новых требований и развития психолого-педагогической науки [8, с.2 и 5].

Педагогическое наблюдение за студентами в процессе прохождения и усвоения ими учебных модулей в рамках системы рейтингового контроля подтверждает влияние факторов, формирующих внутреннюю мотивацию и мотивацию достижений, основанных на целях достижения, – это ориентация не на результат, а на выполнение задания, положительное подкрепление, эффективное влияние информационного аспекта поощрений, а не контролирующего. В целях этого в образовательном процессе вуза должны соблюдаться три основных условия, реализующихся на основе маркетинговой деятельности вуза:

  1. Обеспечение сознательного усвоения студентами необходимого объема теоретических знаний и практических навыков, связанных с осуществлением здорового образа жизни и укреплением здоровья.
  2. Актуализация эмоционального отношения студентов к формированию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта как индивидуально-личностной ценности в процессе профессиональной деятельности вуза.
  3. Включение студентов в деятельность по построению и реализации программ здорового образа жизни.

Приняв эти положения как доминантные, нами разработано содержание комплексной программы формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта студентов как совокупность трех направлений [1, с.102].

Первое направление (теоретическое) было преимущественно направлено на формирование когнитивного компонента здорового образа жизни студентов и предусматривал следующие направления работы:

  1. Включение валеологической информации в программу по дисциплине «Физическая культура» с целью формирования сознательного отношения студентов к здоровому образу жизни как социальной и личностной ценности; представлений студентов о роли здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека.
  2. Разработка авторского интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности», в рамках которого осуществлялось формирование здоровьесберегающих компетенций будущих профессионалов, которая составлена на основе концептуальных положений стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина и включает три блока: концептуально-интегрирующий, эмоционально-нравственный, деятельностный [1, с.102].

Второе направление (практическое) реализовывалось в рамках физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности с использованием авторской программы физического развития и функционального состояния студентов при помощи бега и общеукрепляющей гимнастики. Осуществлялось формирование поведенческого компонента здорового образа жизни студентов, основанного на умении выстраивать индивидуальную программу здорового образа жизни и планомерно реализовывать ее в сфере физической культуры и спорта

Третье направление (восстановительное) было преимущественно направлено на использование восстановительной программы, использование которой соотносилось с основным содержанием и логикой построения занятий физическими упражнениями и соответствовало принципам доступности и безопасности для здоровья. С учетом выявленных факторов, определяющих эффективность восстановительного психотренинга, экспериментальная программа должна базироваться на комплексном ауто- и гетеровоздействии при условии глубокой релаксации с использованием функциональной музыки.

Комплексность предлагаемой нами программы выражается в том, что все мероприятия по формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов, базируются на профессиональной деятельности вуза, подчиняются единым целям и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных профессиональных факторов объективного и субъективного характера. Модельная представленность и реализация содержания психолого-педагогического образования по проблеме здоровьесбережения и развития позволили сформировать достаточно высокий уровень компетентности к сохранению и поддержанию здоровья студентов в художественном вузе.


Библиографическая ссылка

Коняева М.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л.В. СОБИНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24150 (дата обращения: 18.01.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252