Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузьмичева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»,
В статье автором рассмотрена проблема конкурентоспособностибудущих педагогов, сформулировано авторское отношение к проблеме профессиональной подготовки конкурентоспособного педагога в русле создания и управленияорганизационными (управленческими) и технологическими (содержательными) ресурсами региона.С целью повышения качества подготовки будущих педагогов автор определяет необходимость создания и использования региональных ресурсовна всех уровнях профессиональной подготовки педагогов высшего образования: проектирования образовательной деятельности, формирования компетентного специалиста и оценки сформированности компетентности выпускника направления «Педагогическое образование» с участием всех субъектов образовательных отношений.
профессиональная подготовка студентов направления «Педагогическое образование».
конкурентоспособность выпускника
профессиональная компетентность
федеральный государственный образовательный стандарт
1. Закон об образовании РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ [дата обращения 15.10.2015].
2. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель)// Проблем качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2 [Текст]/ И.А.Зимняя// Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». Уфа: Исследовательский центр проблем качеств подготовки специалистов, 2005. С.10-19
3. Кузьмичева Т.В.К вопросу подготовки педагогов инклюзивного образования (статья ВАК) Печ. Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 1942.ссылка на эл. Адрес
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Педагогическое образование http://pspu.ru/upload/pages/22008/44.03.01_Pedagogicheskoje_obrazovanije_(bakalavriat).doc [дата обращения 15.10.2015]
5. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] А.Ф.Хуторской/. М.: Эйдос; Издательство института образования человека, 2013. 72 с.

Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение.В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства.

 Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников и жестко регулировать число студентов.

На современном этапе новые требования к качеству высшего образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения как в организации, так и содержании и технологии подготовки будущих педагогов.С одной стороны,  вектор государственной политики РФ в образовании и науке сосредоточен, на повышении конкурентоспособности российских ВУЗов на международном рынке образовательных услуг средствамиразличных содержательных и законодательных реформ всех уровней образования, что напрямую связано с серьезным изменением требований к организации образовательного процесса. С другой стороны, высокий уровень конкуренции на рынке труда приводит к тому, что работодатель предъявляет конкретные требования как куровню  профессиональных знаний и умений, так и к степени их владения, которыми должен обладать выпускник - в частности, направления «Педагогическое образование».

Цель исследования

При выборе по направлению «Педагогическое образование»у студентов должен бытьчеткий прогноз о  ситуации на рынке труда, которая ожидает их по окончании обучения в ВУЗе что, соответственно, дает возможность прогнозироватьожидания  работодателей понимания ими профессиональной конкурентоспособности будущих педагогов.

Задачи прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам и муниципалитетам, трудоустройства выпускников, выстраивание системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагоговопределяют курсВУЗовна  интеграцию всех аспектов образовательнойдеятельности с работодателями (Т.В.Кузьмичева [3]).

В  контексте решения  проблемы конкурентоспособности будущих педагогов наиболее ценным представляется создание в 2015году в Мурманской области единого крупного образовательного центра России за Полярным кругом -Мурманского арктического государственного университета, -который позволит объединить материально-технические, кадровые, образовательные и другиересурсы региона, что создаст условия для привлечения внимания молодежи к педагогическим профессиям,  расширит спектр образовательных программ, даст возможность получения современных инновационных знаний, построенных на основе интегративных принципов образования.

Материалы и методы исследования

В Законе РФ «Об образовании» [1] предусмотрено обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления образованием, в котором сочетается деятельность государственных, муниципальных органов и администраций образовательных учреждений с деятельностью органов всех субъектов образовательного процесса, направленной на развитие  образовательной сферы.

 В Мурманском Арктическом государственном  университете действует открытая система, эффективность которой определяется как внутренними ее качествами, так и условиями окружения. Организация непрерывного сотрудничества, «встречного» движения всех участников образовательных отношений, имеющих определенный интерес к решению проблем качества подготовки будущих педагогов Мурманской области, является предпосылкой развития системы профессиональной подготовки конкурентоспособных педагогов региона.

С целью повышения качества подготовки педагогических  кадров, приведения системы педагогического образования в соответствие с Профессиональным стандартом педагога и ФГОСов общего образования необходимо проанализировать, насколько однонаправлены векторы сотрудничества,- в частности, студентов направления подготовки ««Педагогическое образование»-профессорско-преподавательского состава и непосредственных работодателей, а также изучить практики высшего образования студентов направления подготовки «Педагогическое образование»[5] с позиции компетентностного подхода деятельности педагогов, планирующих работать с разными категориями детей и подростков.

Таким образом, актуальность исследования проблемы конкурентоспособного педагога высшего образования вызвана рядом противоречий:

на нормативно-правовом уровне: между общественно-государственным заказом на объективно-необходимый поиск принципиально новых, более эффективных подходов к подготовке конкурентоспособных выпускников рассматриваемых  образовательных направлении и неспособностью традиционной  системы высшего образования обеспечить достижение заданного уровня;

 на методологическом, научно-теоретическом, уровне: между объективной значимостью проблемы создания  системы  подготовки конкурнетоспособных кадров в области образования и недостаточной её научной разработанностью в педагогической теории.

на дидактико-методическом уровне:между объективной необходимостью в разнообразии образовательно-технологического обеспечения системы высшего образования и ее недостаточной технологичской обеспеченностью.

на региональном   уровне: между необходимостью учета региональных особенностей и ресурсов системы высшего образования, кадровой потребностью и их применения к региональным условиям.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: разработка методологических, теоретических и технологических основ, определяющих условия создания модели высшего образования, реализация которой обеспечит конкуретноспособность педагогов  в условиях трансформации общества.

Для преодоления противоречий, необходимаразработка новой методологии исследования,  которая интегрировала бы  существующие подходы: системный (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин);  социально-контекстный (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Н.Б. Лаврентьева) и  теории  образования: теория взаимодействия интеграции и дифференциации (А.Г.Асмолов, Л.П.Буева, Н.И.Вьюнова, А.Я.Данилюк, А.Д.Урсул и др.); теория непрерывности, последовательности, взаимозависимости всех звеньев педагогической системы образования (Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Е.В.Ткаченко и др.);развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев, С.И. Кисельгоф); проблем формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В. М. Антипова, А. Я. Арет). Интеграция представленной методологии позволила бы вывести научный анализ тенденций и перспектив развития высшего образования на качественно новый уровень исследования.

На наш взгляд,  создание  системы профессиональной подготовки будущих  конкурентоспособных педагогов может быть эффективным, если:

- осуществляется на основе социально-контекстного, системного, регионального, инновационного, интегративно-инклюзивного, медико-социального, психолого-педагогического и правового подходов всех участников образовательных отношений;

- содержательно-технологический компонент  системы профессионального образования студентовбазируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню обеспечения условий  качества образования;

- осуществляется системный мониторинг качества высшего образования, обеспечивающий адекватные действия, направленные на ее совершенствование;

- созданы необходимые условия реализации модели конкурентоспособности выпускника Мурманского арктического государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование».

Результаты исследования и из обсуждение.

Несмотря на обозначенную  существенную актуальность ситуации, сегодня недостаточно представлены исследования, в которых были бы сопоставлены федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  высшего образования [5]и требования рынка труда относительно профессиональной компетентности студентов направлений «Педагогическое образование», обеспечивающей их конкурентоспособность.В этом сопоставительном анализе и есть природа движения высшего образования к рынку труда  с учетом запросов работодателей.

Решение проблем соответствия подготовки специалистов в ВУЗе требованиям рынка труда, соответствия сформированных профессиональных компетенций у студентов направления  «Педагогическое образование», которые они получают в период обучения, тем запросам реального работодателя, который ожидает их по завершению обучения,зависят от содержания и качества используемых на практике форм взаимодействия высшего образования и работодателей.

Для оценки эффективности подготовки кадров существует основной  критерий - владение выпускниками ВУЗов совокупностью ключевых, профессиональных, компетенций, которые являются результатом профессиональной подготовки  в рамках реализации компетентностного подхода (А.В.Хуторской[5], И.А Зимняя [2]и др.).

Данный индикатор всегда был результатом совместной образовательной деятельности «студент-преподаватель» и выражался в показателях готовности выпускника к решению современных профессиональных задач. На наш взгляд, следует выделить  уровни формирования профессиональных компетенций с позиции взаимодействия всех участников образовательных отношений в системе подготовки  конкурентоспособных педагогов высшего образования,  а именно: преподаватель-студент- педагог-практик-работодатель.

1 уровень (организационный). Цель- создание образовательных ресурсов подготовки педагогических кадров высшего образования. На данном уровне участниками образовательных отношений происходит проектирование образовательной деятельности в диаде «преподаватель-работодатель».

Формы взаимодействия: написание работодателями экспертных заключений на учебные планы по направлению «Педагогическое образование»; рецензирование рабочих программ дисциплин, планируемых к реализации обозначенного направления подготовки; заключение договоров о сотрудничестве и проведении практик; создание ресурсного центра с участием инновационных организаций региона, осуществляющих производственную деятельность и университета; составление заявок на написание курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом образовательных потребностей региона; разработка системы независимой профессиональной оценки компетентности выпускников направления «Педагогическое образование».

2уровень (содержательный). Цель - реализация образовательных программ подготовки конкурентоспособных педагогов, применение образовательных  ресурсов региона, в том числе сетевое взаимодействие.

Формы взаимодействия: привлечение педагогов-практиков к преподаванию дисциплин; организации практик, стажировок; написание экспертных заключений по прохождению практик студентом;  участие в сопровождении карьерного роста студентов, в том числе составление портфолио обучающихся; экспертиза методических мероприятий, проведенных студентом и др.

3 уровень (рефлексивный). Цель -оценка сформированности компетентности выпускника.

Формы взаимодействия: апробация системы независимой профессиональной оценки компетентности выпускников направления «Педагогическое образование»(участие в работе государственной итоговой аттестации; профессиональное тестирование; собеседование и т.д.).

Заключение.

Таким образом, перед высшим образованием, в том числе - Мурманским арктическим государственным университетом, встает актуальная задача внедрять новые формы учебной и самостоятельной деятельности студентов не только наряду с традиционными формами и видами педагогической деятельности, но и учитывать запросы и ожидания всех субъектов образования (преподавателей, студентов, педагогов-практиков и работодателей). Благодаря «встречному» движению заинтересованных работодателей, активных студентов и компетентных преподавателей,  инициации в русле сотрудничества и партнерства положительно влияют на качество подготовки профессионально ориентированного выпускника - будущего конкурентоспособного педагога, с теми профессиональными компетенциями, которые ему необходимы в конкретной образовательной организации.

 

Рецензент:

Жигунова Г.В., д.соц.н., доцент проректор по научной работе Мурманского арктического государственного университета, г.Мурманск.

Прялухина А.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.


Библиографическая ссылка

Кузьмичева Т.В. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23907 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074